Железнодорожный Мариуполь...

Board index Мариуполь Старый Мариуполь

Moderators: Байда, Katerinka, Роман

#241by Паровоз » 07.05.2020, 19:02

Изначально я планировал разбить свой материал на три равноценные части, но, оказалось, что по 1943-1945 году у меня меньше всего информации, и полноценный пост не получается. Кроме того, некоторые мои записи по этому периоду вызывали много вопросов, и я решил пока их не публиковать. В итоге, получилось коротенькое завершение темы.

Вместо третьей части. После 10 сентября 1943 года.
Советские войска освободили Мариуполь 10 сентября 1943 года. Отступая, немцы превратили город в руины, многие здания были сожжены или взорваны. Не обошла эта участь здания и сооружения мариупольского железнодорожного узла. На станции Мариуполь практически не осталось уцелевших зданий. По воспоминаниям медсестры военно-санитарного поезда А. М. Ножкиной: «станция Мариуполь представляла собой груду развалин вместо зданий, а все службы размещались в землянках». Разрушены, или сильно повреждены были корпуса вагонного и локомотивного депо, здание вокзала и водонапорная башня, жилые дома железнодорожников.

«Южно-Донецкая железная дорога в Великую Отечественную войну 1941-1945 года. Том 4»
(https://alyuz.livejournal.com/11793.html?fbclid=I ... B_vVI3CJL_3pWwsVtOVsLXwXvUcDGs)
ImageImage

ImageImage

Кроме того взорван мост через реку Кальчик, на 203 километре перегона Сартана – Мариуполь. Его восстановление в короткие сроки было невозможно. Было принято решение воспользоваться мостом, находящемся на подъездном пути, идущем параллельно главному ходу. Примерно так же поступили в 2014 году, с той лишь разницей, что в 1943 году поезда следовали по подъездному пути до станции Мариуполь. По некоторым данным такая схема действовала до лета 1944 года. Собственно, в этой истории с мостами, еще очень много вопросов. Вот, например, в альбоме: «Южно-Донецкая железная дорога в Великую Отечественную войну 1941-1945 года. Том 4» есть фото взорванного моста, сходится расположение на 203 км, но некоторые детали меня смущают. С удовольствием послушаю мнение форумчан по этому вопросу!

ImageImage

Восстановительные работы начались сразу после освобождения города. На первом этапе основную работу проводили управления военно-восстановительных работ, с привлечением местной рабочей силы. На мариупольском направлении действовали части УВВР-5, УВВР-8 и УВВР-20. Для обеспечения перевозок в полосе Южного фронта в сентябре 1943 года привлекались колонны паровозов особого резерва: ОРКП-7, ОРКП-16, ОРКП-34, ОРКП-35, ОРКП-49. Они, на своих паровозах, обеспечивали снабжение войск фронта.
Последствия немецкой оккупации на Южно-Донецкой дороге, в цифрах, выглядит так: «разрушено свыше 800 км главных путей, 3 744 стрелочных переводов, 388 больших и средних мостов, 5 угольных механизированных эстакад, 79 электростанций и подстанций, 19 вагонных и 9 паровозных депо, 114 000 м2 жилой площади. На дороге до оккупации было 95 вокзалов, 58 из них разрушены на 30–90%, 5 разрушены полностью»
После продвижения фронта на запад, была полностью восстановлена структура Южно-Донецкой железной дороги. Дальнейшее восстановление железнодорожники проводили своими силами. Мариупольские паровозники собрали со станций узла около 30 паровозов, оставленных немцами, и приступили к их ремонту. Желая помочь армии, коллектив молодежной бригады вагонников под руководством бригадира Бодунова передал все свои облигации государственного займа на постройку танка "Мариупольский вагонник". Вскоре было восстановлено здание вокзала, и в нем даже открыли ресторан, единственный в то время в городе, а на привокзальной площади собирался небольшой базарчик. К концу декабря 1943 железнодорожники Южно-Донецкой восстановили почти все участки главного пути.
Уже в октябре 1943 возобновилось движение пассажирских поездов на Южно-Донецкой дороге. Первым отправился в путь поезд №89/90 Сталино – Москва. Точных данных по станции Мариуполь за 1943-1944 год нет, а первое послевоенное расписание, которое удалось найти, относится к лету 1945 года. В нем, на мариупольском направлении, можем найти пассажирский поезд № 59/60 Миллерово – Мариуполь и пригородный № 363/364 Мариуполь – Волноваха. Время в пути до Волновахи, как у пассажирского ,так и у пригородного поездов, было примерно равным, и не превышало 2 часа 30 минут.

ImageImage

Но, пригородные поезда ходили уже в 1944 году. Вот что пишет Любовь Васильевна Скирневская: «С восстановлением движения рабочих поездов наметился не только приток рабочей силы для восстановления города, но и сельскохозяйственных продуктов питания. Их доставляли на Слободку жители станций Асланово, Кальчик, Кичиксу, Карань. Дважды в день они привозили не только молоко, но и к молоку: ломти домашнего хлеба, мамалыги, кусочки печеной тыквы, сало, соленые огурцы. Колхозники выстраивались на площади рядами, и она заполнялась сотнями слободчан-покупателей»

На этом, пока все... Но работа над этой темой продолжается.

Список литературы, использованной при подготовке материала:
Буряк Ю. Ю. диссертация «Северо-Донецкая и Южно-донецкая железные дороги накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1937-1945 годы» 2017 г.
Коломоец М. «Советские бронепоезда в бою. 1941-1945» 2018 г.
Ковалёв И. В. «Транспорт в Великой Отечественной войне» 1981 г.
Конарев Н. С. «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941 – 1945» 1987 г.
Зиновьева В. М. «Чтобы жизнь продолжалась. Приазовье в период оккупации 1941-1943» 2004 г.
Буров С. «Мариуполь и мариупольцы» 2011 г.
Свердлов Б. «Восхождение. 140 лет Донецкой ж. д.» 2010 г.
Покрышкин А. И. «Небо войны» 1980 г.
«Твои освободители Донбасс» 1973 г.
«Жданов. Люди, годы, события» 1971 г.
«Жданов. Справочник» 1978 г.
«История железнодорожного транспорта России и Советского Союза . Том 2. 1917-1945» 1997 г.
«Железные дороги России. Энциклопедия» 1996 г.
Газеты: «Магистраль», «Железнодорожник Донбасса», «Приазовский рабочий».
Журналы: «Локотранс», «Фронтовая иллюстрация».
Фото с форума «Все грани/Старый Мариуполь/Мариуполь в ВОЙНЕ»
Материалы из сети интернет.
Отдельная благодарность Павлу Белицкому за помощь в подготовке материала.
Паровоз M
Avatar
Location: Мариуполь
Reputation: 14 (+14/−0)
Loyalty: 16 (+18/−2)
Posts: 78
With us: 4 yaers 2 months

#242by жданов-сити » 07.05.2020, 21:48

Отличная работа! Прочитал с большим удовольствием
жданов-сити
Reputation: 7 (+7/−0)
Loyalty: 0 (+0/−0)
Posts: 413
Topics: 2
With us: 9 years 5 months

#243by Роман » 08.05.2020, 06:19

Спасибо ,уважаемый Паровоз!
Ждём продолжения...
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Reputation: 5 (+10/−5)
Loyalty: 153 (+166/−13)
Posts: 1688
Topics: 24
With us: 9 years 3 months

#244by Паровоз » 08.05.2020, 19:38

Спасибо за отзывы! Очень приятно.
Все-же, хочу привлечь внимание к фото взорванного моста из альбома: «Южно-Донецкая железная дорога в Великую Отечественную войну 1941-1945 года. Том 4». Я полагаю, что это может быть наш железнодорожный мост через Кальчик. Качество фото очень плохое, и разобрать детали сложно. Но, совпадает расположение моста на 203 км, по старому километражу.

Страница из альбома:
ImageImage

Фото моста 1944:
ImageImage

Фото моста в 2009:
ImageImage

Снимок местности 1943:
ImageImage

Современный снимок:
ImageImage

У кого какие будут соображения?
Паровоз M
Avatar
Location: Мариуполь
Reputation: 14 (+14/−0)
Loyalty: 16 (+18/−2)
Posts: 78
With us: 4 yaers 2 months

#245by Байда » 08.05.2020, 20:06

Были мы когда-то там....! :beer:

ImageImage
:Rose:

ImageImage
:Rose:
Байда
Avatar
Reputation: 94 (+96/−2)
Loyalty: 4 (+4/−0)
Posts: 3365
Topics: 17
With us: 9 years 6 months

#246by DSitni » 08.05.2020, 20:08

DSitni wrote:...не только мои воспоминания..

Кинул клич в донецкой группе ФБ..
Вот пришёл сегодня интересный ответ...

Евгений Сорломович. Про совсем "чартерные" электрички не помню, а вот железнодорожники для работников дороги такие поезда устраивали.
Несколько раз сам участвовал. Правда, состав был из вагонов плацкартных, а не электричка, и тащил их электровоз, а до примерно 1963 года - паровоз!
Рано выезжал из Ясиноватой, несколько вагонов заполнялись там. В Донецке грузились управленцы, ехали почти без остановок - диспетчера специально прокладывали маршрут. Довозили состав, таки, да, к яхтклуба, там целый день народ купался и загорал, часов в 18 или 19 грузились и в обратный путь. Назад ехали весёлые, но многие подгоревшие (там-же ни грибков ни тенников не было)
.
. 8)
Следствие - продолжается?...
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 62 (+117/−55)
Loyalty: 500 (+512/−12)
Posts: 7341
Topics: 1
With us: 5 years 8 months

#247by Паровоз » 09.05.2020, 10:15

DSitni wrote:Следствие - продолжается?...

Конечно! Так просто Вы от меня не отобьетесь! :)

Надо было этот вопрос поднять сразу. Мы говорим о регулярных пригородных поездах, или о разовых поездах, назначаемых по указанию? Я считал, что речь идет о регулярном движении. А, служебные подвозки, которые описывают в комментарии, применялись вплоть до 2014 года. Такие поезда назначались в пределах дороги, для перевозки сотрудников дороги и членов их семей к местам отдыха или проведения массовых мероприятий. Эти составы делали остановки только на заранее определенных станциях.
Например, в 2013 году привозили детей на отдых, и высаживали их на грузовую платформу у "Волны". Там было проще организовать пересадку в автобусы. Связано это было с большим количеством пассажирских и пригородных поездов по станции Мариуполь. Людей на вокзале всегда было много, и организовать нормальную, безопасную пересадку большого количества детей было проблематично.

ImageImage

Кстати, в служебном расписании за 1974/75 конечной станцией значится Жданов.
Паровоз M
Avatar
Location: Мариуполь
Reputation: 14 (+14/−0)
Loyalty: 16 (+18/−2)
Posts: 78
With us: 4 yaers 2 months

#248by DSitni » 09.05.2020, 11:55

Паровоз wrote:Мы говорим о регулярных пригородных поездах, или о разовых поездах, назначаемых по указанию? Я считал, что речь идет о регулярном движении

Я - не железнодорожник... Садились мы на электричку в двух местах - на ст.Сартана, или - на 5 воротах...
Если чартерные электрички останавливались на этих остановках - то откуда мы могли знать об этом ?
Зашли-вышли...

А с другой стороны - если такое помнят многие, да ещё и пишут, что - "каждую субботу-воскресенье", то это похоже на добавочное регулярное сообщение ?..Не ?... :pardon:
.
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 62 (+117/−55)
Loyalty: 500 (+512/−12)
Posts: 7341
Topics: 1
With us: 5 years 8 months

#249by DSitni » 09.05.2020, 12:01

Паровоз wrote:Например, в 2013 году привозили детей на отдых, и высаживали их на грузовую платформу у "Волны"

Да - такие случаи бывали и значительно раньше.
Я вообще не понимаю, почему летом не сделать туда, на пляж - постоянный и официальный маршрут ?...
Кстати - он (этот маршрут с конечной на пляже) пригодился бы не только собственно пляжникам, но и проч. , желающим уехать в сторону порта (например) на троллейбусах..!
И тем самым - немного разгрузить гортранспорт с вокзала ! 8)
.
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 62 (+117/−55)
Loyalty: 500 (+512/−12)
Posts: 7341
Topics: 1
With us: 5 years 8 months

#250by DSitni » 21.05.2020, 12:19

DSitni wrote:
Паровоз писал(а):
Например, в 2013 году привозили детей на отдых, и высаживали их на грузовую платформу у "Волны"

Да - такие случаи бывали и значительно раньше.

А вот ещё одно воспоминание от одного мариупольца...Лично знаком... :roll:

Анатолий Забелин ...Так было--электрички из Донецка и окрестности приезжали в пятницу вечером с шахтерами и ждали их ,а в воскресенье после обеда уезжали обратно.А народ отдыхал и ночевал в электричках
8)
.
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 62 (+117/−55)
Loyalty: 500 (+512/−12)
Posts: 7341
Topics: 1
With us: 5 years 8 months

PreviousNext

Return to Старый Мариуполь

Who is online (over the past 5 minutes)

Users browsing this forum: 16 guests