Чернобыль

Список разделов Общество История

Описание: Все, о днях минувших… Здесь есть о чем поспорить и порассуждать…
Модератор: Katerinka

#1 Katerinka » 22.08.2009, 18:00

Тема перенесена со старого форума

-------------

У меня есть куча фотографий "свеженьких" из зоны. Ждала, когда Игуан начнет их выкладывать, но, пожалуй, начну я, а он прокомментирует, если захочет.

Указатель на Чернобыль. Фон ниже нормы. Норма, если не ошибаюсь, 015.

Изображение

Контрольно-пропускной пункт в зону.

Изображение

Изображение

город Чернобыль
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 101 (+105/−4)
Лояльность: 75 (+76/−1)
Сообщения: 30298
Темы: 319
С нами: 9 лет 1 месяц

Re: Чернобыль

#2 Katerinka » 22.08.2009, 18:01

Продолжение...

Больше всего "фонят" листья, мох и земля.

Изображение

А эта бутылка лежит там много лет. Помните, были такие стеклянные бутылки?...

Изображение

Сосна, выросшая посреди города...

Изображение

8 этаж гостиницы...

Изображение

Тени, нарисованные на стенах пустых домов...

Изображение

Изображение

На ЧАЭС

Изображение
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 101 (+105/−4)
Лояльность: 75 (+76/−1)
Сообщения: 30298
Темы: 319
С нами: 9 лет 1 месяц

Re: Чернобыль

#3 Katerinka » 22.08.2009, 18:02

Кладбище радиоактивной техники

Изображение

Добавлено спустя 2 минуты 1 секунду:
брошенные баржи, на которых подвозили песок к АЭС.
Для тех, кто не в курсе: потом этот песок в мешках сбрасывали с вертолетов на разрушенный 4-й блок.

Изображение

Добавлено спустя 1 минуту 7 секунд:
Памятник погибшим пожарным, которые первые оказались на месте аварии.

Изображение

Добавлено спустя 2 минуты 45 секунд:
Детский сад...

Изображение

Добавлено спустя 2 минуты 38 секунд:
Аттракционы в парке

Изображение

Добавлено спустя 3 минуты 32 секунды:
Панорама мертвого города...

Изображение
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 101 (+105/−4)
Лояльность: 75 (+76/−1)
Сообщения: 30298
Темы: 319
С нами: 9 лет 1 месяц

Re: Чернобыль

#4 Katerinka » 22.08.2009, 18:02

Вот здесь хорошо видно эти баржи.

http://wikimapia.org/#lat=51.405952&lon ... =0&m=a&v=2
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 101 (+105/−4)
Лояльность: 75 (+76/−1)
Сообщения: 30298
Темы: 319
С нами: 9 лет 1 месяц

Re: Чернобыль

#5 Katerinka » 22.08.2009, 18:03

А теперь хочу вам предложить цикл статей об этой поездке.
Публикуется в "Вечернем Мариуполе". У вас - эксклюзив! :) То есть здесь будет раньше, чем в газете.
Примечание: Для кого - много букв - не читайте!

ЧЕРНОБЫЛЬ: ПУТЕШЕСТВИЕ В ОДИНОЧЕСТВО

Последней поездкой нескольких сотрудников «Вечерки» в ушедшем году стало посещение чернобыльской Зоны отчуждения 10 – 11 декабря. Об этом – наши путевые заметки

Кто-то, узнав о нашей еще планировавшейся поездке, вовсю выражал неодобрение, интересуясь, «где же наши мозги». Кто-то (в лице младшего брата автора этих строк) слезно просился с нами. А кто-то тихо завидовал перспективе столь захватывающего путешествия. Наш редактор, снабдив необходимыми напутствиями, с оптимизмом отправила нас в путь-дорогу. Тем более что - сами напросились.

Интернет – великая вещь. Именно с его помощью практически любой желающий, достигший 18-ти лет, может сам устроить себе поездку в Чернобыльскую зону отчуждения. Организацией таких поездок занимается несколько объединений, в том числе сообщество бывших припятчан и информагентство «Чернобыльинтеринформ». Именно последняя служба принимала нашу делегацию.

Поздним вечером восьмого декабря главные авантюристы «Вечерки» (Александр Македонский – за рулем, Екатерина Романова и автор этих строк – в качестве пассажиров) на редакционной «девятке» отправились покорять просторы украинских автодорог, от южных берегов – к северной границе страны, к Полесью, зараженному атомной чумой. Впереди – более девяти сотен километров пути…

Ожидания начала пути

Каждый из нас ждал от этой поездки чего-то своего, и в то же время все мы ждали одного и того же. Горели желанием соприкоснуться с событием мирового значения и увидеть техногенный пейзаж, который (в основном, по фотоснимкам) знаком всему населению Земли. Как любопытствующим аматорам, нам всем было интересно ощутить атмосферу пустующей Припяти. И обычные веселье и дурачество куда-то испарялись, стоило только заговорить о предстоящем. Не потому что страшно, а потому что для каждого из нас события, связанные с Чернобылем, неожиданно оказались чем-то трепетным и серьезным. Не темой для обычных шуток. Не поводом для улыбок.

С первых минут пути начался тотальный обмен сведениями о нашем пункте назначения, которые каждый имел за спиной – то ли помня со школы, то ли выискав в Интернете за месяц до поездки. .Александра Македонского не покидали впечатления от компьютерной игры «С.Т.А.Л.К.Е.Р. Тень Чернобыля», которая, как известно, базируется на реальных пейзажах Зоны и детально воспроизводит картины города Припять. К тому же, славится угнетающей, то есть достоверной, игровой атмосферой.

А что мы знали о Чернобыле и о том, чего ожидать от поездки?
- Что почти двадцать два года назад в нашей стране произошла самая крупная в истории человечества техногенная катастрофа.
- Что в радиусе 30-ти километров от эпицентра взрыва никто не живет, да и не будет, и не сможет жить ближайшие несколько тысяч лет.
- Что существует некое укрытие над разрушенным четвертым энергоблоком ЧАЭС, именуемое саркофагом.
- Что версий о причинах катастрофы – масса, начиная от иностранной диверсии и заканчивая инопланетным вмешательством.
- Что наш дозиметр в перспективе будет показывать какие-то страшные цифры.
- Что на заявке, отосланной в агентство редакцией, обязательно должна была значиться жутковатая пометка: журналисты медицинских противопоказаний к нахождению в зоне ионизирующего излучения не имеют.
- Что мы, хоть и журналисты, но все же безмерно далеки от понимания истинных масштабов произошедшей когда-то трагедии и от ее существующих до сих пор последствий…

Дорога к Зоне. Дорожные впечатления и… встречи

…Ночная дорога встречала нас то снежной мрякой, то туманом. Состояние нервного возбуждения совершенно не подразумевало сна, поэтому шел активный обмен впечатлениями – настоящими и ожидаемыми. В перспективе было еще около шестнадцати часов пути и ночная снежно-неприветливая, но оттого не менее интересная Украина. Верным нашим спутником был атлас автомобильных дорог Украины, которому предстояло провести нас от границы до границы – от Юга к Северу.

Первая остановка была сделана в Орехове Запорожской области ближе к часу после полуночи (а выезжали мы в десять вечера). Екатерина Романова заявила, что «знает где находятся эти киоски, на вывеске написано «Горячий хлеб», там можно выпить чаю». Горячий чай пришелся как нельзя более кстати – немного взбодрил и придал сил для дальнейшей ориентации на ночной местности.

Приблизившись к Запорожью (между часом и двумя после полуночи), мы некоторое время решали жизненно важный вопрос: то ли ехать по объездной дороге, более короткой и менее интересной, то ли направиться через центр города, проехать немного большее количество километров, зато посмотреть плотину ГЭС в ночной подсветке. Стоит ли говорить, что практически единогласно решение было принято в пользу второго варианта.

