#709 adzhakhi » 30.04.2016, 14:36
Правда или вымсел?
"ОСТАТКИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ В Г. МАРИУПОЛЕ
Фрагмент отчета П.М.Пиневича об археологических обследованиях на Мариупольщине и археологических раскопках за 1928 г.
ВУАК №202/26
МКМ № 6935-К
52128 КП
"<...>Остатки подземных сооружений в г. Мариуполе
1-го сентября на скрещении ул. К. Маркса и Мало Садовой, чуть ниже по спуску, рабочими, проводившими основную водопроводную магистраль, была обнаружена солидная каменная кладка, идущая сначала поруч с траншеей водопровода, а затем перерезающая по направлению в восточном направлении. Подземная кладка из кирпича и дикого камня поражает своей массивностью, крепостью и шириною. Оговариваюсь, направление водопровода было по спуску, вырезанному в бывшем обрыве горы; приблизительно по отвесу глубина выемки в одном месте 3-4 арш., глубина до обнаружения хода 5-5 '/2 ар. от поверхности мостовой по спуску. Рабочие предупредили меня, что им по ходу работы необходимо перерезать каменный ход и в моем присутствии приступили к взлому. Проделанное отверстие обнаружило: подземный ход был сделан из кирпича на верхних сводах и гранита с боков и внизу на месте пола. Кладка была основательная; пол из четырехугольных не одинаковой (с. VII в) величины хорошо пригнанных и тщательно обтесанных сверху плит, скрепленных по швам цементообразной массой, бока на высоту 69-80 см из дикого камня, пригнанного друг к другу большими глыбами и выше купообразная кладка из хоро(шо) обожженного кирпича, немного суженного - по своей форме - к одному концу. Высота хода от 0,84 см до 1,5 м, ширина 1 м, при поворотах - 1,1 м, ход чистый, сухой, чуть поднимающийся к верху, по спуску уклоняясь в сторону (С.З) М. Садовой улицы. Открытый ход был проветрен и далее детально обследован, пока это оказалось возможным в наших условиях. Всего обследовано в с.-з. направлений 17 метров, ход одинаковой ширины и чуть заметным в некоторых местах изменением в высоте (от 0,85 - 1,5 м) поворачивает на с.-з. и прекращается обвалом кирпичного свода; движение по улице отдается в ходе грохотом и легким сотрясением почвы; у одного бокового выступа была обнаружена черепица "татарка", других находок не найдено. В ю.в. направлений от пролома обследовано 2 с 2 арш.; обследование уперлось в обвал, по разборке части коего удалось обнаружить разветвление хода на 2 русла, одно круто поворачивало на восток и уходило под материковую насьшь, на которой расположены дома по линии спуска, другое сохранило направление на юг; в том и другом по-видимому, произошел крупный обвал. За неимением средств с одной стороны и учитывая, что ход расположен на главной магистрали городского движения с вокзала с другой, а так же невозможностью обставить раскопки правильно и безопасно, мною было издано распоряжение о закритии хода, посещаемого уже в большом количестве уличными мальчиками и любителями старины. Приглашенный мною городской архитектор г. Нильсен, посмотрев кладку и самое сооружение, высказался за предположение, что это остатки городской канализации, но в то же время выразил удивление, как подобное сооружение, стоящее по-видимому довольно дорого, сказалось заброшенным, (с. VIII) и что он, будучи знаком с сетью городских подземных канализационных сооружений, идущих в старой части города, с зтим отрогом не знаком и о нем ничего не знает. Судя же по ходу сооружения и ширине его, оно могло служить для других целей. На мою просьбу сообщить о плане канализационных сооружений г. Нильсен ответил мне, что он сам познакомился с ним более практически по проведений разных работ. Опрос сторожилов улицы дал следующие результаты: Старик Келеш сообщил, что выемка для спуска делалась в 1879-89 году, когда строили ж/д: никаких подземных стоков для воды не делалось, да и делать их было не нужно, раз улицы замащивали камнем с выемками для воды по сторонам: на углу этих улиц он живет уже с 1842 года, в 1860 годах строил свой дом, хорошо помнит, что на месте спуска и обнаружения хода стояла усадьба соседа на 3-4 м выше чем сейчас проложен спуск; другие старики подтвердили слова Келеша и сказались полностью незнанием о ходах в данном месте. Не отвергая совершенно мнение о канализации, мы все же можем допустить мысль, что в данном случае перед нами и военный ход, проложенный в свое время казаками из крепости Домаха или турками, если допустить мысль, что на месте нынешнего Мариуполя в XVI и XVII вв. была турецко-татарская крепость. Трудно допустить мысль, что подобное сооружение могло создаваться и так бесполезно забрасываться, хотя бы на протяжении одного столетия, да еще и при этой бедности в городских средствах, какими издавна славился г. Мариуполь. Верным предположением будет допустить, что сооружение хода - будь то военный ход и канализационный, било сделано до занятия места г. Мариуполя современными греками и возможно относится ко времени казачества, вевшим трудную (?) и упорную борьбу со степными хищниками. Наличие в г. Мариуполе подземных ходов не встречали возражений; вопрос о ее причислении к ним и этого случайно открытого в этом году хода, зависит от дальнейших изысканий и интереса к старине местного общества. (с. VIII а).<...>"
P.S. Данный текст имеет основой рукописный черновик отчета Пиневича, хранящийся в Мариупольском краеведческом музее. Расшифровка произведена Л.И.Кучугурой. Сам печатный отчет хранится в Киевском институте археологии."