Татарско-казацкие времена Мариупольщины

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

#941 L.V. » 14.11.2018, 16:59

Попутно разобрался со своими непонятками по поводу документов по присяге 1762 года.

1. Те, что опубликованы в отдельной книге в 2015 году (которые я и прорабатывал) - это присяга на верность Петру III, которая принималась в январе 1762 года и переписка по которой тянулась еще минимум до марта. В этих документах распределения по паланкам нет вообще.

2. Те, фрагменты которых приводит Скальковский и на которые ссылались наши местные краеведы Черногор и Грушевский. Эти относятся к присяге на верность Екатерине II, которая давалась во второй половине лета того же года. Здесь Скальковский приводит краткий фрагмент с численностью присягнувших по паланкам (возможно, в этом неопубликованном еще деле есть и более подробные документы по паланкам). Естественно, как и писалось, к "гарнизону паланки" эти цифры отношения никакого не имеют. Это был разгар лета, когда на Кальмиусских косах было не протолкнуться от рыбных заводов и наемных работников с них (запорожская голытьба тоже охотно нанималась "в заброды"), а также от приехавших за рыбой чумацких артелей (частью тоже из казаков). Так что на торжественную присягу в Кальмиусскую паланку к назначенному дню собрались не только "аборигены" из местные зимовчаков, но и многочисленные пьяные и шумные казаки-заробичане из других краев.

Как-то так... :beer:
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 171 (+171/−0)
Лояльность: 2 (+3/−1)
Сообщения: 3280
Темы: 4
С нами: 8 лет 4 месяца

#942 L.V. » 25.11.2018, 17:09

Не смог устоять. :pardon:

Хорошая и душевная песня от Чичериной. Слова военкора Семёна Пегова.
phpBB [video]


:Rose:

P.S. "Той" стороне - смотреть не надо. Не понравится.

P.P.S. Попутно. Разобрался, почему в первой половине XIX века местные иностранцы называли собор св. Харлампия церковью Рохуса. Просто не могли такое мудреное греческое слово выговорить, поэтому подобрали аналог. Как говорится в МИЕО: "Церкви во имя священномученика Харлампия в Крыму не было. Протоиерей Текежи передает, что греки, по преданию, в пути во время болезни, по совету митрополита, дали обет построить церковь и посвятить ее Харлампию, как целителю от повальных болезней" (с.122). А у католиков близкими к нему функциями обладал святой Рохус, получивший известность как защитник от чумы. Да и по звучанию несколько похоже было. Как-то так. *BUY*
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 171 (+171/−0)
Лояльность: 2 (+3/−1)
Сообщения: 3280
Темы: 4
С нами: 8 лет 4 месяца

#943 L.V. » 31.12.2018, 23:13

Всех наших уважаемых форумчан с Новым годом! Пусть он будет счастливым и мирным! :beer:

Под елочку и куранты выкладываю свежую, с пылу – с жару большую статью «История казацкой Свято-Николаевской церкви в Кальмиусе». А когда уважаемый LV говорит «большая», то, обычно, это не шутка. К сожалению… :pardon:


Почему-то навеяло:
phpBB [video]

Поздравление как бы не совсем новогоднее, но насколько в тему…
:Yahoo!:
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 171 (+171/−0)
Лояльность: 2 (+3/−1)
Сообщения: 3280
Темы: 4
С нами: 8 лет 4 месяца

#944 L.V. » 03.01.2019, 15:45

L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 171 (+171/−0)
Лояльность: 2 (+3/−1)
Сообщения: 3280
Темы: 4
С нами: 8 лет 4 месяца

#945 L.V. » 08.01.2019, 17:00

Небольшая техническая информация для будущих краеведов Мариуполя.

Прошел по нескольким ссылкам, приведенным у Г.И. Тимошевского, в написанном им главах "МИЕО" (кто не знает, что это - можно дальше пока не читать :twisted: ). Вынужден заметить, что Тимошевский иногда довольно вольно обращался с цитатами.

Например:
Тимошевский:
<...> Под словом церковь, говорит преосвященный Гавриил, не разумеется внешняя постройка, бывшая не другое что, как простая каменная хижина, крытая камышем, с большим железным на верху крестом и оставшаяся в том же Кальмиусе, но разумелись: антиминс, ризы, книги, иконостас и иконы, которые перенесенны в Палоград.

МИЕО, 1892, с.116; на следующей странице приводится ссылка на работу Гавриила (Розанова) в ЗООИД, т.3

Оригинал:
Состояние церкви Кальмиусской. - Под словом церковь не разумеется внешняя ея постройка, бывшая не другое что, как простая деревянная хижина, с железным на верху крестом, и оставшаяся в том же Кальмиусе; но разумелись: антиминс, ризы, книги, иконостас и иконы, которыя, по перенесении в Павлоград, и поставлены были в особом не жилом, деревянном также домике.

Гавриил, архиепископ Тверской и Кашинский. Очерк повествования о Новороссийском крае // ЗООИД, т.3, 1853, с.124

"Дополнительные" детали в текст Гавриила Тимошевский добавил из работы Феодосия (Макаервского), хотя в данном месте он на него и не сослался.
<…> первоначально [греческий митрополит Игнатий] для своей паствы совершал богослужения и священнодействия в Калмиусском Свято-Николаевском храме, каменном, крытом очеретом, камышем, устроенном и оставленном запорожцами.

Феодосий Макаревский. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. - Екатеринослав, типография Я.М. Чаусского, 1880, с.997-998


Еще:
Тимошевский:
«Об этом кресте г. Браун в «Живой старине» говорит: «Стоит упомянуть о древнем железном кресте (выш. в 1 м 50 сент.) в церкви села Богатырь; он покрыт медными рельефными украшениями русской работы. Он считается явленным: пастухи нашли его в поле еще в бытность в Крыму, незадолго до выселения; отнесли его в сельскую церковь, но он не захотел там остаться: два раза возвращался он сам собой на старое место в поле; наконец, когда его принесли в избу одной благочестивой вдовы, он остался здесь до самаго выселения православных. Когда захотели православные переселиться, с крестом опять беда: не хочет он оставить излюбленнаго места. Сняли его наконец с молитвами, положили на телегу, повезли: да не тут-то было: оглобли телеги повернули назад в деревню. Помогли наконец тем, что крест связали, привязали к телеге и таким образом отвезли его с собой в Россию».

МИЕО, 1892, с.117, ссылка на журнал «Живая старина», II, 90

Оригинал :
Наконец, стоит упомянуть о древнем железном кресте (выш. в 1 м 50 сант.) в церкви села Богатырь; он покрыт теперь медными рельефными украшениями русской работы. Он считается явленным: пастухи нашли его в поле еще в бытность христиан в Крыму, незадолго до выселения; отнесли его в сельскую церковь, но он не захотел там остаться: два раза возвращался он сам собой на старое место в поле; наконец, когда его принесли в избу одной благочестивой вдовы, он остался здесь до самаго выселения православных. Когда захотели православные переселиться - с крестом опять беда: не хочет он оставить излюбленнаго места. Сняли его наконец с молитвами, положили на телегу, повезли; да не тут-то было: оглобли телеги повернули назад в деревню. Помогли наконец тем, что крест связали, привязали к телеге и таким образом отвезли его с собой в Россию. Теперь он стоит в Богатырской церкви, под особым балдахином, высоко чтимый жителями села и окрестных деревнь.

(Ф.А.Браун. Мариупольские греки // «Живая старина», 1890, выпуск II, с.90, скачать все выпуски можно здесь)

Еще.
Тимошевский:
Сначала Харлампиевская церковь была деревянная, простая, невзрачная, окна маленькия, украшений никаких. Впоследствии перестроили ее с целью увеличения, сделали каменною, причем, однако, оставили древнюю каменную часть нетронутою.

МИЕО, 1892, с.122, ссылка на журнал «Живая старина», II, 89

Оригинал:
<...> Самая старая - собор в Мариуполе, выстроенный еще Игнатием; он деревянный, простой, и невзрачный, окна маленькия, украшений почти никаких. В последствии перестроили его с целью увеличения, причем, однако, оставили древнюю часть нетронутой; затем так как он и в этом виде казался слишком малым, то выстроили рядом с ним новый большой каменный собор.

Оно, конечно, для стороннего взгляда - разница не колоссальная. Но иногда именно такие мелочи могут серьезно повлиять на целые концепции. :secret:

Осторожней! :acute:
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 171 (+171/−0)
Лояльность: 2 (+3/−1)
Сообщения: 3280
Темы: 4
С нами: 8 лет 4 месяца


#947 DSitni » 24.01.2019, 21:33

L.V. писал(а):- Страницы истории Донбасса: эпоха Нового времени (XVI в. - конец XVIII в.). 8 класс: учебное пособие (2018)

Для общего интереса начал читать..опомнился на 74 странице ! :shock: ...Это же ведь учебник !...Или просто тема мне интересна ?
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Аватара
Откуда: Северный берег Азовского моря ...
Репутация: 40 (+93/−53)
Лояльность: 301 (+312/−11)
Сообщения: 6117
Темы: 1
С нами: 4 года 6 месяцев

#948 L.V. » 25.01.2019, 15:51

DSitni писал(а):
L.V. писал(а):- Страницы истории Донбасса: эпоха Нового времени (XVI в. - конец XVIII в.). 8 класс: учебное пособие (2018)

Для общего интереса начал читать..опомнился на 74 странице ! :shock: ...Это же ведь учебник !...Или просто тема мне интересна ?

8 класс: учебное пособие
:wink:
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 171 (+171/−0)
Лояльность: 2 (+3/−1)
Сообщения: 3280
Темы: 4
С нами: 8 лет 4 месяца

#949 L.V. » 26.01.2019, 09:55

Вот здесь нашел целую кучу архивных ссылок на планы Мариуполя конца XVIII - начала XIX века. Пара из них, возможно, есть на Папакоме, но большую часть я еще не видел. Сделал выписку:

- "Первый из обнаруженных нами планов Мариуполя датируется 1783 г." - ГНИМА, Р-1, № 3186
ГНИМА - Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева (Москва)

- План Мариуполя 1784 (возможно, тот же, что и на Папакоме, но с каким-то дополнит. описанием – упоминается площадь города в 420 десятин и ширина улиц в 18 саженей) - ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 21549, л. 9; д. 20 768, л. 36-37

- План Мариуполя 1787 (с какими-то укреплениями?) ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 18 725, л. 61-62

- Планы Мариуполя 1790, 1793, 1795 гг. ("отличались лишь отсутствием оборонительных укреплений и изменениями в размерах нескольких кварталов") - ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 20 769, л. 38; д. 20 770, ч. 2, л. 34; д. 20 772, л. 51

- План Мариуполя 1798 (тот что на Папакоме?) и 1799 ("почти дословно повторяли более ранние чертежи") - ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 21529, ч. 2, л. 79; д. 20 159, ч. 2, л. 42

- План Мариуполя (1811?) "Значительная часть кварталов оставалась неосвоенной. Обособленность жителей, дисперсность структуры города сохранялись и в начале XIX в., что дало возможность внести изменения в планировочную систему Мариуполя" - ЦГИА СССР, ф. 1487, оп. 29, д. 191, л. 1
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 171 (+171/−0)
Лояльность: 2 (+3/−1)
Сообщения: 3280
Темы: 4
С нами: 8 лет 4 месяца

#950 L.V. » 28.01.2019, 15:24

Народ, на всякий случай интересуюсь. Среди наших уважаемых форумчан нет, случаем, людей, проживающих в Питере и готовых порадеть на благо родной Истории? :Search:
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 171 (+171/−0)
Лояльность: 2 (+3/−1)
Сообщения: 3280
Темы: 4
С нами: 8 лет 4 месяца

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 14 гостей

cron