Элементы воспитательного процесса

Список разделов Флейм Наши дети

Описание: Даже если у вас еще нет детей, они обязательно будут. И вообще – в стране демографический кризис
Модератор: Katerinka

#1 Sloniha » 09.11.2011, 14:11

Эти странные «нельзя»

Изображение

Запреты - дело не такое уж простое, как кажется на первый взгляд. Во-первых, не на всякое «нельзя» ребенок реагирует так, как хочет взрослый (а именно - прекращает делать то, что делает). Во-вторых, не каждое «нельзя» действительно нельзя - за такими запретами кроется элементарная родительская лень. Говоря проще, копаться в мусорном ведре нельзя не потому, что случится что-то страшное, а потому, что родителям не приходит в голову сделать это самое ведро для ребенка недоступным - талдычить «нельзя, не лезь!» гораздо проще. А вот выбегать на дорогу, вырывая руку у взрослого - это запрет абсолютный, это настоящее «нельзя», оспаривать которое ребенок не должен. Из-за обилия первых «нельзя» абсолютность вторых нивелируется - один раз я залез в мусорное ведро, ничего не случилось, наверняка не случится, если я и на дорогу выбегу. В-третьих, есть такие «нельзя», логику которых сами родители объяснить ребенку не в состоянии. Вот об этих странных «нельзя» по порядку.

Нельзя лежать на полу / ползать под столом / валяться в песочнице и прочие земельно-горизонтальные запреты. Это вам нельзя лежать на полу, потому что у вас почки и жесткое мамино воспитание. А детям можно и нужно лежать, валяться и ползать по полу, потому что это тот уровень, с которого они видят мир, потому что это весело, потому что так лучше видно колесики машинок, которые катаешь, потому что если спросить маму, почему нельзя, она ничего внятного не ответит. Главное, чтобы пол / трава / песок были сухими, не холодными и не особенно грязными.

Нельзя трогать мамины и папины вещи. Ха! Покажите ребенка, которому не интересно, какие такие кнопочки есть в папином ноутбуке и до лампочки, что мама хранит в своей сумке. А поскольку таких детей не существует, перестаньте бесконечно повторять «нельзя» и травмировать свою психику тщетными переживаниями о печальной судьбе клавиши «пробел» и дорогой туши для ресниц. Заведите в сумке пару истекших банковских карт, ту же тушь, только высохшую, шуршащий пакетик и еще несколько ништяков и отдайте на растерзание малышу. Будущим компьютерным гениям подойдет специально купленная клавиатура, телефон, который хранится в доме еще с мезозоя или еще что-то с кнопочками. Все по-настоящему ценное в доме лучше убрать на антресоли. Заодно расхламите квартиру.

Нельзя орать. Момент щекотливый. С одной стороны, орать, действительно, нельзя - на вас, на других людей, матом и при угрозе схода лавины. С другой стороны, у совсем маленьких детей крик является единственным доступным средством коммуникации с миром, у подросших так проходят кризисы роста, а у совсем больших уже можно спросить, пуркуа, собственно, они кричат, а затем задавить авторитетом. Поэтому не ходите по горам в сезон схода снега, не берите детей туда, где крик абсолютно неприемлем и не введитесь на осуждающие взгляды окружающих, которые в очереди в супермаркете так и ждут, когда вы урезоните своего раскричавшегося отпрыска. Дети кричат - это закон.

Нельзя бегать. Этот запрет находится где-то за гранью добра и зла. Взрослым бегать мешает лишний вес, высокая должность и двенадцатисантиметровые шпильки, дети же не бегать не могут в силу своей физиологии - им нужно куда-то девать энергию. Нельзя бегать только там, где опасно - у проезжей части или при той же угрозе схода снега. А вот бегать в детской поликлинике очень даже можно, равно как и в других учреждениях, куда часто приходят с детьми.

