#60 evgeni » 12.06.2011, 16:53
ПОСЛЕДНИЙ ПРИЧАЛ «ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА»
Наша история начинается в далеком, уже позапрошлом 19-м веке, в ирландском городе Белфасте. 17 октября 1892 года со стапелей верфи «Уоркмен и Кларк» был спущен на воду 4-х мачтовый клипер «Лауристон». Судно показало хорошие результаты, проходя маршруты «джутовых рейсов» в Индию на 7-8 суток быстрее конкурентов. Не раз, меняя хозяев, парусник плавал в Индию, Австралию (перевоз шерсти) и др. страны. С 1906 г., пройдя капитальный ремонт, клипер был превращен в классический 4-х мачтовый барк. В разгар Первой мировой войны в 1916 г. «Лауристон» был приобретен Россией, где участвовал в перевозке военных грузов на севере. После революции 1917 г. на судне был поднят красный флаг. В 1922-232 гг. после переоборудования барк стал учебно-грузовым кораблем. С красным знаменем «Лауристон» получил и новое имя – «Товарищ». В свой первый рейс «Товарищ» отправляется на свою первую родину – Великобританию. Затем – Германия, Скандинавские страны, где, кстати, «Товарищ», попав в сильный шторм, чуть не тонет. В 1926 г. капитаном барка становится моряк «от бога», долгое время бывший заместителем начальника мариупольского торгового порта, автор прекрасного учебника по морской практике – Дмитрий Афанасьевич Лухманов. С новым капитаном «Товарищ» пересекает экватор в декабре 1926 г. – первое судно под советским флагом вошло в порт уругвайской столицы – Монтевидео. С 1928 г. «Товарищ» совершил переход вокруг Европы из Балтики в Черное море, где служил в качестве учебного корабля многим поколениям будущих капитанов до начала Великой Отечественной войны. В числе плававших на «Товарище» - капитан, художник – маринист В.А.Лунин. В 1941 г. перевозя раненых и эвакуированных из Николаева и Одессы, волею судьбы «Товарищ » оказался в Мариуполе. Что же в дальнейшем произошло в барком? Одни источники утверждают, что парусник погиб под бомбами немецких самолетов, другие – что в 1943 г. его затопили немцы для противодействия десанту в Мариуполь ( перед этим превратив барк в некое подобие центра досуга – с казино и рестораном) – «Товарищ» под флагом со свастикой?... и уже появляются версии о советском следе в судьбе корабля. Версия первая – «Товарищ» затопили перед захватом города фашистами, но торопясь, не справились, и вход в порт не был перекрыт, как было необходимо для закрытия порта от немецкого десанта. Вторая версия – с 1941 по 1943 г. проводились три попытки затопления судна советскими диверсантами, однако не получилось. Что здесь правда, а что нет, предстоит еще выяснить историкам и краеведам. Бесспорно одно –кадр документальной кинохроники, запечатлевший лежащий на грунте у старых ворот порта, лишенный рангоута, со следами пожара, с креном на правый борт, старый «товарищ».
В порту есть якорь, старый адмиралтейский якорь с барка «Товарищ», родившегося в Белфасте, в далекой Ирландии, а погибшего в Мариуполе, на Азовском море. Если вы выйдете на конечной остановке троллейбусов, идущих в порт, посмотрите на старый якорь, установленный по дороге ко второй проходной. Якорь – история судеб людей и судьбы корабля «Лауристон», который мы знаем как «Товарищ».
С. Велигура, работник Мариупольского морского порта, Я. Ханчас – член Мариупольского военно – исторического клуба (МарВИК)
ВМ №5 30 января 2008 г.
Так кто затопил барк немцы или наши???
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.