Татарско-казацкие времена Мариупольщины

Board index Мариуполь Старый Мариуполь

Moderators: Байда, Katerinka, Роман

#1001by Victor » 20.04.2019, 11:08

Алекс wrote:
Victor wrote:А был ли мальчик? :roll:
Но ведь ниоткуда озеро не могло появиться?! По форме и расположению Домаха напоминает отпочковавшийся правый рукав Кальмиуса, который вместе с левым рукавом образует дельту в устье реки. Может быть на момент 1770 г. Домаха была полностью высушена, а позже (как минимум с 1782 г.) появилась вновь, например, в результате паводка?

А ну за озеро вопросов особо нет, больше вопросов к т.н населенному пункту "Домаха".
Victor
Reputation: 10 (+10/−0)
Loyalty: 46 (+46/−0)
Posts: 305
Topics: 2
With us: 8 years 3 months

#1002by L.V. » 20.04.2019, 17:05

Вопросы правильные, вопросы нужные. Предполагаю такое возможное решение:
1. По "бывшему городу" Домахе. Судя по всему, Бергман в 1702 году побывал непосредственно на холме, иначе откуда бы он узнал форму этого городища? А с воды оно, видимо, особо не просматривалось.
2. По отсутствию озера Домаха. В то, что оно тогда полностью пересохло - не верю, такие случаи на памяти мариупольцев ни разу не фиксировались. Вероятно, объяснение такое же, как и к отсутствию видимости остатков самой паланки. За полтора года без человеческого присутствия успели вымахать камыши, которые закрыли от вида с лодки и следы пожарища в паланке, и вход в рукотворную протоку к озеру Домахе. В том месте, где из реки выходили восточное устье и протока к озеру - там на разных берегах (на севере Горострова и с обеих сторон "устья" протоки) было еще и по одному жилому куреню. Их остатки моряки тоже не увидели, тоже, видимо за камышами. Чудо, что два "камышовых сарая" на Горострове разглядели. Видимо, их сжигать казаки поленились...
Как-то так...
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 178 (+178/−0)
Loyalty: 3 (+4/−1)
Posts: 3396
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

#1003by L.V. » 20.04.2019, 17:11

DSitni wrote:.
Заинтересовала река Безыменная....
Недавно где-то читал, что название селу Безыменное дал.... Пушкин, наш А.С.....
А если, за полстолетия до того - уже была река с таким названием, то.......... :pardon:

Разборки запорожцев с донцами в 1745 году. Показания запорожских делегатов: ""при жизни де блаженные и вечнодостойные памяти его императорского величества государя Петра Великого места от речки Берды и до самого Белого камня во владении были Войска Запорожского низового, яко то реки, леса, степи, морские косы и протчие угодья, а именно: река Берда, балка Зеленая, Балка Каменистая, Белосарайская коса, против ее Пресной лиман, балка Самарина, балка Зайцева, речка Калмиюс, балка Красной Ярок, коса Забаруйская, балка Корегодова, коса Безъименная, речка Грузкой Еланчик, Кривая коса, Средней Еланчик, Сухой Еланчик, река Миюс и при ней коса Семеновская, коса Беглицкая, коса Золотая, Туба, Петрушина и иные реки, балки и косы впали в Азовское море <...>".

Может там Абрам Петрович Ганнибал проезжал? :D
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 178 (+178/−0)
Loyalty: 3 (+4/−1)
Posts: 3396
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

#1004by DSitni » 20.04.2019, 18:48

L.V. wrote:"при жизни де блаженные и вечнодостойные памяти его императорского величества государя Петра Великого места от речки Берды и до самого Белого камня во владении были Войска Запорожского низового,

Уточнения для - но никаких документов, подтверждающих сие - они так и НЕ предоставили ?
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 41 (+94/−53)
Loyalty: 324 (+336/−12)
Posts: 6379
Topics: 1
With us: 4 yaers 10 months

#1005by Victor » 20.04.2019, 20:51

DSitni wrote:Уточнения для - но никаких документов, подтверждающих сие - они так и НЕ предоставили ?

