История предметов

Список разделов Общество История

Описание: Все, о днях минувших… Здесь есть о чем поспорить и порассуждать…
Модератор: Katerinka

Re: История предметов

#11 Sloniha » 11.07.2013, 13:08

Эффект лампочки. Запланированное устаревание

http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... aA-i5Sdtkk

П.С. Подарок Электре :)
10 марта — день облачных слонов
Молчанье — щит от многих бед, а болтовня всегда во вред. Язык у человека мал, но сколько жизней он сломал.
Sloniha
Автор темы
Откуда: везде
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 23659
Темы: 467
С нами: 7 лет 6 месяцев

Re: История предметов

#12 Katerinka » 16.07.2013, 01:26

хм... пропал Электра... :unknown:
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 72 (+76/−4)
Лояльность: 60 (+61/−1)
Сообщения: 29120
Темы: 319
С нами: 7 лет 6 месяцев

Re: История предметов

#13 Oleg » 13.10.2013, 20:25

НАГАЙКА

ИзображениеИзображение

Нагайкой владеешь - силу имеешь.
(народная пословица)
Аниты, витень, обоймица, долонь… Нет, это не уменьшительно-ласкательная устаревшая лексика, а названия деталей нагайки. Старинного оружия, имевшего множество разновидностей и типов: нагайка с ножом в черене, плетка со «шлепком» для смягчения удара и знаменитый «волкобой» с зашитой в кончик пулькой. Существует несколько версий возникновения нагайки. Одна из них связывает казачью плетку с именем хана Нагая, а точнее с целым кочевым народом, названным в его честь. Ногайцы, как и все кочевые народы тюркско-монгольского корня, были скотоводами и страстными лошадниками, а потому - пользовались плетками. У многих тюркских народов такая плеть называлась «камча». Существует и другая версия, которая основывается на исторически сложившемся изменении способа ношения плети: не на поясе, кисти, локте и т.п., а за голенищем обуви, «у ноги». Здесь уместно провести параллель со словом «нож» - ножной меч небольших размеров у древних славян, который также носили за голенищем.
Скифское наследство
Если верить археологам, раньше всех на Юге плетями обзавелись скифы, - еще в VI – IV вв. до нашей эры. По крайней мере, историк Геродот упоминает о сражении, где кнуты сыграли решающую роль. По его словам, скифы, вернувшись из очередного военного похода, увидели, что за время их отсутствия у оставленных жен родилось от рабов и даже успело вырасти целое поколение детей. Мало того, дети рабов чувствовали себя полновластными хозяевами в покинутых скифами стойбищах и признавать главенства вернувшихся не желали. Чтобы показать юнцам свое превосходство, скифы использовали в бою против них только плети, одержав при этом полную победу над вооруженным противником. Впрочем, боевая плеть, или, как ее назвали в старину, шелопуга, была серьезным оружием. На конце толстого кнутовища, сплетенного, как правило, в двадцать косичек, закреплялся кусочек металла. Результатом применения шелопуги были серьезные проникающие ранения. С возникновением огнестрельного оружия боевые плети постепенно трансформировались уже в те нагайки, о которых у нас и пойдет речь.

Жизни хитросплетение

Казалось бы, просто плетка, несколько кусочков кожи, сплетенных меж собой. Однако в каждом таком сплетении – целая жизнь, с ее радостями и печалями, миром и войной. Вспомните строки Александра Пушкина:

Был и я среди донцов,
Гнал и я османов шайку;
В память битвы и шатров
Я домой привез нагайку.
На походе, на войне
Сохранил я балалайку -
С нею рядом, на стене
Я повешу и нагайку.
Что таиться от друзей -
Я люблю свою хозяйку,
Часто думал я об ней
И берег свою нагайку.
1829
Во все времена получить нагайку в подарок считалось особой честью. Дарилась она на свадьбе зятю тестем. Интересно, что в некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым казакам. В курене у нагайки было свое, почетное место: ей полагалось висеть на левом косяке двери в спальню.
До сих пор существует старинный обычай, когда в знак покорности или особого уважения нагайку бросали на порог к ногам входящего в дом гостя. Гость был обязан нагайку поднять, а радушного хозяина расцеловать. Если входящий переступал через нагайку – жди беды. Это означало, что гость затаил обиду на хозяина, провинившийся не прощен, а покорность его не угодна.
По традиции нагайка– символ власти и достоинства. Носили нагайку на плечевом ремне, при шашке – на поясном ремне справа, без шашки – так же на ремне, но слева. Кроме того, нагайка считалась обязательным боевым украшением парадной формы казака. В сражениях, как правило, использовалась в силу поломки основного оружия. Однако, казак, хорошо владеющий нагайкой, мог не только скинуть противника с лошади, но и нанести ему ряд серьезных ранений или, к примеру, выбить из рук клинок.
Свои секреты и правила плетения были в каждой станице, у каждого мастера. На Дону нагайку даже называли «длань» - продолжение руки, также сравнивали с молнией. Зачастую в рукоять нагайки укладывалась специальная ладанка, в которой хранилась горсть земли из родной станицы. А в старину в ладанку клали еще и кости разных животных. Свято верили казаки, что ладанка и в бою защитит, и в миру поможет.
В наши дни искусство изготовления нагаек возрождается. Вот как описывает технику изготовления нагайки Анатолий Герасименко: «Материалом служила говяжья кожа, обязательно сыромятная. Лоскут кожи распускался на 4 полосы — сверху вниз, постепенно становясь тоньше. Если кожа твердая, то ее раскатывали ногами, дабы придать необходимую мягкость. Процесс изготовления начинали с ручки, в которую вставлялся конский волос или деревянная палочка, которая постепенно оплеталась нарезанными ремешками, в основание ручки обязательно выводилась петля поддержки — темляк. Далее различными способами плетения плели сервень, в который также вплетался конский волос, на конце делался кожаный карманчик, в который по традиции вшивалась пуля или другой груз. В конце ручка отделывалась бахромой и украшалась различными элементами».
Обучение технике владения нагайкой начиналось, когда казачонку исполнялось 8 лет. В этом же возрасте мальчиков переселяли в мужскую половину куреня и приглашали на «беседы» в Казачий Круг. Сначала казачонок учился работать с одной нагайкой, вращая ее вокруг себя в разных направлениях и плоскостях. При выполнении упражнений делался акцент на том, что глаза должны быть широко открыты (это позволяет четко видеть саму нагайку, и дает обзор), кроме того, при выполнении упражнений на скорость говорилось, что щеки при разворотах должны хлопать как парус на ветру.
Следующий этап обучения – работа с «загруженной» нагайкой (при этом вес «хлопунца» на кончике колебался от 20 до 50гр.) Казачата раскручивали нагайку, стараясь не ударить себя самих. После того как упражнения с одной нагайкой были усвоены, переходили на две и увеличивали вес хлопунцов. К 12 годам казачонок умел владеть нагайкой виртуозно. Хочу отойти от темы и от себя добавить, что «гружённые» нагайки караются согласно УК Украины, да и в РФ наверно тоже. Но даже без груза можно от детской плетения в шесть полос, потихоньку переходить в усиленную - 12-и полосную.
Главное следить за осанкой ребенка, спинкой, дыханием. Для него это ведь как игра, но только не у монитора. За полчаса занятий можно проработать большую группу мышц. Работа с двух рук, вообще заменяет самый дорогой спортзал по нагрузке.

ИзображениеИзображение

В обучении и тренировочных боях использовались элементы народных танцев и игр. Такая техника со временем получила яркое название – «здаровацца». Основным действием этой техники являлось шуточное рукопожатие-приветствие. Традиционно в технике «здаровацца» использовались восемь ударов. Наносились они двумя руками на двух уровнях: на уровне щек и на уровне почек. При этом траектория таких ударов в точности повторяла удар холодным оружием или нагайкой.
Какая лучше, донская или кубанская?
Сегодня в обиходе приняты два основных исторических типа нагаек — кубанский и донской. Главное различие между ними в длине рукояток и способах крепления плетей. У кубанской нагайки рукоятка небольшая - всего 15-20см, при этом она заплетена в кожу и плавно переходит в плеть. Соотношение длины рукоятки и плети составляет примерно 1:3.

ИзображениеИзображение

У донской, напротив, рукоятка длиннее – 30-40см, длина плети 45-55см.

ИзображениеИзображение

Рукоять, как видно из самого названия, предназначена для хвата нагайки рукой. В свою очередь, она состоит из ствола, на котором находятся следующие вспомогательные детали.

1. Хват место непосредственного захвата рукояти ладонью, как правило, покрыт кожаной оплеткой.
2. Шалыга (оголовок), представляет собой металлическую обойму, надеваемую на окончание рукояти. Предназначена для нанесения ударов обратной стороной нагайки. Иногда является концом рукоятки небольшого ножа зализки, закладываемого как в пенал в рукоять нагайки.
3. Обоймица, состоит из темляка и завода.
4. Темляк, представляет собой петлю для продевания кисти. Предназначен для постоянного удержания нагайки на руке, иногда на мизинце.
5. Завод, представляет собой малую петлю, предназначенную для продевания плети.
Здесь необходимо внести некоторую ясность. С точки зрения здравого смысла, возникает вполне резонный вопрос, а для чего плеть нагайки было убирать таким сложным образом, путем продевания через малоудобную петлю небольших размеров? Не проще было бы ее попросту обмотать вокруг рукоятки и засунуть, например, за пояс или голенище сапога? Ответ напрашивается сам: конечно, проще. Но, тем не менее, продевали именно через завод, и это имеет глубокие исторические корни.
Все дело в том, что во времена шелопуг, нагайка, оказывается, имела две плети. Одну для непосредственного управления конем и другую - боевую. Соответственно, по мере необходимости, лишняя плеть убиралась путем продевания через завод, а нужная оставалась свободной.
6. Укреп-устройство, сочленяющее рукоять с плетью; представляет собой кожаный ремень, оплетающий ствол рукояти для прикрепления к нему зацепа и долони.
7. Зацеп -деталь, непосредственно сочленяющая рукоять с плетью. Как правило, представляет собой металлическое кольцо, сквозь которое продето такое же кольцо, находящееся на конце плети.
8. Долонь — кожаный флажок, в нижней части шириной с половину диаметра ствола рукояти, в верхней расширяющийся, предназначенный для защиты коня от удара металлическими частями укрепа. Плеть — ударная часть нагайки, состоящая из следующих частей (сверху вниз).
9. Махра представляет собой густую бахрому из тонких кожаных ремешков, расположенных в верх­ ней части плети. Изначальное предназначение декоративно-социальное, имитация конского хвоста на бунчуке. Имеет также боевое значение, но о нем ниже.
10. Сарвень — кожаная оплетка ударной части; представляет собой ремни, сплетенные различными способами вокруг срединного шнура — витеня.
11. Шлепок — окончание бьющей части плети; представляет собой кожаный мешочек, в который закладывается груз для усиления удара. Является результатом трансформации боевой части кистеня.
Эти различия предполагают и разные техники применения их в бою. Кубанская нагайка хороша при нанесении щелчковых ударов, в донском типе нагайки подобные удары невозможны в принципе. Но донская нагайка в свою очередь «выигрывает» в технике, которая основывается на горизонтальном вращении плети вокруг неподвижной рукоятки. На этот счёт - «какая лучше», есть разные мнения, мне больше нравится кубанская. А в остальном конструкция примерно одна.
Отрывок из передачи «Военная тайна»

http://www.youtube.com/watch?v=wTXZYdNopuQ
Oleg
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 3459
Темы: 1
С нами: 5 лет 10 месяцев

Re: История предметов

#14 Katerinka » 14.10.2013, 01:41

Oleg
спасибо! интересно! :good:
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 72 (+76/−4)
Лояльность: 60 (+61/−1)
Сообщения: 29120
Темы: 319
С нами: 7 лет 6 месяцев

Пред.

Вернуться в История

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя