Мариупольский общественный транспорт

Board index Мариуполь Старый Мариуполь

Moderators: Байда, Katerinka, Роман

#661by Алекс » 28.01.2019, 08:31

metafizich wrote:Схема для наглядности.
Спасибо, metafizich, за схемку! Хотя она не раз уже публиковалась на Форуме, но в этот раз она оказалась весьма кстати, во всяком случае для меня. Дело в том, что на схеме четко обозначена остановка "Центр", видно ее конкретное место и то, что отправление с нее было строго по расписанию. Раньше я на это внимание не обратил, считал что слово "Центр" относится не к названию остановки, а в целом к району. А сама остановка, как мне казалось, находилась в районе нынешнего храма на Варганова. Теперь все становится на свои места и можно определенно точно представить как проходили маршруты в исследуемый нами период 1954-1969 г.г.
ImageImage
Итак, понятно, что ветка "Депо-Варганова-Энгельса-Донбасская" была проложена в связи с переносом линии с Ленина на Донбасскую в 1954 г. Для меня не понятно было лишь то, что можно было провести маршрут по кольцу вокруг сквера, дальше вниз по Артема и вправо на Донбасскую. Оказалось, что сделать это было невозможно, т.к. по линии от кольца вниз по Артема проходили еще другие маршруты (№№1, 2). Поэтому, для того, чтобы трамваи ходили в двух направлениях (прямо по Артема и вправо по Донбасской) необходима была установка стрелочного перевода. Но установить стрелочный перевод было невозможно из-за автомобильной проезжей части. Автоматического стрелочного перевода (с электроприводом) в то время, возможно, еще не было, но и в этом случае такой стрелочный перевод явно мешал бы автомобильному движению. Необходим был такой вариант, чтобы рельсы пересекались друг с другом (так называемое глухое пересечение), без необходимости установки стрелки. Это возможно на перекрестке Донбасская-Артема, что и было исполнено в 1954 г. Это были перекрестные рельсы без поворотов вправо-влево.
продолжение следует...
Last edited by Алекс on 28.01.2019, 09:22, edited 1 time in total.
Алекс
Topic author
Avatar
Location: Россия
Reputation: 84 (+88/−4)
Loyalty: 38 (+38/−0)
Posts: 2062
Topics: 12
With us: 3 yaers 3 months

#662by Алекс » 28.01.2019, 09:19

продолжение...
Теперь вопрос, как проходили маршруты 1, 2, 3, 4 в период 1954-69 г.г.? На мой взгляд, все они проходили по кольцу вокруг сквера, через остановку "Центр".
Маршруты №№1, 2:
- движение из (в) депо. Из депо трамваи двигались по Варганова, затем поворот направо по кольцу (первая остановка "Центр"), дальше вниз и прямо по Артема. В депо - вверх по Артема и направо по Варганова.
- движение в обычном режиме: вверх по Артема, по кольцу вокруг сквера, вниз по Артема.
ImageImage
Маршруты №№3, 4:
- движение из (в) депо. Из депо трамваи двигались по Варганова, затем поворот направо по кольцу (первая остановка "Центр"), дальше по Варганова и направо по Энгельса, поворот направо на Донбасскую и прямо, пресекая Артема. В депо - по Донбасской через Артема, поворот налево по Энгельса и направо по Варганова.
- движение в обычном режиме: по Донбасской, пересекая Артема, дальше налево по Энгельса, налево по Варганова, направо по кольцу вокруг сквера, дальше по Варганова, направо по Энгельса, направо по Донбасской.
Т.к. новая ветка (Энгельса и участок по Донбасской до Артема) была одноколейной, то, чтобы встречные трамваи расходились не мешая друг другу, была установлена диспетчерская (на схемке - треугольник) на пересечении Артема-Донбасская, которая имела связь (селекторную?) с центральной диспетчерской в депо.
ImageImage
Алекс
Topic author
Avatar
Location: Россия
Reputation: 84 (+88/−4)
Loyalty: 38 (+38/−0)
Posts: 2062
Topics: 12
With us: 3 yaers 3 months

