#46 Katerinka » 26.02.2011, 23:33
Следуя сему и соизволяем Вам в Государстве НАШЕМ не только всеми теми правами и преимуществами, каковыми все подданные ВАШИ от НАС и предков НАШИХ издревле наслаждаются, но сверх того указали МЫ:
1. При настоящем переселении нашем в Азовскую губернию перевезти из Крыма на иждивении НАШЕМ все то имущество ваше, которое перевезено быть может, а особливо бедных и состоящих в долгах Хану и тамошнему правительству искупить из казны НАШЕЙ, что из определенной от НАС суммы уже и исполнено.
2. Для удобнейшего поселения вашего отвести в Азовскую губернию особенную от прочих селений достаточную часть земли по Солопой и другим реклам и по берегу Азовского моря с тем, что тамошнее изобильное рыболовство в дачах, селения вашего Всемилостивейше жалуем вечно в пользу и выгоды всего общества без всяких в казну нашу податей. Для купечества же, мастеровых и промышленников назначаем к обитанию их той губернии города Екатеринослав и Марианополь, как выгоднейшие для торговли места.
3. По разделении государственных жителей на классы Всемилостивейше увольняем всех от Государственных податей и служб какого бы звания они не были на десять лет, а по прошествии онаго времени имеют платить в казну НАШУ ежегодно, купечество с капиталов, с рубля по одному проценту, цеховые, так же и мещанство с двора по два рубли; а уездные поселяне, именно: земледельцы не с душ, но с земли, полагаемой для каждого по тридцати десятин, будут взносить с каждой десятины в год по пять копеек: неимущие же поселяне снабжены будут из казны НАШЕЙ не только продовольствием на первый год, но и на посев земли всякого звания хлебными семенами, скотом и всем к заведению домоводства принадлежащим, с возвратом за все оное в казну через десять лет; равным образом и дома их построены будут казенным иждивением; имущественные же на отведенных им землях имеют строить дома, лавки, амбары, фабрики и все, что сами пожелают из своего иждивения, пользуясь все вообще навсегда от всяких постоев свободой, кроме тех случаев, когда воинские команды мимо селений ваших проходить должны. От дачи же на войско рекрут увольняетесь вы вечно, разве кто сам на службу НАШУ пожелает.
4. Преосвященному Митрополиту Игнатию по смерть его Всемилостивейше препоручаем паству всех сих с ним вышедших и впредь выходящих из Крыма поселян; которому и состоят непосредственно под НАШИМ Святейшим Синодом. Священникам, вышедшим ныне, оставаясь всякому при своей парахии, зависит от него, которому и впредь по рассмотрению своему и по мере надобности рукополагать в пастве своей священников и других церковников.
5. Суд и расправу и всю внутреннюю полицию иметь на основании генеральных в государстве нашем узаконений выбираемыми из вас же по вольным голосам начальниками, коим и пользоваться чинами и жалованьем по штату Азовской губернии под апелляцию наместнического правления. В селах же и деревнях для защиты во всех нужных случаях определятся особые урядники из Российских, коим в судопроизводство сих поселян и ни во что не мешаясь быть только охранителями и из заступать.
Впрочем, во вступлении каждого в избираемый им род государственных жителей, позволяем пользоваться вечно и потомственно всем тем, чем по общим НАШИМ узаконениям каждой род государственных жителей пользуется, как то: свободной торговлей вне и внутри государства, и для выгоды оной, позволяются строить из собственного вашего капитала купеческие мореходные суда, разводить нужные и полезные фабрики, заводы и фруктовые сады, по разведении которых всякие виноградные вины в селениях ваших малыми мерами, вывозимые во внутренние России города бочками продавать можете, словом: всякого звания промыслы распространять по собственной воле и достатку каждого, и всем тем под Самодержавным НАШИМ Скипетром и защитой законов наслаждаться.
Все сии преимущества жалуя МЫ торжественно и потомственно всему обществу на вечные времена, для высшей силы собственноручно подписали, и Государственной НАШЕЮ печатью укрепить повелели».
В грамоте говорится, что для купцов и др. назначаются города Екатеринослав и Марианополь. Эти города начаты постройкой еще до выхода греков из Крыма по распоряжению губернатора Черткова: Екатеринослав, он называется первым в отличие от нынешнего Екатеринослава 2-го, находился почти там, где теперь Новомосковск и Марианаполь с 1780 г. Павлоград и с 1784 г. село Павловка на р. Волчей при устье Солоной: Екатеринослав в честь Екатерины Великой, а Марианополь в честь супруги наследника престола Марии Федоровны.
Таким образом. Переселение, по-видимому, было окончено и фактически, и юридически. Совершено оно благополучно, места для поселения даны отличные; привилегии дано больше, чем другим народностям, поселившимся в Новороссии, казалось бы, переселенцам оставалось только приступить к занятию хозяйством. Однако мы видим, что греки не остались на указанных им местах, а перешли на другие. Кто был недоволен? Многие поселились и уже обзавелись хозяйством. Это, а также и то, что не смотря на всемогущий авторитет Игнатия, не ушли за ним не только многие поселяне, но даже и священники, и это в то время, когда в Крыму не ослушался митрополита ни один из них, указывает , что дело было не в населении, и, кажется, причиной дальнейшего переселения был митрополит Игнатий. По фирману, данному турецким Султаном Мустафой 1757 года, митрополиту госткому и кефайскому подчинялись все христиане, живущие в Керфе, Мангубе, Балаклаве, Судаке, Азове, т.е. в составе епархии входили все христиане в Крыму и по Азовскому побережью. С присоединением Азова и побережья до Берды, епархия крымского митрополита значительно уменьшилась. Кроме того, если бы греки остались на р. Самаре (Солоная впадает в Волчью, приток Самары), епархия Игнатия очутилась бы в средне другой, и положение его было бы не совсем приятное. Кроме этих чисто личных причин, Игнатия не могло не беспокоить и то обстоятельство, что этим поселением не достигалась его заветная цель – сохранить и обособить греков. Он знал, что прежние поселенцы сливались с русскими, что были даже случаи перенесения церквей из Крыма на Запорожье и что греки вступали даже в запорожское войско, он и употребил все усилия и достиг того, что епархия была восстановлена почти в первоначальных пределах и греком оградил высокой стеной. С этой целью летом 1779 г. митрополит два раза едет в Петербург к покровителю Потемкину, и состоялись следующие распоряжения: 2 октября 1779 г. утвержден план пожалованных земель. Этот план в настоящее время хранится в мариупольской городской управе. Его заглавие: «карта представляющая часть Азовской губернии Мариупольского уезда, земли, которые определяются вышедшим из Крыма грекам». По средине надпись: «Быть по сему. Екатерина». Затем другой рукой приписано: «Конфирмован 2 октября 1779 года». Внизу на самом краю подпись: «Князь Потемкин». На плане обозначены только границы и место для города Мариуполя, но без обозначения места для сел. Он в своих границах совершенно отступает от указа 21 мая 1779 года. Достаточно указать на то, что в пределы его не вошли города Екатеринослав и Марианополь (Павлоград). Какие были представлены основания для этого изменения и почему предоставлены грекам такие громадные, несоразмерно населению, пространства, нам не известно, и судя по дальнейшей истории земельного надела видно, что митрополит уверил правительство, что оставшиеся в Крыму греки переселятся и что для населения их нужны свободные земли. Последствия показали, что митрополит ошибся, и это повело к нескончаемым пререканиям и процессам. Новый план совпадает с Кальмиусской паланкой. Эта полоса земли играла в истории России важную роль и как путь для русских на Азовское и Черноморское побережье, и по своим естественным богатствам.
Русские до нашествия татар владели этим побережьем, и через него имели сношения с Крымом и Тмутораканью. На том же основании придавали особенное значение той паланке запорожские казаки и постоянно имели неприятность со своими братьями – донцами, от которых отделяла р. Кальмиус, там был «укопан пень обгорелый для знатья всякому совей границы». Со времени Страбона эти места славились рыбными ловлями. Академик Санкт-Петербургской академии наук Гильденштедт, посланный для исследования побережья Азовского моря в 1773-1774 гг., находит, что в этой местности соединяются наиболее выгодные условия для основания поселения. Следовательно, греки и теперь получили одну из лучших провинций Азовского побережья. Для правительства же поселение здесь греков имело и административное значение, в 1775 г. была уничтожена Запорожская Сечь и Кальмиусский уезд, будучи заселены только казацкими зимовниками и кочующими калмыками, был открыт для татар, которые даже при казаках с их ведома пользовались здесь пастбищами, и потому нужно было его заселить.
Время уже было позднее, утвержденный 2 октября план на месте мог быть получен не раньше ноября или декабря. Еще зимовка и второе окончательное уже переселение греков совершилось во следующему распоряжению, из которого мы приводим только те части, которые касаются непосредственно греков. Это – указ 24 марта 1780 г. за № 1817 из Азовской губернской канцелярии в армянское общество.
«По указу Ее Императорского Величества Азовская губернская канцелярия во исполнение полученного от Его светлости… Государева наместника князя Г.А. Потемкина 29 сентября 1779 г. под № 2829, об отводе вышедшим из Крыма в сию губернию грекам, для поселения их пригнанных ими и способных местах земли ордера, при коем и приложенное к его светлости за подписанием его преосвященства греческого митрополита и депутатов свидетельство, о котором предписано рассмотрение препровождаемое при том в оригинале, поданное от его преосвященства Готфейского и Кефайского митрополита Игнатия, за подписанием его и депутатов, отъехавших из Крыма греков обязательное свидетельство, что они для заведения города и поселения хлебопашцев признают земли и места достаточными и способными: от Азовского мор и устья реки Берды, где крепость Петровская (оставляя в той крепости, как на карте назначено округу 12000 десятин), по левому ее берегу до устья реки Каратыша, по левому берегу Каратыша до вершин, спрямо на вершину балки Коблей и по правому ее берегу до устья впадающего в реку Мокрой-Ялы, по правому берегу Мокрых-Ялов до устья впадающего в Волчью, оттуда по берегу Волчьей до устья балки Осиковой, по левому берегу оной до вершины, с той вершины прямо на вершину реки Береснеговатой, по ее правому берегу до устья впадающего в реку Кальмиус, по правому берегу Кальмиуса до устья оной впадающего в Азовское море, отсюда по берегу Азовского моря до вышесказанной округи крепости Петровской, предлагает те земли, как на оных нигде достаточных ни казенных, ни помещичьих заведений еще нет, вышедшим из Крыма грекам для поселения и построения особо их города без изъятия отдать, и где они сами для деревень выберут из них удобные места, там отрежут им округи под каждую, хотя б и не было в оной полного количества 200 дворов, по 12000 десятин полагая как в оных излишество, так и что за отмежеванием тех округ останется на вперед пребывающий. Если же по миновании пожалованных десяти льготных лет какие-либо земли заселены не будут и останутся пустыми, то отобрав от них раздавать желающим, на равном основании с прочими всей губернии землями; а когда выходцев греков умножится, то прибавить им по количеству тех выходцев и еще из никому не отведенных мест.
2. Город их наименовать Мариуполь, который расположив порядочным образом, построить либо на берегу Азовского моря при устье реки Кальмиус, или при устье реки Соленой, впадающей в речку Кальмиус; и все те жалованные грекам земли, по вышеописанным границам, должны составить Мариупольский уезд, земское же правление сего уезда учредить в крепости Петровской; и в этом уезде, исключая крепость Петровскую с округом, кроме греков, до минования десяти льготных лет никому других наций никаких земель на поселение домов и прочего не отводит, и рыбными ловлями против дач тех греков на Азовском море, равно и во всех реках сего уезда, кроме их никому не пользоваться; а город, при реке Волчьей, который определялся прежде для тех греков, назвать Павлоградским.
