Татарско-казацкие времена Мариупольщины

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

#611 L.V. » 08.01.2017, 16:31

1. Такая дата была в одном из ЖЖ, откуда я эту карту слямзил. Более глубоко я не копал и не проверял. Просто добавил знак вопроса к этой дате.

2. В конце 19 века, Вы не поверите, продолжали печатать книги и работы по истории и этнографии крымских татар. Видимо, это иллюстрация к одной из них. :)

3. Качество картинки не очень. Но подозреваю, что там все-таки Бахчасарай.
А степная трава пахнет горечью...
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 397 (+400/−3)
Лояльность: 170 (+171/−1)
Сообщения: 4763
Темы: 4
С нами: 13 лет 4 месяца

#612 L.V. » 08.01.2017, 16:42

Сейчас копнул по этой теме чуть глубже. Похоже, это 1803 год.

4. Карта Полуострова Таврического и Около лежащих мест Сочиненная по известиям Греческих писателей Древних и средних времен. [С.-Пб., 1803]
5. Карта Полуострова Таврического и Около лежащих мест Сочиненная по известиям Генуэзских писателей. [С.-Пб., 1803]
6. Карта Полуострова Таврического и Около лежащих мест с означением Татарских наименований мест, городов, рек, морей и проч. [С.-Пб., 1803]
Изображение
http://nnm.me/blogs/SkyReadyAll/karty-krymskogo-p ... va-nachinaya-s-xviii-veka-gif/

Дату на сайте в скором времени исправлю. Спасибо за сомнения! :beer:
А степная трава пахнет горечью...
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 397 (+400/−3)
Лояльность: 170 (+171/−1)
Сообщения: 4763
Темы: 4
С нами: 13 лет 4 месяца

#613 L.V. » 04.02.2017, 17:30

Закончил склейку. Хорошая все-таки штука эта марионеточная трансформация...

Две карты Азовской и Новороссийской губерний от сентября 1778 года с показанием Павловска при устье Кальмиуса и Мариенполя на Солоной:
Изображение
Карта представляющая Азовскую и Новороссийскую губернии
с показанием смежных к оным земель,
сочинена 1778 года месяца Сентября

На этой Павловск показан как город, к северу от слияния Кальчика с Кальмиусом. А еще интересно, что морское побережье между Кальмиусом и Миусом поделено на земельные участки. Похоже, у правительства тогда мелькали какие-то мысли на эту часть территории Войска Донского...

Изображение
Генеральная карта Новороссийской и Азовской губерниев,
с показанием разделением оных на уезды и смежности с оными
других губерний и протчих земель. Сочинена 1778 года сентября ... дня

А здесь - к[репость] Павлоград, причем на более традиционном месте. К сожалению, это снимки с фотокопии, поэтому сам значок разглядеть не удается. Возможно это "ретраншемент", но не уверен.

Все это отражает метания Черткова, в каком именно месте закладывать новый город. В связи с верхней картой, например, становится понятна такая фраза из письма Черткова от 23 февраля 1776 г. : «...когда отдать донцам [земли] по Кальчик, то уже удобного места для постройки полагаемого в том краю города, где и развалины древнего города же Домахи состоят, сыскать едва ли будет можно».

Возможно, на основании одной из этих карт (или какой-то аналогичной), дата основания Мариуполя и была сдвинута на 1778 год, о чем позже рассказывал Яруцкий в своей книге.
А степная трава пахнет горечью...
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 397 (+400/−3)
Лояльность: 170 (+171/−1)
Сообщения: 4763
Темы: 4
С нами: 13 лет 4 месяца

#614 L.V. » 09.02.2017, 18:31

Закончил оцифровку отрывка одной из посольских книг Крымского двора. Выкладываю для гурманов. Посвящаю эту выкладку памяти двух выдающихся людей, покинувших нас на этой неделе. Они оба много сделали для нашей Истории. Хотя и по-разному... :cry:

Итак, если кто еще помнит, историк Новосельский вот что писал по поводу основания татарского города в 1577 г. в наших краях:

Насколько мы можем судить по имеющимся у нас неполным данным, Крым в то время был ослаблен внутренней неурядицей. Еще Девлет Гирей в последние годы своей жизни, когда он впал в старческую немощь, с трудом добивался повиновения от своих сыновей. Видя близкий конец Девлет Гирея, особенно ссорились между собой два старших его сына, Магмет Гирей и Алды Гирей: между ними была «брань великая». Ссора дошла до того, что Алды Гирей, «блюдясь брата своего», поставил себе на Калмиусе отдельный город, Болы-Сарай. Девлет Гирей очень этим кручинился, опасаясь распадения Крымского юрта; сведение о построении Болы-Сарая достигло Константинополя. Лишь перед самой смертью Девлет Гирей примирил между собой братьев. Магмет Гирей, став царем, гордо заявлял Аф. Нагому, что все царевичи, князья и мурзы и «вся земля» находятся у него в повиновении. Но в действительности дело обстояло совсем иначе. Магмет Гирей был бессилен добиться повиновения от Диве-евых сыновей, Есинея и Арасланая. Еще меньше слушались его ногаи, обитавшие по верховьям Самары, на Миусе и по Овечьим водам. Построен­ный Алды Гиреем Болы-Сарай служил им опорным пунктом. <...>

Вот я по приведенным Новосельским ссылкам и добрался до этой посольской книги. Пока удалось разжиться только тремя письмами из Крыма из начала этой книги (ну, извините, сколько сумел!), на которые Новосельский здесь и опирается. Если будет возможность - постараюсь еще "расшириться".

Ниже выкладываю эти письма без купюр. Кому интересно - наслаждайтесь старым великорусским языком. Номера примечаний, а также места, в прочтении которых я не уверен - выделил красным. Упоминания царевича Алды-Гирея, мурзы Есиней Дивеева, дивеевских татар и нового города - выделил зеленым. Примечания расписывал мало.

Для лучшего понимания - письма были подшиты не совсем оптимально. Первое письмо охватывает март 1577 - март 1578, второе - январь - февраль 1577, третье - август - октябрь 1577. То есть в идеале - первое письмо читать уже ПОСЛЕ второго и третьего. Ну а там - как знаете...

Предисловие:
(1) Лета 7086 1 ноября в 27 день приехали ис Крыму к Москве Иван Мясоедов да станичные головы Девлет Хозя Резанов да Кадыш Алгазеев. А привез Иван Мясоедов ис Крыму от Елизаря Ржевского три грамоты да вестовой список, как у них в Крыму государево дело делалось. А сказывал царю и великому князю Иван Мясоедов, что крымского Девлет-Кирея царя в животе не стало в 85 году на Петров день 2 . А на его место на Крыму учинился сын у его - калга Магмет-Кирей царевич. И со государем царем // (1 об) и великим князем доброго дела и дружбы и братьства похотел. И его, Ивана, и с ним вместе отпустил ко царю и великому князю гонца своего Бакшея Халил Чилибея с товарыщи, а остались крымские гонцы в Путивле. А всех крымских гонцов 80 человек. А Елизаря Ржевского и Степана Кобелева и послов своих Теребердея-князя да тетя 3 Бакшея Магмет-Кирей царь совсем отпустил при них. А провожает их х Путивлю Мурат-князь. А ныне крымские послы и Мурат-князь в дороге. А к Путивлю будут часа того. Да с крымскими-ж гонцы прислал Мурат-князь человека своего осенчю 4. А словом Иван сказывал, чтоб того человека его государь, в стречю к не- // (2) му, к Мурату, отпустил, не издержав, часа того, чтоб ему уведать от своего человека о государеве деле подлинно, надежно б было ехати ему х Путивлю.

Примечания:
1. 1577
2. 29 июня 1577 г.
3. 3-я буква вписана поверх прежде бывшей, внятно прочитать не удалось. Может «тестя»? Или часть имени?
4. Т.е. «сеунчем» - вестником.
5. «Ему» дописано позже над строкой.

1-е письмо:
А се грамота ко государю от Елизаря Ржевского с Иваном Мясоедовым.

Государю, царю и великому князю Ивану Василевичу всея Русии бьют челом холопи твои Елка Ржевской да Иванец Мясоедов. Приежжал, государь, к нам марта в 30 день Мурат-князь: «Царь -де меня прислал к вам, а велел мне вам говорить: «Присылал-де государь ваш ко мне севрюка, а давал Асторохан, а о Казани-де пого- //(2 об) ворим. И после-де того ходил яз к Москве, и у меня -де взяли Дивея. А Дивей-де князь служил у меня из нагайского юрту. И мне-де о нем били челом дети его и нагайские князи, и чтоб яз писал о Дивее к вашему государю. И мне противу их молыт 1 нечего. Что их за мною службы много. И яз оставя Асторохан, а памятуючи службу Дивееву, и просил у вашего государя Дивея . И Дивея у вашего государя не стало...». И нынеча-де государь ваш прислал к нашему государю ко царю тобя, Елизаря. И ты государя своего грамоты отдал и речь царю говорил. И царь наш государь грамоты вычел и речей твоих выслу- //(3) шал: что государь ваш к нашему государю ко царю посла отпущает и поминки дает, а наш бы государь царь послал к вашему государю своего посла. И царь-де о том говорил со князьми, и с мурзами и со всею землею: «Дает-де мне московской государь поминки, и посла ко мне отпущает». И князи, и мурзы и все лутчие люди учали говорить: «Тою-де, государь, тобе казною богату не быть! Проси-де ты, государь, у него Асторохани!». Которым-де было людем ходить к Мек[к]е на Асторохан, и нынеча-де ходят далече. Тот-де, государь, грех на тебе будет! А Асторохан иста- //(3 об) ри юрт бусурманская вера. И он-де мечети бусурманские розорил».

И мы, государь, Мурату говорили: «В Асторохани нынече церкви Хрестьянские. И вы свои грехи считаете, а наших не считаете. А государи ни в которых землях землями не ссужаютца. А ссужаетца любовью, что у кого лучитца. А что государь мой со мною приказывал, и яз то царю говорил. А иных речей за мною никоторых нет».

Апреля в 15 день пришел царевич Магмет-Кирей с королевские земли. И мы, государь, послали к нему толмача Девлет-Хозю Резанова и велели ему говорить: «Что писал ты, государь, ко (4) государю нашему? А хотел ты государя нашего помирити со отцом своим. Государь наш все дело свое положил на тебе. И без тебя, государь, государя нашего делу никоторого путя не было. И ты б, государь, сам, и отца своего на то навел, чтоб вам со государем нашим быти в дружбе и в братстве». И калга, государь, Девлет-Хозе отказал: «Яз-де к отцу своему поеду и отца своего одноконечно на то наведу, чтоб быти отцу моему с вашим государем в дружбе и в братстве! А государь-де ваш нашего слова никоторого не оставил». И Магмет Кирей царевич ко отцу приехал и дума у них была. И царь, государь, за то был[о] стал, что ему с тобою не миритца. А царевич, государь, (4 об) за то стал и князи болшие, чтоб ему с тобою помиритца. И царя, государь, на то навели, что ему с тобою помиритца, и посла и гонца отпустить. И выбрал-был посла Теребердея-князя да Гамзу-мурзу.

И приехал, государь, к нам Муртоза-ага. И нам, государь, то сказывал: «Бысть-де вам у царя на корнюше 2. А меня-де прислал на вас ести готовити и медов сытити. А царь-де будет на Бакчисараех». И царь, государь, розболелся. И не стало, государь, царя Июня в 29 день. И на третей, государь, день князи и мурзы и земля вся посадили на царстве Магмет-Кирея царевича. А Адыл-Гирей, государь, царевич - калга учинился. А промежю, государь, (5) царя з братею, и со всею землею розни никоторые нет.

Июля в 10 день сказывал, государь, нам Девлет-Козя, а ему сказывал князь Иван Урман: «Одговорили-де царю Магмет-Кирею Алды-Гирей царевич, да Дивеевы дети, и князи улусные, и служилые тотарове: «Слышели-де есмя твое слово государьское, как тебе с Московским государем ссылка делати. Што сказываеш - Московской писал к тобе, чтоб ты помирил Московского с отцом своим. И ты, был, отца своего помирил. И ныне, государь, отца твоего не стало. И на отцово место ты, царь учинился и нашей, государь, мысли просишь. И тобе, государь, с ним в ско- (5 об) ре миру не делать, чтоб, государь, тебе отпустить брата своего калгу Алды-Гирея царевича, а с ним - рать болшая. А нагаи заперекопские и нового города прислали бити челом о том же Кунана - аталыка Атманаева, чтоб их царь отпустил в войну с Алды-Гиреем царевичем. А языки сказывают, которых царевич поимал: Московской-де государь пошел в Немцы. А на берегу-де рать неболшая. И мы-де одноконечно ныне извоюем».

И мы, государь, то уведали, что Алды-Гирей царевич и земля вся хотят итти твоих государевых украин воевати. И мы, государь, послали толмача. А велели говорити Азею-князю ширинскому, да Муслую-аталыку, да Мустофе-князю, (6) да Муртозе-аге: «Коли был Девлет-Кирей царь жив, и Магмет-Кирей царевич хотел отца своего с нашим государем помирити. А ныне Магмет-Кирей царь сам войну отпущает на нашего государя. И то его правда ли?». И они, государь, царю наши речи говорили. И царь, государь, учал говорити з братею, и со князми, и со всеми ближними людми: «Московской-де государь нам не положился, и яз-де его правды испытаю. А ныне-де мне дайте то, чтоб его не воевати, и гонца послати, и посла своего отпустить, а его посла взяти и поминки. А обиды-де нам от него нету никоторые. Вся-де нам обида от королевских людей».

Августа в 23 день (6 об) приезжали, государь к нам от Магмет-Кирея царя Муслу-аталык, да Мустофа-князь, да Муртоза-ага, да Мурат-князь Сулешев сын, да Сулеш-князь перекопской, да Усеин-князь. И учали говорити: «Царь-де велел говорити тобе, Елизарью. Прислал-де был тобя государь твой ко отцу к моему и ко мне. И яз-де был отца своего на то навел, со государем с вашим помирил, и посла был отпустил, а Казань был и Асторохан - оставил. Он хотел миритца на поминках, и нынеча Божья воля стала - отца моего не стало. А нынеча-де - я царь!». И говорил-де царь карачеем, и князем, и мурзам: «Батко -де 3 был с Московским помирился. (7) И вы-де мне дайте своеи мысли - миритца ли-де мне с Московским или воевати?» . И карачи, и князи, и мурзы учали царю 4 говорити: «Присылка-де ко отцу твоему, а не х тобе. А тобе-де, не показав сабли своей, за отцовою саблею как миритца?». И царь-де их слова не послушал, а мол[в]ыл так: «Московского-де государя ко мне присылка и любов есть, чего-де я у него прошал. И он-де моего прошаня всего не оставил, все был ко мне прислал. И мне-де на него войны не посылывати!». И царь-де велел вам сказат: «Тобе-де, Ивану, з гонцом ехати. А тобе, Елизарю, с послом итти. И вы б-де были готовы. И курнуш-де вам царь часа(?) даст. А сам-де (7 об) царь на зиму идет на Литовского, и вся земля. А зимушняя-де война, вам в ведоме, как воевали за то, што казаки ево живут под нашими улусы, и послов наших побили, как шли с Мо[с]квы, и поминки наши поимали. И тобе-то, Елизарью, Магмет-Кирей на встрече говорил, что пошел-был на вашего государя украины, на Северские места, [а] как казаки послов наших побили, и тобя громили, и поминки взяли - и царевич пошел их сокмою воевати королевскую землю».

Сентября в 17 день велел, государь, царь быти нам у собя на курнуше. И мы, государь, у царя были. И царь, государь, нам говорил: «Прислал-де государь ваш к отцу к моему и ко мне, чтоб яз (8) отца своего со государем вашим помирил и на доброе дело навел. И яз-де был отца своего на доброе дело навел, и посла хотел отпустити. И, божья воля стала, отца моего не стало, и в землю отец мой один пошел. А братья мои царевичи, и князи, и мурзы, и карачи, и земля вся у меня в руках - сами видите. И на меня-де приходили братья мои, и князи, и мурзы, и карачи, и земля вся: «Не воевав-де тобе и сабли своей не показав, с Московским государем миритца нельзя. А ссылка-де была у Московского государя с отцом с твоим, а не с тобою». И приговорили-были, что итти воевати. И яз то отговорил, (8 об) што государь ваш писал ко мне и дело свое все положил на мне. И яз хочу начало показати и правду свою впередь. Чтоб мне со государем вашим в братстве и в любви быти, и гонца государя вашего отпущаю, Ивана Мясоедова, да с ним Девлет-Козю Резанова, и своего гонца Мустофу Косапа. А тобя, Елизаря отпущаю с послом своим, с Теребердеем-князем. И Мурата-князя посылаю провожати вас, и посла государя вашего взяти, и розмена учинити по прежнему обычаю под Путивлем. А у собя-деи оставливаю Василья Грязново для вопчего 5 своего дела, (9) и для того, чтоб отпустил посла ко мне ранее. И как посол будет государя вашего у меня, и яз тоды Василя отпущу и пожалую». Да царь же, государь, говорил: «[Если] нынече-де мне государь ваш посла толко не даст и людем моим истому учинит - [то] и тобя, Елизаря, холоп мой х(?) Мурат назад приведет. И мне тебя не казнить стат 6. Толко тебя пожаловав да отпущу, и Василя Грязново ко государю вашему. И толко нынече на розмене ложь и неправда учинитца, и посла ко мне своего не пришлет, и у нас со государем вашим вперед ссылка не будет. А видели де есте сами, как яз хотя со государем вашим быти в любви и в братстве (9 об.) для того, что государь ваш писал ко мне со всею любовю. И яз был отца своего со государем вашим в мир ввел. И после отца своего смерти противу братьи своей и всей земли стал, со государем вашим войны не учинил. И государь ваш писал к нам: как посол ево у нас будет, а наш посол у его будет, и мы тогды и в правде утвердимся, как нам быти вперед в братстве, и в любви».

И нас, государь, холопей твоих жаловал. Мне, Елизарю, отлас золотной да аргамак, а Ивану - отлас же зо[ло?]тной да аргамак. А Василю - отлас же золотной, а Девлет-Козю толмачю - бархат з золотом. А молодым толмачем всем - по кафтану да по (10) по сапогам, да по лошеди. А кречетником - по кафтану да по сапогам, да по лошеди. И людем нашим - по кафтану да по сапогам.

Сентября в 29 день приехал, государь, гонец твой государев Степан Кобелев. И привели ево ко царю на Алму. И царь велел стати ему на Алме. И он царю бил челом, чтоб ево царь велел пустити к нам, холопем твоим. И царь его того дни не отпустил, и корм к нему прислал, и от кушенья прислал к нему с ествою. И велел ему говорити: «Ты-де не кручинься, что яз тебя не отпустил к Елизарю и к Ивану - потому что позд[н?]о. Со государем с вашим у меня все доброе дело». А тол- (10 об.) мача твоего государева мы послали Девлет-Козю Резанова с товарыщи беречь Степана, чтоб нам было в ведоме. И Девлет-Козя, государь, у Степана твои государевы грамоты взял и к нам привез. И нам, государь, все стало в ведоме того же дни, которого дни Степан приехал.

Октября в 1 день царь, государь, велел нам быти на Алме. И дал нам волю с Степаном видетца. И велел нам быти у собя на курнуше, и Степану с нами. И Степан, государь, по твоему государеву наказу челобитье царю правил, и грамоту подал, и поминки явил. И царь, государь, о твоем здоровье спрашивал. И яз, (11) государь, холоп твой царю говорил, что: «Государя нашего послы на дороге - князь Василей Василевич Мосалской да дьяк Арменин Шапилов. И ты, б государь, гонца своего и посла отпущал ранее ко государю нашему и срок написал х которому дни посол твой к Путивлю будет». И царь, государь, говорил: «Яз-де со государем вашим в братьстве и в любви быти хочю». И велел нам у собя ести. И после, государь, стола - нас отпустил: «Вы-де поедьте ко государю своему по-прежнему отпуску. А нынешнюю-де я грамоту вычту, а нынешнего-де гонца ко государю вашему отпущу ж с вами вместе». И пожаловал, государь, Степану (11 об.) платно бархатно да конь, а толмачю его - конь же.

Октября в 3 день велел, государь, нам быти у собя калга Алды-Гирей царевич, и Степану с нами. И Степан, государь, по твоему государеву наказу царевичу поклон правил, и грамоту подал, и поминки явил. И Алды-Гирей, государь, царевич о твоем здоровье спрашивал. И яз, государь, Алды-Гирею царевичю говорил, от тебя, государя, что: «Посол нашего государя князь Василей Василевич Мосалской да дьяк Арменин Шапилов на дороге. А ты, государь, брату своему говори, и гонцов своих и посла посылайте ранее. И срок напишете, х которому дни посол (12) ваш к Путивлю будет. И розменитца бы на Семи по прежнему обычаю». И Алды-Гирей, государь, нам говорил: «Дело-де ваше зделано. Ведаете и сами вы, что яз стал за государя вашего за своего брата. И вы то слово до государя своего донесите. А яз-де посылаю гонца своего ко государю вашему Азей-Асана».

И нам, государь, велел у собя ести. И после стола, государь, нас жаловал. Мне, государь, пожаловал отлас золотной да кафтан бархатен без золота, да конь. А Ивану - платно золотное да конь, а Василю - платно же, а толмачю Девлет-Козе - конь. А молодым толмачем - по лошеди ж. Да кречетни- (12 об) ку Гаврилу - камку, да двум кречетником - по кафтану, да по сапогам, да по лошеди.

И нас, государь, отпустя, говорил: «Государь бы-де ваш мне был друг и брат! И недруга бы-де воевати заодин! А брат-де мой Магмет-Кирей царь мне што отец. Он из моего слова не выступит. И яз из ево слова не выступлю. И мы посылаем посла своего Теребердея-князя. А провожати ево посылаем Мурата-князя Сулошева с ратью. И государь бы ваш учинил по прежнему обычаю. А не так, как у нас Енболдуя-князя взял! Чтоб у нас вперед крови не было!».

Да приезжал, государь, (13) к нам Мурат-князь, да Касим-князь Кулюков, да Мурат-Казы князь. «Сказал-де вам царь на курнуше гонца своего Мустофу Косапа. И нынече-де царь Мустофу отставил, а посылает ближнего своего человека Халия. А Мустофу посылает ко царевичу к Ивану [?]».

Марта в 10 день приехал, государь, к нам от царя Мустофа Косап: «Царь-де меня прислал к вам, а велел-де продать Василя Грязново. Что за него дадите?». И мы, государь, ему сказали: «Василей - человек молодой, по отечеству за Василя дати двесте рублев, а по случею по государьскому приближенью дати за Василья до рублев». (13 об.) И Мустофа, государь, нам говорил: «Промежю-де государей делаетца дело доброе! Как-де мне царю сказати? Говорил-де мне от государя вашего боярин Василей Умной да дьяк Ондрей Щелкалов: «Велели за Василя дати две тысячи рублев». И яз-д[е] его слово к царю сказывал, как приехал с Иваном с Мясоедовым».

И после тово, государь, приехали от царя чауш Крылов да Мустофа Косап. А привезли с собою на телеге Василя Грязново скована. И учал к нам говорити чауш Крылов от царя: «Ручаете ли де вы Василя Грязново в дву тысячех рублех?». И мы, государь, учали говорить: «Ручаем (14) мы Василя в тысяче рублех. И в силах в полуторе тысяче». И Василей, государь, нам говорил: «Государь меня велел ручати в двутысячех рублех, восе 7 де у меня государева грамота!». И мы, государь, Василя ручали в дву тысячех рублех, по твоему государеву наказу.

А в наказе в твоем государьском написано: велено нам говорити царю, чтоб к тобе, государю, в послех послати Дербыша-аталыка, или Сеферя Сулошева сына, или Гамзу-мурзу. И мы, государь, о них говорили. И князи, государь, нам сказали: «Дербыш-де аталык послан к Турскому царю, а Сефер-де ходил к Мек[к]е, а Гамза - у царевича у Алды-Гирея ага 8 (14 об.).

Примечания:
1. Молыт - молвить, говорить
2. Корнюш - прием, совещание
3. Батко - батька, отец
4. Это слово вписано над строкой позже
5. Общего
6. не казниста?
7. «восе де у меня» - восе, вося, вось - наречие, значит «вот», «здесь». Сохранилось в украинском языке и некоторых великорусских говорах.
8. Ага - почетный титул начальников различных категорий придворных слуг и войска, состоявшего на жалованье

Второе письмо:
А се другая грамота ко государю от Елизарья с Иваном с Мясоедовым.

Государю, царю, великому князю Ивану Василевичу Всея Русии - холоп твой Елка Ржевской челом бьет!

Не доходя, государь, крымских улусов за днище и болше, отпустил Шигай Мустофу Касапа ко царю с тою вестью, что от тебя, от государя, посылка идет. А яз, государь, пошел за ним - день и ночь. А с нами, государь, осталось одиннатцат тотаринов крымских. И пришли, государь, мы к Беникову улусу. И туто нас Черкасы громили. А громити было им (15) улусы. И Шигая, государь, убили, да с ним семь тотаринов. И рухледь их, и полон поимали. А мне говорили: «Государь ваш нас жалует, присылает - де к нам и денги, и сукна, и запас, и муку». И яз, государь, им говорил: «Как вы государьскаго жалованья забываете!». И посылку твою государьскую всю взяли, в Крым что послана была. И наши, государь, рухлядишка поимали. И меня, государь, хотели убить-же, ино иные их товарищи убить не дали. А людишек, государь, переранили, а Василева Грезново человека убили. И яз пошел в Крым пеш. И татарове, государь, из улусов (15 об.) пришли многия. И яз им говорил, чтобы пошли за Черкасы. И они, государь, молвили: «У нас-де Черкасы и у царя емлют ис полку или у царевичев! И запасы имали наши, которые остались! 1 ».

И ко царю, государь, весть пришла: те же тотарове прибежали, которые с нами с Москвы ехали. И сказали, что Черкасы нас громили, и Шигая, государь, убили, а с ним семи человеков тотаринов. А сказали - русково человека одново убили, а иных переранили. Да о них же, государь, царю сказывали: «Были-де с Черкасы и путивльские люди, которые -де нас провожали, и мы-де их и познали!».

И царь, государь, их спро- (16) сил: «А боярин-де где?». И оне, государь, царю сказывали: «Идет-де пеш, а лошади-де ево и рухледь поимали ж». И царь, государь, молвит: «Коли-де бы московскому государю ко мне не послать , и он бы ис Москвы не посылал. А то-де вы не статочные дела говорите!». Их речем царь не понял веры, а царевичю, государь, их речей в дело не поставил.

И прислал, государь, царевич ко мне встречю человека своего Корчегу. И велел мне дати корм и подводы. И велел, государь, мне быти у собя. А пошел был на твои государьские украйны на Северские места. И яз, государь, у царевича был Генваря в 27 день. А царевичю, государь, ис Перекопи четвертой день. (16 об.)

И яз, государь, ему от тебя, от государя, поклон правил, и о здоровье спрашивал. И грамоту твою государьскую отдал. И он, государь, меня, холопа твоего о твоем государеве здоровье спрашивал: «Как-де отца моего брата, а моего дядю - Бог милует?». И про поминки, государь, ему сказал, что было от тебя, государя, послана, да поимали Черкасы.

«Те-де поминки от государя от твоего до меня дошли. А пошел-де был на государя твоего украины, на Сиверские места. И нынеча-де, как вас Черкасы громили, и Шигая убили, а с ним семи тотаринов убили, и вашего человека убили, а иных переранили - и яз хотечи итти на Короля за то, што тебя громили (17) и послов наших побили, и поминки наши поимали. И яз с тою своею думою послал к батку, чтобы мне велел итти на Королевскую землю. И велел есми прислати батку со всею думою Муртозу-агу». И царевич, государь, мне пить подавал. «А видишь-де сам: есть-де тобе у меня неколи 2 . Видишь сам, кое яз на коне сижю!». И корм государь мне велел дати.

И царевич, государь, мне говорил: «Сказывал мне гонец мой Мустофа, что государь твой хотенье наше все исполнил. И яз одноконечно отца своего на то наведу, что со государем твоим ево учиню в дружбе и в братстве. И нынеча -де ты 3 поедь к батку, а яз-де о всем отпишю, чтобы тебя (17 об.) жаловал, для тово, что ты ограблен пришол». И туто, государь, меня пожаловал: велел мне коня дати и з седлом, и с уздою.

И встретил, государь, яз в Перекопи Муртазу-агу. И Муртоза, государь, мне сказал, что идет от царя к Магмет-Кирею царевичю. И сказал, государь, мне Муртоза: «Царь-де не велел итти царевичю на вашего государя украины, а велел итти в Королевскую землю! А приказывал Магмет-Кирей царевич к Мустофе к брату да ко мне, чтобы мы царя навели на то, чтобы мне велел итти на Короля! И мы с Мустофою з братом, служа государю вашему, и царю отгова- (18) ривали: «Государь - волной человек! Царь, московской государь тобе недружбы никоторые не делает. А королевские люди у тебя отнели дороги - и московскую, и озовскую, и нагайскую, и богданскую , 4 и станбулскую. И улусы беспрестанно емлют!». И царя мы на то навели, што велел Литву воевать. И ты бы-де, государю своему нашу службу известил. И царь-де тому добре рад, што у тебя Черкасы ерлыков не взяли. И тебя хочет царь жаловать. А со мною-де прислал к тебе пристава Магмута-черкашенина, и велел тебе кормы давати, и подводы до твоей любви - колко тебе надобеть, (18 об.) и толмачем, и кречетником».

И приехал, государь, яз ко царю в село на Олму Февраля в 4 день. И приставы, государь, меня сказали царю втотчас. И царь, государь, велел мне дворы подавати. И прислал, государь, ко мне копычея своего, а велел мне у собя быти: «А велел-де есми быти тобе у собя для тово, что ты человек громленой, а се усталой». И яз, государь, ко царю пришел. И царю, государь, от тебя, от государя, челобитье правил, и грамоту подал, и о здоровье спрашивал. И речь по наказу после грамоты говорил. И кречеты, государь, и ястреб явил. И царь, государь, о твоем здоровье спрашивал: «Как (19) де брата моего Бог милует?». И про поминки, государь, яз ему сказал, что была ему послана от тебя, от государя, и детем его, и царицам 5 .

«И то поимали Черкасы не у вашего государя - у меня! И яз-де за то послал сына своего Магмет-Кирея царевича со всем крымским юртом. И яз-де то выведу! А государь-де ваш за собою моево слова и детей моих никоторово не отставливает».

И мне, государь, холопу твоему, велел у собя ести, и за столом меня жаловал. Велел мне дати тритцат золотых. А за золотые мне дали крымскими денгами 6 семь тысяч. «То де тобе на нужю». А олафу 7 , государь, велел на месец (19 об.) мне давати по три тысячи денег. А Девлет-Козе Резанову велел давати по тысячи, а кречетником по пятсот денег. И после стола, государь, чашу твою государеву пил. И мне, холопу твоему говорил: «Яз-де со государем с твоим всево хочю доброво дела!». И яз, государь, царю говорил: «Гонец у тебя государя нашего Иван Мясоедов. И ты б, государь, пожаловал, велел ему со мною стать». И царь, государь, за то не постоял. И велел, государь, мне ехат на подворье. И прислал за мною на подворье с кормом. И велел меня подчивати.

