Мариупольский общественный транспорт

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

#661 Алекс » 28.01.2019, 08:31

metafizich писал(а):Схема для наглядности.
Спасибо, metafizich, за схемку! Хотя она не раз уже публиковалась на Форуме, но в этот раз она оказалась весьма кстати, во всяком случае для меня. Дело в том, что на схеме четко обозначена остановка "Центр", видно ее конкретное место и то, что отправление с нее было строго по расписанию. Раньше я на это внимание не обратил, считал что слово "Центр" относится не к названию остановки, а в целом к району. А сама остановка, как мне казалось, находилась в районе нынешнего храма на Варганова. Теперь все становится на свои места и можно определенно точно представить как проходили маршруты в исследуемый нами период 1954-1969 г.г.
ИзображениеИзображение
Итак, понятно, что ветка "Депо-Варганова-Энгельса-Донбасская" была проложена в связи с переносом линии с Ленина на Донбасскую в 1954 г. Для меня не понятно было лишь то, что можно было провести маршрут по кольцу вокруг сквера, дальше вниз по Артема и вправо на Донбасскую. Оказалось, что сделать это было невозможно, т.к. по линии от кольца вниз по Артема проходили еще другие маршруты (№№1, 2). Поэтому, для того, чтобы трамваи ходили в двух направлениях (прямо по Артема и вправо по Донбасской) необходима была установка стрелочного перевода. Но установить стрелочный перевод было невозможно из-за автомобильной проезжей части. Автоматического стрелочного перевода (с электроприводом) в то время, возможно, еще не было, но и в этом случае такой стрелочный перевод явно мешал бы автомобильному движению. Необходим был такой вариант, чтобы рельсы пересекались друг с другом (так называемое глухое пересечение), без необходимости установки стрелки. Это возможно на перекрестке Донбасская-Артема, что и было исполнено в 1954 г. Это были перекрестные рельсы без поворотов вправо-влево.
продолжение следует...
Последний раз редактировалось Алекс 28.01.2019, 09:22, всего редактировалось 1 раз.
Алекс
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия
Репутация: 79 (+83/−4)
Лояльность: 37 (+37/−0)
Сообщения: 1951
Темы: 12
С нами: 3 года

#662 Алекс » 28.01.2019, 09:19

продолжение...
Теперь вопрос, как проходили маршруты 1, 2, 3, 4 в период 1954-69 г.г.? На мой взгляд, все они проходили по кольцу вокруг сквера, через остановку "Центр".
Маршруты №№1, 2:
- движение из (в) депо. Из депо трамваи двигались по Варганова, затем поворот направо по кольцу (первая остановка "Центр"), дальше вниз и прямо по Артема. В депо - вверх по Артема и направо по Варганова.
- движение в обычном режиме: вверх по Артема, по кольцу вокруг сквера, вниз по Артема.
ИзображениеИзображение
Маршруты №№3, 4:
- движение из (в) депо. Из депо трамваи двигались по Варганова, затем поворот направо по кольцу (первая остановка "Центр"), дальше по Варганова и направо по Энгельса, поворот направо на Донбасскую и прямо, пресекая Артема. В депо - по Донбасской через Артема, поворот налево по Энгельса и направо по Варганова.
- движение в обычном режиме: по Донбасской, пересекая Артема, дальше налево по Энгельса, налево по Варганова, направо по кольцу вокруг сквера, дальше по Варганова, направо по Энгельса, направо по Донбасской.
Т.к. новая ветка (Энгельса и участок по Донбасской до Артема) была одноколейной, то, чтобы встречные трамваи расходились не мешая друг другу, была установлена диспетчерская (на схемке - треугольник) на пересечении Артема-Донбасская, которая имела связь (селекторную?) с центральной диспетчерской в депо.
ИзображениеИзображение
Алекс
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия
Репутация: 79 (+83/−4)
Лояльность: 37 (+37/−0)
Сообщения: 1951
Темы: 12
С нами: 3 года