Но ночная гладь воды по обе стороны от плотины, подсвеченная матовыми темно-фиолетовыми фонарями, была далеко не единственным впечатлением, полученным нами в ночном Запорожье. Стоит вспомнить, казалось, бесконечный проезд по главной улице этого города. Столица соседней области даже ночью подтверждает свой статус города – «автомобилиста»: такой концентрации автосалонов не найдется больше нигде по Украине. «Гвоздем программы» стал запорожский автозавод, чья готовая продукция (новенькая, пока без номеров) гордо выстроилась за стальным решетчатым забором на участке площадью в несколько футбольных полей.

Дорога между Запорожьем и Днепропетровском была бы и вовсе безынтересной (и спать уже хотелось), если бы не дорогие сердцу каждого водителя гаишники. Нам попались любители попридираться к кому не лень ночью на практически пустой трассе. Гордо отписав в протоколе, что «не ехали по данной полосе из-за плохого состояния дороги», Александр Македонский направил нашу «девятку» в сторону города-на-Днепре.

Через центр Днепропетровска мы решили не ехать. Поехав по окраинам города в поисках выезда на киевскую трасу, мы неожиданно обрели весьма экзотичную компанию. Когда мы остановились у киоска купить воды, нам в попутчики напросился парень с огромным супермаркетовским пакетом, полным продуктов (это в три часа ночи-то). Сказал, что далеко живет, а за такси запросят не меньше сорока гривен.

Усевшись на заднее сидение, этот парень начал беспрестанно говорить. Любой наш вопрос он сопровождал такими обширными комментариями, что с его слов казалось возможным написание обширной ознакомительной статьи о городе Днепропетровске. Несмотря на заявление о том, что свой город он любит и переезжать никуда не собирается, парень сделал Днепру обширнейшую антирекламу. Так мы узнали о произволе милиции, (далее - внимание) об обилии наркоманов, об эмоциональной скупости и неприветливости местных жителей. Попутно парень указал нам, как выехать на киевскую трассу.

А когда дверь за ним захлопнулась, Екатерина Романова сказала: «Этот парень точно был под амфитамином». А мне почему-то стало грустно-прегрустно.

Попеременно с Екатериной засыпая, усилиями Александра, сидевшего на энергетических напитках, мы доехали до Киева – уже у одиннадцати утра. Напетляв полсотни километров по неприветливо-серой и грязной столице, мы наконец-то нашли ту трассу, которая должна была привести нас к Зоне…

(Продолжение следует).

Ирина ГРИНЮК.
Фото автора.

Продолжение читайте в следующем номере «ВМ»

* Примечание: Александр Македонский и Екатерина Романова - постоянные редакционные псевдонимы.
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 101 (+105/−4)
Лояльность: 75 (+76/−1)
Сообщения: 30298
Темы: 319
С нами: 9 лет 1 месяц

Re: Чернобыль

#6 Katerinka » 22.08.2009, 18:03

Чернобыль. Путешествие в одиночество

Продолжение.

Последние километры

Долгие плутания ночными и утренними мегаполисами, восемнадцать часов непрерывного пути закончились для нас первой в этом путешествии ночевкой вне автомобиля. Остановились мы в небольшой гостинице в городе Иванково, находящемся в двенадцати километрах от Зоны.

Иванково – маленький городок, как будто до сих пор живущий в середине 90-х годов прошлого века. Здесь сложно найти батарейки дороже, чем за полторы гривны, здесь нет магазинов с евроотделкой, карточки пополнения счета есть только для абонентов «Киевстара», «МТС» и «Лайфа», а большинство магазинов называются весьма просто: «Магазин» или «Продукты». И, как всегда в провинции, не покидает ощущение, что все жители друг друга знают. Провинция эта находится менее чем в сотне километров от столицы...

Утром десятого декабря мы проснулись с твердо обозначенной целью: к десяти часам успеть к контрольно-пропускному пункту в Зону. Сборы много времени не заняли, и вскоре в взвинченном состоянии мы уже сидели в автомобиле.

