Татарско-казацкие времена Мариупольщины

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

#871 L.V. » 26.06.2018, 17:10

Сокровенная история Калмиюской паланки - IV

Среди бумаг Старой Запорожской Сечи, чудом сохранившихся в московских архивах, удалось найти пару документов, представляющих собой письма из Кальмиусской паланковой канцелярии в Кош. Ответов на них и дальнейшей переписки, к сожалению, найти не удалось.

Первое из них датируется началом февраля 1648 года и является реакцией кальмиусских запорожцев на вести о начале восстания Хмельницкого.

Войска Е.К.М. [Его Королевской милости] Запорозскаго пану гетману Зеновею-Богдану Хмелницкому пан полковник Ширяй Тугайбейченко и вся старшина и чернь Калмиюзкой поланки поклон бьет да радуется за елекцию [выборы] его милости у гетманы!

Пане гетмане! По воли преждебывших панов гетманов е.к.м. Войска Запорожкого мы уже тринадцат годов мешкаем среди улусов татарскех, на сторожи потаемного шляху с Кошу в море. Смилуйся, батку! Нет уж мочи сиднем сидети в татарских улусех, обасурманились мы уже вконец! Ни литургию божеску послушати здесь нелзе, ни отпевания отходящим. А фунт сала дешевче, чем за семь акче [крымская серебряная монета] и не знайдешь! А тотары и ногаи, едучи через наши улусы над нами насмехаются, мы де бусурмены плохие, их законов не знаем. Сколки можно? Дозволь славному лицарству калмиюскому участь приняты в рокоше [вид «узаконенного» мятежа в Речи Посполитой] против ляхов да панят ляшьских, что еси ты зачал. Лыцарство калмиюское волае [хочет, желает] жизнь свою положиша за Оукраину родную Малороссийскаю обох сторон Днипра. О чем на сходе положиша, тебе и промеморию посылаша.

Писано 3 фебраля лета 1648 от рождества Господа нашего Исуса Христа.

На этом письме сохранилась печать зеленого воска с горизонтальным изображением сабли и стилизованная под арабские буквы аббревиатура КППП (Кальмиуской паланки полковая печать). Это самый ранний из известных нам гербов КП. Понятно, что в условиях постоянной маскировки под татар, другой они и не могли иметь, чтобы уменьшить вероятность раскрытия.

Местные казаки жалуются новоизбранному мятежному гетману на свою тяжелую жизнь, на невозможность совершать положенные христианину обряды (интересно, что про венчание и про крещение младенцев они не упоминают, так что женщин на тот момент здесь еще не было), на дороговизну продовольствия и на постоянную опасность раскрытия от проезжающих через их улусы татар и ногайцев. Безусловно, все это было крайне трудно выносить, да еще и по многу лет подряд, выполняя старый приказ Коша по охранению потайного «запасного» пути к морю. Можно только восхититься мужеством, стойкостью и верностью долгу этих людей! «Лыцарство кальмиусское» просило у гетмана разрешения на прекращение своей опостылевшей маскировки и на прямое участие в восстании на Украине-Руси.

Ответ гетмана обнаружить не удалось, но, судя по всему, он только частично удовлетворил просьбу лыцарства. Он разрешил военному контингенту кальмиусских казаков прийти на помощь восстанию, но не разрешил нарушить режим маскировки. И мы теперь можем легко увидеть кальмиусского полковника Ширяя Тугайбейченко в знаменитом воителе Тугай-бее Ширине, активно помогавшему казакам на первых фазах восстания. Такое решение гетмана, хоть и крайней тяжелое и унизительное для кальмиусских запорожцев, оказалось в конечном итоге оправданным, так как на поляков слухи о приходе татарских подкреплений оказывали крайне деморализующее влияние. А следом за «псевдо-ногайцами» невольно оказался втянуто в войну на стороне восставших и все Крымское ханство!

Из истории Хмельниччины известно, что вместе с Тугай-беем (теперь мы можем его правильно называть Тугайбейченко) пришло 6000 воинов. Видимо, это и был весь тогдашний гарнизон потайной Кальмиусской паланки. Большая же часть «улусных» ее казаков должна была оставаться на месте для охраны опустевшего укрепления и своих стад. Установленный размер гарнизона этой паланки говорит о том, какое большое внимание Кош уделял обеспечению безопасности этого запасного пути и контроля над Мариупольщиной. Так что миф о не-участии кальмиусских запорожцев в восстании Хмельницкого оказался разрушен. Участвовали, да еще и как! Просто им приходилось действовать под чужой личиной и под чужими флагами. Родина так и не узнала тогда, кто именно был ее героями…


Второе письмо также было адресовано в Кош, но датируется более поздним временем – второй половиной 1660 года. Это явно последствия знаменитого похода Изосимы Маслова в Северное Приазовье, когда он, по его мнению, разгромил здесь улусы пяти ногайских мурз. Нам остается неизвестным – узнал ли он когда-нибудь про свою страшную ошибку?

Великому гетману коронному Ивану Евставьевичу [Выговскому] славное лицарство калмиюзское много-много поклон бьет и много рахмана желает!

Пане гетмане, с сеунчем своим Ахмедкой посылаю тебе хеберы [тат. – вести, новости] про наши горести и лихоимства, происшедшие с нами по вине московитов, пади шайтан на их головы! Пока мы разом з войском царя Перекопьского [крымского хана] ходили за ясырем к богданским валахам [молдаванам], по приказу твоей милости на Донец были посланы еланчакская и калчакская сотни для проведывания новостей на рубеже московьском. И они хеберы московскые вызнавали да языков поимали, о чем тобе с сеунчами ранее докладали. И как узнали, что московы пошли на них войском, те означенные сотни обратно от Донцу благополчно возвернулися, хвала Богу!
Да нечуване сталося, чего рании николи не ставалося – москали пошли вглуб степов да наши улусы на Елончуке и Калмиюсе зненацька разорили! И сталася та бида в месяце июне. И многих козаков наших тоды порубали, а аскера Ишверду Непийпиво – в полон забралы. И угналы кляти москали жен, да джур, да детишек наших, да животины наши много. И ушли поздорову к себе. И как мы вернулися из багданскава походу, смуток и туга встренули нас в родных улусах. И хочь казакы наши, милостью Бога, большестью живы пооставались и паланку Калмиюзкую вороги наши не нашли и не розорили, но нет уже у нас ни семей наших, ни пропитания. А и того займуюся [переживаю, волнуюсь], штобы хтось из полоненых московами баб или детей не проговорылся, что они не нагаи бесерменские, а христьяне украинские. Ибо то и все дело твоей милости порушит, да и нам, потаемному лыцарству запорожскому з других поланок начнут укоряти, что-де мы обабились и сиднюками стали, что противно лыцарскому звычаю и чести. И того для прошу твою милость дати нам рацию [мысль, совет] – что нам дале делати, и как нам наших баб з детями и скотом вызволяти? До Е.К.М. [его королевской милости] з нашими бедами звернутся? Али к царю Перекопскому в ноги падать? А коли ты, пане наияснейший гетмане, нам в нашей кручине помочи не даш, то доведется лыцарству Калмиузкому бити челом царю Московскому, чтобы принял нас под свою руку и вернул нам нашу родню и животину. Чекаем от твоей милости ответа, да якнайскорейше.
Полковник Калмиузский Казый-мурза.

Писано в Калмиюсе 26 ийюля лета 1660.

Из этого документа видно, что сделанное некогда шутливое предположение о «запорожскости» ногайских мурз Казыя, Салтобебета (Солтомбобета), Кана, Желбебета и Кантимира (Калтимира) и их людей – оказалось не совсем шуткой. Воистину, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Хотя, надо признать, десятилетия вживления в татарскую среду не прошли для местных запорожцев даром, количество тюркских и мусульманских элементов в их речи уже зашкаливает. Впрочем, обстоятельства этого похода Изосимы Маслова и его последствия (с московской точки зрения) нами уже подробно расписывались ранее, поэтому сейчас повторяться не будем. Отметим лишь те моменты, которые проявились только из данного документа.

1. Это то, что Калмиусская паланка оставалась глубоко засекреченное даже спустя 6 лет после Переяславской рады и, похоже, была под контролем лично Запорожского гетмана и крайне узкого круга посвященных. К описываемому времени Выговский уже был отрешен от гетманства (на которое избрали Юрия Хмельницкого), но он примкнул к полякам и самостоятельно назвал себя «Великим гетманом коронным». Судя по всему, секретная Кальмиусская паланка осталась верна проигравшему гетману Выговскому и оставалась неизвестной для Юрия. Поэтому понятна антимосковская направленность нашей паланки в это время, а также то, почему в своей беде ее старшина обращалась именно к Выговскому.

2. Усилилась (по крайней мере формально) кооперация кальмиусских казаков с Крымским ханством. Было невозможно убедительно изображать одно из ногайских племен Северного Приазовья и не участвовать в походах крымского хана. Да и совместное с крымцами участие в боевых действиях во время Хмельниччины не могло не привести если не к дружбе, то хотя бы ко взаимному уважению между ними.

3. Кальмиусские казаки рассматривали разные варианты спасения своих близких из московского плена и сильно надеялись на помощь Выговского, не столько прося его, сколько ставя ему почти прямым текстом ультиматум. Но, судя по всему, ничего толкового от него так и не услышали. Потому что, как мы знаем из московских источников, уже в сентябре состоялись переговоры «ногайских» мурз с московским правительством. В обмен на возвращение своих родных «ногайцы» обещали пойти под царскую руку и мирно кочевать в Подонцовье, также они просили свободный доступ для торговли со слободскими городками. Когда-то уже высказывалась мысль, что раз мы в дальнейшем ни про каких «московских» ногайцев в Подонцовье не знаем, значит эта сделка по каким-то причинам не состоялась. Но с учетом того, что это были «псевдоногайцы», это уже не так очевидно. Скорей всего, после достижения соглашения с Москвой, кальмиусские казаки просто вернулись к своим данным при рождении христианским именам и растворились среди многочисленного черкасского населения на будущей Слобожанщине. А так как мы этих настоящих имен не знаем, то и отследить их там мы не в состоянии. Пока не в состоянии…

Вот такая вот фигня получилась, малята. Теперь и наши уважаемые форумчане знают ту тайну, которую столько десятилетий пытались скрывать городские власти и профессиональные краеведы...

Конец (?)
Последний раз редактировалось L.V. 27.06.2018, 14:35, всего редактировалось 1 раз.
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 155 (+155/−0)
Лояльность: 1 (+2/−1)
Сообщения: 2865
Темы: 4
С нами: 7 лет 7 месяцев

#872 L.V. » 27.06.2018, 02:02

Сокровенная история Кальмиусской паланки (необходимое послесловие)

Ну, я надеюсь, что все наши уважаемые форумчане сразу поняли, что это все было не серьезно, что это свежевыдуманный мной от первого слова и до последнего фейк (точнее, с немногими включениями отдельных моментов из реальной Истории). Если же кто-то не сразу врубился – я приношу свои извинения. Решил, для разнообразия прочувствовать себя в шкуре чухлибов, когда Родина говорит: «Надо!», а подтверждающих источников – ёк… Вот и попробовал, но мне такой способ написания Истории как-то не очень понравился. Хотя, признаюсь, временами было весело (по крайней мере, мне).

А если честно - давно хотелось так похулиганить, а тут такой случай подвернулся. Не смог устоять… :D

Еще раз приношу всем свои извинения за временную несерьезность. Я больше не буду… :oops:
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 155 (+155/−0)
Лояльность: 1 (+2/−1)
Сообщения: 2865
Темы: 4
С нами: 7 лет 7 месяцев

#873 DSitni » 27.06.2018, 07:53

L.V. писал(а):Писано в Калмиюсе 26 ийюля лета 1660.

И эти "замаскированные" татары - тоже фейк ?? :(

....Вы так больше - не шутите :acute: ....С вашим авторитетом - это очень опасно ! :(
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Аватара
Откуда: Северный берег Азовского моря ...
Репутация: 35 (+83/−48)
Лояльность: 266 (+277/−11)
Сообщения: 5587
Темы: 1
С нами: 3 года 10 месяцев

#874 ksenia » 27.06.2018, 11:22

Уважаемый L.V., ну вы и проказник!!!! В начале написания статьи я подумала, ничего себе поворот событий :( ,ну как то это всё сомнительно, так быстро поменять своё мнение. Потом написали продолжение и этим развеяли мои сомнения, я подумала ну не будет же человек писать столько ненужной ерести и решила перечитать всё внимательней когда будет время. И вот этот день настал и ...... :shock: спасибо что предупредили. Мне нравятся ваши статьи, ваше стремление докопаться до истины и больше так не шалите :"":
ksenia
Репутация: 135 (+135/−0)
Лояльность: 1 (+1/−0)
Сообщения: 1291
Темы: 7
С нами: 2 года 11 месяцев

#875 L.V. » 27.06.2018, 14:42

Да не буду, не буду. :oops: :oops: :oops:

DSitni писал(а):И эти "замаскированные" татары - тоже фейк ??

Да нет. Изосима Маслов действительно в наших краях в 1660 году разорил улусы мурз Казыя, Салтобебета (Солтомбобета), Кана, Желбебета и Кантимира (Калтимира). И незадачливый Ишверда на самом деле тогда попал в плен. Просто все они они были не "псевдо-", а самыми натуральными ногайцами. Как и Кимбет-мурза и Чубан-мурза, упоминаемые на Кальмиусе в 1637 году и Бий-мурза в (если не ошибаюсь) 1639 году.
:beer:
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 155 (+155/−0)
Лояльность: 1 (+2/−1)
Сообщения: 2865
Темы: 4
С нами: 7 лет 7 месяцев

#876 L.V. » 27.06.2018, 15:00

А все-таки - в каждой шутке действительно есть доля правды. Зато в таком "произведении" очень удобно освещать простейшие вопросы, возникающие при прочтении некоторых произведений историков и краеведов "классической" школы. Например:

- Как мог враждебный зимовник (=хутор) больше века просуществовать в непосредственной близи от стратегического татарского шляха между Перекопом и Азовом?

- Что такое "укрепленный зимовник" (=хутор) и какими могли быть его укрепления и гарнизон?

- Почему, называя "самым древним дошедшим до нас упоминанием зимовников слова в универсале Батория-Хмельницкого о периоде Прецлава Ланцкоронского (конец XV - начало XVI века)" историки не обращают внимание, что последующие упоминания слова "зимовник" у запорожцев начинают фиксироваться только во второй половине XVII века - более, чем через 150 лет после якобы "первого" упоминания?

- Если бы совсем рядом с тем же шляхом где-то в начале XVII века появилась казацкая крепость - сколько усилий предприняли бы татары и турки, чтобы ее оттуда убрать и как быстро? И неужели эти события не попали бы ни в какие первоисточники с обеих сторон?

Ну и т.д., и т.п.

Смотрите, думайте, сомневайтесь...
:friends:
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 155 (+155/−0)
Лояльность: 1 (+2/−1)
Сообщения: 2865
Темы: 4
С нами: 7 лет 7 месяцев

#877 L.V. » 27.06.2018, 15:03

В Азове археологи нашли массовое захоронение солдат Русско-турецкой войны, умерших от эпидемии
20.06.2018

Изображение

В Азове археологи обнаружили братское захоронение русских солдат. По данным учёных, воины погибли не на поле битвы.
Осадная траншея, ставшая могилой для 16 бойцов (пока именно такое количество останков нашли археологи), находилась на улице Тургенева. По мнению ученых, она была вырыта в 1736 году во время осады турецкой крепости и, предположительно, служила внешней линией русского осадного лагеря.

— После окончания осады, видимо, в незасыпанной траншее и были совершены погребения. Дело в том, что Русско-турецкая война 1735-1739 годов имела такую особенность, что численность небоевых потерь русской армии превышала число солдат, погибших в сражениях, - рассказал заведующий отделом археологии Азовского историко-археологического музея-заповедника Андрей Масловский. - В армии началась эпидемия. В этой траншее покоились солдаты, как раз умершие от неё.

По словам учёного, ранее погребения времен Русско-турецкой войны 1735-1739 годов на территории Азова фиксировались неоднократно. На востоке города они доходили до Кирсановой балки, новая находка стала самой западной в числе этих комплексов.

http://rostov.ru/society/v-azove-arheologi-nashli ... eferrer=https://zen.yandex.com
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 155 (+155/−0)
Лояльность: 1 (+2/−1)
Сообщения: 2865
Темы: 4
С нами: 7 лет 7 месяцев

#878 L.V. » 30.06.2018, 16:19

Офф-топ.

Интересное описание прикаспийских ногайцев 1900 года. При чтении надо иметь в виду, что во многом это последствия неоднокртаных поражений этого народа и оттеснения его победителями на самые неудобные и негодные пастбища. Но, все-равно, интересно.
http://az.lib.ru/a/aleksandrow_n_a/text_1900_nogaytzy_oldorfo.shtml

P.S. А выдуманное мной в "Сокровенном сказании КП" слово "хебер" (новости), оказывается на самом деле существовало, только у прикаспийских ногайцев звучало как "хабар". О как я попал! :shock:
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 155 (+155/−0)
Лояльность: 1 (+2/−1)
Сообщения: 2865
Темы: 4
С нами: 7 лет 7 месяцев

#879 L.V. » 04.07.2018, 16:10

Уважаемый Naily58 любезно переслал материалы турецких историков про Адиль-Гирея (будем надеяться, когда-нибудь он решит их выложить). Основное внимание там уделяется походу Адиля в Закавказье и его тамошним любовным приключениям, кончившимся не совсем хорошо. Но кое-что приводится и по нашим местам. Часть информации турки взяли у русских историков, это опускаем. Но есть и вот такое сообщение (прошу прощения за качество Google-перевода):

<...> Adil Giray’ın kendisine yeni bir merkez kurma çabası Osmanlı kaynaklarına da Azak kalesinin tamiri hakkındaki bir hüküm dolayısıyla
yansımıştır. Bu konudaki mühimme hükmüne göre Adil Giray, Balı Dere adı verilen bir yerde kendisine hisar inşa etmeye başlamış ve Kefe çevresinden çok sayıda ustayı bu iş için götürmüştür (BOA, MD 31: s. 115, h. 277). <...>

KIRIM’DAN İRAN’A BİR CENGİZLİ HANZADESİ: ADİL GİRAY SULTAN (A CHINGGISID PRINCE FROM CRIMEA TO PERSIA: ADIL GIRAY SULTAN)
Alper BAŞER, Gülay KARADAĞ ÇINAR
с.152

Перевод:
Усилия Адиля Гирея создать новый центр для него были отражены в источниках Османской империи из-за положения о ремонте замка Азак. Адиль Гирей начал строить крепость в местечке [месте, называемом?] Бали-Дёре и занять много мастеров со всего Кефе (BOA, MD 31: р. 115, ч. 277)


Т.е., в каких-то документах о ремонте Азака упоминается (жалоба?), что Адиль для строительства своего города («hisar» – крепость) нанял много мастеров в Кафе. Ссылка здесь идет на: Başbakanlık Osmanlı Arşivi: Mühimme Defterleri: 31 (Премьерский (?) османский архив: Тайные (?) книги, том 31, страницы такие-то).

Интересно бы раздобыть этот документ (желательно в опубликованном виде, не в рукописи). Хотелось бы обратить внимание наших уважаемых форумчан на топоним "Балы-дере", который (надо полагать) взят непосредственно из этого документа. Е.С.Отин переводил татарское «дере» как «яр, балка, долина, теснина, ущелье». Google-переводчик переводит это слово с турецкого как «ручей, залив, бухта, заводь». Если это на самом деле "оригинальный" топоним из документа (а не "измышлизм" самого турецкого автора), то это еще один небольшой шажочек в сторону осмысления и обнаружения адилевского Балысарая. Как-то бОльшая часть вариантов перевода этого определителя больше подходит для района Белосарайки, а не Кальмиуса. Не? :Search:


(Там что-то еще было о захвате какими-то казаками (то ли днепровскими, то ли адилевскими) каких-то девушек. Это, скорей всего тоже из османских архивов, но здесь Google-переводчик я вообще не понял. :oops: )


И напоследок. В результате Google-перевода получилось такое стихотворение. Я не смог удержаться, чтобы его не процитировать.
<...> указав количество убитых татар он получил такое четверостишие:

Убийство турок настолько велико, что они объединены вместе.
Путь Ченк покрыт брюками.
Войска затопили землю,
В них были окутаны сабвуферы и доспехи.


Какой поэтичный турецкий язык!.. :lol:
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 155 (+155/−0)
Лояльность: 1 (+2/−1)
Сообщения: 2865
Темы: 4
С нами: 7 лет 7 месяцев

#880 evgeni » 04.07.2018, 16:30

Уважаемый LV!
На месте Ваш Белосарай!
Только последние камни "мастера ландшафтного дизайна" растащили по фазендам.
Остались только следы фундаментов.
На ГУГЛ карте они хорошо видны в междуречье Мокрой и Сухой Белосарайки.
Пройдет время и Вашу "Трою" раскопает дотошный "Шлиман"!
С Уважением!
Белосарай.png


Бело-Сары.png
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 47 (+47/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1567
Темы: 4
С нами: 7 лет 4 месяца

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: Байда, Old salt и 6 гостей