#663by Victor » 28.01.2019, 12:23

Алекс wrote:продолжение...
Теперь вопрос, как проходили маршруты 1, 2, 3, 4 в период 1954-69 г.г.? На мой взгляд, все они проходили по кольцу вокруг сквера, через остановку "Центр".
Маршруты №№1, 2:
- движение из (в) депо. Из депо трамваи двигались по Варганова, затем поворот направо по кольцу (первая остановка "Центр"), дальше вниз и прямо по Артема. В депо - вверх по Артема и направо по Варганова.
- движение в обычном режиме: вверх по Артема, по кольцу вокруг сквера, вниз по Артема.
ImageImage
Маршруты №№3, 4:
- движение из (в) депо. Из депо трамваи двигались по Варганова, затем поворот направо по кольцу (первая остановка "Центр"), дальше по Варганова и направо по Энгельса, поворот направо на Донбасскую и прямо, пресекая Артема. В депо - по Донбасской через Артема, поворот налево по Энгельса и направо по Варганова.
- движение в обычном режиме: по Донбасской, пересекая Артема, дальше налево по Энгельса, налево по Варганова, направо по кольцу вокруг сквера, дальше по Варганова, направо по Энгельса, направо по Донбасской.
Т.к. новая ветка (Энгельса и участок по Донбасской до Артема) была одноколейной, то, чтобы встречные трамваи расходились не мешая друг другу, была установлена диспетчерская (на схемке - треугольник) на пересечении Артема-Донбасская, которая имела связь (селекторную?) с центральной диспетчерской в депо.
ImageImage
Рассматривалось как-то уже одно фото на форуме 1957-58 года года. Определили этот год по чугунным тумбам фонарных столбов. Трамвайных рельс вокруг сквера уже не было, дорога заасфальтирована. На момент строительства дома, где ранее "Светоч" был трамвай судя по всему еще бегал. Может это был и последний год когда он еще проходил по Ленина и мимо "светоча", но потом этот путь ликвидировали. Единственный участок с рельсами остался тогда от Варганова до Артема. Тут и далее /viewtopic.php?p=161509#p161509
Victor
Reputation: 10 (+10/−0)
Loyalty: 41 (+41/−0)
Posts: 291
Topics: 2
With us: 8 years

#664by Алекс » 28.01.2019, 13:15

Victor wrote:Рассматривалось как-то уже одно фото на форуме 1957-58 года года. Определили этот год по чугунным тумбам фонарных столбов. Трамвайных рельс вокруг сквера уже не было, дорога заасфальтирована. На момент строительства дома, где ранее "Светоч" был трамвай судя по всему еще бегал. Может это был и последний год когда он еще проходил по Ленина и мимо "светоча", но потом этот путь ликвидировали. Единственный участок с рельсами остался тогда от Варганова до Артема. Тут и далее /viewtopic.php?p=161509#p161509
Согласен. В своей версии я отталкивался от схемы, где линия по кольцу существовала до 30.04.69. О фото 57-58 г. я даже не вспомнил, хотя по определению ее датировки приложил немало усилий :) . Тогда получается, что схема трамвайных маршрутов фейковая и рельсы с кольца убрали не в 69, а в 57 г. И как вывод, трамваи ходили с этого времени (1957-58) по Артема-Варганова-депо (№№1, 2) и по Донбасской-Энгельса-Варганова-депо (№№ 3, 4). Тогда нужно еще выяснить, как ходили трамваи №№5, 6 с 1964 по 1969 г. Ведь вряд ли бы они заезжали в депо №1 - у них свое депо было на Левом.
Алекс
Topic author
Avatar
Location: Россия
Reputation: 84 (+88/−4)
Loyalty: 38 (+38/−0)
Posts: 2062
Topics: 12
With us: 3 yaers 3 months

#665by AR88 » 28.01.2019, 13:29

Алекс wrote:Тогда получается, что схема трамвайных маршрутов фейковая и рельсы с кольца убрали не в 69, а в 57 г.
Вы имеете ввиду кольцо вокруг драмтеатра?
AR88
Reputation: 24 (+25/−1)
Loyalty: 19 (+19/−0)
Posts: 801
With us: 6 years 5 months

#666by metafizich » 28.01.2019, 13:55

Я думаю, что с ликвидацией круга вокруг драмтеатра улицы Артема-Варганова и Донбасская- Энгельса-Варганова служили для разворота трамваев, т.к. в депо для разворота они вряд ли заезжали. №5,6,1,2 заезжали по Энгельса вверх и опускались по Артема. Есть фото МТВ- 82 ходивших тогда по 5 и 6 маршрутам, он будет опускаться по Артема:
ImageImage
А на этмо фото ниже видимо №3, 4 поднялся по Артема, а спустится на Донбасскую по Энгельса. ImageImage
А чтобы не переводить все время стрелки на перекрестке Артема-Донбасская стояли отжимные стрелки. Они направляли маршруты 1,2,5,6 с Артема на Донбасскую далее на Энгельса ,а 3 и 4 с Донбасской на Артема вверх.
τὰ μετὰ τὰ φυσικά
metafizich
Avatar
Reputation: 19 (+19/−0)
Loyalty: 0 (+1/−1)
Posts: 577
With us: 3 yaers 3 months

#667by Алекс » 28.01.2019, 14:32

AR88 wrote:
Алекс wrote:Тогда получается, что схема трамвайных маршрутов фейковая и рельсы с кольца убрали не в 69, а в 57 г.
Вы имеете ввиду кольцо вокруг драмтеатра?
Ну, да. Ведь на фото (/viewtopic.php?p=161472#p161472) к 1958 г. путей вокруг сквера уже не было, а вниз по Ленина линии не было с 1954 г.
Алекс
Topic author
Avatar
Location: Россия
Reputation: 84 (+88/−4)
Loyalty: 38 (+38/−0)
Posts: 2062
Topics: 12
With us: 3 yaers 3 months

#668by Алекс » 28.01.2019, 15:06

metafizich wrote:Я думаю, что с ликвидацией круга вокруг драмтеатра улицы Артема-Варганова и Донбасская- Энгельса-Варганова служили для разворота трамваев, т.к. в депо для разворота они вряд ли заезжали. №5,6,1,2 заезжали по Энгельса вверх и опускались по Артема. Есть фото МТВ- 82 ходивших тогда по 5 и 6 маршрутам, он будет опускаться по Артема.
А на этмо фото ниже видимо №3, 4 поднялся по Артема, а спустится на Донбасскую по Энгельса.
А чтобы не переводить все время стрелки на перекрестке Артема-Донбасская стояли отжимные стрелки. Они направляли маршруты 1,2,5,6 с Артема на Донбасскую далее на Энгельса ,а 3 и 4 с Донбасской на Артема вверх.
Да, но на обеих фотках этот участок (Варганова с поворотом на Артема) одноколейный, так же одноколейный и участок Энгельса-Донбасская (до Артема).Думаю, в этом случае было бы очень сложно расходиться встречным трамваям на таком протяженном пути. Могли бы спасти карманы, но на фото их не видно. Было бы легче, если бы трамваи шли в одном направлении, например: №№3, 4 - Донбасская-Энгельса-Варганова-Артема-Донбасская; №№1, 2 - Артема-Донбасская-Энгельса-Варганова-Артема. Т.е. все трамваи шли бы на этом пути против часовой стрелки.
Для себя придется признать, что стрелочный перевод и развилки путей все-таки были, т.к. без кольца вокруг сквера развернуться трамваям было бы не возможно (разве что только в депо).
Алекс
Topic author
Avatar
Location: Россия
Reputation: 84 (+88/−4)
Loyalty: 38 (+38/−0)
Posts: 2062
Topics: 12
With us: 3 yaers 3 months

#669by Victor » 28.01.2019, 15:25

Судя по всему
metafizich wrote:А на этмо фото ниже видимо №3, 4 поднялся по Артема, а спустится на Донбасскую по Энгельса.
На этом фото лично я вижу, что трамвай едет ОТ ВАрганова К Артема, а не наоборот. "Кольцо" в момент съемки этого фото было уже однопутным, против часовой стрелки
Victor
Reputation: 10 (+10/−0)
Loyalty: 41 (+41/−0)
Posts: 291
Topics: 2
With us: 8 years

#670by Алекс » 28.01.2019, 16:19

Victor wrote:На этом фото лично я вижу, что трамвай едет ОТ ВАрганова К Артема, а не наоборот. "Кольцо" в момент съемки этого фото было уже однопутным, против часовой стрелки
Ну, тогда уже кое-что проясняется. Значит, все трамваи этих маршрутов курсировали по квадрату Артема-Донбасская-Энгельса-Варганова против часовой стрелки, по крайней мере в период 1958-69 г.г. (не исключено, что и с 1954 г.). И этот квадрат по сути являлся своеобразным кольцом. Одноколейность путей была оправдана наличию однонаправленного движения против часовой стрелки.
По поводу невозможности развилок и установки стрелочного перевода возьму свои слова обратно, потому, что и сейчас в городе существуют места с развилками, управляемыми стрелочными переводами, никак не мешающими автомобильному движению (например, на пересечении Артема с Шевченко).
Алекс
Topic author
Avatar
Location: Россия
Reputation: 84 (+88/−4)
Loyalty: 38 (+38/−0)
Posts: 2062
Topics: 12
With us: 3 yaers 3 months

PreviousNext

Return to Старый Мариуполь

Who is online (over the past 5 minutes)

Users browsing this forum: 6 guests