Первый раз по-настоящему страшно стало, когда на дорожном указателе появилось название «Чернобыль». Если раньше и все происходящее, и перспектива казались немного нереальными, не до конца осмысленными, то сейчас стало понятно, что Чернобыль – это то, что существует на самом деле. Что это – не выдумка журналистов, не мифический город, не легенда.

Тогда же мы впервые после выезда из Мариуполя решили включить наш дозиметр. Дома, в городе, он показывал 11-12 микрорентген в час (мкр\ч) при норме 15 – 19. Здесь же он показал... 8.

Правильность дороги мы отслеживали с помощью специального списка всех населенных пунктов, которые мы должны были проехать. Но главная дорога к Зоне всего одна, заблудиться на ней сложно, так что уже через полчаса наш автомобиль стоял у шлагбаума с надписью «Danger» (опасность) у контрольно-пропускного пункта Дитятки.

После КПП

Формально в Зону кого попало не пропускают. С собой обязательно должен быть документ, подтверждающий твое право не въезд, и обязательно паспорт. Когда все формальности были улажены, мы двинулись дальше все по той же дороге, только уже по другую сторону от шлагбаума.

С нами была попутчица – женщина из села близ Зоны, которую мы подвозили на работу в Чернобыль. Она поделилась с нами своей тревогой: оказывается, жителей Зоны частенько беспокоят волки и другие дикие животные – кабаны. Правда, мы по дороге до Чернобыля (шоссе проходит в смешанных лесах) так ни одного кабана и не встретили.

Сначала шоссе казалось самым обычным, разве что только асфальт на нем давно не менялся – побурел. Но странности первым заметил Александр Македонский:

- Смотрите, там, в лесу – домА...

Проезжая мимо указателей с названиями сел, мы поначалу не обращали внимания на то, что, кроме указателей и леса, больше ничего не видно. Но стоило вглядеться, и стало очевидно: эти села есть. Просто они – заросли... Их вид немного пугает – вдоль дороги в тени кустистых деревьев стоят полуразвалившиеся дома-призраки, сквозь крыши которых растут двадцатилетние ветви. По дороге к городу Чернобылю все признаки того, что за Зоной еще следят люди – это лозунги-плакаты, периодически встречающиеся в лесу, призванные уберечь леса от пожара.

Дорога до Чернобыля заняла около десяти минут. На въезде в город мы высадили нашу попутчицу, и там же, в условленном месте, нас ждал сопровождающий от агентства – Сергей Анатольевич. Он-то и повел нас на поселение – в гостиницу. В этот же день нам предстояла экскурсия по городам Чернобыль и Припять.

Как выяснилось, Чернобыль, в отличие от Припяти, до сих пор остается жилым городом - с нормальным радиационным фоном (почти везде). Там попеременно живет и трудится почти три тысячи человек практически изо всех областей Украины – обслуживают инфраструктуру города или же трудятся на ЧАЭС. Среди них – четыре десятка так называемых самоселов (то есть тех, кто после аварии вернулся на свое прежнее место жительства). Всего в Зоне осталось 302 таких поселенца (из двадцати тысяч).

В городе есть две гостиницы (туристы здесь – дело обычное, ежедневное), несколько магазинов. В одной из гостиниц, двухэтажном сборном здании (его перевезли сюда и собрали уже после аварии) нас и поселили.

Бросив сумки в номерах, мы вернулись к машине и отправились в экскурсию по Чернобылю...

(Продолжение следует).

Ирина ГРИНЮК.

Изображение
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 101 (+105/−4)
Лояльность: 75 (+76/−1)
Сообщения: 30298
Темы: 319
С нами: 9 лет 1 месяц

Re: Чернобыль

#7 Katerinka » 22.08.2009, 18:04

Чернобыль. Путешествие в одиночество

(Продолжение. Начало см. в «ВМ» №№3,4)

Душа пустоты

После аварии, произошедшей на чернобыльской АЭС, какой-то киевский чиновник поставил на карту острие циркуля – в ту точку, где находится станция – и провел окружность. На реальной местности радиус этой окружности составил тридцать километров. Так и стали три десятка километров вокруг взорвавшегося реактора нежилыми – именно из этой зоны спустя некоторое время после аварии вывезли всех поселенцев. Так появилась Зона отчуждения.

Две с половиной тысячи квадратных километров – площадь государства Люксембург. И площадь Зоны. Сейчас здесь живет чуть более трехсот человек, вернувшихся в свои родные дома после эвакуации. А еще здесь живет одиночество. Здесь нет атмосферы одичалости, нет. Здесь веет грустью. Кажется, сама душа пустоты наконец-то нашла себе приют в этой части живописного, уютного, но отныне и навсегда зараженного Полесья.
Трудящиеся, которые посменно приезжают в Чернобыль, называют вернувшихся местных жителей «самоселами». Сами жители этого слова не любят. Они считают, что вернулись по своему праву к себе домой. У каждого из них были на это свои причины. Кто-то не смог без родного, обжитого дома. Кто-то не выдержал враждебного отношения новых соседей, негативно реагирующих на людей, приехавших из зараженных мест. Кто-то оставил новую квартиру вне Зоны детям. А кто-то после аварии запил, все потратил, и последним его прибежищем стала Зона...

Всего из Зоны эвакуировали около двухсот тысяч человек. Вернулись две тысячи. Несколько месяцев назад умерла самая пожилая жительница Зоны, ей было 94 года... Единственный ребенок, живущий здесь, – восьмилетняя Марийка. Никого младше восемнадцати лет в Зону не допускают, но Марийка здесь родилась. О ней неоднократно писала украинская пресса, и общественность уже пообвыклась с тем, что девочка живет и будет жить здесь, в Зоне. Мария – здоровый ребенок, учится она в Иванкове, домой ее забирают на выходные. А за интервью с девочкой ее родители просят сто долларов... Такой вот завели бизнес.
Самоселы возвращаются на свои прежние места. Живут в родных селах по двое, по пятеро. Максимум в одном селе – чуть более двадцати человек. В Чернобыле самоселов около сорока. На своих домах они вешают таблички с надписью «Здесь живет хозяин дома» - чтобы мародеры не беспокоили.
На нужды самоселов каких-то особых средств не выделяется. Раньше этих людей и вовсе теснили как могли, сейчас же на них просто махнули рукой – пусть живут, как хотят.
Сейчас более-менее наладилась система сообщения жителей Зоны с остальным миром. Раз в два месяца у поселенцев территории отчуждения есть возможность выехать на рынок в Иванково. Если нужно, всегда приедет скорая помощь. Да и медкомиссию самоселы проходят регулярно. Раз в месяц им доставляется почта и пенсия. Но если выпало много снега, жители Зоны подчас остаются изолированными от внешнего сообщения на два – три месяца.
С делегациями по годовщинам и праздникам приезжают всякие чиновники – президенты. Даже урну для избирательных бюллетеней привозят. Правда, на последних выборах – видимо, в очередной избирательной суматохе – про жителей Зоны почему-то забыли. Но кто точно помнит, сколько тех выборов всего было-то? И вообще, может, к следующей избирательной кампании о самоселах вспомнят снова. Тем более, что почти все они (как и те, кто временно работает в Чернобыле) – «за Юлю».
Живут самоселы за счет огородов, пасек. Все держат домашних животных – кур, свиней, лошадей. Ловят рыбу в Припяти, собирают грибы. Но нужно сказать, что не всегда грибы и ягоды, собранные в Зоне, опасно есть. Ограничить эту территорию пределами окружности было изначально некорректно. В пределах Зоны есть и чистые от радиации села. В каждом селе и вдоль всех дорог на территории отчуждения находятся счетчик радиации, показания которых передаются в Чернобыль каждые пять минут. Все это называется автоматической системой контроля радиационной обстановки. Цифры высвечиваются на бегущей строке на главпочтампте. Показания колеблются от 18 мкр\ч (что является нормой) до 280. Летом, правда, эти цифры изменяются в бОльшую сторону.
Жители Зоны относятся спокойно ко всяким подобным цифрам, рассуждая так: сколько нам отмерено, столько и проживем. Не задумываясь о пользе или вреде, они едят добытую или выращенную пищу. Справедливости ради нужно сказать, что не всегда эта пища, безусловно, вредна – в Зоне есть чистые от радиации районы. Не раз уже проводились замеры количества радоиактивных веществ в пище – в некоторых селениях их показатели вполне соответствуют норме. Кстати, обычным дозиметром уровень зараженности плодов не измерить. Самым верным способом считается такой: сжечь какую-то часть еды, и уже пепел измерять.
… Чем меньше в Зоне остается людей, тем больше свободы там получают дикие животные. Наряду с волками и кабанами, в Зоне раньше водились зубры. В 2000 году умер последний из них. Местные жители ласково звали его Степан. Говорят, Степан умер от одиночества.

