Палеха

Список разделов Наши интересы и увлечения Литература, культура и искусство

Описание: Проза, стихи, книги, изобразительное искусство и культурные события
Модератор: Katerinka

#1 Sloniha » 10.01.2012, 15:01

Изображение
Шкатулка "Тройка"

Старинное предание рассказывает: в земли Владимиро-Суздальского княжества пришли люди, спасаясь от набегов вражеских орд. Среди лесных чащоб расчистили место для поселения и пашни, а пни от вековых деревьев сожгли, спалили. Потому и назвали село Палехом, а тихую и чистую речку Палешкой.

Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. О том, как выглядела обычная иконописная мастерская, можно узнать из повести «В людях» Максима Горького: «Комнаты тесно заставлены столами, за каждым столом сидит, согнувшись, иконописец, за иными — по двое. С потолка спускаются на бечевках стеклянные шары; налитые водой, они собирают свет лампы, отбрасывая его на квадратную доску иконы белым, холодным лучом». Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки — такого мастера называли «личник».

Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в «золотой», как ее иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха — братья Белоусовы.

Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», — еще в 1901 году писал А.П. Чехов.

Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.

...Вьется алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждет удалого молодца... Под кистью масстера рождаются пейзажи родной стороны — и сияет золотое солнце, текут быстрые реки...

Изображение
Т. Л. Суркова. Панно "Барышня-крестьянка" 2000

Рассматривая лаковые миниатюры Палеха, мы словно слышим старинные звончатые гусли.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой...


Реальные, настоящие герои представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью.

Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще — тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями — «плавью» , как говорят палешане. Золотые блики, орнаменты расцвечивают миниатюру, и шкатулочка из папье-маше превращается в драгоценную, чудесную, сказочную вещь.

Палехские ларцы-шкатулочки, броши и сувениры охотно покупают туристы из других стран — в память о России.
Sloniha
Автор темы
Откуда: везде
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 23659
Темы: 467
С нами: 8 лет

Re: Палеха

#2 Katerinka » 14.01.2012, 01:32

Всегда привозила из Орехова палехские шкатулочки маленькие. Потому что большие были дорогие. :)
:good:
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 84 (+88/−4)
Лояльность: 65 (+66/−1)
Сообщения: 29439
Темы: 319
С нами: 8 лет

Re: Палеха

#3 Figura » 10.05.2014, 19:57

Палеха - вообще дорогая вещь, если это не печатное издание :D

Изображение

Первое упоминание о Палехе относится к началу 17-го века. В различных документах тех лет говорится о развитом иконописном промысле в Палехе. К середине 17-го века молва о прекрасных работах палехских мастеров достигла Москвы, и их стали приглашать для росписи в столицу. Иконы, написанные в Палехе, были достаточно дорогими, так как писались они долго и тщательно, по старинным образцам.

Но к концу 19-го века производство иконы в России сильно разрослось, что привело к ее удешевлению, а как следствие - и к потере качества росписи. После революции 17-го года палехские мастера и вовсе остались практически без работы. Но после окончания гражданской войны возникла необходимость использовать накопленный иконописный опыт в других областях искусства.

Так, в течение нескольких лет, зародилось новое искусство Палеха. Особое место среди других видов творчества стала занимать лаковая миниатюра на различных изделиях - шкатулках, брошах, пудреницах, изготовленных из папье-маше. Новому искусству была присуща и новая тематика - добавились сюжеты из деревенской жизни, сюжеты из русских народных сказок, сюжеты, взятые из творчества русских писателей и поэтов.

Труд художника-миниатюриста требует постоянного вдохновения, а также огромной точности и аккуратности. Нередко палехским художникам приходится применять при росписи увеличительное стекло. Неповторимое и изящное искусство палехской лаковой миниатюры основано на принципах древнерусской росписи и народного творчества. Палехская лаковая миниатюра является неотъемлемой часть русского декоративно-прикладного искусства.

Художественный промысел центральной части России представлен палехской росписью.
Название промысла происходит от названия села Палех.
Искусство росписи Палеха еще совсем молодое, ему всего чуть более 70 лет, однако его мотивы и сюжеты известны не только на всей территории России, но и далеко за ее пределами.
Техника росписи очень сложна и требует наличия таланта, художественного вкуса и большого терпения.
Сначала изделие покрывается черной краской, она и служит фоном для дальнейшего нанесения рисунка.
Далее мастер наносит на основу полностью весь рисунок белилами.
В те места, где будут цветы, белила кладут слоем потолще, а то и в несколько слоев.
Далее идет этап раскрытия цвета, его принято называть «раскрашью».
Далее можно приступать к самой росписи, прорисовывается темным фоном все контуры и детали узора.
Процесс «приплавки» (так его назвали палешане) представляет собой выявление световых и теневых частей композиции непосредственно после прорисовки.
Ну, и наконец, следует завершающий этап росписи – отделка объемов изображения при помощи красок.
Последние штрихи – роспись сусальным золотом или «серебром» (в качестве серебрина используют алюминиевый порошок).
Золото в палехской технике росписи является частью художественного восприятия мира художниками.
Оно связано со старинными символами солнца, света, тепла и радости.

Изображение
Figura
Репутация: 0 (+5/−5)
Лояльность: 2 (+3/−1)
Сообщения: 947
Темы: 28
С нами: 4 года 8 месяцев

Re: Палеха

#4 Figura » 10.05.2014, 21:35

Изображение

Дорога в Палех – 60 километров разбитого асфальта. На въезде нас встречает кованая из железа Жар-птица – герб Палеха и символ лаковой миниатюры, искусства, которому в этом году исполнится ровно 90 лет. Крестовоздвиженский храм на пригорке в центре поселка, окруженный голубыми елями, по соседству – неизменный памятник Ленину, рядом – давно не работающий фонтан «Колос». Вот и все, казалось бы, достопримечательности села-академии.

Однако любой палешанин или ценитель искусства скажет, что главная достопримечательность здесь – люди. Палех – одно из немногих мест в русской глубинке, где сохранилось понятие «сельская интеллигенция». В поселке живет почти 5000 человек, и 700 из них – художники. Этим и уникален Палех, который не зря называют «родиной Жар-Птицы».

РАСЦВЕТ И ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ МИНИАТЮРИСТОВ
Искусство палехской лаковой миниатюры зародилось в начале 1920-х годов. Максим Горький назвал Палех «чудом, рожденным революцией». И действительно – палешане, которые издавна жили иконописным промыслом, были вынуждены отказаться от своего ремесла в угоду новой власти. Палехская иконопись трансформировалась в советский стиль ар-деко. Так возникло искусство лаковой миниатюры, основоположниками которого стали бывшие иконописцы – Голиков, Маркичев, Баканов, братья Зубковы и братья Котухины. 5 декабря 1924 года они создали «Артель древней живописи». Несколько лет спустя в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, ныне – Палехское художественное училище.
В 70-80 годах палехские шкатулки были на пике популярности. Основным заказчиком было государство, 90% работ экспортировалось за границу – в США, Европу. Палехские художники были постоянными участниками крупных российских и зарубежных выставок.
Чтобы написать небольшую шкатулку, может потребоваться не одна неделя. Процесс изготовления палехского сувенира напоминает священный ритуал
На подъеме искусства лаковой миниатюры советские власти приняли решение: построить для художников огромные мастерские. Строительство краснокирпичного здания площадью 20 тысяч квадратов началось в 80-е, но закончено не было. Перестройка изменила все: финансирование художников прекратилось, старые художественные мастерские разорились, а произведения миниатюристов уже не ценились так высоко, как прежде.
Но годы идут, а палехские художники хранят искусство своих дедов и передают его молодым и талантливым, способным вдохнуть жизнь в забытое искусство и возродить феникса из пепла (то есть Жар-птицу из небытия).

ПРЕЕМНИЦА ДИНАСТИИ
Дарья Мамина – молодая художница из знаменитой династии Буториных-Маминых. Дядя ее дедушки, Дмитрий Николаевич Буторин, был одним из пионеров искусства лаковой миниатюры в Палехе. По словам Даши, она даже никогда не задумывалась над тем, кем будет, когда вырастет: рисовала, сколько себя помнит. В 2004 году поступила в худучилище, жила только рисованием.
«Мы постоянно что-то рисовали, нагрузка была очень большая. Живопись, рисунок, композиция, техника… Так долгими годами я вырабатывала усидчивость», - улыбается она.

Лаковая миниатюра, признается Дарья, стала для многих молодых художников скорее увлечением для души, чем способом заработка. Ведь эта работа требует кропотливого труда – чтобы написать небольшую шкатулку, может потребоваться не одна неделя. Процесс изготовления палехского сувенира напоминает священный ритуал, которому художница следует неукоснительно.
«Сначала нужно приготовить яичную эмульсию, чтобы развести ею темперные краски. Берем желток, в него добавляем скорлупку воды, тщательно размешиваем, добавляем уксус. Теперь можно разбавлять краски, которые нужно хорошенько вымешать – смесь должна быть густой и однородной», - говорит Дарья Мамина.
Палешанка месит краски обычным карандашом – говорит, эта привычка осталась с росписей новых храмов в Самаре и Оренбурге, куда она ездила вместе с бригадой своего отца сразу после училища. Сейчас это основной заработок художников: храмов строится много, заказы есть всегда. Набирается бригада живописцев, и они едут за тысячи километров на несколько недель. Работают с утра до ночи. Для жителей Палеха такие командировки – дело привычное. Работы мало, вот и приходится художникам подрабатывать на росписях, а далеким от искусства палешанам – в Москве, охранниками, продавцами или рабочими. Зарплата на росписях, кстати, достойная – простому подмастерью платят около 1500 рублей в сутки, художнику средней руки – 3000, а опытный мастер может получить 5-7 тысяч за день работы.
Палехские художники ездят на росписи издавна. Точнее, в старые времена, когда общественного транспорта не было, мастера ходили в Москву и на более дальние расстояния пешком.
Жертвовать своими потребностями ради искусства мало кто готов, и поэтому художники берутся за все: пишут иконы, ездят на росписи, рисуют портреты. На миниатюру времени остается немного, пишут скорее для души
«Раньше краски месили не в баночках, а на курантах – это большая каменная или стеклянная плита, вроде большой палитры. Тяжелая! Краски растирали зазубренным камнем, и на это уходило много времени. Как-то мой прадед отправился пешком в Москву на росписи, а палитру забыл дома. И моя прабабушка с этой тяжелой плитой отправилась за ним, догонять», - рассказывает Даша семейные легенды.

Изображение

РУССКИЙ ФЕНИКС
Краски готовы, можно приступать к работе. Дарья берет заготовку броши. По канону, палехские сувениры делают из папье-маше, но сейчас редко где можно найти по-настоящему хорошие заготовки. Свои Даша покупает в Холуе – они качественнее, чем те, которые производят в палехской мастерской. Кисточки у нее остались еще от деда, самовязаные - беличьи, тоненькие. Таких тоже сейчас не делают.

Уникальность Палеха, по мнению Дарьи, в том, что художники много лет не изменяют своим традициям. «Мы не меняем свой стиль, наши краски жидкие и прозрачные, в отличие от того же Холуя, где краски густые, как сметана. Отличительная черта палехской миниатюры – тонкие линии, тщательно прорисованные детали, роспись золотом».
Сказки – основная тема творчества палехских миниатюристов: от русских былин до сюжетов Ганса Христиана Андерсена. На самом деле, поток фантазии художников безграничен: вспомнить хотя бы сказочных персонажей – трех богатырей, Бабу-Ягу, Ивана-Царевича, Василису Премудрую. Их палешане сделали настоящими спортсменами для своей сувенирной продукции Олимпиады в Сочи.
Бывает, мы продаем перекупщикам шкатулку за две-три тысячи рублей, а с ней провозишься целую неделю. Это невыгодно
Миниатюристы, которые работают на дому, сбывают свои работы в салоны Палеха и других городов. Продаются они и на многочисленных выставках. Некоторые работают по индивидуальному заказу, а также сотрудничают с перекупщиками, которые обещают их озолотить. Большинство состоит в кооперативе – чтобы стаж шел. Сдают свои творения и туда, только принимают их также недорого.
«Сейчас все зависит от рынка, и художники не исключение. Жертвовать своими потребностями ради искусства мало кто готов, и поэтому художники берутся за все: пишут иконы, ездят на росписи, рисуют портреты. Если ты хороший художник, работа всегда найдется. На миниатюру времени остается немного, пишут скорее для души», - говорит Дарья.
Жар-птица у художницы уже практически готова, но работа не закончена: предстоит кропотливый процесс росписи золотом. Вместо него Даша использует алюминий – золотых пластинок под рукой не оказалось. Неверные штрихи художница соскребает лезвием – но это просто для того, чтобы показать нам: за долгие годы практики движения ее руки отточены до автоматизма. После того, как рисунок будет закончен, брошку ждет процесс лачки. Палешане наносят на свои изделия по шесть слоев лака.
«Конечно, на росписях можно заработать больше. На палехскую продукцию находятся любители-коллекционеры, но с ними бывает трудно пересечься. Бывает, мы продаем перекупщикам шкатулку за две-три тысячи рублей, а с ней провозишься целую неделю. Это невыгодно. Вот такую брошку в салон принесешь за 900 рублей – говорят, дорого».

КУЗНИЦА КАДРОВ
Альма-матер палехских мастеров – художественное училище, расположенное при въезде в поселок. Это учебное заведение - единственное в регионе, что находится на балансе Министерства культуры. Каждый год ПХУ набирает по 16 студентов, выпускает и того меньше – не все доходят до конца. Конкурса как такового в последние несколько лет нет, говорит заведующая учебной частью Галина Бердникова.
Сейчас больше в ходу действительно дорогие, сделанные на заказ произведения, потому что дешевыми подделками рынок и так заполнен. Их видно невооруженным глазом – работа грубая, линии как будто спичкой проведены, цвета не соответствуют Палеху
«Профессия художника сейчас не востребована, но тем не менее, у нас всегда есть студенты. Недавно делали опрос среди выпускников, выяснилось, что в основном они занимаются стенописью и иконами. Тех, кто пишет шкатулки – единицы. Это прерогатива старшего поколения», - рассказывает заведующая.
Молодые художники, по словам Галины Бердниковой, трудятся в трех организациях Палеха: иконописной мастерской «Палехский иконостас» и у индивидуальных предпринимателей Духанина и Мельникова.

МИНИАТЮРА ОТХОДИТ НА ВТОРОЙ ПЛАН
Студенты выпускного курса готовятся к диплому – защита в конце июня. Их всего двенадцать, почти все – из Ивановской области. Выпускники не согласны с тем, что их профессия не пользуется популярностью – ведь они-то здесь! Кроме того, останавливаться на дипломе о среднем профессиональном образовании никто не собирается: пойдут учиться дальше. Мнения о том, чем они будут заниматься в дальнейшем, у ребят расходятся: кто-то утверждает, что палехская миниатюра возрождается, поэтому лучше расписывать шкатулки, пластины и пудреницы. Другие возражают: иконы писать выгоднее.
«У нас есть настоящие, талантливые мастера старой школы. Они и занимаются лаковой миниатюрой. А все остальные – это ширпотреб», - считает одна из выпускниц.
С ней согласен преподаватель, Владимир Булдаков. Он проработал в ПХУ уже более двадцати лет. Преподает технику, композицию, иконопись. По словам Владимира Васильевича, палехские работы востребованы до сих пор:
«Но – хорошие, добротно сделанные, в отличие от 70-80-х годов, где популярна была массовая продукция. Сейчас больше в ходу действительно дорогие, сделанные на заказ произведения, потому что дешевыми подделками рынок и так заполнен. Их видно невооруженным глазом – работа грубая, линии как будто спичкой проведены, цвета не соответствуют Палеху. Поэтому некоторые и думают, что Палех – это вот такая аляповатая роспись».
По словам художника, аутентичные палехские работы можно найти только в самом селе-академии. Лучше всего – заказывать напрямую у мастеров. Молодым в этом плане сложнее – ведь если у них нет ни известного имени, ни наработанного годами опыта, свои произведения непросто продать. Поэтому и стар, и млад ездят на росписи храмов – так прожить можно, считают художники.

«На чужбине тоскуешь по Палеху, конечно. А приедешь – начинаешь писать лаковую миниатюру, потому что место здесь особенное, царит творческая атмосфера. Я нигде, кроме Палеха, не могу писать. Это же творчество, к нему другое отношение», - признается преподаватель.

Изображение

ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД
2014 год в Ивановской области богат на события в сфере культуры. Празднует столетие музей ивановского мецената Д.Г. Бурылина в областном центре. Свое 90-летие в этом году отмечают известные на весь мир народные промыслы – холуйская и палехская лаковая миниатюра.
Возродить палехскую миниатюру из забытья, взялся региональный департамент культуры, сделавший художникам и местным жителям большой подарок. Уже осенью здесь откроется новый музей палехского искусства. Расположится он рядом с потемневшим бревенчатым музеем имени Голикова.
На строительство музея региональное правительство выделило 50 млн рублей. Сейчас здание готово полностью, завершаются и отделочные работы внутри музея. По словам начальника департамента культуры и культурного наследия Ивановской области Светланы Шмелевой, музей откроет свои двери для посетителей осенью. За лето будет куплено необходимое оборудование – системы видеонаблюдения, мебель, выставочное оборудование, смонтирована экспозиция.
«Главная особенность музея — в том, что здесь будет выставлено более 25% экспонатов из общего собрания ценностей. Для сравнения, сейчас в палехских музеях выставлено около 11% экспонатов», - рассказала Светлана Шмелева корреспонденту «Рустории».

Изображение

Первая выставка в музее будет приурочена к юбилею палехского искусства и расскажет о вехах его становления. Откроется она 5 декабря – в день, когда 90 лет назад была основана «Артель древней живописи».


МЕЦЕНАТЫ ПОДДЕРЖАТ ГЛУБИНКУ
Организацией выставок не только в регионе, но и по России занимается Палехское отделение союза художников во главе с Василием Макашовым.

«Все работы, которые участвуют в масштабных выставках, проходят тщательный отбор. Это почет и уважение. Художник должен постоянно доказывать свой талант, брать планку», - говорит Василий Семенович.
До юбилейной выставки палехские мастера примут участие в двух экспозициях. Первая, молодежная, пройдет в июле в Москве. Вторая, целиком посвященная палехскому искусству, начнет свою работу в октябре в Центральном доме художника при поддержке благотворительного фонда «Гордость отечества».
«Наш фонд помогает художникам из русской глубинки. Палехская лаковая миниатюра за один век стала искусством мирового масштаба, - говорит президент фонда Кирилл Игнатьев. – Мы хотим возродить интерес к нему, мотивировать молодых художников, которые могут стать неповторимыми мастерами своего дела».
В Палехе есть собственный план развития туризма «Родина Жар-птицы». Он предполагает создание туристической зоны возле художественного училища: торговые ряды, сувенирную лавку, кафе, гостиницу. Однако предложений от инвесторов пока нет

ИНВЕСТОРЫ И КРАУДФАНДИНГ В ПОМОЩЬ
К юбилею лаковой миниатюры муниципальные власти тоже решили сделать поселку подарок – поставить памятник иконописцам. В качестве прообраза выбрали работу палехского скульптора Николая Дыдыкина – эскиз сидящего Андрея Рублева, легендарного иконописца, который олицетворял бы палехских мастеров. По словам главы Палехского района Алексея Мочалова, памятник планируют установить за Крестовоздвиженским храмом, в исторической части поселения. После того, как определится смета на изготовление памятника, администрация обратится за поддержкой к меценатам и жителям региона: по мнению муниципальных властей, монумент должен быть народным.
В Палехе есть собственный план развития туризма «Родина Жар-птицы», который поддержали на инвестиционном совете в правительстве области. Он предполагает создание туристической зоны возле художественного училища: места здесь живописные, застройки нет – одним словом, окраина. Администрация рассчитывает сделать в этой зоне «Город мастеров» - торговые ряды, сувенирную лавку, кафе, гостиницу. Однако предложений от инвесторов пока нет. По иронии судьбы, поймать перо Жар-птицы Палеху не удается.

http://rustoria.ru/post/paleh-za-perom-zhar-pticy-1/


«Икону вышьешь — и замуж выйдешь»
Палехский муниципальный район — http://палехский-район.рф
Figura
Репутация: 0 (+5/−5)
Лояльность: 2 (+3/−1)
Сообщения: 947
Темы: 28
С нами: 4 года 8 месяцев

Re: Палеха

#5 Figura » 10.05.2014, 21:57

Само слово палех фино-угрского происхождения. Угро-фины в свою очередь полностью растворились среди славян и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Линдех, Сезун, Люлех... Принято считать, что первое поселение образовали люди спасавшиеся от татарского нашествия в том месте леса , где была выжжена большая площадь на возвышенности. Место назвали палёным , так и село получило свое название.

http://mimastera.ru/svoimi-rukami/rospi ... ya-rospis/

Изображение

Изображение
Figura
Репутация: 0 (+5/−5)
Лояльность: 2 (+3/−1)
Сообщения: 947
Темы: 28
С нами: 4 года 8 месяцев


Вернуться в Литература, культура и искусство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость