В этом году юбилей - 15 мая 1942 года лётчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи совершил первый в СССР полёт на самолёте "БИ-1" с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).
Это был великий человек
Григорий Яковлевич Бахчиванджи родился 20 февраля 1909 года в станице Брыньковской Краснодарского края. Потом семья переехала в Мариуполь.
"За героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолетов с реактивными двигателями, присвоить посмертно звание Героя Советского Союза летчику-испытателю капитану Бахчиванджи Григорию Яковлевичу".
Этот Указ Президиума Верховного Совета СССР вышел 28 апреля 1973 года. А до этого Бахчиванджи во время Великой Отечественной войны в составе 402-го истребительного авиационного полка особого назначения, сформированного из летчиков-испытателей, сражался за родину. Менее чем за полтора месяца отважный летчик успел совершить 65 боевых вылетов, проявив при этом исключительную отвагу и бесстрашие, высочайшее искусство ведения боя. Григорий лично сбил 5 фашистских "стервятников" и участвовал в уничтожении пяти других вместе с боевыми товарищами.
В августе 1941 года командира эскадрильи Григория Бахчиванджи отозвали на испытательную работу. В конструкторском бюро тогда создавали самолет-перехватчик нового типа - с реактивным двигателем. Испытать эту машину доверили лично Григорию Яковлевичу.
15 мая 1942 года - день рождения советской ракетной авиации. С самого утра конструкторы, товарищи Бахчиванджи по испытаниям самолетов и члены государственной комиссии с напряжением ожидали момента, когда можно будет разрешить взлет. Механики не отходили от машины, снова и снова проверяя каждый агрегат. В 19 часов по московскому времени летчик поднял самолет в небо...
Потом Григорий Яковлевич изящно посадил самолет, и сразу же попал в объятия друзей, поздравлявших его с первым полетом человека на самолете-ракете с жидкостным реактивным двигателем. За это достижение Григория Бахчиванджи отметили высшей правительственной наградой - орденом Ленина.
Потом было еще много полетов. И очередной рекорд, только уже посмертный: 27 марта 1943 года, при очередном испытании, летчик на истребителе БИ развил скорость более 800 километров в час. Это была первая встреча человека со звуковым барьером. И первая жертва на пути к его преодолению...
Григорий Бахчиванджи погиб в 34 года. Погиб, прокладывая путь человечеству в новое. Первый покоритель космоса летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин отмечал: "Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года".
В 2012 году в станице Бриньковской будут проводиться мероприятия, по празднованию 70-летия первого полета Г.Я. Бахчиванджи на реактивном самолете БИ-1. Полеты Г.Я. Бахчиванджи получили международное призвание, их значение не оспаривается в авиационных кругах зарубежным государством. Он внес огромный вклад в историю развития как авиационной, так и ракетно- космической техники.
Имя героя увековечено в названиях:
- посёлка лётчиков при аэродроме «Чкаловский» (г.Москва) и близлежащей железнодорожной платформы пригородного сообщения;
- кратера на обратной стороне Луны;
- улиц в Екатеринбурге, Донецке, Мариуполе, Ахтубинске и других городах СНГ;
- общеобразовательной школы №60 (г.Екатеринбург).
Памятники герою установлены:
- в станице Бриньковской (на родине лётчика);
Это первый памятник на родине лётчика
В 1978 году на правлении колхоза единогласно поддержали решение о строительстве памятной площади. Профессор Т.И. Агапова – она возглавляла комитет космонавтики в г. Краснодаре – рекомендовала руководству колхоза «Бейсуг» скульптора Владимира Андреевича Жданова и архитектора Анатолия Дмитриевича Гурина для работы по строительству мемориала.
Они предложили поставить на площади самолеты: справа – полноразмерный БИ-1, а слева – реактивный истребитель МИГ-21. на заседании правления это обсудили и идею одобрили. Были выделены деньги из средств колхоза и начались строительные работы. А.Д. Гурин сделал проект. Кандидат технических наук, полковник ВВС Кондратюк В.К. организовал доставку макета самолета БИ-1 через ВВС страны на грузовом самолете. Списанный сверхзвуковой истребитель МИГ-21 прилетел под управлением авиаторов из г. Дубна и приземлился на поле колхоза «Бейсуг». Скульптор В.А. Жданов и архитектор А.Д. Гурин подготовили эскизы мемориального комплекса.
напротив мемориала стоит Ил-14
- в аэропорту «Кольцово» города Екатеринбурга;
в городе Приморско-Ахтарске Краснодарского края;
Бюст в посёлке Кольцово
- на могиле в посёлке Малый Исток
первый памятник на могиле лётчика
В феврале 1963 года у могил Бахчиванджи и похороненных рядом
лётчиков-испытателей Константина Груздева и Трофима Чигарева
был установлен обелиск.
Думаю стоит сказать несколько слов и о этих замечательных людях и товарищах Григория Яковлевича:
Груздев Константин Афанасьевич
(1908 - 1943)
Родился в 1908 году. Окончил военную - авиационную школу лётчиков. Перед войной прибыл в НИИ ВВС на испытательную работу после окончания курсов усовершенствования начсостава. Проводил испытания И-16 с М-63 тип 29, Ме-109Е, МиГ-3, И-26-3 ( 1940 ), УТИ-26-2, И-30 ( 1941 ).
С Июля 1941 года Майор К. А. Груздев - командир 2-й эскадрильи 402-го истребительного авиационного полка особого назначения. Воевал на Калининском фронте. 22 Июля 1941 года назначен командиром 402-го ИАП ОН. В Сентябре 1941 года представлялся к званию Героя Советского Союза.
19 Ноября 1941 года откомандирован на должность инспектора по технике пилотирования ВВС Северо - Западного фронта, где пробывал до Февраля 1942 года.
Всего выполнил около 300 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 17 самолётов противника лично и в группе с товарищами.
12 января 1943 года один (не совсем удачный) полёт на самолёте "Би-1"
совершил и лётчик-испытатель Константин Афанасьевич Груздев.
В этом полете при выпуске шасси перед посадкой оторвалась одна лыжа,
но пилот благополучно посадил самолет.
В своих воспоминаниях Арвид Владимирович Палло вспоминает колоритное высказывание Груздева после полета на БИ:
«И быстро, и страшно, и огонь позади. Как черт на метле».
Константин Афанасьевич Груздев погиб 2 февраля 1943 года
в испытательном полёте на самолете Р-39 «Аэрокобра» I.
Испытания на вывод из плоского штопора американского истребителя
«Аэрокобра» № АН628 происходили в течении нескольких месяцев в Кольцово,
под Свердловском, куда был эвакуирован институт.
В этот день около часа Груздев «штопорил» на «Аэрокобре», после чего
самолёт вошёл в пике и врезался в землю...
Чигарев Трофим Константинович
(1906-1941)
Трофим Чигарев - лётчик-испытатель, майор.
Родился 6 октября 1906 года в селе Пересечном Харьковской области в семье рабочего.
Окончив 5 классов, работал на Харьковском паровозном заводе (ныне тракторный завод), одновременно получая образование на рабфаке.
С 1928 года – в армии. Окончил Качинскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (г.Киев). Принимал участие в воздушных парадах 1 мая и 7 ноября в г.Москве. Демонстрировал фигуры высшего пилотажа.
В мае 1936 года за отличные боевые качества он был награжден орденом Красного Знамени за № 108. В этом же году, как лучший летчик-истребитель направлен в Одессу в школу усовершенствования высшего пилотажа.
Дублировал ведущих артистов в полетах на съемках фильмов «Истребители» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941).
В октябре 1940 года, во время съемок фильма о Чкалове, по заданию режиссера два летчика — Евгений Борисенко и Трофим Чигарев — пролетели под Троицким, тогда уже Кировским мостом, причем пришлось сделать несколько дублей. Правда, пилоты использовали биплан-амфибию Ш-2. Размах крыльев у нее побольше, чем у истребителя, зато скорость поменьше, и снимать с борта удобнее. К сожалению, картинку испортила комбинированная съемка: на переднем плане — модель самолета. Но даже это не снижает эффекта от уникального бреющего полета.
Провел испытания ЛаГГ-3 М-105П c Ш-37.
Погиб 13 октября 1941 года в испытательном полете на Me-109E.
О нем было написано много очерков, книг (одна из них http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/eko ... h/obl.html) , снят документальный фильм, его подвиг лег в основу многих художественных кинолент, выпущена памятная медаль с отчеканенным изображением героя. Известна также фраза Юрия Гагарина: "Без полётов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года".
Р.С. Спасибо chetbor,Diogensvistunov, и многим другим за использованные материалы с ведома авторов и без оного.
Спасибо Ayvengo за помощь и предоставленные фото аж из самого Екатеринбурга!//piccy//i