Я знала что есть такой сухогруз"Капитан Кисса" но не могла предположить что он назван в честь такой замечательной женщины.Прочитав статью я была в восторге, может кто то не читал,прочитайте.Ну очень интересно.
«ЧП в штормовом море»Бывают же такие совпадения. В 1908 году случились два знаменательных события. В Петербурге вышла в свет брошюра "Право женщины на море", написанная нашим земляком, известным полярным исследователем Георгием Яковлевичем Седовым. А в Черном море, на выходе из Керченского пролива, на борту парохода "Возрождение", капитаном которого был Николай Васильевич Кисса, родилась дочь капитана - Наталья Кисса, будущий прославленный и первый капитан-женщина на Азовье, которая около 50 лет, в том числе 24 года в должности капитана морских судов, проработала в Азовском морском пароходстве.
Вот как через 100 лет, в 2008 году, моряк, писатель, заведующий музеем Ростовской мореходки имени Георгия Седова Валентин Алекумов описывает событие 1908 года на пароходе "Возрождение" в рассказе «ЧП в штормовом море»: «Преодолевая крутую встречную волну жестокого шторма, пароход "Возрождение", натружено скрипя от ветхости корабельным набором, шёл курсом из Бердянска на Одессу. Волны беспрепятственно гуляли по палубе судна, стремясь смыть в пучину всё на своём пути. Моряки были подняты по тревоге для крепления груза. В рулевую рубку неожиданно ввалился промокший до нитки взволнованный матрос:
- Капитан, чрезвычайное происшествие! На судне объявился безбилетный пассажир!».
И этим безбилетным пассажиром оказалась Наталья Кисса!
Удивительная биография у этой женщины. Кто бывал в Азовском морском музее имени Владимира Павлия, не мог пройти мимо стендов, на которых отражены фрагменты из её героической жизни.
С 12 лет она управляла парусной шлюпкой, ходила с рыбаками на промысел в море. В девятнадцать лет Наташа работала на судоремонтном заводе, выполняла работу по очистке от ракушек подводной части ремонтируемых судов. Но девушку манила настоящая морская жизнь, она мечтала о дальних рейсах. С 1928 года Наталья начала работать юнгой на парусном судне «Желанный», а затем матросом на мариупольском буксире "Рекорд", экипаж которого и направил её учиться в Ростовскую мореходку, ставшую для неё настоящим «морским университетом».
Первую плавпрактику Наташа проходила на паруснике "Вега".
Справка. Парусник «Вега» в 1936 году снимался в фильме по мотивам одноименного романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта».
Её наставником и учителем был земляк, старший помощник капитана Николай Лунин, выпускник Ростовской мореходки, будущий легендарный командир подводной лодки К-21, в военное лихолетье гроза фашистского флота. В разные времена в этом морском учебном заведении учились известный исследователь Арктики Георгий Яковлевич Седов, чье имя было присвоено Ростовской мореходки в 1938 году; Герой Советского Союза, полярный капитан Михаил Белоусов и многие известные выпускники, чьими именами были названы морские суда.
Во время учебы Наталья Кисса отличалась высокой требовательностью, настойчивостью в овладении техникой судовождения. Получив диплом судоводителя, она была направлена на суда Азовского пароходства.
Великая Отечественная война застала её в должности второго помощника капитана на рудовозе "Анатолий Серов", который с первых дней войны совершал героические рейсы. Моряки снабжали грузами воинские части левого крыла Южного фронта, эвакуировали население, вывозили раненых и материальные ценности из Николаева, Херсона и других портовых городов.
Экипаж судна сражался с гитлеровскими подводными лодками, отбивал налёты бомбардировщиков и торпедоносцев. Каждый рейс был подвигом, очередной героической страницей в боевой летописи торгового флота.
Отмечая их подвиги, газета «Правда» в июле 1942 года писала:
«Разве не вызывает всеобщего восхищения работа экипажа теплохода «Анатолий Серов», с первых дней совершающего рейсы в районы боевых операций? Ни бешеные налеты вражеской авиации, ни артиллерийский обстрел не страшат экипаж корабля». В одной из таких схваток осколок разорвавшегося на палубе снаряда едва не оборвал жизнь Натальи Николаевны. Ранение, тяжелая контузия, госпиталь…
В послевоенные годы штурман Кисса вернулась к мирным транспортным перевозкам, работала на судах Азовского морского пароходства. А в 1955 году на теплоходе «Райкомвод» Наталья Николаевна стала первым капитаном-женщиной на Азовье. Позже приняла командование теплоходом «Пионер». Вот что писала Наталья Кисса в свою родную мореходку в 1962 году: «Я работаю на теплоходе "Пионер". Через год мне можно идти на пенсию, исполнится 55 лет, но не знаю, уйду ли? Трудно расставаться с работой, которую любишь, а я ее люблю, несмотря на все трудности морской жизни». ( Из книги В. Алекумова «Седовцы»)
Нет, не покинула тогда Наталья Николаевна мостик капитана, она продолжала отдавать себя служению морю и любимой профессии. Экипаж теплохода «Пионер», которым командовала Наталья Кисса, был одним из лучших среди экипажей Азовского морского пароходства.
Но могла ли она предположить, что «Пионер», на котором она начинала самостоятельную работу штурманом, в 1965 году спишут на металлолом, и ей все-таки придется сойти на берег. Но не навсегда. Наталья Кисса не могла расстаться с морем, которое стало смыслом всей её жизни, и продолжала работать в Мариуполе капитаном – наставником Азовского морского пароходства, передавая свой большой жизненный и практический опыт будущим штурманам.
Дорога к капитанскому мостику для азовской женщины-моряка была нелегка, насыщена тревогами и волнениями, ответственными и конкретными делами. Но главное, вся её жизнь была наполнена большой любовью к морской профессии и отмечена признанием страны: Наталье Киссе присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ей ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот". Награждена орденом Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почёта", медалями. Почётный работник Морского флота. В честь Героини был назван сухогруз «Капитан Кисса», построенный в 1974 году.
Последние годы жизни она провела в Мариуполе, в кругу своих родственников.
В сентябре 1990 года удивительная и сильная духом, отважная Наталья Кисса ушла из жизни, оставив добрый след первой и неповторимой женщины-капитана на Азовье.
В сентябрьские дни 2013 года ей исполнилось бы 105 лет.
По материалам краеведения подготовила Людмила Ковалева