И назавтрее, государь, с Алмы велел мне ехати. А велел меня поставить на Иски-юрте 8 .

Примечания:
1. Не совсем ясно, идет ли в последнем предложении речь о разграблении черкасами татарских улусов или о том, что татары растащили остатки вещей у посольства. Скорее первое, так как для улусных татар такое поведение по отношению к совместно возвращавшимся в Крым татарским и московским посланникам было бы чревато большими неприятностями. Да и жалоб к хану, с требованием вернуть растащенное татарами, Ржевский ни разу не предъявлял.
2. Неколи - некогда
3. Вписано над строкой
4. Богдания - одно из татарских названий Молдавии
5. Приписка на полях: И царь, государь, молвил: «То-де поимали черкасы»
6. Крымские мелкие серебряные монеты - акче.
7. Улефе (тат.) - жалованье
8. Эски-юрт (Старый Юрт) - селение в Бахчисарайской долине.

Третье письмо:
(20) А се третья грамота ко государю от Елизаря с Иваном с Мясоедовым.

Государю, царю и великому князю Ивану Василевичю всея Русии холоп твой Елизар Ржевской челом бьет! Послал, государь, Магмет-Кирей царь после отцовы смерти Дербыш-оталыка Августа в 8 день во Царьгород, а пошел ис Кафы. А с ним послал ко царю во Царьгород шесдесят душ поминка.

Октября в 27 день Дербыш-аталык изо Царяграда не бывал, тотарина з грамотою в Крым ко царю прислал. А сказывает, что царь Турской отпустил к Магмет-Кирею царю (20 об.) Асанчака и ево с великими поминки.

А царь, государь, Крымской и царевичи и ближние люди - а от Турсково царя страху не держат. А промежю, государь, царя и царевича Олды Гирея при отце брань была великая. И вместе, государь, у отца и у матери не бывали, и город, государь, Олды-Гирей царевич, блюдясь брата, поставил на Калмиюсе. И царь, государь, Девлет Кирей о том был лишнее кручиноват на сына своего на Олды Гирея царевича, что он город поставил на Калмиюсе. «Розделится-де и Крымской юрт! Вперед яз не чаю добра!». И тово у сына своего у Олды Гирея много прошал, (21) чтобы города не делал. И царь, государь, болен был четыре недели, и к нему посылал, чтобы приехал. И он, государь приехал перед отцовою смертью за два дни. И отец, государь, их помирил - Олды Гирея царевича с Магмет Киреем царевичем перед матерью. А говорил им: «Коли-деи будете вы промежю себя в дружбе - хто на вас глядеть может? А братью меншую чтите! А они бы вас слушали, чтобы им от вас тесноты не было, чтобы они не были в чюжих землях, и чтобы нашему юрту безчестья не было». И Магмет Кирей царь с Олды Гиреем царевичем нынеча в великой дружбе. А братья их царевичи (21 об.) слушают. А князи и ближние люди все по старым чином по отцову приказу.

А от Короля, государь, к Магмет Кирею посол пришел, пан Ондрей Терновский. А привез две тысячи золотых. И царь, государь, у нево поминков не взял и есть ему у собя не велел. И выслал ево от собя с опалою. И говорил ему: «Яз с Московским государем мир взял, а вас стану безпрестанно воевать!». И он, государь, царю говорил: «Московский государь с тобою тово для миритца, что хочет Московского государя воевать государь наш Король!». И царь, государь, ему отказал: «Вы-деи ему грозите всегды, а он у вас городы емлет и на ваших землях (22) городы ставит! А и сево лета государь Московский у вас три городы взял. Вы всегды хвастуете, напившися, а Московский государь у вас молча городы емлет».

И приходило, государь, Черкас восмьсот человек на улусы на крымские. И перекопской, государь, намесник Мустофа-князь из Перекопи на них вылазил. И они, государь, ево ранили, и тотар побили, и полону взяли добре много. А имали, сказывают, полон выбором.
А и летом, государь, от Черкас приходы к ним были частыя. И улусы имали многия. И царь, государь, велел всем людем на зиму готовым быти, как Днепр станет.

А посла, государь, (22 об.) Литовского ограбил и посадил ево за сторожи. А хотел ево послати во Царьгород, что «Король ко мне посылает, а люди королевские - улусы безпрестанно воюют! И тебе на нас жалуетца, что мы ево воюем. А сказывается - твой посаженик! И он прислал к нам в колко лет всево на две тысячи золотых!». И князи, государь, ему отговорили, что ево послати во Царьгород: «И от тебя ходят послы! Посла куды пошлют - туда едет! Что ему говорити велят - то говорит. А тебе послати не пригож! А король сказываетца, что посаженик Турского и казны тебе не дает, и улусы твои (23) безпрестанно воюет. И ты пиши о том к Турскому, а короля тебе пригож воевать».

А ссылки, государь, у царя с Нагаи и умышленя никоторого не слыхать. А от Казани и от Астороханьских людей и здес дурна никоторово не слыхать же. Да Сибирский, государь, присылал к Девлет Кирею царю посла: «Ты - государь босурманский, а яз - вера бусурманская же! От Московсково мне государя обиды великие, и ты бы мне дал наряду в городки, чем бы мне от Московсково государя боронитца». И царь, государь, ему отказал: «Яз тебе и дам наряду - и тобе и провесть его не мочно!».

Да сказы- (23 об.) вал, государь, нам Мустофа-князь и Мурат, что Дивеев сын от царя поехал в свои улусы на Молочные Воды. И взял с собою царева сына Магмет Киреева - Мурат Кирея царевича - другово сына царева из Перекопи. И царь о том добре кручиноват: «Яз со государем с Московским мир учинил. И гонца, и посла отпустил! А он мне первую ссору учинил!». И князем царь говорил: «Как с ним управитца?». И князи, государь, царю говорили: «Не убить тобе одново Дивеева сына! И [тогда] тебе с Нагаи впередь безо вражды никако не быть! А Нагаи умножило!.. А над Сап Киреем 1 , государь, царем были, что доспели. А сам (24), государь, ведаешь: где Нагаи ни живут - туто лжу!».

И посылал, государь, за ними царь Гамзу-мурзу. И Гомза, сказывают, за ними гонял до Донца до Сиверсково. И царевич, государь, воротитца хотел. А Есиней, государь, не воротился. Так царю и сказывал. А тово, государь, умышленя подлинно не ведаем: с царева ли умышленя или с своево? А крымских, государь, людей с ним ни один человек не пошел. А пошел, государь, Дивеев сын из своих улусов.

А Мурат, государь, идет посла провожать. И твоево государева посла встречать, и поминков. А с ним, государь, сказывают, идет людей тысячи с три и болши. А боязнен, государь: «Не зде- (24 об.) лал бы деи так, как над Ельбулдуем!». А под Путивлем стояти болши четырех день не хочет. А говорил, государь, мне Мурат, чтобы яз писал к тебе, ко государю: «Чтобы государь послал перед послом за Путивль ко мне толмача Собаню или Кадыша Кудинова. А как толмач будет 2 здес - и яз бестрашно буду. А не будет толмач ко мне за Путивль - и мне деи, государь, к Путивлю итти пристрашно». А стояти, государь, ему до Путивля за день или за два. А стояти всево дни три или четыре. А здешнее, государь, наше дело тенулос долго все Муратом: не хотел ехать (25) посла провожать и твоево государева посла встречати. И царю-государю отговаривал, и царь, государь, ево не послушал. И Олды Гирей царевич, и князи на нево стали, а мнят: «Ты-деи московские поминки с Московских имать любишь, а ездить - не хочеш!». И в наказе, государь, в твоем государьском написано, которые тебе, государю, князи и мирзы 3 служат: Ази бий ширинской, да Муслуй-аталык, да Мустофа-князь , да брат ево Муртоза, да Олды-Гирея царевича Ендурчеев сын козанского, Гемамет-князь - словом. А сердца их хто ведает?

Да изменник, государь, (25 об.) твой Кудеяр Тишенков грамоту к тебе, ко государю, послал своею рукою . И грамоту, государь, у царя взял пропускную, что жену на Русь отпускает. А перед старым царем у нынешнего царя ему худо. А хочет к тебе, ко государю, ехати к Москве.

А в Калмиюсе, государь, в новом городе, Олды Гиреевы царевичевы люди живут немногие.

Да Мурат, государь, мне говорил, чтобы яз, холоп твой, писал к тебе, ко государю: «Преже сего ходили отец мой, и дяди мои, и дед мой послов встречати и провожати, и от государя было им жалованье и корм. И государь бы меня в безчестье не учи- (26) нил!».

А Девлет-Козю, государь, толмача царь мне велел отпустить с Иваном с Мясоедовым вместе.

Примечания:
1. Возможно, здесь имеется в виду Сафа-Гирей, бывший (с перерывами) казанским ханом с 1524 по 1549. У него были достаточно сложные отношения с волжскими ногайцами. Можно еще упомянуть, что у самого крымского хана Мехмед-Гирея одного из сыновей также звали Сафа-Гирей, но он начнет активно действовать примерно с середины 1580-х. И у него тоже будут интересные взаимоотношения с ногайцами (в том числе и крымскими).
2. Данное слово было ошибочно пропущено и вписано позже на свободном месте.
3. На месте данного слова вычищено какое-то другое, возможно повторное «государю»?

Начало 4-го письма:
А сей вестовой список привез Иван Мясоедов.

Лета 7084 Февраля в 2 день приехал ко царю крымскому з Днепра казак с вестьми: «На Днепр-де прислал Московской государь к голове ко князю Богдану к Рожинскому да и х казаком ко всем к днепровским с великим своим (26 об) ...

P.S. Как нетрудно заметить - основу для своих данных Новосельский взял именно из третьего письма. Правда не совсем понятно, почему он упорно называет Балысараем тот же город, который в этих письмах (и в абсолютном большинстве других известных документов) не менее упорно называется Калмиусом? Возможно, ответ на этот вопрос содержится в последующей дипломатической переписке? Будем искать...

P.P.S. Если получится - возможно распишу изложенное в этих письмах современным русским языком. Пока его на Украине окончательно не запретили... :crazy:
А степная трава пахнет горечью...
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 397 (+400/−3)
Лояльность: 170 (+171/−1)
Сообщения: 4763
Темы: 4
С нами: 13 лет 4 месяца

#615 Шмель » 09.02.2017, 21:38

L.V. писал(а):Закончил оцифровку отрывка одной из посольских книг Крымского двора
Ай, да, LV, ай,да молодец! Не уставать Вам! Спасибо за интересный материал.

В письмах нет ни слова про мифическую казачью крепость Домаху...на территории Крымского ханства :) Свидомые очень растроятся.
Шмель
Репутация: 10 (+10/−0)
Лояльность: 111 (+111/−0)
Сообщения: 221
Темы: 2
С нами: 8 лет 2 месяца

#616 evgeni » 09.02.2017, 22:40

Уважаемый LV!
Поздравляю! Приз в студию!
1577 г.
"А в Калмиюсе, государь, в новом городе, Олды Гиреевы царевичевы люди живут немногие."!!!
Конечно! Они живут в БелоСарае! Расположенном в устье Мокрой и Сухой Белосарайки. Там где масса белых камней-развалин древнего татарского города! А в Калмиюсе живут Азовские казаки. И до поры, до времени ладят с соседями.
Все! Меняю у себя на аватаре дату основания нашего города! 1577 год! Документально подтверждено Уважаемым LV!
Еще раз мои Поздравления! Дмитрий Николаевич Грушевский и Николай Григорьевич Руденко как бы порадовались!
С Уважением!
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2790
Темы: 4
С нами: 13 лет

#617 DSitni » 09.02.2017, 23:01

evgeni писал(а):"А в Калмиюсе, государь, в новом городе, Олды Гиреевы царевичевы люди живут немногие."!!!
Конечно! Они живут в БелоСарае! Расположенном в устье Мокрой и Сухой Белосарайки. Там где масса белых камней-развалин древнего татарского города! А в Калмиюсе живут Азовские казаки.

Путаница с "городами"- конечно знатная... :crazy:
Но могли ли азовские казаки(?) быть -"Олды Гиреевы царевичевы люди" ?..А тем более - "немногие".
.Что значит - "царевичевы люди" ?
Если казаки -должен быть полковник, хотя бы наезжающий ?... Может-просто люди- славяне (остатки бродников ?)
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Аватара
Откуда: Северный берег Азовского моря ...
Репутация: 244 (+306/−62)
Лояльность: 872 (+886/−14)
Сообщения: 9084
Темы: 2
С нами: 9 лет 6 месяцев

#618 L.V. » 10.02.2017, 16:04

Всем спасибо! :beer:

По поводу "царевичевых людей". У крымского хана ("царя") Девлет-Гирея было старший сын - Мехмед-Гирей и помладше - Алды-Гирей. Пока их отец был жив - они оба носили титул "царевичи". Когда он умер и Мехмед-Гирей сам стал ханом, то теперь уже его русские послы стали называть "царем", а Алды-Гирей оставался с прежним титулом. В этом городке Калмиюсе в описываемое время проживали в некотором количестве приближенные Алды Гирея - "царевичевы люди". Можно даже предположительно назвать одного из них - Гамзу-мурзу, который у Алды-Гирея был агой, т.е начальником над некоторым "подразделением" воинов или слуг.

Сравните:
Ага — звание начальника различных категорий придворных слуг, различных военных и гражданских чинов, состоявших на государственной службе в столице и провинциях. Придворные в узком смысле этого слова назывались внутренними агами (ич-агалары). Лица, которые состояли на государственной службе, но не входили в число слуг султанского двора, именовались внешними агами (дыш-агалары).

Ага дарабанов — начальник над дарабанами и всей пехотой молдавского господаря в период турецкого владычества. Он же обеспечивал охрану ворот господарского дворца и несение ночной стражи в столице — городе Яссы.

Ага оджака — см. Янычарский ага.

Ага прибрежный — см. прибрежный ага.

Прибрежная деревня (ялы кей) — здесь деревня на территории, подвластной прибрежному aгe (см.).

Прибрежные татары — ногайские племена, кочевавшие в низовьях Дуная и Днестра, подчиненные крымскому хану и его ставленнику — прибрежному are.

Прибрежный ага (ялы агасы) — титул, дававшийся представителям крымского хана при буджакских татарах. Являлся верховным главнокомандующим над буджакскими татарами, собирал с подданных Буджака дань в пользу крымского хана. Прежде области буджакских татар принадлежали молдавскому господарю. Они были пожалованы крымскому хану Менгли-Гирею I (1468—1512) турецким султаном Баезидом II (1481—1512) в вознаграждение за военную помощь, оказанную туркам в. завоевании Килии и Аккермана.

Янычарский aгa — глава янычарского корпуса, его главнокомандующий. Он был главой янычарского дивана (еничери агасы диваны), который рассматривал все дела корпуса, жалобы и тяжбы, вопросы жалованья. повышения по службе и т. п. Дневное жалованье янычарского аги составляло 500 акче, годовой доход с пожалованного ему арпалыка (см. хасс) — 500 тыс. акче. Янычарскими агами, или сердарами, называли также командиров янычарских отрядов, содержавшихся в крепостях для их охраны.

В дальнейшем, когда Алды-Гирей не вернулся из персидского похода, городок, похоже, естественным образом превратился в "административный" центр дивеевских татар.


Уважаемый evgeni! Мне очень стыдно, но я по прежнему не могу врубиться в Вашу логику. На всякий случай - прошу не ссылаться на меня в подтверждение столь ранней даты основания города. Для меня это все входит в далекую предысторию, очень мало связанную непосредственно с возникновением нашего города.

Мира всем!
А степная трава пахнет горечью...
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 397 (+400/−3)
Лояльность: 170 (+171/−1)
Сообщения: 4763
Темы: 4
С нами: 13 лет 4 месяца

#619 DSitni » 10.02.2017, 18:47

L.V. писал(а):В этом городке Калмиюсе в описываемое время проживали в некотором количестве приближенные Алды Гирея - "царевичевы люди".
Т.е. - точно - не казаки !!! :twisted:
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Аватара
Откуда: Северный берег Азовского моря ...
Репутация: 244 (+306/−62)
Лояльность: 872 (+886/−14)
Сообщения: 9084
Темы: 2
С нами: 9 лет 6 месяцев

#620 L.V. » 11.02.2017, 16:20

Блин, не придумал, в какую тему выложить. Поэтому пусть здесь будет. Эти документы освещают, в том числе, и жизнь греков в Крыму до их переселения.

В Інституті рукопису НБУВ опубліковано першоджерела з історії цивілізацій Причорномор’я і грецької діаспори – архів протоієрея Трифілія Карацоглу

У Національній бібліотеці України імені В.І.Вернадського опубліковано результати комплексного дослідження архіву документів, що належали маріупольському протоієрею Трифілію Карацоглу, і перебувають нині у фондах Інституту рукопису НБУВ. Видання підготовлене до друку відомим дослідником грецької історії, науковим співробітником Інституту рукопису НБУВ канд. філолог. наук Євгеном Чернухіним.

Чернухін Є. Архів протоієрея Трифілія Карацоглу : першоджерела з історії греків Криму та Надазов’я XVIII ст. у фондах Інституту рукопису Національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського / Нац. акад. наук України, Нац. б-ка України ім. В. І. Вернадського, Ін-т рукопису, Ін-т історії України ; під ред. О. Хамрая. – Київ, 2016. – 320 с., іл.

У праці представлені археографічні описання та тексти рукописних матеріалів, які колись належали протоієреєві Трифілію Карацоглу, одному з духовних очільників греків, які були переселені з Криму до Надазов’я в 1778–1780 рр. Документи, складені новогрецькою, російською та тюрськими мовами, розкривають особливості духовно-релігійного життя кримських греків XVIII ст., а також церковної організації та побуту мешканців Маріупольської округи в перші десятиліття після переселення.

Науковий апарат видання вміщує покажчик власних імен і географічних назв, що трапляються в описах, ілюстрації, а також списки скорочень та список сучасних шифрів зберігання документів із вказівкою на порядковий номер їхніх позицій у запропонованій праці.

Видання стане в пригоді історикам і філологам, елліністам і тюркологам, етнологам і релігієзнавцям, а також усім, хто досліджує історію цивілізацій Причорномор’я і грецької діаспори.

Прес-служба НБУВ
http://www.nbuv.gov.ua/node/3266

:Rose:
А степная трава пахнет горечью...
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 397 (+400/−3)
Лояльность: 170 (+171/−1)
Сообщения: 4763
Темы: 4
С нами: 13 лет 4 месяца

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 скрытый и 38 гостей

cron