#663 Victor » 28.01.2019, 12:23

Алекс писал(а):продолжение...
Теперь вопрос, как проходили маршруты 1, 2, 3, 4 в период 1954-69 г.г.? На мой взгляд, все они проходили по кольцу вокруг сквера, через остановку "Центр".
Маршруты №№1, 2:
- движение из (в) депо. Из депо трамваи двигались по Варганова, затем поворот направо по кольцу (первая остановка "Центр"), дальше вниз и прямо по Артема. В депо - вверх по Артема и направо по Варганова.
- движение в обычном режиме: вверх по Артема, по кольцу вокруг сквера, вниз по Артема.
ИзображениеИзображение
Маршруты №№3, 4:
- движение из (в) депо. Из депо трамваи двигались по Варганова, затем поворот направо по кольцу (первая остановка "Центр"), дальше по Варганова и направо по Энгельса, поворот направо на Донбасскую и прямо, пресекая Артема. В депо - по Донбасской через Артема, поворот налево по Энгельса и направо по Варганова.
- движение в обычном режиме: по Донбасской, пересекая Артема, дальше налево по Энгельса, налево по Варганова, направо по кольцу вокруг сквера, дальше по Варганова, направо по Энгельса, направо по Донбасской.
Т.к. новая ветка (Энгельса и участок по Донбасской до Артема) была одноколейной, то, чтобы встречные трамваи расходились не мешая друг другу, была установлена диспетчерская (на схемке - треугольник) на пересечении Артема-Донбасская, которая имела связь (селекторную?) с центральной диспетчерской в депо.
ИзображениеИзображение
Рассматривалось как-то уже одно фото на форуме 1957-58 года года. Определили этот год по чугунным тумбам фонарных столбов. Трамвайных рельс вокруг сквера уже не было, дорога заасфальтирована. На момент строительства дома, где ранее "Светоч" был трамвай судя по всему еще бегал. Может это был и последний год когда он еще проходил по Ленина и мимо "светоча", но потом этот путь ликвидировали. Единственный участок с рельсами остался тогда от Варганова до Артема. Тут и далее /viewtopic.php?p=161509#p161509
Victor
Репутация: 10 (+10/−0)
Лояльность: 39 (+39/−0)
Сообщения: 282
Темы: 2
С нами: 7 лет 10 месяцев

#664 Алекс » 28.01.2019, 13:15

Victor писал(а):Рассматривалось как-то уже одно фото на форуме 1957-58 года года. Определили этот год по чугунным тумбам фонарных столбов. Трамвайных рельс вокруг сквера уже не было, дорога заасфальтирована. На момент строительства дома, где ранее "Светоч" был трамвай судя по всему еще бегал. Может это был и последний год когда он еще проходил по Ленина и мимо "светоча", но потом этот путь ликвидировали. Единственный участок с рельсами остался тогда от Варганова до Артема. Тут и далее /viewtopic.php?p=161509#p161509
Согласен. В своей версии я отталкивался от схемы, где линия по кольцу существовала до 30.04.69. О фото 57-58 г. я даже не вспомнил, хотя по определению ее датировки приложил немало усилий :) . Тогда получается, что схема трамвайных маршрутов фейковая и рельсы с кольца убрали не в 69, а в 57 г. И как вывод, трамваи ходили с этого времени (1957-58) по Артема-Варганова-депо (№№1, 2) и по Донбасской-Энгельса-Варганова-депо (№№ 3, 4). Тогда нужно еще выяснить, как ходили трамваи №№5, 6 с 1964 по 1969 г. Ведь вряд ли бы они заезжали в депо №1 - у них свое депо было на Левом.
Алекс
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия
Репутация: 79 (+83/−4)
Лояльность: 37 (+37/−0)
Сообщения: 1951
Темы: 12
С нами: 3 года

#665 AR88 » 28.01.2019, 13:29

Алекс писал(а):Тогда получается, что схема трамвайных маршрутов фейковая и рельсы с кольца убрали не в 69, а в 57 г.
Вы имеете ввиду кольцо вокруг драмтеатра?
AR88
Репутация: 24 (+25/−1)
Лояльность: 14 (+14/−0)
Сообщения: 769
С нами: 6 лет 3 месяца

#666 metafizich » 28.01.2019, 13:55

Я думаю, что с ликвидацией круга вокруг драмтеатра улицы Артема-Варганова и Донбасская- Энгельса-Варганова служили для разворота трамваев, т.к. в депо для разворота они вряд ли заезжали. №5,6,1,2 заезжали по Энгельса вверх и опускались по Артема. Есть фото МТВ- 82 ходивших тогда по 5 и 6 маршрутам, он будет опускаться по Артема:
ИзображениеИзображение
А на этмо фото ниже видимо №3, 4 поднялся по Артема, а спустится на Донбасскую по Энгельса. ИзображениеИзображение
А чтобы не переводить все время стрелки на перекрестке Артема-Донбасская стояли отжимные стрелки. Они направляли маршруты 1,2,5,6 с Артема на Донбасскую далее на Энгельса ,а 3 и 4 с Донбасской на Артема вверх.
τὰ μετὰ τὰ φυσικά
metafizich
Аватара
Репутация: 18 (+18/−0)
Лояльность: 0 (+1/−1)
Сообщения: 560
С нами: 3 года 1 месяц

#667 Алекс » 28.01.2019, 14:32

AR88 писал(а):
Алекс писал(а):Тогда получается, что схема трамвайных маршрутов фейковая и рельсы с кольца убрали не в 69, а в 57 г.
Вы имеете ввиду кольцо вокруг драмтеатра?
Ну, да. Ведь на фото (/viewtopic.php?p=161472#p161472) к 1958 г. путей вокруг сквера уже не было, а вниз по Ленина линии не было с 1954 г.
Алекс
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия
Репутация: 79 (+83/−4)
Лояльность: 37 (+37/−0)
Сообщения: 1951
Темы: 12
С нами: 3 года

#668 Алекс » 28.01.2019, 15:06

metafizich писал(а):Я думаю, что с ликвидацией круга вокруг драмтеатра улицы Артема-Варганова и Донбасская- Энгельса-Варганова служили для разворота трамваев, т.к. в депо для разворота они вряд ли заезжали. №5,6,1,2 заезжали по Энгельса вверх и опускались по Артема. Есть фото МТВ- 82 ходивших тогда по 5 и 6 маршрутам, он будет опускаться по Артема.
А на этмо фото ниже видимо №3, 4 поднялся по Артема, а спустится на Донбасскую по Энгельса.
А чтобы не переводить все время стрелки на перекрестке Артема-Донбасская стояли отжимные стрелки. Они направляли маршруты 1,2,5,6 с Артема на Донбасскую далее на Энгельса ,а 3 и 4 с Донбасской на Артема вверх.
Да, но на обеих фотках этот участок (Варганова с поворотом на Артема) одноколейный, так же одноколейный и участок Энгельса-Донбасская (до Артема).Думаю, в этом случае было бы очень сложно расходиться встречным трамваям на таком протяженном пути. Могли бы спасти карманы, но на фото их не видно. Было бы легче, если бы трамваи шли в одном направлении, например: №№3, 4 - Донбасская-Энгельса-Варганова-Артема-Донбасская; №№1, 2 - Артема-Донбасская-Энгельса-Варганова-Артема. Т.е. все трамваи шли бы на этом пути против часовой стрелки.
Для себя придется признать, что стрелочный перевод и развилки путей все-таки были, т.к. без кольца вокруг сквера развернуться трамваям было бы не возможно (разве что только в депо).
Алекс
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия
Репутация: 79 (+83/−4)
Лояльность: 37 (+37/−0)
Сообщения: 1951
Темы: 12
С нами: 3 года

#669 Victor » 28.01.2019, 15:25

Судя по всему
metafizich писал(а):А на этмо фото ниже видимо №3, 4 поднялся по Артема, а спустится на Донбасскую по Энгельса.
На этом фото лично я вижу, что трамвай едет ОТ ВАрганова К Артема, а не наоборот. "Кольцо" в момент съемки этого фото было уже однопутным, против часовой стрелки
Victor
Репутация: 10 (+10/−0)
Лояльность: 39 (+39/−0)
Сообщения: 282
Темы: 2
С нами: 7 лет 10 месяцев

#670 Алекс » 28.01.2019, 16:19

Victor писал(а):На этом фото лично я вижу, что трамвай едет ОТ ВАрганова К Артема, а не наоборот. "Кольцо" в момент съемки этого фото было уже однопутным, против часовой стрелки
Ну, тогда уже кое-что проясняется. Значит, все трамваи этих маршрутов курсировали по квадрату Артема-Донбасская-Энгельса-Варганова против часовой стрелки, по крайней мере в период 1958-69 г.г. (не исключено, что и с 1954 г.). И этот квадрат по сути являлся своеобразным кольцом. Одноколейность путей была оправдана наличию однонаправленного движения против часовой стрелки.
По поводу невозможности развилок и установки стрелочного перевода возьму свои слова обратно, потому, что и сейчас в городе существуют места с развилками, управляемыми стрелочными переводами, никак не мешающими автомобильному движению (например, на пересечении Артема с Шевченко).
Алекс
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия
Репутация: 79 (+83/−4)
Лояльность: 37 (+37/−0)
Сообщения: 1951
Темы: 12
С нами: 3 года

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 10 гостей

cron