Продолжение следует.

Ирина ГРИНЮК
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 101 (+105/−4)
Лояльность: 75 (+76/−1)
Сообщения: 30298
Темы: 319
С нами: 9 лет 1 месяц

Re: Чернобыль

#8 Katerinka » 22.08.2009, 18:05

Чернобыль. Путешествие в одиночество

Город, известный каждому

Чернобыль. Для огромной части жителей Земли это название – единственная ассоциация с неизвестной им страной под названием Украина. Город, чья горькая слава облетела и потрясла весь мир.

До аварии 26 апреля 1986 года Чернобыль был небольшим городом, на 16 тысяч жителей. Его украшала красивая извилистая, широкая река Припять, необычайно живописные панорамы Полесья. Есть все это здесь и сейчас. Только нет зрителей.

Чернобыль находится за пределами другого, десятикилометрового радиуса, который окружает центр авариии – станцию и город Припять. Он и по сей день остается городом с действующей инфраструктурой. Нет в нем только кинотеатра, стационарной больницы, загса, детского сада и школы. все остальные структуры, присущие обычному городу, здесь есть. Именно их обслуживанием и занимаются приезжие работники.

Лесное хозяйство (плакаты в лесу – его рук дело) называется «Чернобыльская пуща». Здесь люди занимаются предотвращением и ликвидацией пожаров в лесу. Есть здесь и специальный строительный комплекс (около атомной станции при активном иностранном вмешательстве строятся два завода по переработкке ядерного топлива), и техноцентр, и предприятие по водоэксплуатации, и обслуживающий сервис – работники строловой, гостиниц, магазинов... Существует и отдельное предприятие, занимающееся дезактивацией зараженного металла (очищением от радиоактивных изотопов) и его сбытом. Наукой занимается так называемый «Экоцентр». В его функциях – всевозможные замеры радиации.

График работы для тех, кто живет вблизи зоны – с понедельника по четверг. Те, кто живет в отдаленных уголках страны, работают две недели через две недели. Зарплата здесь колеблется от двухсот до шестисот гривен...

Жизнь в Чернобыле течет неспешно. Здесь складывается ощущение, будто люди до сих пор не отвыкли от советского уклада существования. И во всем сохранился какой-то дух коммунизма. Жителей там сейчас мало (три тысячи рабочих да сорок – пятьдесят самоселов), так что все друг друга знают. Раньше в городе даже была «культурная» возможность скоротать досуг – была открыта пара баров. Но «с приходом Шуфрича» их закрыли, так что теперь общаться людям, по сути, негде, кроме как по домам или в столовой. Кстати, о столовой – питание в ней до сих пор по талонам. Цена одного – три – четыре гривны. Нона заплаченные деньги предлагается очень даже неплохое меня – всегда первое, второе, десерт.

До семи часов вечера в магазинах запрещено продавать спиртные напитки (но «своим», конечно же, эти напитки все-таки продают). После семи закрыт автомобильный проезд по городу – это своего рода комендантский час. Цены в Чернобыльских магазинах ненамного, но все-таки выше – например, коробка «Мивины», которая в Мариуполе стоит 4.5 – 5 гривен, там стоит 6,5.

... Экскурсия по Чернобылю была первой; сразу после приезда, побросав в гостинице вещи, мы снова сели в автомобиль, мето рядом с водителем уступив сопровождающему, Сергею Анатольевичу.

Чернеобыль – город пятиэтажек и частных домов. Если последние в большинстве своем пустуют, то многоэтажки практически все отданы под заселение трудящимся, приезжающим в Чернобыль издалека. На улицах городка, конечно же, не людно. Если и встречаются группы людей – то эти люди, в основном, в одежде цвета хаки, независимо от рода занятий.

Самые впечатляющая картина, котоую можно увидеть здесь, - это, безусловно, панорама полузатонувших в водах Припяти барж. После аварии именно они помогали в доставке песка для тушения пожара на станции. После этого они, конечно же, стали непригодными ля дальнейшей эксплуатации. сейчас они составляют страшную, словно постапокалиптическую картину всеобщего запустений и разрушения. С десяток ржавых судов, наполовину выглядывающих из воды и вот уже двадцать два года не меняющих свое местоположение, – зрелище довольно жуткое.

Есть здесь и очень необычный памятник, который как таковой не внесен ни в один специальный реестр. Однако к этому памятнику на все годовщины аварии возлагаются цветы. Его собственными силами и с помощью неравнодушных людей возвели работники местной пождарной части в память о своих погибших на ликвидации аварии коллегах. Скульптурная композиция не блещет тонкостью и мастерством, однако почему-то трогает до глубины души. Может быть, потому, что в ней отражены искренние, чистые, натоящие эмоции?

Прекрасная панорама на речку Припять открывается возле местной церкви – кстати, действующей (сюда приезжает батюшка из Киева). Здесь охватывает ощущение простора и красоты, и даже туман и серая крыша неба, которые были в первый день нашей экскурсии, не могли помешать ощущить всех чувств, которые присутствуют при взгляде на бескрайние эживописные природные пейзажи.

В тот же день мы хотели съездить в село Россоха, известной тем, что там находится склад техники, учавствовавшей в ликвидации аварии на ЧАЭС. но как выяснилось, этого кладбища радиоактивных машин больше не существует. Какую-то часть металла дезактивировали и продали, какую-то – растащили. Своеобразный сквер-памятник с осттками той техники организовали в Чернобыле. Даже зимой, когда не жарко и не пыльно, радиационный фон этой техники повышен – 40 – 50 мкр\ч. Летом, как и в других местах, показатели радиации увеличиваются в среднем в два раза... Украшает этот своеобразный сквер стелла в виде стержня ядерного топлива, опускаемого в реактор...

Продолжение следует.

Ирина ГРИНЮК
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 101 (+105/−4)
Лояльность: 75 (+76/−1)
Сообщения: 30298
Темы: 319
С нами: 9 лет 1 месяц

Re: Чернобыль

#9 Katerinka » 22.08.2009, 18:05

Люди, пострадавшие от мирного атома

Это выдержки из книги фотографа Роберта Кнота и репортера Антуанетт де Джонг, вышедшей в 2006 году. Фото сделаны в Семиплатинске, Припяти и других регионах бывшего СССР, пострадавших от ядерных экспериментов. Мы вспоминаем их только на годовщину аварии ЧАЭС, а люди живут с этим 24 часа в сутки и 365 дней в году.

http://ochevidec.net/id/4942.html
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 101 (+105/−4)
Лояльность: 75 (+76/−1)
Сообщения: 30298
Темы: 319
С нами: 9 лет 1 месяц

Re: Чернобыль

#10 Katerinka » 22.08.2009, 18:14

Чернобыль. Путешествие в одиночество

(Продолжение. Начало см. в «ВМ» №№ 3-6)

Город-призрак

Зона внутри Зоны – десятикилометровый радиус вокруг центра окружности, взорвавшегося четвертого реактора станции. Для того чтобы въехать в этот радиус, нужно миновать еще один контрольно-пропускной пункт – Лелив. Не слишком придирчивый («менты здесь – все свои») человек в форме проверяет документы, подтверждающие наше право на въезд. И автомобиль двигается дальше, вдоль пустынных бесхозных полей, полностью взрытых кабаньими клыками.

Панорама полей периодически сменяется видом на заброшенные строения. До Припяти ехать совсем недолго, и совсем скоро мы минуем вывеску на въезде в город.

Территория города-призрака огорожена колючей проволокой, но этот барьер весьма символичен, поскольку железные колючки не являются слишком серьезным препятствием для желающих туда попасть. А попадать, кстати, есть за чем – как-никак, город вот уже много лет как пустует, добро хозяев не имеет... А до того, что металл (за которым, в основном, и охотятся нелегальные посетители Зоны) излучает сильный радиационный фон – до этого дела таким людям нет.

Въезд в Припять контролирует еще один КПП. Кроме милиции, его контролирующей, да нескольких человек, работающих в Припяти на предприятии по дезактивации металлов и одежды, в этом городе больше никого нет. Через несколько дней после взрыва реактора из Припяти эвакуировали абсолютно всех жителей (около пятидесяти тысяч человек), оставив совсем новый город, совсем еще недавно дарящий людям надежду и перспективу, пустовать навсегда.

Гости

Целых окон в пустующих домах практически нет. Одно из главных развлечений туристов, приезжающих сюда, - разбить пару-другую окон. Вообще, многие посетители Припяти забавляются как хотят: то целая делегация на главной площади пустующего города в футбол сыграет; то пачку от сигарет выбросят; то стакан одноразовый с недопитым кофе прямо на дороге оставят; то фотографии свои, на листках А4 распечатанные, где попало набросают... Но конечно, сюда приезжают не только бездушные люди, жадные до праздных зрелищ. Припять навещают и бывшие ее жители, и простые иностранные делегации, и журналисты, и фотографы со всего мира, да и просто порядочные украинские люди, способные еще ощущать душевный трепет перед человеческой бедой.

А бывшие припятчане делятся на две категории: первые наведываются в родной город по памятным датам или просто время от времени, а вторые после аварии ни разу сюда не приезжали – это испытание было бы слишком непосильным для их сердца...

Отдельная категория посетителей Припяти – художники-граффитисты. Они попадают на территорию города какими-то только им известными путями. А остаются после них – тематические рисунки, то черно-белые, то цветные. Мнения об этих изображениях прямо противоположные. К примеру, бывшие припятчане считают их осквернением памятника, а кто-то полагает, что эти граффити обладают определенной художественной ценностью. Ведь, в конце-то концов, рисуют эти ребята не что попало, их рисунки вполне в духе создавшейся ситуации. Вот мать и отец тащат за руку ребенка, стремясь увести его от беды. Вот сидит маленькая девочка, рядом со зданием бывшего детского сада. Вот черная мужская фигура импульсивно отталкивает ногой стул, стоящий прямо на улице, рядом с рисунком. А по фонящей железяке ползет забавная черно-белая божья коровка.

Цифры

Фон в Припяти высокий – 100 – 120 мкр/ч (при норме, напомним, 15 – 19 мкр\ч). Любимое развлечение проводников по Зоне – показывать отдельные участки, где фон достигает немыслимых высот. Есть в Припяти особенные «пятна» где, если положить дозиметр на землю, можно увидеть на маленьком экранчике показатели 800, 1000, 1800 мкр\ч. И вот тогда становится по-настоящему страшно... Но, как объясняет нам проводник, ничего страшного не произойдет, если постоять у этих «пятен» минуту-другую. Другое дело, к примеру, улечься на них спать – вот тогда крайне серьезных проблем со здоровьем не оберешься. Но подобное, конечно, никому еще в голову не приходило...

Продолжение следует.

Ирина ГРИНЮК.
Фото автора.

--------------

На самом деле фото Игуана!
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 101 (+105/−4)
Лояльность: 75 (+76/−1)
Сообщения: 30298
Темы: 319
С нами: 9 лет 1 месяц

След.

Вернуться в История

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя