Барк Товарищ

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

Re: Барк Товарищ

#111 Байда » 05.04.2012, 22:47

Изображение
Байда
Автор темы
Аватара
Репутация: 183 (+185/−2)
Лояльность: 33 (+35/−2)
Сообщения: 3728
Темы: 17
С нами: 13 лет 4 месяца

Re: Барк Товарищ

#112 жданов-сити » 19.07.2012, 23:08

Отрывок из книги Сухов К. В. Эскадрилья ведет бой. — М.: ДОСААФ, 1983

Прорвав сильно укрепленную оборону противника — так называемый Миус-фронт, наши войска 30 августа освободили Таганрог. На очереди Краматорск, Сталино, Мариуполь...

Никогда прежде я не был в этих городах и знал о них, пожалуй, не более того, что изложено в учебниках географии. Но тогда, перед их освобождением, они стали дороги не меньше, чем родной Новочеркасск. И не только мне — всем однополчанам.

Встретил Алексея Закалюка — «сидим» ведь вместе, действуем с одного аэродрома. Он сокрушенно качает головой:

— Какие варвары!.. Что творят!..

И рассказал, что он видел, когда, возвращаясь из разведки, прошел над береговой чертой. Город разрушен, портовые сооружения уничтожены. Близ причала заметил наполовину затопленный парусник «Товарищ». Защемило сердце: на этом учебном судне ему перед войной пришлось плавать... Тут и там виднелись металлические скелеты заводских корпусов, зияющие пустыми глазницами окон кирпичные коробки некогда красивых зданий. В районе «Азовстали» в небо поднялось огромное бурое облако: фашисты взрывали знаменитые наши заводы.
жданов-сити
Репутация: 47 (+47/−0)
Лояльность: 1 (+1/−0)
Сообщения: 503
Темы: 1
С нами: 13 лет 3 месяца

Re: Барк Товарищ

#113 жданов-сити » 19.07.2012, 23:33

И ещё немного информации:
Приложение 1.
Список судов транспортного и технического флота ММФ, взорванных и затопленных по приказу командования при оставлении советских портов в 1941 — 1942
№ п/п Название, грузоподъемность, принадлежность судна Дата гибели Место и причина потеря Номер источника к прил. 1
.................
11 «Товарищ», п/с, 2472 брт 08.10.41 Мариуполь, поврежден при артобстреле, оставлен 2,5
12 «Грозный», т/х, тн, 4964 брт 08.10.41 Мариуполь, поврежден при артобстреле, 1
13 «Волго-Дон», груз. п/х, 956 брт, АГМП 08.10.41 Оставлен Мариуполь, подорван 2,5
14 Плавучий док, 2000 т 08.10.41 Мариуполь, подорван 2
жданов-сити
Репутация: 47 (+47/−0)
Лояльность: 1 (+1/−0)
Сообщения: 503
Темы: 1
С нами: 13 лет 3 месяца

Re: Барк Товарищ

#114 Ayvengo » 20.08.2012, 16:38

Изображение

Порт Новороссийск.Год?
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" Post ©
Ayvengo M
Аватара
Откуда: западные предгорья Среднего Урала
Репутация: 303 (+304/−1)
Лояльность: 545 (+547/−2)
Сообщения: 4438
Темы: 3
С нами: 13 лет 3 месяца

Re: Барк Товарищ

#115 Байда » 20.08.2012, 17:47

Ayvengo
О.......! Великолепное фото! :good: :beer: :friends: СПАСИБО!
Байда
Автор темы
Аватара
Репутация: 183 (+185/−2)
Лояльность: 33 (+35/−2)
Сообщения: 3728
Темы: 17
С нами: 13 лет 4 месяца

Re: Барк Товарищ

#116 Ayvengo » 20.08.2012, 18:03

Байда,уважаемый!Фото действительно эффектное,но меня смущает оснастка на баке:не радар ли это?Дом на набережной с башенкой тоже,похоже ,послевоенной постройки... :unknown: :no: :sorry:
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" Post ©
Ayvengo M
Аватара
Откуда: западные предгорья Среднего Урала
Репутация: 303 (+304/−1)
Лояльность: 545 (+547/−2)
Сообщения: 4438
Темы: 3
С нами: 13 лет 3 месяца

Re: Барк Товарищ

#117 Байда » 20.08.2012, 18:55

:oops: Конечно радар! :good:
Изображение
Это 2й "Товарищ" (трехмачтовый), в Мариупольском порту.
Байда
Автор темы
Аватара
Репутация: 183 (+185/−2)
Лояльность: 33 (+35/−2)
Сообщения: 3728
Темы: 17
С нами: 13 лет 4 месяца

Re: Барк Товарищ

#118 evgeni » 20.08.2012, 19:19

Парусник-мираж.jpg


Ему радар не нужен!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2790
Темы: 4
С нами: 13 лет

Re: Барк Товарищ

#119 Ayvengo » 20.08.2012, 20:27

Байда писал(а):
Это 2й "Товарищ" (трехмачтовый)
В нашем порту - картина ясная :good: ,а в Новороссе снимочек "под старину", ввёл поначалу в заблуждение :oops: ,Байда,evgeni спасибо,быстро разобрались! :Bravo: :friends:
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" Post ©
Ayvengo M
Аватара
Откуда: западные предгорья Среднего Урала
Репутация: 303 (+304/−1)
Лояльность: 545 (+547/−2)
Сообщения: 4438
Темы: 3
С нами: 13 лет 3 месяца

Re: Барк Товарищ

#120 Роман » 29.08.2012, 08:37

На соседнем форуме вышел на связь внук капитана "Товарища". Посему привожу его пост и выкладываю с его разрешения фотографии :


Эрнест Артемов писал:

Мой дед, Фрейман Эрнест Иванович (Фрейманис Эрнст Янович), до занятия в 1920 году Красной Армией Мурманска и Архангельска, служил зауряд-прапорщиком по морской части в Северном Флоте. В 1917 году был обвенчан с моей бабушкой Тамарой Владимировной Федоровой, дочерью статского советника Фёдорова. В начале 20-х годов дед был поставлен перед выбором – или уехать домой в родную Латвию, но без жены, либо принять советское гражданство и жить со своей семьёй при советской власти. Он принял советское гражданство, отказавшись от латвийского. (О чем, кстати, в 1937 году, со слов бабушки, пожалел). Продолжал служить на судах Севера. На т/х «Тускар» принимал участие в первой советской полярной экспедиции. В 1927 году, будучи беспартийным, принял командование четырехмачтовым учебным парусным барком "Товарищ". Оставаясь беспартийным, он пробыл капитаном "Товарища" без перерыва 12 лет, до 1937 года, когда по ложному навету был отстранен от командования, арестован и провел в казематах НКВД около трех месяцев. Далее был оправдан, освобожден и назначен капитаном парохода "Большевик".

У нас в семье сохранилось много и вещей деда, и фото, и фотоальбом с фрагментами фильма Дахно, и даже куски обшивки с "Товарища", которые дед, проводя плановый косметический ремонт судна где-то в 30-х годах, сохранял на борту. Сейчас эти куски находятся на его (нашей) даче в Одессе, на Большом Фонтане, в кооперативе "Радостная Жизнь". В этот дачно-строительный кооператив дед вступил в 1936 году. Бабушка сохранила здания кооператива от угрозы разграбления румынскими оккупантами, благодаря знанию немецкого языка и тем, что у нее сохранялись на руках документы о венчании с дедом и указание в этих документах, что дед был лютеранином. А в то время это было пропуском. Дед, кстати был чуть ли не единственным БЕСПАРТИЙНЫМ капитаном в СССР в довоенное время. И процесс в Англии по поводу катастрофы с "Алькантарой" был выигран в первичном английском суде благодаря деду, хорошо знавшему языки и выставившего единственного (!) спасенного члена экипажа с "Алькантары" в свидетели по процессу. Моряк этот был кочегаром и дед использовал понятие классовой солидарности. Это по рассказам бабушки. Я родился в 1949 году и деда, естественно, не застал. Знак "Лучшему ударнику" у деда был, но его, как и многие другие личные вещи, памятные знаки и т.д. и т.п. в 60-х годах испросили у нашей семьи в музей морского флота в Одессе. Там была открыта экспозиция, посвященная деду, "Товарищу" и пароходу "Большевик", на котором дед окончил для себя войну.

Это судно было последним, покинувшим одесский порт во время отступления советской армии в 1941 году. Из-за малой скорости хода "Большевик" шел последним в караване судов, уходивших из Одессы. Благополучно уклоняясь от торпедных атак фашистских самолетов, судно всё-таки получило два бомбовых удара на траверзе селения Ак-Мечеть. Экипаж во главе с раненым капитаном оказался в холодной октябрьской воде Черного моря довольно далеко от берега. Один из небольших сопровождавших кораблей конвоя вернулся к месту трагедии и через мегафон предложил поднять из воды на свой борт капитана и помполита! На что дед, будучи раненым, но, сохраняя полное сознание, ответил, что капитан и помполит поднимутся на борт спасателя последними, после всех остальных членов команды. Судно развернулось и... ушло. Только спустя несколько часов вернулось другое судно и подняло на борт оставшихся к тому времени в живых членов команды "Большевика". В результате дед попал в госпиталь города Новороссийск, где и скончался от полученных ран через две недели. Место захоронения, в связи с ковровым минометным обстрелом кладбища, не сохранилось. Бабушке, которая провела с несовер-шеннолетней дочерью (моей будущей мамой) всю оккупацию в Одессе, эта история последних дней жизни деда стала известна уже после войны, когда с ней встретились сослуживцы погибшего капитана. И ещё одна неожиданная деталь: недавно со мной по телефону связался внук члена команды "Товарища", Еремяна Айказа Вагановича, проходившего практику палубным матросом с мая 1936 г. на барке "Товарищ" под командой капитана Фреймана. Семейное предание гласит, что тот обязан жизнью капитану, который предупредил его об ожидаемом аресте по прибытии в порт. Из-за этой нелегитимной помощи в 1937 году собственно и был арестован мой дед. Курсант этот спасся от ожидавшего его ареста, остался жив, прошел войну, прожил долго и счастливо, оставив благодарных потомков. Вот такая история о беспартийном советском капитане-латыше учебного парусника "Товарищ" в то непростое время.


ИзображениеИзображение
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 30 гостей

cron