Нельзя есть не за столом. Такие запреты ставят счастливые обладатели хорошо кушающих деток. Те, кому приходится четыре раза в день выписывать перед чадом акробатические этюды почище цирка Дю Солей, территориальных запретов на еду не ставят. Ест под столом - полезем с ложкой под стол. Ест только лежа на полу и задрав ноги - ляжем рядом, прихватив макароны. Хочет трепезничать, сидя в своей игровой палатке в компании плюшевых медведей - зайдем вовнутрь и не забудем угостить и мишек. В целом же это «нельзя» тоже входит в категорию необъяснимых - ну почему, почему все другие способы насыщать организм пищей взрослые отметают, оставляя только занудное «сядь за стол»?!
Sloniha
Автор темы
Откуда: везде
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 23659
Темы: 467
С нами: 8 лет 3 месяца

Re: Элементы воспитательного процесса

#2 Sloniha » 09.11.2011, 14:26

Честно говоря, список нельзяшек меня поразил. О трёх из них я в принципе слышу впервые, оставшиеся двое мною на веру не воспринимались, ибо не понимались и согласиться с ними 100%-но не могла.

У меня существуют иные нельзяшки.

Нельзя играть рядом с дорогой, потому что водитель может не справиться с управлением, быть пьяным или отвлечься.

Нельзя много смотреть мультиков, потому что вырастит дурачком, потому что это большая нагрузка на глаза, потому что есть много других интересных занятий, потому что ребёнок должен уметь развлечь себя самостоятельно, а не только с помощью телевизора.

Нельзя баловаться, много разговаривать и вертеться за столом, потому что можно подавиться, можно опрокинуть что-то со стола, разлить на себя и т.д.

Нельзя обижать кота, потому что ему больно, потому что он маленький, потому что это член семьи.

Нельзя кричать, когда крик становится постоянным и неконтролируемым. Восторг у ребёнка выражается в крике, это нормально. Пусть радуется. Нельзя не радоваться!

Нельзя кушать таблетки, даже если они красивые, потому что каждая таблеточка лечит свой орган (потому их и делают разных цветов). Можно только те, что назначила врач, дала мама или в детсаду.

Нельзя уходить с незнакомым человеком на улице, нельзя садиться к нему в машину. Даже если он будет обещать любимый мультик, мороженое, красивую игрушку, покатать на аттракционе, и т.п, и т.д. Из сада забирает всегда только бабушка, мама и... (устный список прилагается).

В поликлинике у меня всё же бегать нельзя. Для бега есть улица, можно бегать там, а в поликлинике должно быть тихо и безопасно. Там и так тесно и шумно.

Всё, наверно :unknown: Пока в голову больше ничего не приходит.


В обозримой перспективе, в зависимости от поведения ребёнка, могут появиться следующие "нельзя":
- перевешиваться через балкон, стоять на подоконнике и т.п.


----------
Какие нельзяшки существуют или существовали у вас? Родители, поделитесь опытом! :wink:
10 марта — день облачных слонов
Молчанье — щит от многих бед, а болтовня всегда во вред. Язык у человека мал, но сколько жизней он сломал.
Sloniha
Автор темы
Откуда: везде
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 23659
Темы: 467
С нами: 8 лет 3 месяца

Re: Элементы воспитательного процесса

#3 Sloniha » 20.02.2012, 14:07

Спасибо, уважаемые родители.

Поехали дальше.

Мифы и реальность «японской методики воспитания»

Время от времени во дворе или в детском саду, в магазине или в общественном транспорте можно встретить ребенка, который ведет себя не так, как все. Дети эти любознательны и активны, но чрезвычайно прямолинейны и бесцеремонны. Они не соблюдают правил вежливости, не делают различий между своими вещами и чужими, ведут себя шумно и своевольно, не реагируя на попытки окружающих взрослых их успокоить. Если же с просьбой урезонить ребенка Вы обратитесь к его родителям, то услышите в ответ «ребенок воспитывается по японской методике, и до пяти лет ничего запрещать ему нельзя».

Когда вы попробуете навести справки о «японской методике воспитания» ребенка, то узнаете, что основной её принцип кроется в словах «до пяти лет ребенок - царь, после пяти лет - раб, после пятнадцати - равный». Суть этого высказывания заключается в том, что ребенку до пяти лет противопоказаны любые запреты и ограничения, между пятью и пятнадцатью годами ребенка достаточно строго, вплоть до жестких методов, приучают к дисциплине, а после пятнадцати он считается полностью сформировавшейся личностью и полноценным, равноправным, взрослым человеком.

Утверждается, что при таком подходе к воспитанию ребенок, с одной стороны, сможет полностью реализовать свой творческий потенциал, так как в ключевой для его развития период ограничения, накладываемые взрослыми, не препятствуют детскому развитию; с другой же - вырастет человеком ответственным и дисциплинированным, так как десять лет подряд его будут жестко муштровать.

Что же это за «японская методика воспитания»? Действительно ли она ведет свое происхождение из Японии? Какую пользу она принесет ребенку, и стоит ли эта польза того, чтобы пять лет подряд родители приносили свои интересы в жертву капризам своего малыша?

Как ни странно, сами японцы ни о какой «японской методике воспитания» не знают. Их общество исторически сложилось так, что основной принцип «японской методики» - «до пяти лет - царь, до пятнадцати - раб, после пятнадцати - равный» невозможен.

В стране, которую веками раздирали войны, в стране, большая часть которой является сейсмоопасным районом, в стране, где цунами - не страшная сказка, а периодически случающееся стихийное бедствие, бесконтрольный ребенок обречен на смерть. Если добавить к этому, что традиционно японские семьи были многодетными, и матери приходилось следить сразу за несколькими детьми, становится очевидно, что дети в японской культуре не могли расти в условиях вседозволенности.

Сомнения вызывает и утверждение, что ребенок после пятнадцатилетия становится «равным». В стране с жесткими патриархальными традициями панибратство и равенство между подростком и старшим поколением невозможно, недопустимо и возмутительно.

К тому же, никаких жестких переходов от одного стиля воспитания к другому в японской культуре нет. С самого раннего возраста и до полного возмужания и родители, и общество воспитывают в ребенке чувство ответственности и дисциплинированность. Делается это иными, чем в европейских культурах, методами, но ни вседозволенности, ни жестокости в воспитании японцы себе не позволяют.

Так откуда же, если не из Японии, появилась «японская методика воспитания»? Как ни странно, зародилась эта система в... России, в шестидесятых годах двадцатого века. На заре своего существования она называлась «кавказская система воспитания». Считалось, что именно так воспитывают будущих джигитов. Правда, срок окончания «рабства» сокращался с 15 до 12-летнего возраста.

В девяностых годах двадцатого века началось активное взаимопроникновение российской и кавказской культур. И «кавказская система воспитания» неожиданно сменила «гражданство», став «японской методикой», но сохранив свои основные принципы.

Что же... происхождение методики, конечно, оказалось мифом. Но название, как известно, на эффективность не влияет. И не важно, в Японии или в горах Кавказа зародилась система воспитания, если она дает хорошие результаты. А вот дает ли? Действительно, каковы на самом деле результаты воспитания ребенка в позиции «царь-раб-равный»?

Дитя - царь.

Методика утверждает:

Первые пять лет жизни «японская методика» постулирует отказ от каких-либо запретов и ограничений. Ребенок не должен сдерживаться запретами. Базовое доверие к миру и творческие способности должны формироваться без постороннего вмешательства, так, как велит природа, а не так, как навязывают взрослые. Формируется базовое доверие к миру как к дружественному месту, уверенность в себе, безмятежность.

Комментарии психолога.

В первые годы жизни у ребенка формируется так называемая «картина мира», то есть совокупность представлений о мире, составленная ребенком на основе набранного им жизненного опыта. Ребенок должен проделать очень важную работу - систематизировать все свои знания об этом мире, чтобы понять, что из себя этот мир представляет, каковы его особенности и закономерности, чему можно доверять, а чего опасаться. Где находится в этом мире его, ребенка, место, каковы границы того, что ребенок может себе позволить. Формируется отношение к миру, к окружающим людям.

Казалось бы, с этой точки зрения ситуация как раз развивается очень удачно для ребенка: мир - доброжелательное место, где ничего ему не угрожает и где он может все. Но посмотрим с другой точки зрения. У ребенка формируется картина мира. Базовая картина мира, которая будет лежать в основе всех последующих взаимоотношений с миром. И эта, базовая, ключевая картина мира формируется искаженной.

Не заложено представление о рамках дозволенного. Не заложено представление о разрешенном и запретном. На заложены основы уважения к старшим, представление об авторитете взрослого человека, в том числе - о родительском авторитете. Не заложены навыки взаимодействия с другими людьми как с полноценными и равноценными. Не заложено представление о возможной опасности, угрозе, он не готов к столкновению с агрессией со стороны другого человека. То есть, ребенок, которому в скором времени нужно будет идти в школу, где он окажется погруженным в социум и оторванным от родителей, не имеет адекватного представления о мире, в котором ему придется жить и действовать.

Вместо социально приспособленного, предприимчивого и жизненно активного, творчески одаренного и легко адаптирующегося лидера мы получаем избалованного ребенка, не признающего запретов и не умеющего договариваться со сверстниками.

О следующих периодах воспитания по «японской методике» и их влиянии на личность ребенка мы расскажем в следующей статье.

http://deti.mail.ru/roditeljam/psiholog ... spitaniya/
Sloniha
Автор темы
Откуда: везде
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 23659
Темы: 467
С нами: 8 лет 3 месяца

Re: Элементы воспитательного процесса

#4 Katerinka » 22.02.2012, 01:04

Yuyo писал(а):Какие нельзяшки существуют или существовали у вас? Родители, поделитесь опытом!
Нельзя перебивать взрослых, когда они разговаривают. Очень актуально, потому что дети любят перебивать взрослых, тем самым требуя к себе внимание. Но надо все-таки учить. :pardon:
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 90 (+94/−4)
Лояльность: 70 (+71/−1)
Сообщения: 29613
Темы: 319
С нами: 8 лет 3 месяца

Re: Элементы воспитательного процесса

#5 Sloniha » 22.02.2012, 04:36

Да, кстати. Это есть, но как слабо, наверно. Надо ужесточиться :twisted:
10 марта — день облачных слонов
Молчанье — щит от многих бед, а болтовня всегда во вред. Язык у человека мал, но сколько жизней он сломал.
Sloniha
Автор темы
Откуда: везде
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 23659
Темы: 467
С нами: 8 лет 3 месяца

Re: Элементы воспитательного процесса

#6 Sloniha » 03.06.2012, 07:20

Чему нельзя учить своих детей

Изображение
У каждого родителя свои принципы воспитания, но есть несколько вещей, которым родители никогда не должны учить своих детей. Даже если вам кажется, что вы действуете исключительно в интересах ребенка - не стоит заставлять делать ребенка некоторые вещи, так как это может негативно сказаться на нем в будущем.

Нельзя поощрять ребенка ко лжи, даже в мелочах. Иначе ребенок начнет относиться ко лжи как к чему-то обыкновенному, и вы не сможете объяснить ему, что врать - плохо.

Не нужно заставлять ребенка есть тогда, когда он не голоден, если ребенок здоров и у него все в порядке с аппетитом. Все дети едят по-разному, у каждого - своя норма, а задача родителя - научить ребенка распознавать сигналы организма о том, что пора поесть, а не принимать пищу по указке или по расписанию.

Нельзя учить ребенка притворяться. Если ребенок - тихоня, не нужно заставлять его быть активным и общительным. И наоборот: если ребенок подвижный и активный, не пытайтесь сделать из него тихого мечтателя, а организуйте ему русло, в которое он сможет направить свою энергию.

Нельзя заставлять формально извиняться, если ребенок не осознал, что именно он совершил. Извинения должны идти от сердца, а не служить лишь способом отделаться от неприятных последствий сделанного.

Нельзя ребенка наказывать или вознаграждать едой. Еда - это еда, она должна быть у ребенка независимо от его поведения. То же самое касается и сладостей: их нельзя выдавать ребенку в качестве награды, особенно если в семье существует запрет на их повседневное употребление.

Не заставляйте ребенка делать то, что у него плохо получается, в надежде, что если заставлять, то рано или поздно он начнет это делать лучше. Ничего, кроме отвращения к этому виду деятельности, таким способом добиться не выйдет. Бесконечные провалы только утвердят ребенка в мысли, что он неудачник.

Всегда помните о том, что ваш ребенок - это самостоятельная личность. Уважайте его выбор, учите принимать самостоятельные решения, и ограничивайте его действия только в тех областях, в которых возможен какой-либо вред для самого ребенка. Чем раньше ребенок научится действовать самостоятельно - тем раньше у него появится ответственность за собственные действия.

http://deti.mail.ru/roditeljam/chemu_ne ... oih_detej/
Sloniha
Автор темы
Откуда: везде
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 23659
Темы: 467
С нами: 8 лет 3 месяца

Re: Элементы воспитательного процесса

#7 Katerinka » 03.06.2012, 11:39

все правильно.
Кстати, насчет еды - у нас никогда не было такой проблемы. Может быть и из-за того, что никогда не заставляли.
А, может быть, потому что еды было не много :D


Yuyo писал(а):Вместо социально приспособленного, предприимчивого и жизненно активного, творчески одаренного и легко адаптирующегося лидера мы получаем избалованного ребенка, не признающего запретов и не умеющего договариваться со сверстниками.

Интересно, и как же японцы потом справляются со всем этим? :unknown:
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 90 (+94/−4)
Лояльность: 70 (+71/−1)
Сообщения: 29613
Темы: 319
С нами: 8 лет 3 месяца

Re: Элементы воспитательного процесса

#8 Sloniha » 03.06.2012, 17:16

Как ни странно, сами японцы ни о какой «японской методике воспитания» не знают. Их общество исторически сложилось так, что основной принцип «японской методики» - «до пяти лет - царь, до пятнадцати - раб, после пятнадцати - равный» невозможен.
Sloniha
Автор темы
Откуда: везде
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 23659
Темы: 467
С нами: 8 лет 3 месяца

Re: Элементы воспитательного процесса

#9 Katerinka » 03.06.2012, 17:26

Ну откуда-то ведь оно должно было взяться? :unknown:
Дыма без огня не бывает. :no: Просто так кто-то придумал - и подхватили? :unknown:
ну а насчет кавказского воспитания - там точно не так!
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 90 (+94/−4)
Лояльность: 70 (+71/−1)
Сообщения: 29613
Темы: 319
С нами: 8 лет 3 месяца

Re: Элементы воспитательного процесса

#10 Sloniha » 03.06.2012, 20:02

Как любое происходящее в эволюции человека, имеющее свойство доходить до абсурдна (равно как и позиция хиппи относительно свободной любви искажена напрочь), дошло до нас в гипертрофированном виде.

Поясню на счёт хиппи. Вспомните, какое значение придавалось семье, отношениям муж-жена в 60-70-80 годах. Даже если люди не любят друг друга, они вынуждены были оставаться вместе. При этом у них могли полностью отсутствовать интимные отношения. Они всё равно были "в паре" для окружающих. Общественное мнение сильно порицало "разведёнок". Потому изначально течение хиппи зародилось, чтобы люди, любящие друг друга, могли БЫТЬ ВМЕСТЕ. Только и всего. А теперь это переросло во вселенский бордель. Слово "любить" утеряло в их коллективе своё истинное значение.

П.С. Всё, что высказываю, высказывается лично с моей точки зрения и на истину не претендует.
10 марта — день облачных слонов
Молчанье — щит от многих бед, а болтовня всегда во вред. Язык у человека мал, но сколько жизней он сломал.
Sloniha
Автор темы
Откуда: везде
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 23659
Темы: 467
С нами: 8 лет 3 месяца

След.

Вернуться в Наши дети

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость