О музыкальных инструментах

Список разделов Наши интересы и увлечения Музыка

Описание: Все жанры, все направления.
Модератор: Katerinka

#1 Sloniha » 25.01.2012, 10:25

Гармо́нь (гармо́шка) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

Виды гармоней
Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

* Однорядные гармони: «тульская», «ливенка», «вятская», «тальянка» (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12−15 кнопок, а на левой — три).
* Двухрядные гармони: «русская венка» (первая двухрядная), «хромка».
* Автоматическая гармонь.


Гармонь — инструмент праздничный. Когда на душе невесело, брать её в руки — всё равно что решиться на грех. На грех по отношению к одному из самых удалых музыкальных спутников человека. Пока российский народ томился в оковах крепостничества, гармонь была инструментом высшего света, страшно далёким от крестьянских масс: на нём играли барышни, старательно выводившие мелодию на инструменте, который был изобретён в России для узких и профессиональных нужд настройщиков органов. Его создал чех Франтишек Киршник, органных дел мастер, трудившийся при царском дворе. Гармоника, представленная публике в 1783 году, мало походила на современную, но общим был ключевой принцип звукоизвлечения гармони-при помощи колебаний металлического язычка под воздействием потока воздуха, щипков, нажатий или ударов. Гармоника Киршника была гармоникой дворянских салонов. Барышни, освоившие клавикорты и другие клавишные инструменты, с лёгкостью осваивали гармонику Киршника, потому что там была такая же клавиатура органно-фортепианного типа (это был настольный инструмент, одной рукой играли, другой подавался мех).


Изображение
Гармоника Киршника

Этот салонный инструмент чешского настройщика органов не получил развития, а потому многие считают, что российская гармонь ведёт родословную от двух западноевропейских инструментов: первый — губная гармошка Кристиана Бушмана-появился на свет в начале 1820-х в Берлине, а второй — аккордеон Киррила Демиана — был запатентован в Вене в конце 1820-х годов. Заслуга немца в том, что добавил в конструкцию губной гармошки воздушный резервуар или — меха. Австриец же разделил корпус инструмента на две половины, соединённые этими мехами, с клавиатурами для правой и левой руки. Внутри этих половин и прятались те самые металлические язычки, которые появились впервые в России, при царском дворе.

В 1830 году известный тульский оружейник, мастер Иван Сизов,увидев на ярмарке удивительный заморский музыкальный инструмент, настолько вдохновился им,что не пожалел 40 рублей ассигнациями (это большая сумма по тем временам) и купил гармонику. Затем он, как опытный мастер, разобрался в её конструкции, изготовил свою гармонь, сделал несколько гармоней для своих близких и потом даже начал их продавать. Дело пошло так успешно, что на будущий год уже вся округа на Масленичной неделе пела и плясала не под балалайку, а под гармонику.

В народе гармонь окончательно вытеснила с музыкального олимпа балалайку лишь после того, как фактическое рабство было отменено в 1861 году. Крепостным было не до радостей и развесёлых песен. Они и музыкально страдали. Свобода расширила границы музыкального веселья: во второй половине 19-го века, когда всё больше уходили в прошлое протяжные народные песни, входили в практику плясовые наигрыши, задорные частушки. Именно этому характеру песенного материала отвечали возможности гармоники, в частности, саратовской гармоники. Голосистая, задорная, звонкая, она была специально сконструирована с расчётом на игру весёлых, праздничных, залихватских мелодий.

К началу XX века саратовская гармоника уже приобретает тот вид, к которому мы сейчас привыкли. Это — тёмного цвета полированный корпус, это — металлические, чаще всего — мельхиоровые, накладки, меха, обклеенные сатином или даже бархатом, очень дорогой лайковой тонкой кожей. С правой стороны от 8 до 12-ти клавиш, с левой стороны — 3-4 клавиши, которые управляли басами и, в том числе, две кнопки, благодаря которым и звучат знаменитые колокольца саратовской гармошки. Если у тульской гармони все клавиши с рычагами наружу, то у саратовской они полностью спрятаны в гриф, и только маленькие металлические клавиши доступны исполнителю. Это требует от исполнителя гораздо более тонкой мелкой техники. С другой стороны, эта гармошка гораздо более прочная.

Гармонистами становились чаще всего те люди, которые от природы были наделены какими-то музыкальными способностями. Как правило, они самостоятельно обучались этому мастерству и если понимали, что это их музыкальный инструмент, то развивали свои способности, очень часто играя на праздниках, на свадьбах, придумывая часто и свои мелодии, не только повторяя какие-то известные песни, плясовые и частушки.

Денег у простого люда всегда было мало, а желания играть на гармони и петь под гармонь — много. Поэтому мастера не чурались делать инструменты и конвеерным методом, когда один человек отвечал только за одну конкретную операцию. Получалось быстро, достаточно качественно и при этом — недорого.

В некоторых областях гармонь была не только духовной, выразительницей чувств, но и самой, что ни на есть, материальной. Знаменитые ливенские гармони родились в Орловской губернии, были одними из самых примитивных по конструкции, и самых дешёвых в производстве. Их голосом восхищались в унисон Тургенев и Лев Толстой. Есенин пропел им оду в стихах .Но больше всего их любили женихи: обращением с ливенкой они давали понять невесте, мила она сердцу или нет. Свататься ходили с гармонью, причём, обязательно с новой. В народе приговаривали: "новая девушка — новая ливенка". Если сватовство проходило удачно, жених начинал радостно растягивать меха, а если девушка отказала или просто пришлась не по сердцу, то жених бросал свою гармонь у порога невестиного дома, разбивая её вдребезги.

Изображение
гармонь-ливенка

Над изготовлением гармони умельцы, подчас, работали целый год. Подбирали древесину, чаще всего — липу или ель, сушили её, как говаривали, "до звонкости", с ювелирной точностью вытачивали металлические язычки. Мастер, создавая гармонь, приспосабливал возможности инструмента к характеру народной музыки, популярной в конкретной местности. Так, первая из многочисленных видов российских гармоней — тульская — в первозданном виде никак не подходила для аккомпанемента песням, что пелись в окрестностях Тулы. Тогда мастера начали экспериментировать с тональностями, чтобы гармонь и голоса певцов звучали в унисон. Потому-то Россия и переполнена разновидностями гармоней. Они отличаются музыкальным строем и внутренним содержанием. В Европе же инструменты непохожи, разве что, по форме: у них разная отделка (материалы и декор). Российские гармони так сильно разнятся, что виртуоз, владеющий, например, елецкой рояльной гармонью ,будет испытывать трудности при игре на примитивной ливенке или же — на особой, саратовской, гармошке.

Кроме того,народный "сборник" мелодий для гармони (не только для саратовской) включал две важные части: "к ней" и "от неё". Идёшь на свидание — играешь "к ней", возвращаешься — играешь "от неё".

Гармонь за полтора столетия крестьянской свободы стала на селе своей. Но новый век может приговорить её к смерти: даже в Саратове, где инструмент всегда был любим и популярен, от былого всевластного царства гармони остались лишь музыкальные островки. В настоящее время остался в Саратове только один мастер, который может изготовить саратовскую гармонику. Процесс её изготовления занимает около полугода. А когда существовал в Саратове цех, где выпускали серийно концертные гармоники, выпускалось за год около 200 гармоник.

Изображение
Пётр Текучев,мастер по изготовлению саратовских гармоник

Пётр Текучев,мастер по изготовлению саратовских гармоник: "Я поступил на работу учеником в 1947 году. Тогда была такая организация-артель "Музыка". Было там человек 12-13. Концертные гармони делали по операциям... А чтобы хорошее звучание было, мастер должен делать один. Инструмент как живой. Он дышит, он говорит... Многое можно сказать об этом инструменте..."

Очень печально, но свои позиции легендарная саратовская гармоника-инструмент с колокольчиками и сочным звуком, под который пела на фронте Лидия Русланова, утрачивает... Виной тому — время, что питается другими мелодиями, люди, что готовы отказаться от переборов удалого гармониста, и образ жизни, где всё спланировано и нет места экспромту. Гармонь, ведь, живёт импровизацией. И эта игра сродни волшебству, когда не нужно знать нот: мастерство рук и тонкость души создадут чудо залихватской гармонью и без неприкасаемого и скучного нотного текста.

Источники
1. Википедия
2. http://poigarmonika.ru/statyi/122-o-sar ... tolko.html
Sloniha
Автор темы
Откуда: везде
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 23659
Темы: 467
С нами: 7 лет 8 месяцев

Вернуться в Музыка

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя