История предметов

Список разделов Общество История

Описание: Все, о днях минувших… Здесь есть о чем поспорить и порассуждать…
Модератор: Katerinka

#1 Sloniha » 27.01.2012, 10:13

КОЛОКОЛ

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Изображение
Испытания колокола

Самым ранним из колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый 9 веком до н. э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящен епископом.

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило - коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов.

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

Церковные колокола
В Церкви колокола используются приблизительно с конца IV века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков. В Византию колокола попали сравнительно поздно, во второй половине IX века, и широкого распространения не получили.

Впервые о колоколах в русских летописях упоминается под 988 год. Завозились они на Русь из Западной Европы и, в гораздо меньших количествах, из Византии. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком.

В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.

Размещение колоколов

Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является примитивная звонница, выполненная в вид перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии.

В русской церковной традиции первоначально был распространён архитектурный прием, когда специальную башню — колокольню устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В древнем Пскове звонница нередко включалсь в конструкцию основного здания.

В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. В наиболее поздних постройках, преимущественно в XIX веке, колокольню вводили в конструкцию церковного здания. И тогда колокольня, бывшая первоначально вспомогательным сооружением, становилась доминирующим элементом в его облике. Примером такого вмешательства является пристройка колокольни к православной церкви Св. Екатерины на Васильевском острове Петербурга. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы». До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.

Изображение

Куранты

Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами . Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы Сысоевича. В настоящее время на строй К. обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата подобного метроному. Гармонически настроенные К. протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Орианде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины (см. «Журнал Русского Физико-химического Общества», т. XVI, 1884 г. и стр. 17, «Русского Паломника», 1887 г., № 17). Набор маленьких К., применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов.


Ко́локол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.

Изображение

Устройство типичного европейского колокола: 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье, 9. язык, 10. заплечики

Изображение
"Царь-колокол"
Sloniha
Автор темы
Откуда: везде
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 23659
Темы: 467
С нами: 7 лет 6 месяцев

Re: История предметов

#2 Drake » 06.02.2012, 13:56

в качестве сигнального средства на флоте (рында)
На флоте это не только сигнальное приспособление а ещё устройство для оповещения времени.
На флоте отбиваются склянки.В старину время в море учитывалось по песочным часам — специальным стеклянным приборам, состоящим, из двух конусов, соединенных небольшим каналом. Количество песка и диаметр канала рассчитывались так, чтобы время, потребное на полную пересыпку песка из одного конуса в другой, равнялось одной минуте и получасу (или больше, вплоть до одного часа, в зависимости от назначения). Прибор назывался «склянка». Юнга становился на вахту к таким часам и всякий раз, когда проходило полчаса, переворачивал склянку, ударял в судовой колокол, бежал на палубу и громко кричал: «Один час прошел, в два поворота и больше пройдет, если будет Господня воля. Помолимся Богу дать нам хороший поход и Ей, Матери Божией, Защитнице нашей, уберечь нас от откачивания воды помпами и других несчастий. Впереди — Агой». Вахта на носу повторяла то, что он сказал, и приказывала ему прочесть «Отче наш».
Выражения «бить склянки», «восемь бить» употребляются на судах и поныне. Как мы видели, учет времени производился с помощью песочных часов и каждому повороту получасовой склянки соответствовал один удар в колокол; таким образом, первый полный час — два удара; четыре часа, то есть продолжительность вахты, — восемь ударов, или восемь склянок. Последняя дневная вахта с четырех до восьми вечера делится на две двухчасовые полувахты, называемые собачьими, или просто собаками. Такое деление вводится для того, чтобы, неся службу четыре часа и спускаясь вниз на четыре часа, люди могли чередоваться и не нести службу в одни и те же часы. Таким образом, отбивая склянки после четырех дня, следуют общему правилу первые два часа, кончая их четырьмя ударами, затем опять начинают с одного удара, приходящегося на 18.30, но кончают вахту в восемь вечера восемью склянками.
Делай то, что любишь и люби то, что делаешь!
Drake
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 61
С нами: 5 лет

Re: История предметов

#3 Oleg » 06.02.2012, 17:11

Молодцы!!! :Bravo: :Bravo: :Bravo: :"":
Изображение

Мир создан звуком. И целая Вселенная - лишь игра вибраций и энергий различного уровня. У чаши же, уровень Мастера, т.е. наивысший. Поэтому звук, издаваемый ими, вибрирует на частоте Духа. Чаши нужны нам для создания звука наивысшей природы.
Самые лучшие чаши имеют звучание ОМ, т.е. звук созидающего Бога. Вы можете вспомнить себя, осознать свою истинную природу, через вибрацию звука ОМ - это и знак, и символ, и секретный ключ, Вселенский звук и звук существования, глубокое звучание музыки Вселенной. Издаваемый чашей, он избавляет от всех переживаний и пробуждает новую осознанность.
КОЛОКОЛОТЕРАПИЯ
Наш мозг состоит из нейронов. Связи между нейронами возникают в пустом пространстве, когда один нейрон передает импульс другому. В зависимости от частоты вибрации этого импульса мозг может функционировать в режиме неосознанности, осознанности и слияния с Духом. В тот момент, когда звуковые волны воздействуют на коронную чакру, сомневающийся ум исчезает, уступая место концентрированному сознанию. Затем волны передаются вниз к седьмому шейному позвонку и оттуда распространяются через позвоночник, по нервам, гармонизируя вибрацию всех органов, распространяясь сверху вниз, от центра к периферии и от наиболее важных органов, таких как сердце, печень, желудок и почки ко всем остальным.
Мы понимаем, что воздействие волн было правильным, если человек начинает ощущать базовое доверие к жизни, у него улучшается восприятие органами чувств, голос становиться мелодичнее. Терапия проясняет сознание, укрепляет волю и помогает сбалансировать электромагнитное воздействие. Терапия действует положительно на нервную и гормональную системы, устраняет головные боли и боли в спине. Она снимает излишнее напряжение, тем самым, освобождая внутреннее пространство тела от воздействия негативных эмоций, благодаря этому сознание автоматически приобретет качества сострадания и духовности. Если человек духовно развит, он распространяет вокруг себя волны умиротворения и спокойствия. Он легко принимает решения и воплощает их в жизнь.
Изображение
Валдайские колокольчики

Дороги в России длинные, трудные. Как управлять мчащейся тройкой, если в одной руке надо держать рожок и сигналить в него, как это делается в Европе? Сибирский тракт – не Венский лес, не до церемоний. Потому русские ямщики свистели да кричали, чтобы освободить дорогу, пока какая-то светлая голова не придумала привязывать к середине дуги небольшой колокольчик. Случилось это примерно во второй половине XVIII века. Назвали колокольчик ямщицким или поддужным.

Ямщицкий колокольчик – всего лишь сигнальный инструмент: слышимый за две версты, он предупреждал всех о приближении возка или экипажа. Но как исключительно национальное явление, он в короткий срок и на долгие годы стал частью русской жизни, одним из ее символов, легендарным и поэтизированным.

Самые известные ямщицкие колокольчики делали на Валдае. Город Валдай, получивший свой статус в 1772 году, стоял (и стоит) на середине самого оживленного и самого благоустроенного тракта Российской империи – между Москвой и Санкт-Петербургом. Городу суждено было стать одним из центров изготовления гужевого транспорта, конной амуниции, в том числе и ямщицких колокольчиков.

К середине XIX века в городе Валдае работало около сотни кузниц и три колокольных завода. Завод купцов Усачевых, который закрылся только в конце 20-х годов ХХ века, в лучшие годы выпускал продукции на 40 тысяч рублей.

Именно валдайские мастера, начиная с 1802 года, стали делать по нижнему краю колокольчиков, который называется «юбкой», надписи, фиксируя год, место отливки, имя мастера или заказчика.


В XIX веке в Российской империи поддужные колокольчики отливали в городах и селах Вятской, Рязанской, Нижегородской, Тобольской губерний – в основном вблизи дороги, которая вела из Москвы через Урал, Сибирь (на Восток). И, конечно, каждый мастер, каждая мастерская или колокольный завод вносили что-то свое. В частных и музейных коллекциях хранятся ямщицкие колокольчики – поддужные, подшейные, валдайские, сибирские, шадринские, гречушные, гладкие, граненые, с решеткой, с валиком, резные, с орнаментом или надписью.

Надписи на колокольчиках делали шутливыми, напутственными, назидательными: «Кого люблю, того дарю», «Купи – не скупись, езди – веселись», «Дар Валдая», «Звени, утешай – ехать поспешай», «Звону много – веселей дорога», «Нет барыша, зато слава хороша» и др.

Технология производства ямщицких колокольчиков отличалась от литья колоколов большего размера: и плавильные печи использовали другие, и уголь. И квас в рецептуре присутствовал – его добавляли в формовочную землю, в квасной гуще осветляли колокольчики из низкосортной меди. Но главным делом было правильно составить сплав. Мастера-литейщики руководствовались собственным опытом и рецептами, секретами, которые передавали им наставники.

Может быть, поэтому их зарубежным коллегам и не удавалось отливать такие же звонкие колокольцы. Они копировали изделия русских мастеров вплоть до надписей на русском языке и продавали их как оригиналы – выгодное было дело…

Ямщицкие колокольчики очень быстро завоевали популярность, и стало их так много, что в 1836 году вышло постановление Сената, которое запрещало употребление колокольчиков на частных или вольнонаемных экипажах. Колокольчики могли иметь только почтовая гоньба и чиновники земской полиции при исполнении служебных обязанностей.

И тогда народ вспомнил о бубенцах. Маленькие шарообразные колокольчики с одной или несколькими дробинками внутри с незапамятных времен использовались как обереги, украшения, пуговицы. После запрета на колокольчики в частных поездках вместо них стали подвешивать – на дуге, на оглоблях, на ремнях уздечки – гроздья бубенцов.

Бубенцы делали из меди, железа, бронзы, серебра, и были они штампованные, кованые, литые. Для бубенцов, которые вешались на шею лошади, изготавливали специальную кожаную «оправу» – аркан. К нему крепилось до трех десятков бубенцов. Иногда в аркан добавлялся один или несколько негромких колокольчиков.

Звон у бубенцов тихий, воркующий, за что их называли воркунами. А еще – позвонцами, балабончиками :D , гормотунчиками…

В конце XIX века частный гужевой транспорт разных видов и мастей (запреты действовали плохо) «озвучивали» иногда по два-три десятка воркующих бубенцов и несколько звонких колокольчиков. Все это тщательно подбиралось в лад: солировал самый крупный колокольчик на дуге, вторили ему висевшие по бокам колокольчики-«подпевалы», аккомпанировали бубенчики.
http://kolovrat.ucoz.com/publ/7-1-0-64
Oleg
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 3459
Темы: 1
С нами: 5 лет 10 месяцев

Re: История предметов

#4 Роман » 06.02.2012, 18:23

Изображение
Любимый объект фотографов, украшающий собой едва ли не каждое издание о Херсонесе, на самом деле никакого отношения к древнему городу не имеет.

Тем не менее, его живописное расположение на возвышенности у моря, а также замшелая поверхность, вероятно, символизирующая в сознании людей седую древность, делает его одной из достопримечательностей Херсонеса и редкий посетитель не просит экскурсовода рассказать его историю. Вот и она: Надпись на самом колоколе едва читается: "сей колокол вылит ... Святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом [351 ?] пуд 1776 года месяца августа ... числа".
В 1783 году, по указу императора Александра I, он был отправлен в Севастополь и предназначался для строящейся церкви Святого Николая.
Изображение
Изображение





После бесславной для России Крымской кампании 1853-1856 гг. союзные войска Англии и Франции вывезли из Севастополя в числе других трофеев 13 церковных колоколов. Многие десятилетия спустя на соборе Парижской Богоматери был обнаружен колокол с русской надписью, причем никто уже не помнил, как он там оказался. Дипломатические усилия, предпринятые обеими сторонами, а особенно французским консулом в Севастополе господином Л. Ге, возвратили колокол на звонницу Херсонесского монастыря, откуда он, предположительно, и был вывезен. Произошло возвращение "пленника" 23 ноября 1913 г. при большом стечении народа и сопровождалось торжественным Крестным ходом. В письме к Луи Ге президент Франции Р. Пуанкаре написал, что он возвращает колокол России "в знак союза и дружбы". Русское правительство, в свою очередь, наградило французского консула орденом Св. Владимира 4-й степени.
В 1925 году монастырь был упразднен новой властью, а спустя два года все его колокола были отправлены в переплавку. Этой печальной участи избежал лишь один колокол, установленный на берегу в качестве сигнального, по предложению Управления по обеспечению безопасности кораблевождения по Черному и Азовскому морям. В туманные дни он своим ясным и густым звоном должен был подавать сигналы проходящим судам.
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Аватара
Репутация: 0 (+4/−4)
Лояльность: 88 (+100/−12)
Сообщения: 1379
Темы: 22
С нами: 6 лет

Re: История предметов

#5 Oleg » 06.02.2012, 19:59

Роман, очень интересно :good: Только у меня один вопрос. В 1783 году императору Александру 1 было 6 лет отроду :unknown: Для меня Александра 1 - человек загадка. Нет сто процентной уверенности в том, что Святой старец Фёдор Кузьмич и Александр 1 одно и тоже лицо. Начало истории начинается у Льва Толстого и вопрос открыт по моему посей день :unknown:
Последний раз редактировалось Oleg 07.02.2012, 01:22, всего редактировалось 1 раз.
Oleg
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 3459
Темы: 1
С нами: 5 лет 10 месяцев

Re: История предметов

#6 Drake » 06.02.2012, 20:02

Колокол в Славянской мифологии:
Колокол, колокольный звон — предмет христианского культа, получивший в народной культуре разнообразные ритуальные и магические функции. Колокола были заимствованы славянами из Европы в X-XIII вв. и вписались в круг сакральных символов славянской культуры.

В славянских преданиях, духовных стихах, а также в древнерусской литературе и летописных сказаниях одним из наиболее популярных мотивов о чудесных Колоколах был самозвон. Таким образом Колокола предупреждали людей о приближающейся беде или выражали свое отношение к тем или иным событиям истории. По польскому преданию, однажды сирота вытянула из реки маленький колокол, отнесла его в село и повесила в костеле. Вскоре она умерла, и некому было даже позвонить в память о ней. Тогда этот Колокол зазвонил сам, и звонил до тех пор, пока не разбился.

В легендах о затонувших Колоколах «провал» селения или церкви обычно мотивируется угрозой нападения врагов (иноверцев), которые могут осквернить или украсть святыню или реликвию (церковь, икону, книги, колокола); в других случаях «провал» описывается как своего рода наказание, результат Божьего проклятия, ниспосланного на людей за их грехи.

Ушедшие под воду или землю селение, церковь недоступны людям в обычное время, хотя жизнь там идет своим чередом, не согласуясь с земной лишь во временных координатах (позже — раньше). В одну из праздничных ночей граница между мирами нарушаете и люди могут наблюдать жизнь этого города (церкви), слышать доносящиеся из-под земли или воды звуки этих селений, в том числе и колокольный звон. Человек, увидевший Колокол в воде или случайно наткнувшийся на него, пытается достать Колокол, но при этом нарушает некоторые правила поведения и потому ему не удается вытащить Колокол. По чешскому преданию, женщина, полоскавшая в реке белье, зацепила им Колокол, утонувший в реке около Старого Болеслава, и вытащила его наружу. Увидев Колокол, она так удивилась, что громко закричала, отчего Колокол сорвался ушел в глубину.

Время, когда звонили Колокола, воспринималось как благоприятное для начала важных дел и хозяйственных работ, а также для многих ритуалов и магических актов. Большая их часть относилась к самому человеку и его здоровью, а также к сферам его деятельности — ско-товодству, пчеловодству и садоводству. В Скопской котлине (обл. Македонии) в первый день Рождества Христова хозяин, заслышав удары колокола, трижды проводил скребницей по каждому животному, стоящему в хлеву, и давал им немного жита из решета, чтобы обеспечить приплод и здоровье скота, а хозяйка кормила в обруче кур зерном, чтобы в течение года вся домашняя птица была при доме и не разбредалась. На севере Словении под колокольный звон в Страстную субботу хозяйка слегка била коров березовым прутом, чтобы у них родились телята и было много молока, а также закармливала скот корнями, травами и цветами собранными в Страстной четверг, чтобы предохранить домашних животных болезней.

Особенно популярным среди праздничных звонов был пасхальный. На Пасху каждый человек мог подняться на колокольню и звонить в Колокол. У русских девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали, звонили в колокола, дети играли тут же с пасхальными яйцами и т.д. На Украине и в восточной Польше считалось, что пасхальный звон положительно влияет на рост гречихи, поэтому парни старались на Пасху первыми добежать до колокольни, будучи уверенными в том, что тогда в семье у них урожай гречихи будет больше всех.

Молчание Колокола маркировало «демоническое» время. В Польше широко известны поверья о том, что уж или жаба, в течение семи лет не слышавшие Колокольного Звона и звуков человеческой речи, превращаются в «смока» — дракона с семью головами, ногами, двумя хвостами и крыльями. Избегание Колокольного Звона было условием совершения магических ритуалов, подразумевающих вмешательство нечистой силы. Словенцы Штирии считали, что если в яме, находящейся в таком месте, где нет солнечных лучей и куда не доходит Колокольный Звон, сварить живого кота, то можно получить кость, обладающую способностью делать человека невидимым.

Молчание Колокола также отмечало время, когда на земле присутствовали души умерших, а местом их пребывания становилась пустующая по ночам церковь или колокольня: ср. былички о людях, оказавшихся вблизи церкви в поминальный день и наблюдавших службу мертвых. Сербы Дубровника рассказывали о человеке, услышавшем ночью Колокольный Звон: он отправился в церковь якобы к заутрене, но обнаружил, что в церкви все не так, как обычно: у священника и у прихожан были лица без носа, а свеча, которую дали ему в руки, наутро оказалась костью мертвеца.

Более других сфер жизни с Колокольным Звоном была связана область смерти. Как только человек умирал, его родственники шли в церковь, чтобы заплатить за поминальный звон по умершему. Иногда в Колокол били и сами родственники. По умершей женщине обычно ударяли дважды, а смерть мужчины оглашалась тремя ударами. Если же покойник был богат, то звонить по нему могли и целый час. Существовали различные виды проводного звона. У далматинцев на острове Брач удары большого Колокол извещали о смерти мужчины, а малого — о смерти женщины.

Колокольный Звон широко использовался в качестве апотропея. Практика отвращать градоносные тучи с помощью Колокольного Звона получила массовое распространение у южных и западных славян. Болгары Баната, отгоняя градовые тучи, били в Колокол. Однако не все Колокола равным образом годились для этих целей. В словенской области Нижняя Краина звонари нескольких соседних сел соревновались друг с другом, кто из них первым зазвонит в свой Колокол на Троицу. Считалось, что Колокол, звон которого раздастся первым, будет иметь большую силу при отгоне туч. Обязанность звонить при виде приближающейся тучи возлагалась обычно на звонаря. По рассказам сербов-граничар, однажды местные жители избили своего звонаря за то, что он отказался звонить во время града, отчего все их посевы оказались уничтоженными. Звонарь должен был нести эту службу большую часть года — с ранней весны до поздней осени, пока была актуальна угроза града или ливня.

Колокольный Звон считался действенным средством против многих болезней. У русских было в обыкновении «водить под колокола» (т.е. ставить под Колокол на колокольне) кликуш, поскольку бесы, одолевающие их, якобы не выносят Колокольного Звона; так же поступали с детьми и взрослыми при испуге, при лихорадке и других болезнях. У хорватов Самобора, чтобы избавить младенца от мучающего его ночного духа, окуривали пеленки дымом от смазки Колокола. В народной медицине нашлось применение и веревке от Колокола: сербские женщины хватались за нее во время звона, чтобы избавиться от болей в руках, болгарки поили больных детей водой, в которую был положен кусок от такой веревки.
взято с http://pagan.ru
Делай то, что любишь и люби то, что делаешь!
Drake
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 61
С нами: 5 лет

Re: История предметов

#7 Роман » 07.02.2012, 20:53

Oleg писал(а):Роман, очень интересно :good: Только у меня один вопрос. В 1783 году императору Александру 1 было 6 лет отроду :unknown: unknown:
Олег! Пардон, накладочка вышла. :oops:

Попытаюсь разрешить возникшую ситуацию:
В 1783 году Российской империей правил Павел I , а его сын,будущий Александр I,шести лет от роду, естественно не мог принимать такие решения. А год 1801 ещё не наступил ...
Адмиралтейский собор во имя святителя Николая находился в центральной части города на улице Екатерининской. Ныне на этом месте расположен Дом офицеров Черноморского флота Российской Федерации имени Петра Шмидта.
Строительство Никольского собора - тогда часовни во имя Николая Чудотворца - начато было в июне 1783 года одновременно с первыми постройками Севастополя.К сороковым годам прошлого столетия она (часовня) пришла в ветхость, и в 1848 году, после получения Высочайшего разрешения на перестройку (уже Николая І), она была разобрана.
Автор нового храма, предположительно, полковник Фандервейде. К 1854 году храм был почти закончен.

Во время осады города он сильно пострадал, особенно северная стена и алтарная часть. Когда неприятель занял Севастополь, французы поставили в соборе католический алтарь, а иконостас и колокола (еще из старой разобранной церкви) увезли. ...
Храм восстанавливался под руководством архитектора Эппингера; строительные работы были поручены подрядчику Красильникову, причем часть работ он выполнил бесплатно, в том числе устройство пола из балаклавского мрамора с фризами, шлифовку мраморных площадок и ступенек перед алтарем. Средства на восстановление Адмиралтейского собора святителя Николая были выделены из наличного капитала, состоящего при храме Святого Владимира. Восстановление собора окончено в 1857 г., 6 декабря храм был освящен. В 1897 г. настоятелем собора был священник Михаил Золотуха, в 1899 г. священник собора - отец Константин Реутов,
Изображение
в 1913 г. - настоятель со званием благочинного Севастопольских церквей военного и морского ведомств - протоиерей Р.И.Медведь, священники: А.А.Мельников, А.Д.Виноградов, диаконы: В.А.Травинский, С.А.Городецкий, Н.С.Вышемирский. К 50-летию первой обороны Севастополя на стенах храма были укреплены мемориальные доски с перечислением частей войск, принимавших участие в Альминском, Балаклавском, Инкерманском и Чернореченском сражениях.
В 1930 году по решению Крым ЦИКа храм был закрыт. В 1930-е годы собор был разорен, с куполов сняты кресты. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало, было реконструировано для Дома офицеров флота.


Oleg писал(а): Для меня Александра 1 - человек загадка. Нет сто процентной уверенности в том, что Святой старец Фёдор Кузьмич и Александр 1 одно и тоже лицо. Начало истории начинается у Льва Толстого и вопрос открыт по моему посей день :unknown:

А вот по этому вопросу думать надо - не нырял я в эту тему глубоко, так, плаваю поверхностно. Но вопрос безусловно очень интересный. Если есть заслуживающая внимания информация(ссылки, книги ) - прочту с удовольствием. *BUY*
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Аватара
Репутация: 0 (+4/−4)
Лояльность: 88 (+100/−12)
Сообщения: 1379
Темы: 22
С нами: 6 лет

Re: История предметов

#8 Mira » 23.02.2012, 23:08

ЦАРЬ-ПУШКА – ВОВСЕ НЕ ПУШКА: ЧТО ЖЕ СТОИТ В КРЕМЛЕ

Царь-пушка уже давно стала одним из символов России. Практически ни один иностранный турист не покидает Москву, не осмотрев чудо нашей техники. Она вошла в десятки анекдотов, где фигурируют никогда не стрелявшая Царь-пушка, никогда не звонивший Царь-колокол и еще какое-нибудь неработающее чудо-юдо типа лунной ракеты Н-3.
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

В ряд с Царь-пушкой поэт Александр Рославлев поставил даже знаменитый памятник Александру III работы Трубецкого:

Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь еще царь-…

Но, увы, наши мастистые историки и диссиденты-анекдотчики кругом не правы. Во-первых, Царь-пушка стреляла, а во-вторых, это орудие вовсе не является пушкой.

Но начну по порядку. Царь-пушка была отлита знаменитым русским мастером Андреем Чоховым (до 1917 года он числился Чеховым) по приказу царя Федора Иоанновича. Гигантское орудие весом в 2400 пудов (39 312 кг) отлили в 1586 году на московском Пушечном дворе. Длина Царь-пушки – 5345 мм, внешний диаметр ствола – 1210 мм, а диаметр утолщения у дула – 1350 мм.

В настоящее время Царь-пушка находится на чугунном декоративном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра, которые отлили в 1834 году в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда. Понятно, что ни стрелять с этого чугунного лафета, ни использовать чугунные ядра физически невозможно – Царь-пушку вдребезги разнесет! Документы об испытаниях Царь-пушки или применении ее в боевых условиях не сохранились, что дало основание для длительных споров о ее назначении. Большинство историков и военных в XIX и начале ХХ веков считали, что Царь-пушка – это дробовик, то есть орудие, предназначенное стрелять дробью, которая в XVI–XVII веках состояла из мелких камней. Меньшая часть специалистов вообще исключает возможность боевого применения пушки, считая, что изготовлена она специально для того, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар. Вспомним, что в 1571 году хан Девлет Гирей сжег Москву.

В XVIII - начале ХХ веков Царь-пушка именовалась во всех официальных документах дробовиком. И лишь большевики в 1930-х годах решили в пропагандистских целях повысить ее ранг и стали величать пушкой.

Тайна Царь-пушки была раскрыта лишь в 1980-м, когда большой автомобильный кран снял ее с лафета и поместил на огромный трейлер. Затем мощный КрАЗ отвез Царь-пушку в Серпухов, где на заводе в/ч № 42708 был произведен ремонт пушки. Одновременно ряд специалистов Артиллерийской академии им. Дзержинского произвели ее осмотр и обмер. Отчет по каким-то причинам опубликован не был, но из сохранившихся черновых материалов становится ясно, что Царь-пушка… не была пушкой!

Изюминка орудия – его канал. На расстоянии 3190 мм он имеет вид конуса, начальный диаметр которого 900 мм, а конечный – 825 мм. Затем идет зарядная камора с обратной конусностью – с начальным диаметром 447 мм и конечным (у казенной части) 467 мм. Длина каморы – 1730 мм, а дно плоское.

Так это ведь классическая бомбарда!

Впервые бомбарды появились в конце XIV века. Название «бомбарда» произошло от латинских слов bombus (громовой звук) и arder (гореть). Первые бомбарды делались из железа и имели привинтные каморы. Так, например, в 1382 году в городе Генте (Бельгия) была изготовлена бомбарда «Бешеная Маргарита», названная так в память о графине Фландрской Маргарите Жестокой. Калибр бомбарды – 559 мм, длина ствола – 7,75 калибра (клб), а длина канала – 5 клб. Вес орудия – 11 т. «Бешеная Маргарита» стреляла каменными ядрами весом в 320 кг. Бомбарда состоит из двух слоев: внутреннего, состоящего из продольных сваренных между собой полос, и наружного – из 41 железного обруча, сваренных между собой и с внутренним слоем. Отдельная привинтная камора состоит из одного слоя сваренных между собой дисков и снабжена гнездами, куда вставлялся рычаг при ее ввинчивании и вывинчивании.

На заряжание и прицеливание больших бомбард тратилось около суток. Поэтому при осаде города Пизы в 1370 году всякий раз, как осаждающие готовились сделать выстрел, осажденные уходили на противоположный конец города. Осаждающие же, пользуясь этим, бросались на приступ.

Заряд бомбарды составлял не более 10% веса ядра. Цапф и лафетов не было. Орудия укладывались на деревянные колоды и срубы, а сзади забивались сваи или возводились кирпичные стены для упора. Первоначально угол возвышения не менялся. В XV веке начали использовать примитивные подъемные механизмы и отливать бомбарды из меди.

Обратим внимание – у Царь-пушки нет цапф, с помощью которых орудию придают угол возвышения. Кроме того, у нее абсолютно гладкий задний срез казенной части, которым она, как и другие бомбарды, упиралась в каменную стенку или сруб.

Защитница Дарданелл

К середине XV века самая мощная осадная артиллерия была у… турецкого султана. Так, во время осады Константинополя в 1453 году венгерский литейщик Урбан отлил туркам медную бомбарду калибром 24 дюйма (610 мм), стрелявшую каменными ядрами весом около 20 пудов (328 кг). Для ее транспортировки на позицию потребовалось 60 быков и 100 человек. Чтобы устранить откат, позади орудия турки выстроили каменную стенку. Скорострельность этой бомбарды составляла 4 выстрела в день. Кстати, скорострельность крупнокалиберных западноевропейских бомбард была примерно того же порядка. Перед самым взятием Константинополя 24-дюймовую бомбарду разорвало. При этом погиб и сам ее конструктор Урбан. Турки по достоинству оценили крупнокалиберные бомбарды. Уже в 1480 году, в ходе боев на острове Родос, они применяли бомбарды 24–35-дюймового калибра (610–890 мм). На отливку таких гигантских бомбард требовалось, как указывается в старинных документах, 18 дней.

Любопытно, что бомбарды XV–XVI веков в Турции находились на вооружении до середины XIX века. Так, 1 марта 1807 года при форсировании Дарданелл английской эскадрой адмирала Дукворта мраморное ядро калибра 25 дюймов (635 мм) весом 800 фунтов (244 кг) попало в нижний дек корабля «Виндзорский замок» и воспламенило при этом несколько картузов с порохом, в результате чего произошел страшный взрыв. 46 человек были убиты и ранены. Кроме того, многие матросы с перепугу бросились за борт и утонули. В корабль «Актив» попало такое же ядро и пробило огромное отверстие в борту выше ватерлинии. В это отверстие несколько человек могли высунуть свои головы.

В 1868 году свыше 20 огромных бомбард все еще стояло на фортах, защищавших Дарданеллы. Есть сведения, что во время Дарданелльской операции 1915 года в английский броненосец «Агамемнон» попало 400-килограммовое каменное ядро. Разумеется, пробить броню оно не смогло и лишь потешило команду.

Давайте сравним турецкую 25-дюймовую (630-мм) медную бомбарду, отлитую в 1464 году, которая в настоящий момент хранится в музее в Вульвиче (Лондон), с нашей Царь-пушкой. Вес турецкой бомбарды 19 т, а полная длина – 5232 мм. Внешний диаметр ствола – 894 мм. Длина цилиндрической части канала – 2819 мм. Длина каморы – 2006 мм. Дно каморы закругленное. Бомбарда стреляла каменными ядрами весом 309 кг, заряд пороха весил 22 кг.

Бомбарда в свое время защищала Дарданеллы. Как видим, внешне и по устройству канала она очень схожа с Царь-пушкой. Главное и принципиальное различие в том, что турецкая бомбарда имеет ввинтную казенную часть. Видимо, по образцу таких бомбард и делалась Царь-пушка.

Царь-дробовик

Итак, Царь-пушка – это бомбарда, предназначенная для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра Царь-пушки составлял около 50 пудов (819 кг), а чугунное ядро такого калибра весит 120 пудов (1,97 т). В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо нее можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно гораздо меньше времени – не сутки, а всего 1–2 минуты. Замечу, что в официальной описи «При Московском арсенале состоящей артиллерии»# на 1730 год числилось 40 медных и 15 чугунных дробовиков. Обратим внимание на их калибры: 1500 фунтов – 1 (это и есть Царь-пушка), а затем следуют калибры: 25 фунтов – 2, 22 фунта – 1, 21 фунт – 3 и т.д. Наибольшее число дробовиков, 11, приходится на 2-фунтовый калибр.

И все-таки она стреляла

Кто же и почему записал Царь-пушку в дробовики? Дело в том, что в России все старые орудия, находившиеся в крепостях, за исключением мортир, со временем автоматически перечислялись в дробовики, то есть в случае осады крепости они должны были стрелять дробью (каменной), а позже – чугунной картечью по пехоте, идущей на штурм. Использовать старые орудия для стрельбы ядрами или бомбами было нецелесообразно: а вдруг разнесет ствол, да и у новых пушек баллистические данные были куда лучше. Так Царь-пушка была записана в дробовики, в конце XIX – начале ХХ веков о порядках в гладкоствольной крепостной артиллерии военные забыли, а гражданские историки вообще не знали и по названию «дробовик» решили, что Царь-пушка должна была использоваться исключительно в качестве противоштурмового орудия для стрельбы «каменным дробом».

Точку в споре, стреляла ли Царь-пушка, поставили в 1980 году специалисты из Академии им. Дзержинского. Они исследовали канал орудия и по ряду признаков, в том числе по наличию частиц сгоревшего пороха сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, один раз. После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, ее перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин».# Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах – катках.

Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка – у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас находится Исторический музей. В 1626 году их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Один из них, с Царь-пушкой и «Павлином», поставили у Лобного места, другой, с Кашпировой пушкой, – у Никольских ворот. В 1636 году деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.

После «нарвской конфузии», когда царское войско потеряло всю осадную и полковую артиллерию, Петр I велел срочно лить новые пушки. Необходимую же для этого медь царь решил добыть переплавкой колоколов и старинных пушек. По «именному указу» было «велено перелить в пушечное и мортирное литье пушку «Павлин», что в Китае у Лобного места на роскате; пушку Кашпирову, что у нового Денежного двора, где был Земской приказ; пушку «Ехидну», что под селом Воскресенским; пушку «Кречет» ядром пуд десять фунтов; пушку «Соловья» ядром 6 фунтов, что в Китае на площади».

Петр в силу своей необразованности не пощадил самые древние орудия московского литья и сделал исключение лишь для самых крупных орудий. В числе их, естественно, оказалась и Царь-пушка, а также две мортиры литья Андрея Чохова, которые в настоящее время находятся в Артиллерийском музее в Петербурге.

Автор: Александр Широкорад
Изображение
Mira
I am amazing
Аватара
Откуда: Украина - Хмельницкий, England - Southampton
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 15495
Темы: 9
С нами: 7 лет 6 месяцев

Re: История предметов

#9 Oleg » 24.02.2012, 12:46

Мира, очень интересно!!! :good:
Mira писал(а):Точку в споре, стреляла ли Царь-пушка, поставили в 1980 году специалисты из Академии им. Дзержинского. Они исследовали канал орудия и по ряду признаков, в том числе по наличию частиц сгоревшего пороха сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, один раз.
Пытался посмотреть фильм "Ржевсий против Наполеона", там КАК раз этот выстрел показан. :lol:
Oleg
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 3459
Темы: 1
С нами: 5 лет 10 месяцев

Re: История предметов

#10 Mira » 24.02.2012, 23:51

эксклюзив :D
Изображение
Mira
I am amazing
Аватара
Откуда: Украина - Хмельницкий, England - Southampton
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 15495
Темы: 9
С нами: 7 лет 6 месяцев

След.

Вернуться в История

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость