Древнегреческие Музы и мариупольцы

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

#1 Naily58 » 15.01.2014, 22:02

В греческой мифологии девять дочерей верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины. Музы - богини поэзии, искусств и наук. Эрато - муза лирической поэзии, Каллиопа - поэзии эпической, Клио - муза истории, Мельпомена - трагедии, Полигимния - религиозной поэзии, Терпсихора - танца, Талия - комедии, Урания - астрономии, Эвтерпа - эротической поэзии. Как правило, музы сопровождают бога Аполлона, имеющего прозвище Мусагет, то есть «водитель муз».
Музы обитают на горе Олимп. Они не терпят соперничества. Так, они лишили зрения и отняли музыкальный дар у кифареда Тамириса, который осмелился вызвать их на состязание.
Среди потомства муз - корибанты и сирены, а также певцы Орфей и Лин.

(Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)

Новости культурной жизни и досуг мариупольцев прошлого размещаем в этой теме:


Драматическая труппа — Предстоящий зимній сезонъ въ г. Маріуполѣ обѣщает быть содержательнымъ и интереснымъ: наконецъ-то, послѣ двухлѣтнсй «театральной спячки»—мы, маріупольцы, воспрянемъ и снова для насъ откроются двери обширнаго и прекраснаго концертнаго зала В. А. Шаповалова: мы знаемъ изъ достовѣрныхъ источниковъ, что въ непродолжительномъ времени прибудетъ въ г, Маріуполь драматическая труппа, которая останется здѣсь до великаго поста.

«ПК» №17 , Среда, от 30 Октября 1891 года

Театральное извѣстіе.—Въ непродолжительномъ времени прибудетъ въ нашъ городъ русская драматическая труппа подъ управленіемъ И. Л. Леонтьевича. Составъ труппы слѣдующій: женскій персоналъ—г-жи: Кадмина-Леру, Львова-Тургенева, Жданова, Медвѣдева, Славская-Веревкина, Смолинъ - Туманская, Хлѣбникова и Симановская; мужской персоналъ—г-да: Саборновъ-Райскій, Истоминъ, Разумовскій, Кальверъ, Шаповаловъ, Балкашинъ, Леонтьевичъ, Серебряковъ и Яковлевъ. Режиссеръ труппы А. П. Кальверъ, помощникъ режиссера В. Хмарикъ, суфлеръ Г. Флоренсъ. Спектакли будутъ состоять изъ репертуара новѣйшихъ драмъ, комедій и водевилей. Въ антрактахъ будетъ играть вновь сформированный бальный оркестръ, состоящій изъ 12 человѣкъ, подъ управленіемъ Карпачевскаго.

«ПК», Среда, 28 Ноября 1891 года

Театральныя дѣла.—Наше безотрадно экономическое положеніе слишкомъ тяжело отзывается на матеріальномъ благополучіи мѣстной антрепризы. При вышеуказаннномъ неблагопріятномъ условіи, свинцовые тучи не сходятъ съ маріупольскаго небосклона и готовы разразиться продолжительнымъ осеннимъ ливнемъ. Въ данное время на мостовыхъ- же—порядочный слой грязи а, чтобы безпрепятственно шествовать въ храмъ Таліи, надо спеціально для него «обзавестись» парою очень прочныхъ «мокроступовъ». Вышеуказанныя причины—однѣ изъ тѣхъ, которыя пагубно отражаются на театральномъ дѣлѣ въ г. Маріуполѣ.

«ПК», Четверг ,12 Декабря 1891 года

Маріупольскій театръ.—1-го мая оперная труппа г. Черкасова закончила въ Маріуполѣ серію своихъ спектаклей. Ею даны: «Эрнани», «Гугеноты», «Фаустъ», «Демонъ», «Жидовка», «Карменъ», «Жизнь за царя» и «Севильскій цирульникъ». Маріупольская интеллигенція, къ чести ея, усиленно посѣщала оперные спектакли, зато средній классъ и масса только, увы, изрѣдка заглядывала въ театръ вслѣдствіе тяжелаго экономическаго кризиса. Опера произвела на публику благопріятноѳ впечатлѣніе, особеннымъ-же успѣхомъ изъ артистовъ оперной труппы пользовались господа Рядновы.

«ПК», Вторник, 5 Мая 1892 года

Спектакль лилипутовъ.—21 мая мы были на представленіи «феноменальной труппы» самыхъ маленькихъ актеровъ въ мірѣ — семьи Костецкихъ. Лилипуты, ростомъ оть 1 аршина 2 вершк. до 1 арш. 6 вершковъ, кажущіеся на сценѣ «маріонѳтками», поставили два водевиля: «Голь на выдумки хитра», «Кумъ мирошникъ» и балетъ. Справедливость побуждаетъ насъ сказать, что лилипуты интересны не только сами по себѣ, но и вмѣстѣ съ тѣмъ и весьма способные актеры: вышеуказанныя пьесы, при серьезныхъ требованіяхъ, прошли у маленькихъ актеровъ съ хорошимъ ансомблемъ; малороссійскій-же водевиль «Кумъ мирошникъ» лилипуты сыграли положительно прекрасно, за что, конечно, не особенно многочисленная публика, среди которой было много дѣтей, наградила исполнителей дружными рукоплесканіями.

«ПК», Среда, 27 Мая, 1892 года

:roll:
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться. Станислав Ежи Лец
Naily58
Автор темы
Аватара
Репутация: 47 (+47/−0)
Лояльность: 6 (+7/−1)
Сообщения: 483
Темы: 9
С нами: 13 лет

Re: Древнегреческие Музы и мариупольцы

#2 Naily58 » 11.02.2014, 20:55

Вчера, 10 февраля, во Дворце Металлургов уже в который раз (!), с успехом, прошел концерт народного балета Грузии - "Сухишвили". :Bravo: :Yahoo!:
Еще бы! Ведь грузинские мастера искусств давно облюбовали наш гостеприимный город для своих гастролей.
:good:
Концертъ Гурійскаго товарищества подъ управленіемъ Луарсаба Кешелава.— Послѣ нѣкоторыхъ мытарствъ, пройденыхъ «нон зиа зроніе» (не по своей винѣ) вышеупомянутымъ товариществомъ, послѣднимъ, все-таки, былъ данъ въ гор. Маріуполѣ, 15 октября, концертъ въ зданіи В. А. Шаповалова. Къ чести маріупольской публики, этотъ концертъ прошелъ въ матеріальномъ отношеніи очень удачно. Что же касается музыкальнаго успѣха Гурійскаго товарищества, то, судя по апплодисментамъ всей публики, онъ былъ большой и, правду сказать, вполнѣ заслуженный.

«ПК» №17 , Среда, от 30 Октября 1891 года

:roll:
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться. Станислав Ежи Лец
Naily58
Автор темы
Аватара
Репутация: 47 (+47/−0)
Лояльность: 6 (+7/−1)
Сообщения: 483
Темы: 9
С нами: 13 лет

Re: Древнегреческие Музы и мариупольцы

#3 Katerinka » 11.02.2014, 22:22

Naily58
не могли бы вы поделиться материалами из старых газет для сайта "Старый Мариуполь"?
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Древнегреческие Музы и мариупольцы

#4 Naily58 » 12.02.2014, 21:10

Katerinka
Каким образом? Обработать литературно? :oops:
Вообще-то, всё, что размещается мной на форуме, можно копировать и использовать по своему усмотрению.
Поиски продолжаются...

Концертный залъ В. Л. Шаповалова.-- Драматическая труппа подъ управленіемъ В. Л. Шаповалова, дебютировала 19-го ноября въ новой комедіи Салова «Дармоѣдка». На первый спектакль дебютировавшей труппы собралось, къ удивленію, не особенно много публики, что было вызвано, вѣроятно, дурною погодою и грязью, а равно тѣмъ, что была поставлена въ первый раз» комедія; артистовъ публика приняла хорошо;—самая плохая драма будетъ въ Маріуполѣ имѣть больше сбора, чѣмъ такая образцовая комедія, какъ, напр., «Лѣсъ» Островскаго. Хотя по русской пословицѣ—«первый блинъ, да комомъ»—мы, тѣмъ не менѣе, надѣемся, что упомннутая драматическая труппа, развернувъ свои силы— о нихъ рѣчь еще впереди,— завоюет» симпатіи маріупольцевъ. 21 ноября, для второго дебюта драматической труппы, шла «Каширская Старина», драма Аверкіева.

«ПК», Суббота, 30 Ноября 1891 года

:roll:
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться. Станислав Ежи Лец
Naily58
Автор темы
Аватара
Репутация: 47 (+47/−0)
Лояльность: 6 (+7/−1)
Сообщения: 483
Темы: 9
С нами: 13 лет

Re: Древнегреческие Музы и мариупольцы

#5 Katerinka » 12.02.2014, 21:48

Naily58
то есть, вы ищите и выкладываете? Запасов нет? :secret:
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Древнегреческие Музы и мариупольцы

#6 Naily58 » 13.02.2014, 19:09

Katerinka
НЗ (неприкосновенный запас) существует всегда! Так нас с детских лет на уроках по ГО учили :D
Например вот такой:

Первый спектакль малороссийской труппы г.Саксаганского в Мариуполе назначен на воскресенье ,28 июня. Пойдет "Безталанна", драма Карпенко-Карого. Не знаем. по каким именно, соображениям товарищество Саксаганского даст свои спектакли в цирке, "приспособленном к театру",- в цирке, в котором лишь на днях бездарные клоуны "упражнялись в юморе" и вызывали у публики печальную улыбку сожаления, - быть может вышеупомянутые соображения представляются для товарищества резонными, но нам кажутся они непонятными потому, что в Мариуполе есть прекрасное здание для концертов и спектаклей.

"ПК", Среда, 1 Июля ,1892 года

Из Мариуполя нам пишут: вот уже три спектакля дало здесь товарищество Саксаганского и все спектакли дали прекрасные сборы. Мариупольцы восхищаются игрою и пением малороссов вообще, а потому, конечно понятны их восторги от хорошего исполнения членов товарищества Саксаганского.
Характерно еще, в данном случае, отметить, что мариупольцы симпатичнее относятся к малороссийским гопакам, чем к серьезной драме или русской опере. У г.Черкасова, показавшего мариупольцам очень недурную оперную труппу, давшую у нас оперы: "Демон", "Гугеноты", Жизнь за Царя", Кармен", "Фауст" - сборы были еле-еле дурные; у господина Саксаганского малороссийские опереты малоизвестных композиторов дают прекрасные сборы.

"ПК", Понедельник, 6 Июля, 1892 года

:roll:
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться. Станислав Ежи Лец
Naily58
Автор темы
Аватара
Репутация: 47 (+47/−0)
Лояльность: 6 (+7/−1)
Сообщения: 483
Темы: 9
С нами: 13 лет

Re: Древнегреческие Музы и мариупольцы

#7 Katerinka » 14.02.2014, 03:13

Naily58
:Bravo: :Bravo: :Bravo: :good:
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Древнегреческие Музы и мариупольцы

#8 Байда » 14.02.2014, 07:52

Naily58
:good: :friends: :beer:

ИзображениеИзображение

:Rose:
Байда
Аватара
Репутация: 183 (+185/−2)
Лояльность: 33 (+35/−2)
Сообщения: 3728
Темы: 17
С нами: 13 лет 4 месяца

Re: Древнегреческие Музы и мариупольцы

#9 Naily58 » 03.11.2014, 21:24

О физиках и лириках в Мариуполе... :lol:

16-го августа физик Краузе дал в Мариуполе свое "прощальное представление". Данные им до этого пять спектаклей не привлекали многочисленной публики.

"ПК", Суббота, 22 Августа, 1892 года

ИзображениеИзображение

Афиша из газеты "Приазовский Край" о гастролях Краузе в Ростове-на -Дону в том же году.

:roll:
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться. Станислав Ежи Лец
Naily58
Автор темы
Аватара
Репутация: 47 (+47/−0)
Лояльность: 6 (+7/−1)
Сообщения: 483
Темы: 9
С нами: 13 лет

Re: Древнегреческие Музы и мариупольцы

#10 Naily58 » 08.12.2015, 22:35

Что-то давненько ничего не размещалось о культурной жизни Мариуполя в прошлом. :lazy2:

Попробуем реанимировать тему!

Изображение
"ПК", 30 июля, 1894 года

Изображение
Изображение

Федотова, Гликерия Николаевна

— артистка московского императорского театра. Родилась в Орле, в 1846 г.; воспитывалась в московском театральном училище, куда она поступила под фамилией Позняковой; сперва училась балетным танцам и участвовала в балете, но вскоре вполне отдалась драме, под руководством И. В. Самарина. 16 лет она с выдающимся успехом дебютировала на сцене московского Малого театра в ком. Боборыкина "Ребенок" (1862), и была принята в труппу. Через год вышла замуж за артиста той же труппы, Федотова. К ней перешла большая часть первых драматических ролей и она сразу стала одной из первых артисток труппы и любимицей публики. Труппа московского Малого театра еще хранила традиции, унаследованные от таких директоров как Какошкин и Загоскин, от такого актера как Щепкин: Ф. еще и его самого застала в живых. Труппа насчитывала много артистов не только высокодаровитых, но и серьезно относившихся к своему делу. Среди них крепло и совершенствовалось дарование Ф. Репертуар того времени также был для нее благоприятен; остатки прошлого соединялись в нем с правдивыми проявлениями новизны. Время мелодрамы, романтической драмы и водевиля, процветавших в первой половине XIX в., только что миновало, оставив артистке несколько выдающихся классических ролей европейской литературы (в "Гамлете", "Лире", "Разбойниках", "Свадьбе Фигаро" и др.). Наступило время новое: вслед за Гоголем и Грибоедовым выступили Островский и его последователи, вносившие на сцену жизненную правду, освобождавшие художество от всякой ходульности. Роли прежнего времени (даже худшие из них) давали Ф. сценическую школу и заботливую кабинетную разработку, роли нового времени — правдивый материал, взятый прямо из повседневной жизни, который она могла разрабатывать по личным наблюдениям во всех деталях. Такое счастливое сочетание обстоятельств, при таланте артистки и ее горячей любви к своему призванию, дало ее творчеству замечательное разнообразие. В первое десятилетие Ф. несла на себе весь репертуар первых молодых женских ролей; редкая пьеса обходилась без ее участия. Ей принадлежит почин исполнения в пьесах Островского ("Гроза", "На бойком месте", "Василиса Мелентьева", "Горячее сердце", "Лес", "Бесприданница", "Без вины виноватые"), А. Потехина ("Мишура", "Шуба овечья", "Виноватая"), Писемского ("Ваал"), Ник. Потехина ("Мертвая петля", "Нищие духом"), Аверкиева ("Каширская старина"), Антропова ("Блуждающие огни"), Крылова ("В осадном положении", "Змей Горыныч", "В духе времени"), Шпажинского ("Майорша", "Чародейка"), Суворина и Буренина ("Медея") и мн. др. Репертуар ролей в пьесах современных ей писателей не помешал Ф. продолжать разработку и классических ролей (Леди Милфорт, королева Елизавета, Клеопатра), менявшихся сообразно с годами артистки и ее сценической опытностью. Особенность исполнения Ф. заключается в необыкновенно тщательной отделке малейших деталей роли, что, при замечательной добросовестности к работе, иногда даже вредило ее творчеству, но иногда доводило его и до виртуозности поразительной ("Укрощение строптивой", "Много шуму из ничего" и др.). Эти свойства игры Ф. делают ее по преимуществу замечательной актрисой в комедиях, в которых иногда она не имеет соперниц. Многочисленные поездки артистки на гастроли в Петербург и во все большие города России упрочили ее известность и вне ставшего ей родным города Москвы.

{Брокгауз}
Большая биографическая энциклопедия

Дополнительно читать Википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/Федотова,_Гликерия_Николаевна

:roll:
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться. Станислав Ежи Лец
Naily58
Автор темы
Аватара
Репутация: 47 (+47/−0)
Лояльность: 6 (+7/−1)
Сообщения: 483
Темы: 9
С нами: 13 лет

След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 34 гостя

cron