L.V. писал(а):Katerinka писал(а): А что это за "недавний провал у Драмтеатра"? Если не секрет...
Unkas писал(а): Все те же благословенные 70-е, но уже 1977-78. Летние каникулы. Море надоело, народ во дворе изнывает от безделья... и организовывает походы в старую разрушенную водонапорную башню... Что там было(лестницы, огромный ржавый металлический котел-накопитель воды, смотровая площадка на самом верху) - это отдельный разговор. Внизу внутри башни у основания на уровне 1 этажа лаз, засыпанный всяким хламом, стали раскапывать на глубине примерно 1 метра здоровый металлический люк. Открыть его так и не удалось...
Кстати, рядом с башней на ул. Варганова еще в 60-е была городская тюрьма - так ее называли в народе. Не раз и не два слышал от пожилых мариупольцев, что от тюрьмы до здания НКВД (тот самый дом Юрьева на перекрестке Греческой и Ленина) заключенных на допросы водили по подземному ходу...
Насколько я слышал, около драмтеатра еще с весны или лета проглядывало что-то, напоминающее верх кирпичной арки. Незадолго до Дня города там таки случился обвал. На небольшой глубине обнаружился подземный ход. Вызвали музейщиков. Ход был сильно заполнен обвалившимся грунтом, но туда все-таки смог залесть кто-то из мужчин - сотрудников музея. В заполнении хода нашли фрагмент кафельной плитки (дореволюционной или довоенной - уже не помню) и чугунный крест с немецкого кладбища. Видимо, этот провал засыпали грунтом уже не в первый раз... На упомянутый крест положил глаз один из проходивших мимо мариупольцев. Но, по итогам небольшой рукопашной, крест остался за музеем.
Далеко в ход проникнуть то ли не удалось, то ли побоялись. Удалось лишь проследить, что он на небольшой глубине следует в общем направлении фонтан-каланча. Кирпич - обычный, русский. Музейщики сделали описание находки. (Я это описание не читал и в руках не держал, поэтому подробности не знаю). Так как ничего серьезного с этим ходом спланировать бы уже не успели, а коммунальщики усердно готовили театральный сквер к празднику, было решено вновь его засыпать. Опять-таки - соображения безопасности для вездесущих и любопытных пацанов... На Дне города я это место нашел. Там был свежеперекопанный фрагмент газона, без всякой травы. Так что место и я знаю...
Теперь по поводу того, чем это может быть... Наша каланча/водонапорная башня была выполнена в начале 20 в. городским архитектором
Нильсеном. Он же и тогда же занимался устройством централизованого водопровода, одним из ключевых элементов которого и являлась наша водонапорная башня. Тогда же возле Марии-Магдалининской церкви (теперь здесь здание театра) появился фонтан.
Я говорил с человеком, который заглядывал за упомянутый уважаемым Unkas`ом люк в подвале каланчи. За ним, насколько хватало света фонарика, шел прямой ход в направлении "театрального" фонтана. Ход был кирпичным, со сводчатым потолком. Также по воспоминаниям сына одного из строителей драмтеатра (информация уважаемой Р.П.Божко) на тот момент был доступен и ход со стороны театра, по которому можно было достаточно далеко пробраться. По всей видимости, это все следы одного и того-же сооружения. Вероятно, оно датируется временем Нильсена и служит для подвода воды к фонтану. В нашем городе такой способ прокладки коммуникаций (в доступных тоннелях вместо зарываемых траншей) несколько непривычен, но в других городах он широко используется до сих пор. Подозреваю, что его должны были нарушить, когда в довоенные годы его трассу пересекли фундаменты многоэтажек,
и ныне выходящих на кольцо и аллею вдов. Также подозреваю (хотя доказывать и не возьмусь), что слухи о ходе между тюрьмой и НКВД - это всего лишь легенда, порожденная знакомством с периодически проваливающимся тоннелем к фонтану. Впрочем, я вполне могу и ошибаться...
Дорогой L.V!!!! Факты !!! Только факты !!!! Не требуйте от других, если сами не хотите... !!!
Подробности
Тайны засыпанного подземелья
Сообщенная «Приазовским рабочим» (№ 71 от 15 мая 2010 г.) информация «У драмтеатра обнаружены подземные руины храма» вызвала большую заинтересованность если не у всех обывателей города, то у музейных работников, исследователей мариупольской старины, краеведов – уж точно.
На место обнаружения руин тут же прибыли директор краеведческого музея Ольга Чаплинская, заведующая отделом истории досоветского периода Раиса Божко, заведующая научно-методическим отделом Лидия Кучугура. После тщательного осмотра был составлен соответствующий акт. В нем сказано, что «при осмотре разрытия на газоне севернее здания театра выявлено следующее: при вскрытии просевшего грунта открылись фундаменты некоего строения (предположительно, подсобного здания возле церкви Марии Магдалины), время строительства церкви – 1862-1897 гг.) в виде системы подземных сводов и проходов».
Сказанное Раиса Петровна Божко иллюстрирует собственными рисунками. Это выглядит так: мощный свод арки в два кирпича старого образца (предположительно, конца XIX - начала XX в.) ведет в сторону театра. За аркой (сейчас это засыпано землей) тянется подземный свод, который, можно допустить, выводит к большому капитальной постройки подвалу.
«Такие подвалы, - утверждает Раиса Петровна, - были свойственны старому Мариуполю. В качестве примера может служить подвал одного из бывших с виду неприметных домов в районе чулочной фабрики. Подвалы служили их владельцам холодильными помещениями, в которых хранили домашние продукты, винными погребами, складами».
В 70-е годы прошлого столетия в доме недалеко от здания со шпилем (там, где сейчас находится стоматология) был обнаружен настоящий клад. В самом доме жил священник. В 1922 году в связи с голодом золотая и серебряная церковная утварь конфисковыалась. Могло случиться так, что обнаруженный клад был спрятан пред-усмотрительным священником. А сам священник мог служить при церкви Святой Марии Магдалины, которая находилась на месте (чуть смещенном в сторону) нынешнего драматического театра.
А вот то, что специалисты музея занесли в вышеупомянутый акт и на чем можно строить реальные выводы: в засыпи постройки найдены кусочек цементно-керамической облицовочной плитки и обломки надгробных крестов из тех, которые были установлены на существовавшем рядом немецком кладбище периода оккупации Мариуполя в 1941 – 1943 гг.
Что касается плитки, то она по цветовой гамме (сочетание красных, белых, синих красок), очертанию рисунка (орнамент из кругов) очень напоминает те плитки, которыми покрыты исторические части площадок лестничного марша здания, где сейчас размещается редакция газеты «Приазовский рабочий». Но по конфигурации кусочек найденной плитки отличается: керамическая ее часть напоминает мозаику и, как говорит Раиса Божко, могла быть изготовлена на местном кирпичном заводе, владельцем которого был в то время немец Отто Шенвельдер.
...Это весьма таинственная и загадочная страница истории Мариуполя.
И если бы нашлись люди, готовые проинвестировать работы по квалифицированной расчистке обнаруженных строений, а затем их музеефицировать, то можно было бы создать еще один весьма интересный и привлекательный туристический объект города.
Таисия КОВАЛЬ
Раиса Божко мне лично говорила в музее что никто не опускался: "А если обвал? Кто будет нести ответственность за человека? Сверху глянули и зарыли."