Книга "Мариуполь и его окрестности!

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#71 fox » 10.03.2011, 22:32

Katerinka писал(а):Направление Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Годы
N 11.8 10 8.3 15 19.9 18.9 9.4 7.8 19.2 14.2 14.7 15 18.2
NO 30.4 26 14.3 7.2 10.5 3.1 4.8 17.5 14.4 27 28.3 36 18
O 6.2 21 24.7 20.8 19.6 12.8 7.2 19.1 10 15 23.9 18.3 16.6
SO 10.8 9.4 5.4 8.7 4 4.2 4.6 4 3 2.7 1.1 1.6 5
S 5.1 5.9 10 14.7 15.3 17.2 14.1 10.8 7.5 3 1.4 1.8 8.8
SW 10.7 14.7 18.8 14.4 12.1 14.7 18.5 9.7 17.5 13.7 8.6 7.8 13.4
W 13.2 5 8.9 10.6 7.5 16.1 18.6 12.6 9.2 8.9 11.7 7.5 10.7
NW 12.8 8 9.6 8.6 11.1 18 22.8 18.5 19.2 20.5 10.8 12.4 14.3


Приведенная таблица свидетельствует, что господствующими ветрами в Мариуполе бывают северо-восточный и восточный. Эти ветры являются преобладающими во второй половине осени, всю зиму и часть весны. Самые редкие ветры юго-восточный и южный
Здесь бы сравнить с сегодняшней "картиной". Метеорологи, АУУ!!!
Katerinka, спасибо! :good: Девочки! :Rose: :Rose: :Rose:
fox
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 83
Темы: 1
С нами: 13 лет 3 месяца

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#72 Katerinka » 10.03.2011, 23:40

Я уже об этом думала. Меня смущает количество солнечных дней в году по месяцам. Вероятно, сейчас действительно какая-то солнечная аномалия. Но почти весь февраль и все 10 дней марта были солнечными. Это никак не вписывается... :unknown:
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#73 Станислав » 11.03.2011, 10:10

Наверно не стоит так документально воспринимать эти цифры. На страницах книги более 400 опечаток, а с цифрами то вообще :%) . Как пример: нумерация страниц, и даже глав :)
Станислав
Откуда: Мариуполь
Репутация: 1 (+1/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 726
Темы: 2
С нами: 13 лет 2 месяца

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#74 Станислав » 11.03.2011, 10:16

Думаю так будет удобней. Если у кого возникнут проблемы с загрузкой файла-пишите мне в личку.

http://ifolder.ru/21857488 Содержание.
http://ifolder.ru/21857428 День первый.
http://ifolder.ru/21869300 День второй.
http://ifolder.ru/21915365 День третий.
http://ifolder.ru/21944734 День четвёртый и пятый.
http://ifolder.ru/21985851 День шестой.
http://ifolder.ru/22054457 День седьмой и восьмой.
http://ifolder.ru/22154026 День девятый.
http://ifolder.ru/22257088 День десятый и одиннадцатый.
Станислав
Откуда: Мариуполь
Репутация: 1 (+1/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 726
Темы: 2
С нами: 13 лет 2 месяца

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#75 Katerinka » 11.03.2011, 15:32

Станислав писал(а):Думаю так будет удобней.

:good: :good: :good: :Rose:
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#76 Katerinka » 12.03.2011, 15:59

Все еще Второй день

ОСНОВАНИЕ ГОРОДА МАРИУПОЛЯ И НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ К ЕГО ИСТОРИИ

В настоящем рассказе я коснусь следующих вопросов: сначала скажу о тех поселениях, которые с древнейших времен предшествовали г. Мариуполю, затем об основании города и, наконец, приведу данные, относящиеся к внешней его истории и его благоустройству.

Мариуполь Екатеринославской губернии находится на 72º, 3’, 35” широты и 7º, 14’, 16” восточной долготы от Пулковской обсерватории.

Было ли в древнейшие времена заселено место, занимаемое Мариуполем, можно сказать только гадательно. Принимая во внимание, что места для поселений и городов избираются непроизвольно, или по стратегическим соображениям, например, горы и возвышенности, окруженные реками, т.е., мало доступные, или по удобствам промышленности обрабатывающей и торговли, например, при торговых реках, морских заливах и пр.; можно думать, что место, занимаемое Мариуполем и его окрестностями, в том и другом отношении обращало на себя внимание и древних и новых народов. Мариуполь на горе, окруженной с трех сторон водой, а с четвертой долиной – представляет удобства и для защиты и для торговли. Главных путей сообщения Черного и Азовского морей с Днепром и юго-востока с северо-западом России было три – греческий, соляной и залозный: греческий вел из Киева по Днепру; соляной или «солоны» составляли реки Кальмиус, Солоная (приток Кальмиуса), другая Солоная (приток Волчьей Воды), Самара и Днепр; залозный или «залозы» - Самара, Волчья и Миус. Прибавим к этому, что эти реки в древности, даже во время Боплана, были глубже и водоразделы их были меньше. Следовательно, Мариуполь лежит на одном из водных путей – с севера на юг в Черное и Каспийское моря. К сожалению, не только об отдаленных временах, но даже и позднейших данных очень мало; археологические же разыскания хотя и производились, но результаты мне неизвестны.

Азовское море, или Меотида, Меотийское озеро, Скифские пруды и Матерь Понта, в древности было известно греческим мореплавателям и колонистам; на его берегах с древнейших времен жили скифы. Греки и скифы на всех пунктах соприкосновения вели торговлю и устраивали города и торжища. Таким торжищем со скифами, жившими на западном берегу Меотиды, были Кремны. Они, вероятно, были расположены в окрестностях Мариуполя: а) Геородот полагает их на берегу Меотиды, недалеко от р. Дон (Танаис) , часть Азовского моря до Бердянска и Долгой Косы считались древними за Танаис или его лиман; б) Кремны значит «крутизны, скалы, утесы», гора, занимаемая Мариуполем, скала, которая в древности могла иметь утесы, временем занесенные; в) находили обломки древних предметов и древние монеты. Возле Мариуполя, по направлению к Белосарайской Косе, по указанию А.И. Чабаненко, одна из приморских скал и в настоящее время известна по именем «Кремны». Это название у греков могло сохраниться потому, что сношение крымских греков с Кальмиусской страной никогда не прекращалось: здесь они торговали или пасли стада.

Кремны особенной роли не играли и, очевидно, были небольшим городком; могли существовать до четвертого столетия, т. е. до нападения скифского государства. Затем при частой смене народов – гунны, болгары, авары, печенеги и сродные им турецкие племена. Кремны вряд ли существовали, а если и существовали, то в виде какого-нибудь нам известного поселка..

Во время владычества хазар, царство которых от VI до X I в. простиралось по берегу Азовского моря и в Крыму, византийский император Феофил велел в первой половине IX в. построить для хазар город Саркел, который, кроме торгового значения, имел в глазах византийцев еще и политическое, отсюда греки наблюдали за действиями хазар и, возбуждая против них соседние народы – алан, и, может быть, русских князей отвлекали их внимание от греческих колоний и самой Византии. По мнению профессора Бруна, Саркел или Белая Крепость, о которой говорит Константин Багрянородный, находилась на месте нынешнего Мариуполя, а не на Дону, как некоторые думают.

В Х в. русский князь Святослав, союзник императора Никифора Фоки, разбил хазарского хана и разрушил Саркел, он же Белая Вежа, Белая Крепость, Белая Гостиница. Русские после Святослава утвердились по Миусу и Кальмиусу, т. е. по залозному и солоному путям, это необходимо было для сношения с Тмутораканской областью и с Крымом и для доставления соли из Генического и Бердянского озер. К этому времени Азовское море получило название Сурожского, а на месте Мариуполя или вблизи его образовался город Белосарай, по имени которого названа и близлежащая коса Белосарайской. Нашествие татар в XIII в. и разорение ими русских княжеств положили конец и русскому владычеству на Азовском море.

Вслед за татарами на материке появились новые народы и на черноморских и азовских водах, греков сменили генуэзцы и другие итальянцы. На картах XIV и XV вв. на месте Белосарая помещается Pallastra или palastra, а коса называется Балестра. По уверению г. Чабаненка, капитаны и другие служащие на греческих судах Белосарайскую Косу и в настоящее время называют Балестра.

По свидетельству местных преданий и местных источников, например, Камерального описания, здесь был казацкий город Домаха или Адамаха. К какому времени он относится, нет данных. Памятником его существования осталось название озера в углу между Кальмиусом и Азовским морем. Архиепископ Гавриил относительно происхождения этого озера записал следующее предание, которое он слышал от местных жителей. Близ устья Кальмиуса, при самом втечении его в море, находился прежде небольшой, равным образом, примыкавший к морю овраг, по здешнему наименованию «балка», на которой жила запорожанка. Наскучив ходить по Кальмиусу через овраг, она придумала средство облегчить себе труд. Мало-помалу перекопала она узкий слой твердой земли, отделявший овраг от речки, и часть воды хлынула в новое ложе. Таким образом у Кальмиуса составилось двойное устье или, по местному новороссийскому выражению, «два гирла». Запорожанка называлась «Домахою», отчего и новый, сделанный ею приток получил от народа прозвание «речки Домахи». Вероятнее всего, что так был назван первоначальный казацкий поселок в XV или XVI в., и это старое название осталось в народе до основания Мариуполя. Упоминания о нем мне известны следующие: в 1782 г. – Адамахи, в 1826 г. – Адомахия, в 1844 г. – Домаха и в 1863 г. – Домаха или Адамаха. Дело представляется так: или казаки греческое название приурочили к своему языку и назвали Домахою, или греки, игнорируя русский Кальмиус и Павловск, воспользовались тоже созвучием в доказательство того, что они пришли на свое же древнее достояние. Во всяком случае, во второй половине XVIII в. здесь была уже значительная казацкая крепость под названием Кальмиусская паланка или просто Кальмиус. Она была там, где теперь собор и базарная площадь. Старики еще помнят остатки крепости. Основание если не крепости, то казацкого поселка относят в XVI в., к временам Прецлава Ланцкаронского, одного из первых запорожских героев. В 1756 г. Кальмиусским полковником был Грицько Гаркуша; в 1762 г. в ней было 674 казака; в 1774 г. в крепости, по свидетельству Гильденштедта, был подполковник и 200 казаков. Кальмиусский полковник, как начальник всей паланки, имел свою печать. На ней изображено: на верху корона с крестом; от нее по обе стороны спускаются венки, посередине поле, а на поле сабля и пика крестом; возле короны две буквы К и П и внизу поля тоже две буквы П и П, и между ними крест, т. е. Кальмиусской паланки полковая печать. Кальмиусская «в чрезвычайной отдаленности остаючаяся» служила защитой промышленникам, ходившим на Бердянское озеро за солью и для рыболовства на Азовском море. В этой паланке, кроме крепости, был 61 зимовник. Некоторые зимовники были богаты и обширны. Жители Урзуфа, например, заняли зимовники Степана Коваля даром. В его часовне, в молитвенном деревянном доме, митрополит Игнатий немедленно устроил церковь во имя Архангела Михаила и открыл в ней Богослужение.

