Железнодорожный Мариуполь...

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

#121 Паровоз » 22.02.2020, 13:39

Хочу вернуться к теме водонапорных башен станции Мариуполь. В упомянутой ранее статье написано, что первая водонапорная башня, построенная в 1882 году вскоре была разобрана:
Паровоз писал(а):...Как я уже упоминал, до нас дошел второй вариант башни. Первый, построенный в 1882 году, вскоре был разобран в связи с недостаточной мощностью.

Но, на некоторых фото, самые поздние из которых относятся к периоду оккупации Мариуполя в 1941-1943 годах, хорошо видно, что возле веерного локомотивного депо находится водонапорная башня!
Например вот это фото:
ИзображениеИзображение
На этом фото ее тоже хорошо видно:
ИзображениеИзображение
Кроме того, есть еще такое фото:
ИзображениеИзображение
На современном спутниковом снимке я отметил возможное местоположение этой башни:
ИзображениеИзображение
Архитектурный стиль этой водонапорной башни очень похож на другие сооружения, построенные в 1882 году. Могу предположить, что это и есть первое водоемное здание станции Мариуполь. Но вот послевоенных фото с этим сооружением мне не попадалось, возможно оно было уничтожено, или сильно повреждено в сентябре 1943 году?
Паровоз M
Аватара
Откуда: Мариуполь
Репутация: 32 (+32/−0)
Лояльность: 38 (+41/−3)
Сообщения: 111
С нами: 8 лет 1 месяц

#122 Роман » 22.02.2020, 17:51

Паровоз писал(а):Хочу вернуться к теме водонапорных башен станции Мариуполь. В упомянутой ранее статье написано, что первая водонапорная башня, построенная в 1882 году вскоре была разобрана:
Паровоз писал(а):...Как я уже упоминал, до нас дошел второй вариант башни. Первый, построенный в 1882 году, вскоре был разобран в связи с недостаточной мощностью.

Но, на некоторых фото, самые поздние из которых относятся к периоду оккупации Мариуполя в 1941-1943 годах, хорошо видно, что возле веерного локомотивного депо находится водонапорная башня!
Например вот это фото:


Кроме того, есть еще такое фото:
ИзображениеИзображение
Помнится мне, что место это мы не атрибутировали точно, или я просто забыл?
Мы привязывали к порту и маякам, а оказалось спуск к ЖД...
Но что за здание в правом углу? С круглой крышей...
В любом случае спасибо уважаемому Паровозу! :beer: :good:
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Аватара
Репутация: 70 (+78/−8)
Лояльность: 252 (+265/−13)
Сообщения: 2000
Темы: 26
С нами: 13 лет 2 месяца

#123 DSitni » 28.02.2020, 14:03

.
Katerinka писал(а):
Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!
» 26.10.2014,

Девятый день экскурсии – 26 Апреля (2 часть)
От вокзала железной дороги, расположенного на Слободке близ моря, проведены две ветви железной дороги одна к старой пристани (теперь снята), именуемой Биржей, а другая в новый мариупольский порт на Зинцевой балке.

Мне до сих пор не понятно - почему линию ж\д не провели сразу в порт на реке ??...Ведь железка проходит мимо !
...А только обратным ходом - через вокзал ?!
.
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Аватара
Откуда: Северный берег Азовского моря ...
Репутация: 252 (+316/−64)
Лояльность: 885 (+899/−14)
Сообщения: 9120
Темы: 2
С нами: 9 лет 7 месяцев

#124 Паровоз » 08.03.2020, 20:47

Роман писал(а):Но что за здание в правом углу? С круглой крышей...

Уважаемый Роман, я полагаю, что здание на фото - это водонапорная башня, которая существует и сейчас. Но она почти на всю высоту закрыта каким-то зданием, которое находилось с правой стороны от вокзала. Сейчас все выглядит примерно так-же, водонапорная башня закрыта пятиэтажным зданием, постройки 60-х годов, в котором ранее размещалось управление Ждановского отделения Донецкой железной дороги. По поводу крыши, мне кажется, что она такая-же как и сейчас, просто низкое качество снимка дает такие искажения в мелких деталях.
Это все только мое мнение, если у кого есть другие варианты, готов обсуждать.
Паровоз M
Аватара
Откуда: Мариуполь
Репутация: 32 (+32/−0)
Лояльность: 38 (+41/−3)
Сообщения: 111
С нами: 8 лет 1 месяц

#125 Паровоз » 08.03.2020, 21:08

DSitni писал(а):Мне до сих пор не понятно - почему линию ж\д не провели сразу в порт на реке ??...Ведь железка проходит мимо !
...А только обратным ходом - через вокзал ?!

