Железнодорожный Мариуполь...

Board index Мариуполь Старый Мариуполь

Moderators: Байда, Katerinka, Роман

#231by Байда » 05.05.2020, 19:50

Паровоз wrote:DSitni, Байда, не могли бы вы уточнить, в каком году вы ездили на электричке в порт (до платформы у магазина "Волна")? За 60-е, расписания по станции Мариуполь есть за 1960 (служебное расписание по Дон.ж.д., до электрификации) и за середину 60-х (с фото, но уже после электрификации), но там поездов на Мариуполь-Порт нет. А в конце 60-х, насколько мне известно, снесли вокзальчик и перрон в порту... Давайте попробуем совместными усилиями разобраться с этим вопросом, тем-боле, что тема пассажирского движения на порт изучена слабо. По документам пригородное движение после 1930 пока не прослеживается.

:Rose: :beer: В конце 50х годов!
Байда
Avatar
Reputation: 94 (+96/−2)
Loyalty: 4 (+4/−0)
Posts: 3365
Topics: 17
With us: 9 years 6 months

#232by Паровоз » 05.05.2020, 20:28

Байда wrote:В конце 50х годов!

Спасибо! Теперь понятно, а то я было подумал, что Вы на электричке в порт ездили. :pardon:
Получается, это еще в паровозные времена было! Может помните как выглядел этот поезд? Например, сколько вагонов было, как они выглядели? Возможно Вы помните, примерно, в какое время поезд отправлялся и прибывал, и были ли остановки по пути на порт? Я понимаю, что прошло много времени, но для меня важны любые детали, которые Вы сможете вспомнить!
Расписание поездов Мариуполь-Порт - Мариуполь за 1930 год:

ImageImage

ImageImage
(расписание найдено и сканировано Андреем Улановым, предоставил Павел Белицкий)

Как видим, три пары поездов: утром, днем и вечером. В одном случае мелькает "платформа Управление порта", видимо, находилась там где сейчас переезд к СРЗ. Я считал, что с появлением трамвайной линии в порт, рабочие поезда утратили свое значение...
Last edited by Паровоз on 06.05.2020, 15:51, edited 1 time in total.
Паровоз M
Avatar
Location: Мариуполь
Reputation: 14 (+14/−0)
Loyalty: 16 (+18/−2)
Posts: 78
With us: 4 yaers 2 months

#233by metafizich » 05.05.2020, 21:18

Тема рабочих поездов в пределах города интересная и малоизученная. Фотография рабочего поезда известна только одна. :(
τὰ μετὰ τὰ φυσικά
metafizich
Avatar
Reputation: 25 (+25/−0)
Loyalty: 0 (+1/−1)
Posts: 662
With us: 4 yaers 5 months

#234by Паровоз » 06.05.2020, 15:12

metafizich wrote:Тема рабочих поездов в пределах города интересная и малоизученная. Фотография рабочего поезда известна только одна. :(
Да, тема интересная. Можно попробовать для начал собрать все вместе, маршруты, схемы, годы эксплуатации. Я когда-то начинал, потом забросил. А с фотографиями беда не только с рабочими поездами. Сколько фотографий старого мариупольского вокзала Вы видели? Я штук десять, не больше, это со старыми, дореволюционными, открытками. Про остальное и говорить не приходится...
Паровоз M
Avatar
Location: Мариуполь
Reputation: 14 (+14/−0)
Loyalty: 16 (+18/−2)
Posts: 78
With us: 4 yaers 2 months

#235by Паровоз » 06.05.2020, 15:46

Продолжу начатую вчера тему. Сегодня речь пойдет о периоде оккупации.

Часть 2. 8 октября 1941 года – 10 сентября 1943 года.

Немецкий StuG переезжает путь в районе "Заводской площадки" 8 октября 1941 года. (фото с форума «Все грани/Старый Мариуполь/Мариуполь в ВОЙНЕ»)
ImageImage

8 октября 1941 года Мариуполь был захвачен немецкими войсками. Железнодорожное сообщение полностью остановленно. Полный контроль над всем направлением немцы получили только 22 октября, после захвата станции Ясиноватая.
В ноябре начались попытки восстановить движение поездов. У немцев в прифронтовой полосе этим занимались полевые железнодорожные зондеркоманды (FEKdo), которые подчинялись непосредственно военно-транспортной службе вермахта во главе с генералом Рудольфом Герке. В некотором смысле это был аналог наших бригад железнодорожных войск или УВВР. В их задачи входило, следуя за фронтом, восстанавливать и перешивать путь, а также восстанавливать мосты и другие важные объекты инфраструктуры. С октября 1941 по июль 1942 в прифронтовой полосе оккупированной УССР действовала FEKdo №3.
Работы по восстановлению и прешивке пути велись с привлечением местного населения. Многие железнодорожники вынуждены были вернутся на свои рабочие места. Наказание за уклонение от работ могло быть от штрафа до ареста и расстрела. Но, железнодорожников освобождали от депортации в Германию. Так-же за работу выплачивалась зарплата и иногда выдавались продукты.
Для восстановления путей изначально использовались только те материалы, которые были под рукой. Часто разбирались ненужные, по мнению оккупационной администрации, подъездные пути к предприятиям, иногда разбирались вторые пути на двухпутных перегонах. Именно такая участь, в очередной раз, постигла и участок Волноваха – Мариуполь, где полностью был демонтирован один путь.

Перегон Мариуполь – Мариуполь-Порт 1942-1943 год (фото с форума «Все грани/Старый Мариуполь/Мариуполь в ВОЙНЕ»)
ImageImage

На этом фото виден перегон Сартана – Мариуполь (фото с форума «Все грани/Старый Мариуполь/Мариуполь в ВОЙНЕ»)
ImageImage

И еще одно фото, иллюстрирующее разобранный второй путь на перегоне Сартана – Мариуполь и подъездной путь на Гавань от станции Мариуполь (фото с форума «Все грани/Старый Мариуполь/Мариуполь в ВОЙНЕ»)
ImageImage

Но некоторые участки подъездных путей не только не были разобраны, но и активно эксплуатировались немцам. Например, есть несколько фото, по которым можно судить об использовании железнодорожного пути от станции Мариуполь к Бирже и далее через Правый берег к станции на Заводской площадке.

Паровоз в районе Биржи (фото с форума «Все грани/Старый Мариуполь/Мариуполь в ВОЙНЕ»):
ImageImage

Скорее всего, тот же паровоз (в левой части кадра) в районе Правого берега (фото с форума «Все грани/Старый Мариуполь/Мариуполь в ВОЙНЕ»):
ImageImage

Летом 1942 года фронт откатился далеко на восток и в Мариуполе на смену военным немецким железнодорожникам пришли гражданские. Все пути бывшей Южно-Донецкой дороги были подчинены железнодорожной дирекции «Полтава» (Reichsverkehrsdirektion, RVD), которая входила в состав Генеральной транспортной дирекции «Восток» (Generalverkehrsdirektion Osten, GVD Osten). Штаб квартира ГТД «Восток» находилась в Варшаве и так же известна как «Дирекция восточных железных дорог» (Ostbahn Direktion).
Система управления немецких железных дорог была во многом схожа с советской системой. Бывшее Волновахское отделение вошло в состав административного отделения «Сталино». Так же, в Сталино, располагалось отделение технической эксплуатации (отделение движения), ремонтное депо и отделение капитального строительства. Служба пути, так же как и в СССР, была поделена на дистанции. Руководство дистанции, инженерно-технический состав и дорожные мастера были немцами, а все остальные набирались из местного населения, зачастую в принудительном порядке. Рабочий день у путейца начинался в 6 часов утра и длился до 5 часов вечера, с часовым перерывом на обед. Выходные полагались два раза в месяц. Конечно, очень часто эти нормы не соблюдались. Работа железнодорожников оплачивалась, и кроме того раз в неделю выдавались продовольственные пайки. Наравне с системой штрафов и наказаний действовала и система поощрений (деньги, продукты и даже повышение по службе).
Локомотивный парк на оккупированных территориях состоял из немецких паровозов разных серий. Большой проблемой для них в приазовских степях стало снабжение водой, усложняло ситуацию еще и то, что большая часть водоумягчительных станций была уничтожена при отступлении советских войск. Проблемы возникли и с отоплением паровозов, донбасский антрацит не подходил для немецких паровозов и они вынуждены были завозить сюда польский уголь. К сентябрю 1943 на складах Сталинской дирекции его скопилось 20000 тонн.
Особое внимание уделялось охране станций и перегонов, а также важных искусственных сооружений. Для этого существовала транспортная полиция, состоящая из немцев и выразивших желание им служить местных жителей. А особо важные искусственные сооружения и участки пути охранялись немецкими железнодорожными войсками. В некоторых местах местному населению под угрозой расстрела запрещалось подходить к железнодорожному пути и появляться на станциях.
Собственно, причин для беспокойства у немцев было предостаточно! На станциях того же мариупольского узла активно действовали подпольщики. Кроме саботажа и сбора информации, им удалось в апреле 1943 года уничтожить на станции Мариуполь эшелон с горючим.
Кроме того с октября 1941 и до лета 1942 года советская авиация неоднократно бомбила скопления немецких войск на территории Мариуполя. Часто бомбовые удары обрушивались на порт и станции Мариуполь и Мариуполь-Порт. Вот, что вспоминала о налетах советской авиации на станцию Мариуполь жительница Слободки Любовь Васильевна Скирневская: «Налеты бомбардировщиков осуществлялись наиболее часто на железнодорожную станцию. Сбрасывались фугасные, зажигательные, осколочные бомбы. Попадали на жилые дома. Мы прятались в погребах или оставались в ужасе дома. В конце 41-го многотонная бомба завершила разрушение Вокзальной площади. Удар был такой силы, что на улице Донецкой, в нашем дворе, мы обнаружили булыжники с мостовой и огромный камень, занесенный сюда воздушной волной. О том, что наши дома остались без стекол, говорить не приходится. Дней десять спустя мы отважились пойти на Вокзальную. С левой стороны, если идти к вокзалу, была большая столовая. Она располагалась в некотором отдалении от тротуара, ниже уровня площади. К столовой вел примерно двухметровый мостик с перилами. Немцы-железнодорожники обедали там как в ресторане. После бомбежки остались лишь фрагменты стен. За столовой, ближе к перрону, был хороший магазин, в нем мы покупали сладости. Осталось пепелище и осколки стекол. С правой стороны площади находились два кирпичных здания, одноэтажное и двухэтажное. В одном размещалась поликлиника и амбулатория, а за ним был жилой дом. Бомба уничтожила их…»
В августе 1942 года на Сталинской дирекции введен график движения пассажирских поездов. Основным пересадочным узлом стала станция Ясиноватая, откуда, кроме местных поездов, ходил поезд Ясиноватая – Пшемысль, с дальнейшей пересадкой на поезд до Берлина.

Расписание поездов Мариуполь - Ясиноватая, август 1942 года. (Предоставил Павел Белицкий. Найдено и переснято Владимиром Дукиным и Андреем Улановым)
ImageImage


Предназначались эти поезда в первую очередь для военнослужащих вермахта. Для них предусматривалось оформление билета у начальника станции по предъявлению отпускных или командировочных документов. Железнодорожникам для проезда выдавались специальные пропуска. Для всех остальных необходим был специальный проездной документ, получить который можно было только за большие заслуги перед оккупационными властями или за большую взятку. Но местное население чаще пользовалось грузовыми поездами, где можно было подкупить поездного кондуктора продуктами.
Интересно, что во время оккупации в Мариуполе продолжали ходить трудовые поезда. Они доставляли рабочих на заводы, и для проезда в них, видимо, тоже нужен был соответствующий пропуск.
В сентябре управление дирекции «Полтава» было перемещено в Ростов, с соответствующим переименованием дирекции (RVD Rostow). Но уже 22 ноября дирекция была расформирована, а 11 декабря все оставшиеся от нее участки пути были включены в состав дирекции «Днепропетровск» (RDV Dnjepropetrowsk). Появление и исчезновение этих дирекций было столь стремительным, что им, в отличие от других дирекций, даже не успели сделать собственные нарукавные нашивки.
Кстати, на примере дирекции «Днепропетровск» можно проследить примерное соотношение немецких специалистов и местного населения, привлекаемого для работы на железной дороге. Из 144880 человек в вышеупомянутой дирекции, немцами были только 18700 человек…

Карта дирекции "Днепропетровск" 1943 год.( Спасибо за подсказку, DSitni.)
ImageImage

В конце августа – начале сентября 1943 фронт вновь приблизился к Мариуполю. Немцы начали активно вывозить из Мариуполя ценное оборудование с заводов, зерно, и конечно же так необходимую для Германии рабочую силу. Эшелоны следовали один за другим, с минимальными дистанциями. Советские летчики из состава 9-й ИАД несколько дней вели охоту за этими поездами. Эти вылеты оказались весьма результативными, уничтожено 13 паровозов. Точно неизвестно, сколько эшелонов с жителями Мариуполя ушло со станции в начале сентября, но сохранилось некоторое количество воспоминаний очевидцев и участников тех событий.
Вернемся еще раз к воспоминаниям Любови Скирневской: «8 сентября нас усадили на жито, засыпанное доверху в полувагоны, и повезли. В Сартане поезд остановился в связи с начавшейся атакой с воздуха. Возникла паника. Люди спускались на землю, прятались под вагонами или отбегали в сторону. Конвоиров не было, и мы, покинув станцию, бросились бежать. В Сартане жили наши близкие родственники, и мы остановились у них на ночь. А на следующее утро, 9 сентября, в Сартану вошли наши. Поезд, на котором хотели нас увезти, после обстрела прорвался, увезя многих слободчан в Германию.»
А вот, что вспоминал Виктор Коробко, которому в 1943 году было 11 лет: «…всех нас под сильной охраной погнали на Слободку, за нефтебазу, где была погрузочная рампа. Там нас загнали в полувагоны, закрыли двери и бросили в каждый вагон еду на дорогу – по мешку сухарей и махорки. Говорили, что нас куда-то повезут. Но прошел день, а эшелон все стоял там же.
Мимо все время сновал маленький паровозик, и я, поднявшись на край стенки вагона, попытался узнать у машиниста, долго ли нам ждать отправки. Он мне ответил, что нас уже некуда везти – Волноваху заняли «советские». К этому времени и наша охрана уже куда-то «испарилась», а один оставшийся охранник открыл двери вагонов и разрешил всем идти по домам…».

Отправка людей в Германию со станции Мариуполь (фото с форума «Все грани/Старый Мариуполь/Мариуполь в ВОЙНЕ»)
ImageImage

Из воспоминаний начальника штаба 9-й гвардейской авиадивизии гвардии полковника Б.А. Абрамовича: «В начале сентября 1943 г., гитлеровцы, понимая неотвратимость потери Донбасса, угоняли людей на запад. В рамках разведывательных полетов советские летчики увидели движение крытых эшелонов по железной дороге Мариуполь – Волноваха, в которых в большинстве находились гражданские лица. Из района Мариуполя вывозили людей».
К этому можно добавить воспоминания летчиков 9-й авиационной дивизии: «За несколько дней до освобождения города было замечено усиленное движение поездов в сторону Волновахи. На штурмовку этих эшелонов вылетели И. Бабак в паре с П. Гучеком. По железной дороге все также густо шли поезда. Зенитного прикрытия не было. Бабак со своим ведомым снизились и прошли над эшелоном, через минуту ведущий расстрелял паровоз, состав остановился. Развернувшись, они еще раз прошли над поездом, и увидели разбегающихся немцев, а из вагонов выпрыгивали люди, которых насильно пытались увезти в Германию»
А. И. Покрышкин в своей книге "Небо войны" так описывал этот эпизод: «От местных жителей мы услышали немало жутких рассказов о зверствах оккупантов. Но были и такие разговоры, которые радовали нас. Как легенда из уст в уста передавался случай, произошедший на железной дороге перед самым отходом немцев. Покидая город, фашисты решили вывезти в Германию всех оставшихся трудоспособных жителей, главным образом девушек. Но это им не удалось. Когда эшелон отошел от станции, в небе вдруг появились самолеты с красными звездами на крыльях. Советские летчики словно чувствовали, что это за поезд. Они стреляли не по вагонам, а по паровозу, и разбили его. Эшелон остановился. Немецкие конвоиры, заслышав близкую стрельбу, разбежались. А тут подошли наши войска. Так летчики спасли несколько сот жителей города".
10 сентября город Мариуполь освобожден советскими войсками…
Паровоз M
Avatar
Location: Мариуполь
Reputation: 14 (+14/−0)
Loyalty: 16 (+18/−2)
Posts: 78
With us: 4 yaers 2 months

#236by жданов-сити » 06.05.2020, 20:08

Хорошая информация. Это вы собрали ее? И где можно почитать воспоминания мариупольцев о периоде оккупации? По поводу многотонной бомбы, мне попадалось фото огромной воронки, только не на вокзальной площади, а ближе к Азовстали
жданов-сити
Reputation: 7 (+7/−0)
Loyalty: 0 (+0/−0)
Posts: 413
Topics: 2
With us: 9 years 5 months

#237by Паровоз » 06.05.2020, 20:20

жданов-сити wrote:Хорошая информация. Это вы собрали ее? И где можно почитать воспоминания мариупольцев о периоде оккупации? По поводу многотонной бомбы, мне попадалось фото огромной воронки, только не на вокзальной площади, а ближе к Азовстали

Спасибо! Вся информация собиралась мною. Воспоминания взяты из разных источников, большинство из газетных публикаций. Например воспоминания Л. В. Скирневской были в "Приазовском рабочем" в 2014 году, правда я их нашел в виде перепечатки в сети интернет. Про многотонные бомбы, скорее всего, преувеличение. Человек хотел подчеркнуть масштабы разрушений. Надо смотреть основные типы бомб по весу на то время...
Паровоз M
Avatar
Location: Мариуполь
Reputation: 14 (+14/−0)
Loyalty: 16 (+18/−2)
Posts: 78
With us: 4 yaers 2 months

#238by Алекс » 06.05.2020, 20:43

Паровоз wrote:Но некоторые участки подъездных путей не только не были разобраны, но и активно эксплуатировались немцам. Например, есть несколько фото, по которым можно судить об использовании железнодорожного пути от станции Мариуполь к Бирже и далее через Правый берег к станции на Заводской площадке.
Паровоз в районе Биржи
Этот паровоз, на мой взгляд, едет не по основному пути, а по вспомогательной ветке, параллельной (если можно так сказать) основному пути. Эта ветка существует и сейчас, вернее ее часть, которая заканчивается возле ООО "Стеклосервис" с восточной стороны. А раньше она имела продолжение до места, где сейчас находится Трубосварочный цех №2 ММК им. Ильича. Фотографировали примерно с места Автошкола/Энергосбыт/Малофонтанный спуск
Скорее всего, тот же паровоз (в левой части кадра) в районе Правого берега
И это также та самая вспомогательная ветка (и также на мой взгляд), только паровоз теперь находится почти у места нынешнего трубосварочного цеха. В принципе, можно посчитать.
Here, There And Everywhere
Алекс
Avatar
Location: Россия
Reputation: 129 (+135/−6)
Loyalty: 45 (+45/−0)
Posts: 2617
Topics: 13
With us: 4 yaers 4 months

#239by жданов-сити » 06.05.2020, 21:31

Паровоз wrote:Про многотонные бомбы, скорее всего, преувеличение. Человек хотел подчеркнуть масштабы разрушений. Надо смотреть основные типы бомб по весу на то время...

На фото воронка огромная, рядом стоит танк, он полностью там мог поместиться
жданов-сити
Reputation: 7 (+7/−0)
Loyalty: 0 (+0/−0)
Posts: 413
Topics: 2
With us: 9 years 5 months

#240by Паровоз » 07.05.2020, 18:36

Алекс wrote:Этот паровоз, на мой взгляд, едет не по основному пути, а по вспомогательной ветке, параллельной (если можно так сказать) основному пути. Эта ветка существует и сейчас, вернее ее часть, которая заканчивается возле ООО "Стеклосервис" с восточной стороны. А раньше она имела продолжение до места, где сейчас находится Трубосварочный цех №2 ММК им. Ильича. Фотографировали примерно с места Автошкола/Энергосбыт/Малофонтанный спуск

Я об этом и написал. Подъездной путь от станции Мариуполь, через Биржу, Правый берег к Заводской площадке.

жданов-сити wrote:
Паровоз wrote:Про многотонные бомбы, скорее всего, преувеличение. Человек хотел подчеркнуть масштабы разрушений. Надо смотреть основные типы бомб по весу на то время...

На фото воронка огромная, рядом стоит танк, он полностью там мог поместиться

Такую воронку вполне могла оставить и ФАБ-500, смотря в каком грунте. Я имел ввиду, что "многотонными" бомбами, Мариуполь не бомбили. Я думаю, тяжелее чем ФАБ-1000, на город ничего не падало, а она весила одну тонну. Но, это только мое мнение. :pardon:
Паровоз M
Avatar
Location: Мариуполь
Reputation: 14 (+14/−0)
Loyalty: 16 (+18/−2)
Posts: 78
With us: 4 yaers 2 months

PreviousNext

Return to Старый Мариуполь

Who is online (over the past 5 minutes)

Users browsing this forum: 17 guests