Недавно прочитал на форуме о строительстве плотины в Каменске, и решил, что неплохо бы написать что-то и о железнодорожной ветке проложенной к плотине. Попробую свести воедино, все что у меня есть по этой теме.
Итак, предлагаю для начала разобраться с названием этого участка пути. Чаще всего мне встречалось название "Старокрымская ветка", хотя конечная станция находится на территории поселка Каменск, а в поселок Старый Крым путь и вовсе не заходит и отделен от него рекой Кальчик. Видимо такое название закрепилось благодаря тому, что изначально был построен участок к карьерам располагавшимся возле поселка Старый Крым.
Участок от нынешнего ММК им. Ильича к старокрымским карьерам был проложен не позднее 1930 года, а возможно и немного раньше. Точной информации у меня нет, но попадалось в исторической литературе о комбинате "Азовсталь", что щебень для строительства возили по железной дороге из карьеров возле поселка Старый Крым, так-что к началу 30-х годов ветка уже точно существовала. Но возможно, что путь проложили еще до революции. В начале ХХ века возле Старого Крыма начали добывать графит, без которого не могли обойтись металлургические предприятия. Добыча велась шахтным способом и в сравнительно небольших количествах, так с 1912 по 1927 годы добыто всего 8 тыс. тонн. Конечно, есть большие сомнения, что для вывоза такого незначительного количества графита прокладывали путь, тем более, что рудник находился на правом берегу Кальчика. А уже в 1929 или 1930 году начали добывать графит в карьере, причем находится этот ныне затопленный карьер, ставший частью русла реки, именно в том месте, где на всех картах обозначено окончание железнодорожного пути. Для полноты картины, неплохо было бы узнать, с какого года в указанном районе стали добывать щебень в промышленных масштабах. Но я думаю, что путь был проложен в период с 1927 по 1930 годы, но это только мое мнение.
На карте я отметил путь от завода до карьеров:
Часть пути после крестика, отмеченная черными точками сейчас разобрана.
Ответвление на Каменск появилось в конце 30-х годов, и служило для подвоза строительных материалов при сооружении плотины. Опять-таки, это мое предположение, но думаю раньше там не было необходимости в железной дороге. Повели ветку к плотине просто врезав в уже имеющийся участок пути стрелочный перевод, который так и просуществовал до начала 2000-х годов, никакой станции или разъезда в этом месте, насколько я знаю не было. Примечательно, что году в 2005 стрелочный перевод убрали за ненадобностью, после демонтажа ветки к старокрымскому карьеру, и теперь этот путь можно смело называть Каменской веткой.
На карте путь от стрелки к плотине показан желтым:
К началу войны два указанных выше участка видимо были неплохо загружены, кроме вывоза щебня с карьеров и завоза стройматериалов (возможно и того-же старокрымского щебня) на стройку по этому пути курсировали еще и рабочие поезда. В 30-х годах развитие городского и пригородного транспорта не поспевало за развитием промышленности, вопрос подвоза рабочих к предприятиям решался всеми возможными способами, в том числе и назначением рабочих поездов. Подобные поезда состояли зачастую из "приспособленных" вагонов, т.е. обычные крытые двухосные вагоны в которых установлены деревянные лавки. Видимо, эти поезда доставляли рабочих на стройку плотины, возможно перевозили и жителей Старого Крыма, а также появившегося в середине 30-х Ворошиловского поселка. В послевоенное время рабочие поезда следовали до станции Сартана, практически через весь завод, могу предположить, что в довоенные годы маршрут был такой-же.
Единственное упоминание о старокрымской ветке в годы немецкой оккупации, которое можно часто встретить в книгах по истории Мариуполя, это сообщение о зверски уничтоженных советских военнопленных: "В феврале 1943 года раненных и больных в одном белье закупорили в 18 товарных вагонах и вывезли в Старо-Крымский тупик и там заморозили." Как я понимаю, это могли быть военнопленные из лагеря в Ворошиловском поселке? Да и при строительстве плотины тоже лагерь был, кажется.
Неизвестно, пострадал ли путь при отступлении немцев, но скорее всего, за годы оккупации был перешит на западноевропейскую колею.
Собственно, в послевоенное время движение возобновилось, как грузовое, так и движение рабочих поездов. А вместо советских военнопленных в тех-же лагерях появились немцы. К сожалению нет под рукой книги Биркемайера "Оазис человечности", там он неоднократно упоминал рабочие поезда на которых он ездил в завод.
В послевоенное время точно можно сказать, что на участке было несколько станций. По пути из завода первая станция возможна была в Ворошиловском поселке, а возможно это была просто остановка рабочего поезда, без путевого развития. Следующая станция Крымская ветка, располагалась сразу за небольшим деревянным мостом через безымянный ручей впадающий в Кальчик. Сейчас там осталось несколько жилых домов, но никаких следов станции уже нет. Далее, примерно через три километра была стрелка на карьеры, а в сторону Каменска через пару километров находилась станция Старый Крым. От нее можно было по дороге пройти в поселок, на месте станции остались некоторые элементы стрелочных переводов и кирпич от разобранных зданий. Дальше по дороге к поселку Каменск было несколько ответвлений к предприятиям, и уже в самом поселке станция на два коротких пути, и от нее пара путей к плотине. Название последней станции участка мне точно не известно, слышал три варианта: Кльчикстрой, Новостройка, ну и собственно Каменск. Возможно, в разные годы названия менялись.
На карте маршрут рабочего поезда Каменск - Сартана 50-х - 60-х годов:
Есть в сети интересное фото из архивов ЖДЦ ММК им. Ильича, на нем предположительно рабочий поезд Каменск - Сартана уже под тепловозом ТГМ1, но с очень разношерстными вагонами:
А в ролике "Мариуполь. Былое. Ворошиловский поселок" есть такое фото, которое возможно тоже имеет отношение к интересующей нас железнодорожной линии:
Использование рабочих поездов прекратилось, насколько мне известно в 60-х годах, тогда-же начали сносить Ворошиловский поселок и строить новые цеха "Азовмаша". Постепенно ветка превратилась в чисто грузовую, обслуживавшую большое количество предприятий. Скорее всего в 70-х передана на баланс Мариупольского ППЖТ, сейчас в его собственности и находится.
Как-то так, если коротко. Может позже напишу о современном состоянии этого участка пути со своими фото 2002-2020 годов.
Надеюсь кто-нибудь дополнит мою писанину фактам.