В 1882 году, уже было понятно, что порт в устье Кальмиуса не справится с большими объемами грузов, которые планировалось возить по железной дороге. Скорее всего, тогда уже имелись планы по строительству нового современного порта, которое началось в 1886 году. Так-что все выглядит вполне логичным: станция строится в месте, позволяющем в дальнейшем провести пути в новый порт, а пока он не построен, использовать подъездной путь к старому порту.
Паровоз M
Аватара
Откуда: Мариуполь
Репутация: 32 (+32/−0)
Лояльность: 38 (+41/−3)
Сообщения: 111
С нами: 8 лет 1 месяц

#126 DSitni » 08.03.2020, 21:17

.
Попалось в сети фото - сравнил его с тем,что уже в теме есть...

Изображение
.
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Аватара
Откуда: Северный берег Азовского моря ...
Репутация: 252 (+316/−64)
Лояльность: 885 (+899/−14)
Сообщения: 9120
Темы: 2
С нами: 9 лет 7 месяцев

#127 Паровоз » 08.04.2020, 14:41

DSitni писал(а):Попалось в сети фото - сравнил его с тем,что уже в теме есть...

Да, это скорее всего снято в одном месте. Это переезд в четной горловине азовстальского парка станции Сартана. Только на фото 1933 года видно, что перегон был однопутным, а сейчас двухпутный.

Указал это место на карте:

ИзображениеИзображение
Паровоз M
Аватара
Откуда: Мариуполь
Репутация: 32 (+32/−0)
Лояльность: 38 (+41/−3)
Сообщения: 111
С нами: 8 лет 1 месяц

#128 Паровоз » 08.04.2020, 19:13

Недавно прочитал на форуме о строительстве плотины в Каменске, и решил, что неплохо бы написать что-то и о железнодорожной ветке проложенной к плотине. Попробую свести воедино, все что у меня есть по этой теме.

Итак, предлагаю для начала разобраться с названием этого участка пути. Чаще всего мне встречалось название "Старокрымская ветка", хотя конечная станция находится на территории поселка Каменск, а в поселок Старый Крым путь и вовсе не заходит и отделен от него рекой Кальчик. Видимо такое название закрепилось благодаря тому, что изначально был построен участок к карьерам располагавшимся возле поселка Старый Крым.
Участок от нынешнего ММК им. Ильича к старокрымским карьерам был проложен не позднее 1930 года, а возможно и немного раньше. Точной информации у меня нет, но попадалось в исторической литературе о комбинате "Азовсталь", что щебень для строительства возили по железной дороге из карьеров возле поселка Старый Крым, так-что к началу 30-х годов ветка уже точно существовала. Но возможно, что путь проложили еще до революции. В начале ХХ века возле Старого Крыма начали добывать графит, без которого не могли обойтись металлургические предприятия. Добыча велась шахтным способом и в сравнительно небольших количествах, так с 1912 по 1927 годы добыто всего 8 тыс. тонн. Конечно, есть большие сомнения, что для вывоза такого незначительного количества графита прокладывали путь, тем более, что рудник находился на правом берегу Кальчика. А уже в 1929 или 1930 году начали добывать графит в карьере, причем находится этот ныне затопленный карьер, ставший частью русла реки, именно в том месте, где на всех картах обозначено окончание железнодорожного пути. Для полноты картины, неплохо было бы узнать, с какого года в указанном районе стали добывать щебень в промышленных масштабах. Но я думаю, что путь был проложен в период с 1927 по 1930 годы, но это только мое мнение. :pardon:

На карте я отметил путь от завода до карьеров:

ИзображениеИзображение

Часть пути после крестика, отмеченная черными точками сейчас разобрана.

Ответвление на Каменск появилось в конце 30-х годов, и служило для подвоза строительных материалов при сооружении плотины. Опять-таки, это мое предположение, но думаю раньше там не было необходимости в железной дороге. Повели ветку к плотине просто врезав в уже имеющийся участок пути стрелочный перевод, который так и просуществовал до начала 2000-х годов, никакой станции или разъезда в этом месте, насколько я знаю не было. Примечательно, что году в 2005 стрелочный перевод убрали за ненадобностью, после демонтажа ветки к старокрымскому карьеру, и теперь этот путь можно смело называть Каменской веткой.

На карте путь от стрелки к плотине показан желтым:

ИзображениеИзображение

К началу войны два указанных выше участка видимо были неплохо загружены, кроме вывоза щебня с карьеров и завоза стройматериалов (возможно и того-же старокрымского щебня) на стройку по этому пути курсировали еще и рабочие поезда. В 30-х годах развитие городского и пригородного транспорта не поспевало за развитием промышленности, вопрос подвоза рабочих к предприятиям решался всеми возможными способами, в том числе и назначением рабочих поездов. Подобные поезда состояли зачастую из "приспособленных" вагонов, т.е. обычные крытые двухосные вагоны в которых установлены деревянные лавки. Видимо, эти поезда доставляли рабочих на стройку плотины, возможно перевозили и жителей Старого Крыма, а также появившегося в середине 30-х Ворошиловского поселка. В послевоенное время рабочие поезда следовали до станции Сартана, практически через весь завод, могу предположить, что в довоенные годы маршрут был такой-же.

Единственное упоминание о старокрымской ветке в годы немецкой оккупации, которое можно часто встретить в книгах по истории Мариуполя, это сообщение о зверски уничтоженных советских военнопленных: "В феврале 1943 года раненных и больных в одном белье закупорили в 18 товарных вагонах и вывезли в Старо-Крымский тупик и там заморозили." Как я понимаю, это могли быть военнопленные из лагеря в Ворошиловском поселке? Да и при строительстве плотины тоже лагерь был, кажется.

Неизвестно, пострадал ли путь при отступлении немцев, но скорее всего, за годы оккупации был перешит на западноевропейскую колею.
Собственно, в послевоенное время движение возобновилось, как грузовое, так и движение рабочих поездов. А вместо советских военнопленных в тех-же лагерях появились немцы. К сожалению нет под рукой книги Биркемайера "Оазис человечности", там он неоднократно упоминал рабочие поезда на которых он ездил в завод.

В послевоенное время точно можно сказать, что на участке было несколько станций. По пути из завода первая станция возможна была в Ворошиловском поселке, а возможно это была просто остановка рабочего поезда, без путевого развития. Следующая станция Крымская ветка, располагалась сразу за небольшим деревянным мостом через безымянный ручей впадающий в Кальчик. Сейчас там осталось несколько жилых домов, но никаких следов станции уже нет. Далее, примерно через три километра была стрелка на карьеры, а в сторону Каменска через пару километров находилась станция Старый Крым. От нее можно было по дороге пройти в поселок, на месте станции остались некоторые элементы стрелочных переводов и кирпич от разобранных зданий. Дальше по дороге к поселку Каменск было несколько ответвлений к предприятиям, и уже в самом поселке станция на два коротких пути, и от нее пара путей к плотине. Название последней станции участка мне точно не известно, слышал три варианта: Кльчикстрой, Новостройка, ну и собственно Каменск. Возможно, в разные годы названия менялись.

На карте маршрут рабочего поезда Каменск - Сартана 50-х - 60-х годов:

ИзображениеИзображение

Есть в сети интересное фото из архивов ЖДЦ ММК им. Ильича, на нем предположительно рабочий поезд Каменск - Сартана уже под тепловозом ТГМ1, но с очень разношерстными вагонами:

ИзображениеИзображение

А в ролике "Мариуполь. Былое. Ворошиловский поселок" есть такое фото, которое возможно тоже имеет отношение к интересующей нас железнодорожной линии:

ИзображениеИзображение

Использование рабочих поездов прекратилось, насколько мне известно в 60-х годах, тогда-же начали сносить Ворошиловский поселок и строить новые цеха "Азовмаша". Постепенно ветка превратилась в чисто грузовую, обслуживавшую большое количество предприятий. Скорее всего в 70-х передана на баланс Мариупольского ППЖТ, сейчас в его собственности и находится.

Как-то так, если коротко. Может позже напишу о современном состоянии этого участка пути со своими фото 2002-2020 годов.
Надеюсь кто-нибудь дополнит мою писанину фактам.
Паровоз M
Аватара
Откуда: Мариуполь
Репутация: 32 (+32/−0)
Лояльность: 38 (+41/−3)
Сообщения: 111
С нами: 8 лет 1 месяц

#129 Ayvengo » 08.04.2020, 19:42

Паровоз писал(а):Недавно прочитал на форуме о строительстве плотины в Каменске, и решил, что неплохо бы написать что-то и о железнодорожной ветке проложенной к плотине...
Надеюсь кто-нибудь дополнит...

Очень интересное получилось исследование, для меня лично всё прочитанное - в новинку! :Bravo: :good: Спасибо.
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" Post ©
Ayvengo M
Аватара
Откуда: западные предгорья Среднего Урала
Репутация: 317 (+318/−1)
Лояльность: 555 (+557/−2)
Сообщения: 4475
Темы: 3
С нами: 13 лет 3 месяца

#130 DSitni » 08.04.2020, 22:16

Паровоз писал(а):. К сожалению нет под рукой книги Биркемайера "Оазис человечности", там он неоднократно упоминал рабочие поезда на которых он ездил в завод.

Вот тут книгу можно скачать или прочитать онлайн...
https://royallib.com/book/birkemayer_villi/oazis_ ... nemetskogo_voennoplennogo.html
.
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Аватара
Откуда: Северный берег Азовского моря ...
Репутация: 252 (+316/−64)
Лояльность: 885 (+899/−14)
Сообщения: 9120
Темы: 2
С нами: 9 лет 7 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 64 гостей

cron