Что тогда, что сейчас все доказательства по принципу "Все и так все знают"
Victor
Reputation: 10 (+10/−0)
Loyalty: 46 (+46/−0)
Posts: 305
Topics: 2
With us: 8 years 3 months

#1006by L.V. » 21.04.2019, 03:42

DSitni wrote:Уточнения для - но никаких документов, подтверждающих сие - они так и НЕ предоставили ?

Нет, разумеется. Как и донцы. Да и не могло таких документов быть у казаков априори. Ближайшая территория, где в Петровские времена происходило какое-то межевание между русскими и казаками - это было устье Дона и район Лютика на Мертвом Донце. Там документов масса. А в наших краях ничего такого не было.

Я так думаю, что наши края запорожцы хорошо изучили не столько в Азовский период Петра, сколько в их "турецкий". Жить они здесь тогда не жили, но хозяйственно он им стал намного доступнее. Когда в 1734 году запорожцы объясняли крымскому хану и Петрику, почему они не хотят больше жить под властью Крыма и возвращаются под русскую руку, одним из пунктов их претензий было то, что незадолго до того азовцы захватили несколько десятков казаков: "<...> а под Озовом, за зверинною добычю коло Калмуса-реки ходячих [запорожцев], на килкадесять в неволю забрали." [26;67]. Хану: "Озовские так же татаре, что на том боку степу коло Калмуса-реки, козаков, невыне [безвинно - LV] ходящих за звером, побрали сколко десят." [26;72]. Видно не понравилось азовским властям, что у них под боком пришлые браконьеры-гастарбайтеры без согласования лазят. Поэтому когда в 1743 году запорожцы вошли в Северное Приазовье, они пришли на уже хорошо знакомые им земли и с уже устоявшейся микротопонимикой (большей частью с тех пор не изменившейся!). Вот только владельцами этой территории до того они НИКОГДА не были.
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 178 (+178/−0)
Loyalty: 3 (+4/−1)
Posts: 3396
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

#1007by DSitni » 21.04.2019, 09:04

L.V. wrote:Вот только владельцами этой территории до того они НИКОГДА не были.

Пытаюсь вдолбить эту мысль на всех, встреченных мною, укропских форумах с историческими вопросами.
..."Как об стенку горох"
Практически всегда "беседа" заканчивается или баном, или определением меня - в сепаратисты... 8)

Хотя на днях, на ФБ, попалась интеллигентная харьковчанка ( матом стала ругаться только в конце :secret: )...
Так вот она, на мои высказывания , что Харьков и южнее - до самого Синего моря - не может быть украинским исторически, по причине владения всем этим РИ...предложила мне ответить...

- "а как же, например - "Бухара" - тоже - русский город, раз он тоже был в составе РИ ?"

Чтобы не углубляться в длительные исторические изыскания, я предложил всё-таки разобраться сначала (для неё -для меня всё понятно и давно) с...Харьковом и к*...
Укроинтеллигентка, с высшим советским образованием не выдержала, и закончила нашу беседу матерщиной ...,под улюлюканье, ей же подобных мадамов.
..Правда один месье - тоже принимал участие на их стороне ..
Тоже из Харькова, и тоже - бывший советский человек.Русский ( :crazy: )..Главный энергетик кожевенного завода тех лет.. :%) .(в аккаунте ФБ так и написано)...И тоже - "интеллигентно" матюкался...

...
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 41 (+94/−53)
Loyalty: 324 (+336/−12)
Posts: 6379
Topics: 1
With us: 4 yaers 10 months

#1008by L.V. » 21.04.2019, 16:00

Порой в документах интереснее не то, что в них есть, а то, чего в них нет (С).

Преамбула (для тех немногочисленных форумчан, которые по каким-либо причинам еще не имели счастья ознакомиться с моей статьей о казацкой свято-Николаевской церкви). :D

В расположенной возле Днепра запорожской слободе Камянке в июле 1768 году сгорела ее единственная церковь. Ее жители начали сбор средств на восстановление своей церкви, но начавшаяся осенью того же года очередная русско-турецкая война отложила это дело на неопределенный срок. Поэтому, в качестве временной меры, Кош, по согласованию с Киевским митрополитом Арсением, распорядился установить в Камянке хранившуюся в Самарском монастыре походную Николаевскую церковь, вывезенную запорожцами из эвакуированной ими Кальмиусской паланки. По сообщению Феодосия (Макаревского) в 1776 году (уже после разгона Сечи) Азовский губернатор Чертков в результате обширной переписки согласовал возвращение Николаевской церкви обратно на Кальмиус. Но воплощение этого поручения на практике сильно затянулось. Когда в апреле 1777 года в Самарское духовное правление (которое на тот момент было вынуждено заниматься и прикальмиусской паствой) явился в поисках прихода священник Иоанн Филиппов, именно на него и свалили задачу организации церковного прихода на нижнем Кальмиусе и перевоза туда из Камянки Николаевской церкви. Где-то не позже октября того же года он эту задачу смог выполнить.

Теперь ближе к теме. Удалость раздобыть рапорт Черткова Потемкину от 26 января 1777 года об устройстве новых церквей в Азовской губернии. Смысл этого рапорта был в том, что Азовский губернатор Чертков обратился к архиепископу Славенскому и Херсонскому Евгению Булгарису с просьбой о разрешении построить церковь в слободе Барвенковой Стенке (основана запорожским полковником Гараджой в 1771 году на месте сторожевого шанца изюмчан, ныне город Барвенково). Но тот отказал, так как по действовавшему тогда порядку без одобрения Правительствующего Синода запрещалось увеличивать число духовных Правлений (организационная церковная единица, возглавлявшая церковную жизнь на определенной территории, часть епархии). Тогда Чертков обратился к Потемкину с просьбой выбить у Синода разрешение на то, чтобы такие дела можно было решать напрямую с архиепископом Евгением, так как из-за «новости заселения» и быстро менявшейся обстановки согласовывать каждый чих с Синодом было неоправданно долго.

Кроме этого Чертков прилагал перечень селений, где он считал нужным устроить церкви. Помимо Барвенковской слободы он предлагал сделать церкви еще в слободе Бращовке (не вникал, вероятно это Борщовка северо-восточнее Балаклеи), а также в 1-й и 3-й малороссийских слободах ни нижнем Миусе (во 2-й слободе к тому времени уже была часовня; по факту в 1777 году вместо двух новых церквей устроили только одну, в центральной 2-й слободе; эти три малороссийские слободы, с легкой руки Феодосия (Макаревского) принято считать переселенцами с территории Кальмиусской паланки, с этим вопросом пока разобраться не удалось, продолжаю поиски). Кроме этого губернатор хлопотал об официальном разрешении на перенос полковой церкви Луганского пикинерного полка из Бахмута в связи с переводом этого воинского подразделения на поселение в район севернее реки Волчьей (вопрос по этой церкви, кажется, по разным причинам затянулся). Ну и еще губернатор упоминает какие-то не указанные поименно «немалое число слобод», которые тогда уже начали заселяться, и где в скором будущем тоже понадобятся церкви.

Генваря 26 дня 1777 года
Его светлости
высокопревосходителному господину генерал-аншефу, <полная титулатура> князь Григорью Александровичу Потемкину
от генерал-майора Азовскаго губернатора и кавалера
РАПОРТ
На сообщение мое от 5-го числа сего м[еся]ца о дозволении построить в Барвенкиной Стенке по прошению тамошних жителей церковь, Его высокопреосвященство архиепископ Славенской и Херсонской Евгений [Булгарис - LV] присланным ко мне таковым же в ответ дал знать, что без особливаго на то от Святейшаго правительствующаго [дописано позже на полях] Синода повеления, поелику указом духовных Правлений умножать запрещено, сам собою к тому приступить не может. А как по новости населения в здешней губернии мест необходимо и построение церквей нужно, то не соизволите ли Ваша светлость по представленной у сего ведомости, где необходимо нужно, я почитаю, да и сами жители тех мест просят построить церкви, испросить к его высокопреосвященству от Святейшаго правительствующаго Синода повеления, а равно и впредь, естли о постройке церквей прошении доходить будут, то в разсуждении отдаленности и новости сих мест, не относясь о том в Святейший правительствующий Синод довольно б было оное исполнять высокопреосвященству.
Губернатор Василей Чертков

Ведомость
где имянно в Азовской губернии необходимо нужно построить церкви, и коликое число в тех местах мужеска и женска полу душ состоит.
Звание/ Число душ: мужеска / женскаго
- В Барвенкиной Станице 890 / 356
- В слободе Бращовке 358 / 321
- Таганрогскаго уезда в малороссийских селениях:
- в 1-м 228 / 178
- в 3-м 295 / 283

О переносе церквы Луганскаго пикинерного полку из города Бахмута в заводимые для онаго полку вновь селении на реку Волчью.

Да сверх того, как в здешней губернии и вновь заселяется немалое число слобод, то во оных со времянем небезнужно будет иметь построение церквей, особливо, что здешней народ сооружение в селениях церквей за главнейшей спасение почитает, и где есть церквы, то туда усилнее и приумножается.
У подлинной подписано тако.
Василей Чертков

С подлинного свидетельствовал секретарь Иван <фамилию не разобрал - LV>

РГАДА, ф.16, оп.1, д.797, ч.9, л.150-151.

Но вот почему в данном документе ничего не сказано прямым текстом о нашей Кальмиусской слободе и о возвращении в нее походной Николаевской церкви – я так и не понял. То ли потому, что вопрос по ней УЖЕ был официально согласован? То ли не совсем верны данные Феодосия (Макаревского) и вопрос по ней поднялся уже после января 1777 года? Или есть еще какие-то причины такого невнимания к ней, которые я своим скудоумием пока постигнуть не в состоянии? В общем, информация к размышлению новая появилась. Будем дальше искать и думать…
*BUY*
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 178 (+178/−0)
Loyalty: 3 (+4/−1)
Posts: 3396
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

#1009by L.V. » 28.04.2019, 04:40

Всех с праздником!

Давно интересовался, что означает (и на каком языке) наше местное название "бакАй, бакаИ", тем более, что за пределами Мариупольщины слышать его мне лично не доводилось. Да и в исторических документах пока не встречалось.

И вот, на плане Беглицкой косы из Атласа реки Дон 1770 года нашел надпись "Озеро Бакоем". Окончание тут, видимо, славянское, такое же, как в слое "водоем".

Порылся немного в Интернете. Нашел озера Бакай, Бакайка еще в Краснолиманском районе Донецкой области, Изюмском районе Харьковской области, на Винничине, в Красноярском крае, в Казахстане. А еще вот такое примечание:
Бакай - м обл. (южн.) речной проток в плавнях, в камышах (Даль, 1, 39) // залив, образующийся на низменных берегах Азовского моря под влиянием льда или сильного ветра (СРНГ, 2, 57). По форме слово похоже на тюркизм, поэтому Фасмер считает, что бакай производит впечатление заимствования (1, 109).

Судя по географии распространения - слово "Бакай" действительно скорей всего тюркизм. Такой же реликтовый для Северного Приазовья, как и сохранившееся до сих пор юго-западнее Таганрога название морской косы с определителем "Туба" - Петрушина Туба (иногда это слово добавлялось и к названиям других кос Таганрогского п-ова, но сейчас наскоро примеров найти не смог). "Туба, тубе" - это "гора, холм" по-татарски. Видимо, по наличию высокого материкового берега в основании кос. В том же Крыму это слово до сих пор часто встречается.
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 178 (+178/−0)
Loyalty: 3 (+4/−1)
Posts: 3396
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

#1010by L.V. » 28.04.2019, 14:25

Выложил новые карты, примерно 1699-1700 года, относящиеся к плаванью русского посла Емельяна Украинцева в Стамбул в 1699 году и походу по Азовскому морю сопровождавшей его до Керчи эскадры. На одном из судов тогда плыл сам Петр. Проплывали они и неподалеку от устья Кальмиуса.
http://papacoma.narod.ru/maps/otto_krepost.htm
http://papacoma.narod.ru/maps/preshonebek.htm
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 178 (+178/−0)
Loyalty: 3 (+4/−1)
Posts: 3396
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

PreviousNext

Return to Старый Мариуполь

Who is online (over the past 5 minutes)

Users browsing this forum: 6 guests

cron