Небольшая техническая информация для будущих краеведов Мариуполя.
Прошел по нескольким ссылкам, приведенным у Г.И. Тимошевского, в написанном им главах "МИЕО" (кто не знает, что это - можно дальше пока не читать
). Вынужден заметить, что Тимошевский иногда довольно вольно обращался с цитатами.
Например:
Тимошевский:
<...> Под словом церковь, говорит преосвященный Гавриил, не разумеется внешняя постройка, бывшая не другое что, как простая каменная хижина, крытая камышем, с большим железным на верху крестом и оставшаяся в том же Кальмиусе, но разумелись: антиминс, ризы, книги, иконостас и иконы, которые перенесенны в Палоград.
МИЕО, 1892, с.116; на следующей странице приводится ссылка на работу Гавриила (Розанова) в ЗООИД, т.3
Оригинал:
Состояние церкви Кальмиусской. - Под словом церковь не разумеется внешняя ея постройка, бывшая не другое что, как простая деревянная хижина, с железным на верху крестом, и оставшаяся в том же Кальмиусе; но разумелись: антиминс, ризы, книги, иконостас и иконы, которыя, по перенесении в Павлоград, и поставлены были в особом не жилом, деревянном также домике.
Гавриил, архиепископ Тверской и Кашинский. Очерк повествования о Новороссийском крае // ЗООИД, т.3, 1853, с.124
"Дополнительные" детали в текст Гавриила Тимошевский добавил из работы Феодосия (Макаервского), хотя в данном месте он на него и не сослался.
<…> первоначально [греческий митрополит Игнатий] для своей паствы совершал богослужения и священнодействия в Калмиусском Свято-Николаевском храме, каменном, крытом очеретом, камышем, устроенном и оставленном запорожцами.
Феодосий Макаревский. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. - Екатеринослав, типография Я.М. Чаусского, 1880, с.997-998
Еще:
Тимошевский:
«Об этом кресте г. Браун в «Живой старине» говорит: «Стоит упомянуть о древнем железном кресте (выш. в 1 м 50 сент.) в церкви села Богатырь; он покрыт медными рельефными украшениями русской работы. Он считается явленным: пастухи нашли его в поле еще в бытность в Крыму, незадолго до выселения; отнесли его в сельскую церковь, но он не захотел там остаться: два раза возвращался он сам собой на старое место в поле; наконец, когда его принесли в избу одной благочестивой вдовы, он остался здесь до самаго выселения православных. Когда захотели православные переселиться, с крестом опять беда: не хочет он оставить излюбленнаго места. Сняли его наконец с молитвами, положили на телегу, повезли: да не тут-то было: оглобли телеги повернули назад в деревню. Помогли наконец тем, что крест связали, привязали к телеге и таким образом отвезли его с собой в Россию».
МИЕО, 1892, с.117, ссылка на журнал «Живая старина», II, 90
Оригинал :
Наконец, стоит упомянуть о древнем железном кресте (выш. в 1 м 50
сант.) в церкви села Богатырь; он покрыт
теперь медными рельефными украшениями русской работы. Он считается явленным: пастухи нашли его в поле еще в бытность
христиан в Крыму, незадолго до выселения; отнесли его в сельскую церковь, но он не захотел там остаться: два раза возвращался он сам собой на старое место в поле; наконец, когда его принесли в избу одной благочестивой вдовы, он остался здесь до самаго выселения православных. Когда захотели православные переселиться - с крестом опять беда: не хочет он оставить излюбленнаго места. Сняли его наконец с молитвами, положили на телегу, повезли; да не тут-то было: оглобли телеги повернули назад в деревню. Помогли наконец тем, что крест связали, привязали к телеге и таким образом отвезли его с собой в Россию.
Теперь он стоит в Богатырской церкви, под особым балдахином, высоко чтимый жителями села и окрестных деревнь.(
Ф.А.Браун. Мариупольские греки // «Живая старина», 1890, выпуск II, с.90, скачать все выпуски можно
здесь)
Еще.
Тимошевский:
Сначала Харлампиевская церковь была деревянная, простая, невзрачная, окна маленькия, украшений никаких. Впоследствии перестроили ее с целью увеличения, сделали каменною, причем, однако, оставили древнюю каменную часть нетронутою.
МИЕО, 1892, с.122, ссылка на журнал «Живая старина», II, 89
Оригинал:
<...> Самая старая - собор в Мариуполе, выстроенный еще Игнатием; он деревянный, простой, и невзрачный, окна маленькия, украшений почти никаких. В последствии перестроили его с целью увеличения, причем, однако, оставили древнюю часть нетронутой; затем так как он и в этом виде казался слишком малым, то выстроили рядом с ним новый большой каменный собор.
Оно, конечно, для стороннего взгляда - разница не колоссальная. Но иногда именно такие мелочи могут серьезно повлиять на целые концепции.
Осторожней!
А степная трава пахнет горечью...