В 1775 г. запорожское войско было уничтожено, и Азовский губернатор Чертков область переименовал в Кальмиусский уезд, а крепость набрал для постройки города Павловска, в часть и во имя наследника престола Павла Петровича. Новый город Павловск, очевидно, разрастался, в нем уже была соборная церковь, куда 3 декабря 1779 г. назначен был даже соборный протоиерей Роман Кошевской; комендантом крепости был секунд-майор Горлинский. Но среди забот и трудов, говорит преосвященный Феодосий, по устройству нового города и церкви в нем, Черткова громом поразила весть о предоставлении всей этой местности, с огромнейшим пространством околичной земли; вышедшим из Крыма в Россию, на постоянное жительство, православным грекам.

Таким образом, основанию Мариуполя предшествовал целый ряд поселений с древнейших времен, поселений, имевших торговое и стратегическое значение, но не игравших особой роли в истории южной России.

(Продолжение следует. Второго дня еще много :crazy: )
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#77 Katerinka » 15.03.2011, 02:54

Бытописатель того времени о начале Мариуполя оставил нам краткую заметку: «11 июня 1780 г. двести беднейших греческих семейств изъявили желание, под предводительством митрополита готфейского и кефайского, поселиться на Азовском море, по реке Кальмиусу». 26 июля греки приняли, или, лучше сказать, окончательно заняли г. Павловск, и этот день можно считать началом Мариуполя на Кальмиусе. Эти первые поселенцы заняли угольную гору между Кальмиусом, Азовским морем и долиной, отделяющей Мариуполь от Марьинска; центром послужила паланка, или крепость, в ней поселился митрополит и заложил соборную церковь; расселяться начали по плану, выработанному губернатором Чертковым для г. Павловска, по направлению к Марии-Магдалиновской церкви по так называвшейся Большой, а теперь Екатерининской улице. Они-то и дали всему занятому пространству название Мариуполя; в частности, в разговорной речи, это название остается за этой частью города и до настоящего времени. Выражение «согласились», очевидно, указывает на колебание, где основан город при устье Солоной или Кальмиуса, после колебаний, не без влияния преосвященного Игнатия, заняли Кальмиус.

Почему городу дано название Мариуполь? Все писатели согласны, что греки давали имена, только вынесенные из Крыма, и что Мариуполь также назван по имени Мариамполя, существовавшего в Крыму, что Мариамполь есть «город матери Марии», т. е. назван так по имени чудотворной иконы Божье Матери, явившейся в теперешнем Успенском скиту. Где находился этот город? Писатели путаются, то совсем не указывают, где он находился, то отождествляют его с селом Марьиным. Это произошло потому, что после выхода греков многое забылось, что не было надобности разделять эти два названия, а наконец, и потому, что писавшие о Крыме не всегда были знакомы с историей Мариуполя и его разделением на части.

Ко времени переселения греков под общим именем Бахчисарай разумелись следующие его части: собственно, Бахчисарай, где был дворец хана и преобладающее население были татары; Маурум (Маирум, Майрем, Мариам, Марьино), где теперь Успенский скит, там преобладали христиане; Кале (у русских Кала) – там большинство были Каракмы, и потому город назывался в насмешку Жидовским или Чуфут-Кале. Всех христианских дворов было 485, из них 285 в Бахчисарае, 75 в Мауруме и 130 в Кале или Мариамполе; церквей было две – Успенская в Мауруме и св. Николая в Бахчисарае. Выходцы – христиане из крепости или Кале и были первыми поселенцами Мариуполя, именем Мариамполь они, очевидно, называли Чуфут-Кале в отличие от Марьинского села: три части Мариуполь, Марьинск и Бахчисарай сохранили свои названия и до настоящего времени у марьинцов, Карасевцов и других, поселившихся возле Мариуполя, называются Хале-ли-лер. Хале-ли-Кале-ил-Калеси. Жителей из Феодосии зовут Кефели – феодосийцы. Название Хале-ли ироническое подобно тому, как и русских, живших или служивших у евреев, преследуют насмешками. Поэтому-то между православными жителями Мариуполя встречаются фамилии караимские и армянские, как, например, Каракаш, Топалов, Шишман, они вышли вместе с греками и приняли здесь православие. Первые поселенцы названы «беднейшими» потому, что в основу Мариуполя легла беднейшая часть жителей Чуфут-Кале, жителей – чернорабочих, живших в многочисленных пещерах, караимы и в настоящее время, подобно всем евреям, черной работой не занимаются. С другой стороны еще до выхода греков губернатор Чертков основал в Екатеринославской губернии, где теперь село Павловка, город Мариенполь в честь Марии Федоровны, супруги Павла Петровича. Павловск на Кальмиусе и Мариенполь на устье Солоной указом 24 марта 1780 г. переведены один на место другого. Таким образом, происхождение названия города является как бы двойным. Источники в этом отношении также раздваиваются: преосвященный Феодосий, говоря, что митрополит Игнатий убедил бахчисарайских греков поселиться на Кальмиусе, полагает, что город Мариуполь назван в честь Божье Матери; но во время проезда В.К. Николая Павловича через Таганрог, мариупольские граждане подали ему прошение, в котором сказано: «город Мариуполь имеет счастье носить достойное почитание имя Всеавгустейшей Родительницы Вашего Императорского Высочества». Последнему, очевидно, нужно отдать предпочтение. История правописания: в Крыму был Мариамполь, основанный Чертковым – Мариенполь; в грамоте 21 мая 1779 года- Марианополь, на плане 20 октября 1779 года – Мариу-поль, выгонная земля города Мариу-поля; в указе 24 марта 1780 года – Мариуполь. Последние два названия написаны под непосредственным влиянием князя Потемкина, который действовал в данном случае по просьбе и участию митрополита Игнатия.

Город, как это видно из планов 1811 и 1831 гг., ограничивался нынешней Фонтанной и Итальянской с одной стороны и Греческой и Магдалиновской улицами с другой. В 1782 г. по распоряжению Потемкина сделано «Описание городов и уездов Азовской губернии». Относительно Мариуполя находим следующее: «Уездный город Мариуполь построен в 1780 г. для поселения выведенных из Крыма греков, на самом том месте, где был древний город Адамахи, на берегу Азовского моря, на правой стороне устья реки Кальмиуса. В нем церквей две: каменная одна и другая деревянная», домов каменных – 53, мазанок – 20, купцов – 144, мещан – 213 и цеховых – 1149. гаваней нет и сделать нельзя, по причине мелководия; большие суда становятся на якорях не ближе 4 верст, а близко можно подходить только плоскодонными судами, небольшой груз имеющими. Ярмарок бывает в год четыре: 1) 23 апреля в день святого великомученика Георгия; 2) 22 июля в день святой и равноапостольной Марии Магдалины; 3) 1 октября, в день Покрова Богородицы и 4) 6 декабря в день чудотворца Николая. Здесь полагается только нижний земский суд и уездное казначейство потому, что для греков в силу Высочайшей привилегии учрежден греческий суд. «Расстоянием он от Екатеринослава – 227, от Павлограда 109 и от Таганрога 135 верст… Воздух здоровый, вода, хоть в море и реках Кальмиус и Адамахе при устьях солоновата, недостаток сей с излишним награждается исходящей тут из камня ключевой водой, которой для жителей города Мариуполя изобильно. На морских косах здесь прежде бывали великие рыбные ловли, а теперь по склонности греков к купечеству, хлебопашеству и разведению виноградных садов и фабрик не с таким успехом, и одними только малороссиянами лов производится».

На соседней горе с г. Мариуполем по рекам Кальмиусу и Кальчику расположилось село Мариам или Марьино. Жители его – выходцы из села Маирум, где ныне Успенский скит в Крыму; из Крыма они шли отдельно вместе с жителями Улаклы, принадлежавшими приходом к Марьинской церкви, и отделились от них только на последней станции перед Кальмиусом: жители Улаклы со священником Феодором ушли на речку Ялы и поселились там, а жители селения Маирума, как лучшие мастеровые, как художники слесари, по предложению митрополита Игнатия, поселились возле Мариуполя. Они вынесли из Крыма чудотворную икону, которая и до настоящего времени находится в их церкви.

В долине между Мариуполем и Марьиным поселились выходцы из Бахчисарая и присоединились к марьинскому приходу; выходцы из Карасу-Базара образовали Карасевку, а из Феодосии – кефайскую улицу или квартал Кефе, и евпаторийцы – квартал Гезлеве.

По ведомости 1795 г. в Мариуполе и подгородных селах значится:
Купцов – 125 м. и 108 ж.
Мещан – 472 м. и 398 ж.
Цеховых – 785 м. и 703 ж.
Духовных – 15 м. и 17 ж.

Всего – 1397 м. и 1226 ж.

Церквей четыре – Харлампиевская, Мария-Магдалиновская, Рождества и Успения Пресвятой Богородицы – три каменных и последняя деревянная.

Дворов – 459; жилых домов каменных – 118; из земляного кирпича – 121; деревянных – 213 и плетневых – 17; торговых заведений – 163; кофейных и постоялых домов – 3; харчевень – 4; кузниц – 4; мельниц10; заводов и фабрик – табачных 21, кожевенных 1, войлочных 2 и кирпичных 1; школа 1 и здание греческого суда с караульней – 1.

(Продолжение следует. Это все еще День Второй)
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#78 Katerinka » 17.03.2011, 18:47

Продолжение Второго дня... :%) :%) :%)



Жители Мариуполя селились по плану, выработанному для Павловска и потому правильно. Жители Кефе Гезлеве, Карасевки, Бахчисарая и Марьина разместились по берегу Кальмиуса и Кальчика без всякого плана по своим удобствам. Эти подгородные села, по Высочайше утвержденному плану 1811 года включены в черту города; распланированы улицы как для тих сел, так и для части выше Марьинской улицы. Говорят, что при включении села Марьинка и произошло недоразумение. Жители их на вопрос, что они желают – быть селянами или горожанами, ответили, по незнанию языка «мы граждане», последнее их слово понято «горожане». Поэтому до сих пор Марьинцы и Карасевцы претендуют, подобно селянам, на получение надела по 30 десятин на душу. В действительности же, они до 1811 года именовались то горожанами, то живущими вне городской черты.

Часть города между Мариуполем и морем, известная ныне под именем Слободки, не вошла в планы ни в 1811, ни в 1831 годах. Начало ее относят к сороковым годам. Русским в городе греки и позволили селиться. Генерал-губернатор Воронцов в бытность свою в Мариуполе, позволил селиться на берегу моря от биржи отставным солдатам и рабочим. На плане 1851 года в этой части города уже обозначен продолговатый квартал под именем Солдатской слободки. Такое поселение горожане терпели потому, что слободчане были вместе работниками на гавани, и спохватились только тогда, когда образовался почти город в четыре длинных улицы. Поднят был вопрос о выселении, но 30 марта 1859 года состоялся указ, в силу которого в г. Мариуполе дозволено причисляться не грекам к обществу отдельному от греческого, без присвоения привилегий, дарованных грекам. На плане 1883 г. эта часть города обозначена именем Слободы.

Суя по планам, до Крымской войны или лучше до 1859 г. город не расширялся. Почти одни и те же кварталы показаны заселенными и незаселенными. Это произошло от того, что русские и другие народности до 1859 г. селились мало, а греки почти не размножались, например: в 1789 году было 1506 душ; в 1823 – 1591 мужчин и 1307 женщин; в 1824 году – 1460 мужчин и в 1841 году – 1518 мужчин. Рождаемость не всегда превышала смертность, например, в 1803 году в Мариуполе родилось 5 мальчиков и 40 девочек, умерло 50 мужчин и 53 женщины; в округе же родилось 425 мужчин и 394 женщины и умерло 236 мужчин и 286 женщин.

По плану 1851 года и по рассказам старожилов, на тех кварталах, где теперь Малая и Большая Садовые улицы и которые теперь называются Новостроенкой, были прекрасные фруктовые сады. Эта часть, а также Слобода и части вокруг Александровской площади и между греческой и Готфейской улицами и внешней чертой города застроены только после 1895 года и главным образом, в последние годы.

Так образовался греческий город Мариуполь, получивший название у чумаков и вообще у малоросов – Марнополь, Марнополье.

История его разделяется на две половины: до 1859 года греческий период, в 1818 году русских показано два человека и в 1843 году русских и иностранцев 8 семейств, и после 159 года – второй период, когда начали селиться иностранцы, русские, евреи, цыгане и др.

В административном отношении он разделяется на три части: вторая – собственно Мариуполь; здесь сосредоточены все учреждения, торговые заведения, лучшие дома, гостиницы и, если можно так выразиться, улично-общественная жизнь на базаре и Екатерининской улице; третья – бывшие подгорные села, они теперь известны под именем Марьинска и Карасевка, и первая – Слободка. Третья часть по населению – почти греческая, вторая – смешанная и первая – русская и самая большая по числу жителей.

Теперь приведем данные, относящиеся к состоянию города в разные времена и к его благоустройству после 1811 года, насколько нам удалось их собрать. В ведомости 1818 года показано жителей в Мариуполе – 1436 душ, из них – 2 русских.

В Мариупольской городской Управе хранится «Межевая книга». Из этой книги «Камеральное описание городу Мариуполю с выгонной землей 1826 года» приводим целиком: «Город Мариуполь положение имеет на двух возвышенных буграх. Они разделяются оврагом безыменным – с северной стороны протекает река Кальчик и впадает не в далеком расстоянии в речку Кальмиус, которая с восточной стороны облегает сей город и впадает в Азовское море; часть его находиться с южной стороны, а с западной двумя оврагами – кленовым от моря и подгородным от реки Кальчика.

Начался построением в 1780 году на том месте, где в древнее время существовал город Адомахия, от коего и ныне выходящий с правой стороны речки Кальмиус проток, через который устроен для проезда на пристань небольшой общественный деревянный мост, получил название свое по имени того города залив Домаха. Он разливается у самой подошвы той горы, где некогда была устроена крепость, по имени неизвестная, коей бастионы и рвы, поныне еще внутри видны. На этом месте по проектированному и высочайше утвержденному плану назначена церковь, и ныне внутри той крепости имеются несколько обывательских построек.

Город сей по высочайше жалованной грамоте блаженно и вечно достойные памяти Государыни Императрицы Екатерины Второй в 1779 году заселен вышедшими из Крыма греками, которые и ныне имеют в нем жительство и пользуются привилегией по означенной грамоте им данной.

В этом городе следующие публичные здания. Церквей каменных – четыре: соборная Святохарлампиевская, приходско-святой Марии Магдалины, Успения Пресвятой Богородицы и Рождества Пресвятой Богородицы. Два общественных каменных дома – в одном помещается уездное училище, а в другом содержатся арестанты: один построенный из земляного кирпича, в нем присутственные места; казенный деревянный дом, построенный для таможенной заставы, и при нем пакгауз, где складываются товары.

Торговых лавок каменных 08, деревянных и построенных из земляного кирпича – 12; в том числе с красным товаром – 18, железных и прочих – 108. Винных погребов 15, трактиров – 2, заездных дворов – 2, харчевень – 5, кузниц – 3, ветряных мельниц – 2, водяных – 3.

Торги бывают в воскресные и праздничные дни. Ярмарок две – 23 апреля, в день св. великомученик Георгия и первого октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы. На них приезжают из разных ближайших городов, селений и других мест купцы, мещане, поселяне и прочего звания люди производят торг – красными, железными, простыми бакалейными и прочими товарами, а остальные пригоняют разного рода скот, привозят для постройки из Бахмутского и других уездов сосновый и дубовый лес, шерсть, разного рода яровой и озимый хлеб и все вообще съестные продукты, которые в этом городе сбывают по сходным ценам. Купцы же и мещане, живущие в городе Мариуполе, ведут продажу, кроме тех вышеприведенных товаров, в особенности производят на значительные суммы торг соленой красной и разной рыбой, которая большей частью привозится на морских лодках из Черномории, и пшеницей арнауткой, которая из Мариуполя отправляется на иностранных морских судах за границу в разные места, и сверх этого производят значительное хлебопашество, сенокос и скотоводство.

При устье речки Кальмиус, впадающего в море, находится пристань. К ней приходят по временам из многих заграничных городов морские купеческие суда с одним балластом и грузятся пшеницей в большом количестве.

Сюда же привозят из Войска Донского, Черномории и многих приморских кос красная и многих родов соленая рыба, икра и рыбий жир, соль, донские и судацкие вина и много других съестных продуктов. Все эти продукты отсюда по разным ценам отпускаются во многие места Российской Империи. Здесь построены в немалом количестве обывательские магазины, где привозимые товары складываются.

Речка Кальмиус местами имеет ширину от 30 до 50 сажень, а глубины от 1 до 3 сажень; при устье же, впадающем в Азовское море, по временам от убыли воды, происходящей от северо-восточных ветров, так бывает мелко, что завозные мелкие лодки и баркасы с малым грузом проходить в море в самом фарватере не могут. Вода в этом месте у потреблению негодна потому, что во время приливов с морской соленой смешивается и бывает почти всегда солена и горька. У берегов той речки местами растет с изобилием тростник, годный для домостроения и других потребностей.

Речка Кальчик шириной местами от пяти до пятнадцати и более сажень, глубиной от ½ аршина до 2 сажень; вода в ней пресная и к употреблению весьма здоровая; на ней построены три водяных мельницы, которые почти во всякое время года бывают в действии.

В этих речках ловится в весеннее время в довольно значительном количестве особенно ребец, скумбрия, сула, сазаны, щука, бычки и прочая разного рода мелкая рыба. Ребец, скумбрия и сула продается на вывоз, а остальная потребляется на месте жителям в пищу. В море, кроме этой рыбы, ловится и красная.

Город тот в особенности изобилует хорошей ключевой пресной водой. Она во многих местах, кроме колодце, выходит сама собой на поверхность. С восточной же стороны под горой устроен каменный прочный фонтан, из которого жители города довольствуют себя и находящийся при домах скот, вода для употребления весьма здоровая.

Постройка частных домов и других служб производится деревянная, из земляного кирпича и мягкого камня. Камень легко добывается в каменистых местах вблизи самого города с северо-восточной стороны во множестве.

Есть кирпичные и черепичные незначительные три завода. Из них черепица в особенности употребляется для покрытия жилых и других прочных строений.

(Продолжение следует... Еще шесть страниц... :shock: :shock: :shock: )
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#79 Байда » 17.03.2011, 18:50

Katerinka
:oops: :Rose: :Rose: :Rose: :Rose: :Rose: :Rose: :Rose:
Байда
Аватара
Репутация: 183 (+185/−2)
Лояльность: 33 (+35/−2)
Сообщения: 3728
Темы: 17
С нами: 13 лет 4 месяца

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#80 Katerinka » 19.03.2011, 01:58

Продолжение. День второй

Садов казенных и общественных нет, а у обывателей при некоторых дворах имеются с разными фруктовыми деревьями в малом количестве.

Грунт земли вообще чернозем. На ней с пользой родится разного рода озимый и яровой хлеб и трава, особенно же пшеница арнаутка, которая по временам дорого продается иностранным купцам. У берегов речки Кальмиуса и Кальчика есть частью каменные и хрящеватые места и при устье первой болото и солонцы, а по берегу Азовского моря – пески.

Через ту землю пролегают дорого: большая почтовая, устроенная от города Екатеринослава через Орехов, Мариуполь в Таганрог; транспортные идут в Крым, в Александровск, в Павлоградский и Бахмутский уезды, и кроме того, много проселочных.

В полях водятся дикие звери – волки, лисицы, зайцы, бабаки, хомяки и много других малых зверьков; дикие птицы – бабы, дрофы, гуси, разного рода утки, огари, бакланы, журавли, стрепеты, тетерева, куропатки, разные кулики, перепелки, жаворонки, орлы, ястреба и многие другие, которые в здешнем крае обитают в летнее время.

Дворов в городе 629. в них жители: купцов мужского пола – 57, женского – 27, мещан мужского пола – 1446, женского пола – 1276 и прочего сословия мужского пола – 108 и женского пола – 84 души.

Женский пол сего города, кроме домашних работ, занимается пряжей шерсти, бумаги, льна и шелка. Из них делают для домашних нужд различные ткани и вяжут чулки и перчатки, шьют бумагой, шелком, серебром и золотом разные наряды.

Уездный землемер коллежский регистратор Яков Калоферов».

В 1843 году в Мариуполе было 1518 душ мужского пола и в числе их 6 семейств иностранцев и два русских.

В 1855 году Мариуполь находится в 9 ½ милях от Белосарайской Косы. Жителей 4600 душ обоего пола. Домов – 768, церквей – 5, духовное уездное и приходские училища, светское приходское училище, греческий суд, дума, таможенная застава, аптека, 46 лавок, 14 погребов, макаронная фабрика, коммерческий клуб, заводов кирпичных – 2, черепичных – 4, известковых – 1, водяных мельниц – 4 и одна гостиница.

В словаре Семенова (т. ІІІ) о Мариуполе приводятся данные, относящиеся к 1864 г. «Мариуполь под 47º5’ северной широты и 55º14’ восточной долготы, в 400 верстах от Екатеринослава, на почтовом тракте из Крыма в Бахмут и Таганрог, вследствие чего у Мариуполя находится переправа через Кальмиус. При учреждении Екатеринославского наместничества Мариуполь был назначен уездным городом, каковым и оставался до 1807 года, когда он присоединен к ведомству Таганрогского градоначальства. С 1852 года греки Мариупольского округа в исполнении земских повинностей подчинены действию общих узаконений наравне с прочими жителями губернии. С 1859 года Мариупольский округ отделен от Таганрогского градоначальства и подчинен особому правлению Мариупольского греческого суда. Мариуполь состоит из самого города и двух его предместий – Марьинска и Карасу. В 1864 году в Мариуполе было 7440 ж. об. п. (3844 м.п.); из них 106 католиков и 393 евреев. Домов в городе 1203, большей частью каменных; городской земли слишком 12000 дес.; городских доходов 12666 р. Население состоит почти исключительно из греков; они отличаются торговым духом, но весьма мало образованы. Главное занятие жителей составляет торговля. Почетных граждан и купцов 221; магазинов для склада товаров 126; лавок 42; трактир 1; гостиниц 2; харчевень 3 и постоялых дворов 4. купеческих капиталов в 1862 г. объявлено 117. беднейшие из жителей занимаются земледелием и рыболовством для продажи иностранным купцам. Ремесленники в городе большей частью иногородние; в 1864 году их было 214 (мастеровых 140). Фабрик и заводов в том же году числилось 14, из которых черепичных и кирпичных 10. в городе бывает одна в год ярмарка, на которую привозится товара на 120000 р., а продается на 40000 р.; кроме того бывает торговый съезд в роде ярмарки, на который привозится товаров на 75000 р., а продается на 25000. Мариуполь есть первый торговый порт после Таганрога Екатринисославской губернии… В Мариуполе находится 5 церквей православных, 1 римско-католическая и 1 еврейский молитвенный дом. В церкви Успения находится чудотворная явленная икона Божьей матери, перенесенная бахчисарайскими греками при переселении из Крымаю. К храмовому празднику Успенской церкви в Мариуполь в значительном количестве стекаются богомольцы, преимущественно с Дона. В Мариуполе 4 учебных заведения и почтовая станция».

Из Памятной Книжки Екатеринославской губернии на 1867 год заимствуем следующие данные:
По сословиям жители разделяются на:

Мужчин Женщин
Потомственных дворян 20 16
Личных 100 80
Православного духовенства 40 38
Еврейского 1 -
Почетных потомственных граждан 2 4
Почетных личных граждан 4 2
Купцов 147 154
Мещан 3616 2657
Цеховых 40 50
Крестьян и собственников 588 410
Колонистов 103 81
Регулярных войск 58 -
Бессрочно и временно-отпускных 59 -
Отставных нижних чинов 83 171
Иностранцев 80 40
ИТОГО 3941 3703


По вероисповеданию разделяются на:

М Ж
Православных 3457 3390
Р. Католиков 81 30
Протестантов 17 6
Евреев 380 277
Магометан 6 -
ИТОГО 3941 3703


Каменные Деревянные
Жилых домов общественных 2 -
Жилых домов частных 1151 72
Магазинов для склада товар. Церкви 2 -
____ общественных - 4
____ частных 27 94
Лавок частных 25 100
ИТОГО 1207 270


Фабрик салотопных – 1, мыловаренных – 1, макаронных – 1, кирпичных – 5, черепичных – 3 и известковых – 3.


В Энциклопедическом словаре Березина сказано, что в 1874 году в Мариуполе было 9774 жителей, фабрик и заводов 14.

По данным Новороссийского календаря на 1892 г. в Мариуполе числится 10052 душ мужского и 9017 женского, а всего 19069 душ, т.е. по количеству народонаселения город занимает третье место в губернии; доходов – 155503 рублей и расходов 134124 рублей – по доходности второй город в губернии.

Относительно истории благоустройства города имеем следующие данные.

Вначале постройки, по бедности, по спешности и в особенности по не развитию вкуса и потребностей, были бедны, малы и непрочны. Церкви, построенные в 1780 г., уже в 191 г. требовали капитальной ремонтировки и даже перестройки. На месте, где было митрополичье подворье, находят в земле и теперь камыш, из которого производились постройки. Дома были буквально лачужки. Священник Орловский около 50 лет тому назад застал во многих домах вместо стекол слюду. В 1837 г. проезжал через Мариуполь Государь Наследник В. Кн. Александр Николаевич. По этому поводу таганрогский градоначальник делал разные распоряжения и посылал даже своего полицейского чиновника Сесемана для приведения в порядок дороги и тротуаров, для наблюдения «за сохранением в городе чистоты и опрятности» и пр. Распоряжения и донесения Сессмана рисуют город в следующем виде. Церковная ограда вокруг собора развалилась, в ограде всякие нечистоты и неопрятности. Улиц имеют рытвины и выбоины, а на иных лес и прочее не должное, близ собора площадка в ямах и буграх, дома во многих местах требуют починки, крыши ветхи, по крайней мере, не обмазаны, трубы развалились и нигде не побелены, также во многих домах нет стекол, а в других забиты дощечками или залеплены бумагой, заборы каменные развалились и не обмазаны, деревянные обрушились или редко где сделаны через доску и около обросли бурьяном, во многих местах нет ворот, а в других хотя и есть, но изломаны и ничто не окрашено. Ряд требует починки, штукатурки и побелки и в конце его ветхие лавочки угрожают падением, а около них поставлены бочки с дегтем, с дручками и кучи лубья и прочие нечистоты и неопрятность».
Канат на переправе через Кальмиус состоял из кусков. Все это подтвердил председатель суда Чентуков. Только с изменением материального положения и развитием образования, город начал перестраиваться, старики говорят, что лучшие постройки – дома и магазины – построены только после крымской войны и главным образом, в последние десятилетия, т.е. после введения общегосударственных учреждений и после того, как начали селиться русские и другие народности.

Площадей четыре – Базарная, Александровская, Косьмо-Дамьяновская и Марьинская. Базарная вокруг собора, где была Кальмиусская крепость. По планам 1811 года и 1831 года она отделалась другой по линии Торговой улицы, нов настоящее время значительно сужена многими постройками и в особенности лавочками. Там и до настоящего времени собирается базар. Александровская площадь выше Марии-Магдалининской церкви – в 1876 г. названа так в честь Александра Освободителя. Косьмо-Дамьяновская и Марьинская находятся возле церквей на Карасевке и Марьинске.

Название улицам собственно Мариуполя дано 28 сентября 1876 года, а бывших подгородных сел 15 сентября 1877 г. – частью старые, а частью новые, например, Константиновская, в память посещения города В.К. Константином Николаевичем в 1872 году. Названия улиц следующие: а) продольные – Малая Садовая, Итальянская, Георгиевская, Екатерининская, Николаевская, Митрополичья, Фонтанная, евпаторийская, Кефайская, Готская, Карасевская, Бахчисарайская и далее на Марьинске две улицы без названий; б) поперечные – Торговая, Харлампиевская, Греческая и Магдалиновская (разделяются церковью), Таганрогская и Больничная (разделяются площадью), Константиновская и дальше без названий.

(Надеюсь, что в следующем посте закончится день второй... :crazy: )
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 31 гость

cron