ВОЙНА

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

Re: ВОЙНА

#41 Мария » 28.09.2011, 21:45

И еще одна интересная для Мариупольцев фотография, не имеющая отношения к войне, но имеющая отношение к городу:
http://i.piccy.info/i7/bd14c636c65f06ed ... img015.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Мария
Репутация: 13 (+13/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 196
С нами: 13 лет 1 месяц

Re: ВОЙНА

#42 Станислав » 28.09.2011, 22:07

Подпись фотографа Стояновский. Неужели тот ещё, дореволюционный.

Изображение
Станислав
Откуда: Мариуполь
Репутация: 1 (+1/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 726
Темы: 2
С нами: 13 лет 2 месяца

Re: ВОЙНА

#43 Мария » 28.09.2011, 22:36

Судя по инициалам - он!!!
Мария
Репутация: 13 (+13/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 196
С нами: 13 лет 1 месяц

Re: ВОЙНА

#44 Мичманъ » 28.09.2011, 23:29

Мария
Еще раз благодарю Вас за отличные фото!!!
Портовское тоже замечательное! На заднем плане виден бак ледокола (портового буксира ледового класса) "Соломбала", 388 брт. На нем 8 октября 1941 г. Мариуполь покидало руководство АМП во главе с Н.А. Жуковым. Судно, расстрелянное немцами, затонуло; людей добивали прямо в море... "Соломбалу" немцы подняли в ноябре 1941 г. и восстановили. 30 января 1943 г. судно село на мель в р-не Камыш-Буруна и затонуло. В 1950 г. поднято спасателями КЧФ; в 1953 г. сдано на слом...
По личностям тоже подумаем. Тут несколько сложнее...
Мичманъ
Аватара
Репутация: 5 (+5/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 328
Темы: 2
С нами: 13 лет 2 месяца

Re: ВОЙНА

#45 Байда » 29.09.2011, 21:25

Мария
:good: СПАСИБО Вам за эти фото!!!!! :Rose: :Rose: :Rose: :Rose: :Rose: :Rose: :Rose: Спасибо!
Байда
Автор темы
Аватара
Репутация: 181 (+183/−2)
Лояльность: 33 (+35/−2)
Сообщения: 3727
Темы: 17
С нами: 13 лет 4 месяца

Re: ВОЙНА

#46 Мария » 29.09.2011, 22:18

А Вам спасибо за информацию!!!! о "Соломбале" очень интересно!!!А вот что я нашла о "Соломбале":

http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=52&t=1773
С началом первой мировой войны Архангельск совершенно неожиданно для высшего руководства России превратился в единственный морской порт европейской части страны, через который могли осуществляться экспортно-импортные перевозки грузов между Россией и ее союзницами — странами Антанты. Ни сам порт, ни пути, ведущие к нему (морские, речные и железнодорожные), к такому обороту событий подготовлены не были. Положение осложнялось сезонностью навигации на Белом море и Северной Двине: льды Белого моря преграждали путь к Архангельску с ноября-декабря и до апреля-мая. Для продления сроков навигации требовались как морские, так и портовые ледоколы, но все ледокольные средства русского Севера в то время исчерпывались ледокольным буксиром портового управления «Лебедин» (мощность механизмов 200 л. с.) и частным промысловым пароходом «Николай» (330 л. с). Военно-морской флот, представлеенный на Севере гидрографическими и лоцмейстерскими службами, имел только два портовых судна, приспособленных для ледового плавания: «Кузнечиху» (200 л. с.) и «Соломбалу» (450 л. с), построенную еще в 1877 году.

http://www.sworld.com.ua/index.php/en/c ... andsome-lb
На Севере же в годы Первой мировой войны технический флот в связи с работами по расширению Архангельского морского торгового порта и строительством нового Мурманского порта получил значительное пополнение. В первые годы советской власти этот флот на Севере не был полностью востребован. А на Черном море его катастрофически не хватало. Тогда в 1926 году Наркомат путей сообщения принял решение об отправке части судов технического флота с Севера на Черное море. Всего было отправлено из Архангельска 10 судов, морем вокруг Европы, в том числе землечерпательный снаряд, землесос, ледокол, плавкран и шесть буксиров. Из Мурманска грунтоотводная шаланда, из Ленинграда два буксира4. Все они совершили беспримерный в истории мореплавания морской переход вокруг Европы из Архангельска в Одессу на не совсем приспособленных к длительным морским плаваниям судах технического флота. Дополнительно по железной дороге из Архангельска в Одессу были направлены еще один плавкран, баржа и пять несамоходных грунтоотвозных шаланд. Таким образом, технический флот Черного моря получил по тем временам значительное пополнение. В эти же годы на Черное море переведен с Севера и ледокол «Степан Макаров».

Оба ледокола погибли в годы Великой Отечественной войны. Ледокол «Соломбала» погиб 8 октября 1941 года во время эвакуации Мариуполя. На нем эвакуировалось и руководство Азовского морского пароходства. На борту погиб начальник пароходства. Ледокол «Степан Макаров» пропал без вести тоже осенью 1941 года в рейсе из Новороссийска (Туапсе) в Севастополь. Место гибели не было установлено.


http://see-art.ru/nad_pustiniami_4
Между тем, оказывается, льды представляют помеху мореплаванию далеко не в одних лишь суровых северных широтах, а порой даже в таких общепризнанно тёплых морях, как, например, Азовское. Это сравнительно мелкое море зимой промерзает настолько, что для обеспечения круглогодичной навигации приходится прибегать к помощи ледоколов, правда, гораздо менее мощных, чем арктические. Но самолёты для разведки льдов до начала 30-х годов здесь не применялись. Начало этой работе положил опять-таки Арцеулов.

В своём очерке, опубликованном газетой «Крылья Украины» в 1963 году, он вспоминал:

"12 августа 1930 года Центральное управление Совторгфлота обратилось в Добролет с письмом, в котором было сказано: «Опыт прошлого года показал, что воздушная разведка льдов принесла большое облегчение ледоколам. Ввиду благоприятных результатов работы самолёта в прошлом году, ЦУ СТФ предполагает провести воздушную разведку Азовского моря и в нынешнем году».

Так получили признание… опыты разведки льдов на море, проведённые мной в 1929 году.

Как это было?

По представлению общества «Укрвоздухпуть»1 главный инспектор Гражданского воздушного флота СССР обратился к заместителю начальника Военно-Воздушных Сил РККА Я.И. Алкснису за разрешением на полёты. Возражений не было, и я, закончив работы по аэросъёмке, на самолёте «Фоккер C-IV» с бортмехаником Г.О. Крючковым 20 января 1929 года прилетел в Мариуполь.

В кампании принимали участие ледоколы «Степан Осипович Макаров», «Торос», «Соломбала» и № 5. Базироваться пришлось на узкой прибрежной полосе. Для взлёта выруливал на лёд.

Первый полет для разведки льдов произвёл 25 января. Полёты совершались вдоль берегов с удалением до 50 километров в море на высоте от 500 до 2000 метров. Ледовая обстановка наносилась наблюдателем на литографированную карту Азовского моря. Сведения я передавал или по возвращении через радиостанцию порта, или чаще всего сбрасывал на борт ледокола вымпел с картой, так как радио на самолёте тогда не было.

Была попытка погрузить мой «Фоккер» на борт ледокола «Макаров» для большей оперативности и глубины разведки. Предполагалось спускать самолёт на подходящую льдину, но погрузить его не удалось. Из-за этого мы сделали заключение о необходимости применять для ледовой разведки более лёгкий самолёт, лучше амфибию (Ш-2). Большие затруднения были с запуском двигателя, так как не было зимнего оборудования.

Всего в течение месяца работы я вылетал в море 7 раз, проведя в воздухе 14 часов.

На следующий, 1930 год, закончив аэросъёмку, я снова над Мариупольским портом. Была сильная пурга. Меня не ждали. Ледокол встретил самолёт приветственными гудками. Сделав низкий круг над ним, сел на лёд.

На этот раз я прилетел на По-2 (в то время носившем своё первоначальное название У-2). В кампанию 1930 года кроме разведки льдов мы оказывали помощь затёртым во льдах пароходам и оторванным на льдине рыбакам. Была только одна вынужденная посадка".

Полёты Арцеулова на сухопутном самолёте над льдами Азовского моря интересны не только своими прямыми результатами — помощью судам и терпящим бедствие рыбакам, но и не в меньшей мере накоплением опыта выполнения этой нестандартной работы. Ясной стала необходимость и прямой радиосвязи воздушного разведчика с ледоколом, и средств подогрева двигателя перед запуском.

Особого внимания заслуживают соображения Арцеулова относительно типа самолёта, наиболее подходящего для ледовой разведки с базированием на борту судна. Вскоре (в 1933 году) в поход по Северному морскому пути отправился пароход «Челюскин», имея на борту, видимо не без учёта совета Арцеулова, именно такую машину — амфибию Ш-2 конструкции В.Б. Шаврова, на которой лётчик М.С. Бабушкин выполнил ряд оказавшихся весьма полезными разведывательных полётов, а после гибели «Челюскина» самостоятельно, вместе с механиком Валавиным, перелетел на материк, где был очень нужен для организации авиационной базы, с которой работали все остальные самолёты, летевшие на помощь.

В.А. Эмерик рассказывает, что от работы по ледовой разведке у Константина Константиновича осталось много хороших воспоминаний: «Большую часть свободного времени он проводил в кают-компании ледокольного судна „Макаров“. Легко представить себе, что он нашёл там столь ценимых им интересных собеседников. Так что приветственные гудки, которыми был встречен его прилёт в следующем году, удивления не вызывают».

Единственное сомнение, возникающее по ходу приведённого сейчас рассказа Арцеулова о его полётах на ледовую разведку, касается — снова — датировки событий. Л.Л. Селяков, говоря об экспедиции, участником которой он был и в которой К.К. Арцеулов впервые получил «Фоккер C-IV» (вместо разбитого при вынужденной посадке Юнкерса Ю-21), свидетельствует, что это было в 1930 (не 1929!) году. В.А. Эмерик, тоже участник тех же экспедиций, называет ту же дату, а далее прямо указывает, что Арцеулов «зимой в эти годы — с 30-го на 31-й и с 31-го на 32-й — работал по проводке судов в Азовском море».

Словом, по всей видимости, мы здесь снова сталкиваемся с характерной для Константина Константиновича Арцеулова чертой — весьма спокойным (чтобы не сказать больше) отношением к датировке и хронологии фактов своей биографии. Об историческом значении выполняемых полётов он не задумывался. Вспомним, что точную дату первого преднамеренного штопора установить так и не удалось. Правда, относительно полётов Арцеулова на ледовую разведку мы находимся в несколько лучшем положении — можем сделать определённые выводы, зная типы самолётов, на которых он летал в соответствующие годы по аэрофотосъемочным заданиям. Имеем, наконец, и прямые свидетельства очевидцев. Так что скорее всего льды Азовского моря он разведывал позже, чем ему вспомнилось тридцать с лишним лет спустя, а именно в 1930—1931 и 1931—1932 годах. В начале 1933 года советский Гражданский воздушный флот праздновал своё десятилетие. Естественно, отмечались наиболее отличившиеся работники Гражданской авиации. Обширный приказ по ГВФ СССР № 510 от 8 февраля 1933 года «О награждении лётно-технических работников ГВФ за значительный налёт километров» начинается с пилота Аэрогеодезии К.К. Арцеулова. Он награждается почётным нагрудным знаком «За налёт 500000 километров и выше». Тогда это был самый большой налёт. Время «миллионеров» (первым из числа которых стал в 1936 году Н.П. Шебанов) ещё на пришло.
Мария
Репутация: 13 (+13/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 196
С нами: 13 лет 1 месяц

Re: ВОЙНА

#47 Мария » 29.09.2011, 22:48

А вот по этой ссылке - почти та же информация, что и у уважаемого Мичмана:

http://pamyiat.narod.ru/sudna.htm
«СОЛОМБАЛА»

лед., портовый буксир, 388 брт, АГМП.

Дата и место гибели — 08.10.41, порт Мариуполь.

Во время эвакуации Мариуполя на этом ледоколе покидало порт руководство АМП. Был поврежден вражеским артиллерийским снарядом. Пассажиры спасались вплавь. От взрыва очередного снаряда погиб начальник АМП Н. А. Жуков. Ледокол затонул. В ноябре 1941 г. поднят противником и восстановлен. 30 января 1943 г, в районе порта Камыш-Бурун сел на мель и затонул. В 1950 г. поднят АСС ЧФ, в 1953 г. сдан заводу «Азовсталь» для разрезки на металлолом. Свердлов А. В. [32], с. 14; АМП.
Мария
Репутация: 13 (+13/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 196
С нами: 13 лет 1 месяц

Re: ВОЙНА

#48 Байда » 29.09.2011, 23:05

Мария
:good: :Rose:
Изображение
"Соломбала"! :Rose: :friends:

Изображение
"Торос"! :Rose: :friends:
Байда
Автор темы
Аватара
Репутация: 181 (+183/−2)
Лояльность: 33 (+35/−2)
Сообщения: 3727
Темы: 17
С нами: 13 лет 4 месяца

Re: ВОЙНА

#49 Мария » 29.09.2011, 23:21

Здорово!!!
А это - документы одного из матросов с фотографии 1928года:
http://i.piccy.info/i7/38ff4bff7437c9ef ... kopyia.jpg
http://i.piccy.info/i7/68aac7bc627173cb ... img003.jpg
Мария
Репутация: 13 (+13/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 196
С нами: 13 лет 1 месяц

Re: ВОЙНА

#50 Мария » 29.09.2011, 23:41

Мария писал(а):Судя по инициалам - он!!!
Кстати, у меня есть фото с более полными инициалами - А.М.Стояновский.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Мария
Репутация: 13 (+13/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 196
С нами: 13 лет 1 месяц

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 27 гостей

cron