3. Проживающим в этом уезде государственным поселянам и на отведенных дачах помещикам, коих число весьма невеликое остается, не только на наступающую зиму, но и до снятия будущим летом хлеба беспрепятственно быть на своих местах, а тогда их всех оттуда переселить, отведя помещикам вместо их дач, на избранных ими удобных местах, такое же или превосходное количество, не взыскивая с них за те прежние ничего за владеемое ими время и не зачитая оного при отводе вновь им земель в полагаемое льготное время; государственным же дозволить по собственным их желаниям перейти, чиновным, купечестве, мещанам и ремесленным в крепость Петровскую и другие города сей губернии, а поселянам в государственные слободы с дачей им льготы на шесть лет и за их строения, какие бы они ни были, на нынешних местах, равно и за церковь при Кальмиусе, как им, так и помещикам по оценке заплатив из казны деньги, отдать тем грекам, кроме мельницы, которые они из собственного иждивения покупать должны, или оставить во владении их хозяев и с отведенною к тем мельницам к каждой по 125 десятин землей.
4). По недостатку в сих местах лесных угодьев, не только построение домов, для которых самым неимущим доставить оный из казны, но и на прочие домашние потребности дозволить им свободный въезд в леса при реке Миус. Леонтьевы. Глухие и Березоватые буераки.
5). Как те греки по приближающемуся осеннему времени и зиме, построением себе домов успеть не могут, то приказать им отвести заблаговременно квартиры в Бахмутском уезде, в Тору (ныне Славянск), Райгородке, куда бы имущественные на своем иждивении, а прочие на данных им казенных водах, не упуская времени и перебрались, не возбраняя желающим остаться на тех местах, где они теперь находятся или перейти на землю при речке Каменке, где из них некоторые прошедшую зиму пребывание имели, о чем от господина губернии губернатора уведомлен и его преосвященство митрополит Игнатий, с напоминанием ему о непременном по сему исполнении, и чтобы он преклонил хлебопашцев к недопустительному посеву нынешнею осенью озимого хлеба либо на тех местах. Где они теперь состоят. Либо на вновь для них определяемых, только, чтобы в приобретении на будущий год хлеба время напрасно отнюдь потеряно не было… Приказали: к сведению во все подчиненные места послать указы… Греческому митрополиту Игнатию сообщить, дабы все греки в Мариупольский уезд сего года хлебопашцы, апреля с первого. А купечество и мещане с пятого на десятое число на поселение вступили; к смотрителю же прапорщику Горленскому послать указ и велеть проживающих на назначенных для греков землях всякого звания жителей переселить на усть Солоную, в Павлоград, отослав туда с приставом к земскому комиссару майору Кончаелову, где им и отдаются построенные там 24 связи, а Павлоградского уезда земскому комиссару майору Кончаелову дать указ, чтоб перешел, как можно скорее, в город Павлоград, на реке Солоной, что прежде назван был Мариуполь, и принять те связи в ведомство свое, с подлежащей описью от капитана Чернявского, роздал переселяющимся из Мариупольского уезда по его рассмотрению; а кто из тех переселяющихся пожелает записаться в купечество или мещанство, тем дозволят по разбитым, в том вновь полагаемом городе линиям, строить свои дома и делать, во всем возможном всякое вспоможение и облегчение, уверяя при том, что они на шесть лет от всяких по земству наряд и платежа податей освобождены будут».
Этим указом заканчиваются правительственные распоряжения о переселении. Весной и летом 1780 г., т.е. через два года после выхода из Крыма, греки оставили Самарскую паланку и по так называемому «солоны» - древнему пути, по казацкому шляху на Кальмиус, через Матвеевку (теперь Павлоград с 1784 г.) и слободу Васильево, обогатив чрезвычайно ее жителей золотом турецким и греческим, разновременно партиями перешли в Кальмиусскую паланку, которая именовалась уже Кальмиусским уездом. Для устройства на новом месте поселенцев был послан секунд-майор Михаил Сафков. В аттестате, который был выдан Сафкову губернатором Чертковым, сказано: «в 1871 г. послан был в Мариупольский уезд для заселения выведенной из Крыма греческой колонии… и через один год своего там пребывания поселил их как в Мариуполе, так и в двадцати одной слободе настоящими жилищами и обзавел нужной экономией и при том, побудительными советами, наставлением и ласковыми ободрениями склонил их от упорства обратиться к трудолюбию в хлебошестве». Здесь греки основали город Мариуполь и 23 села: 22 греки, а 1 – грузины и волохи.
Для образования одного села сливались выходцы иногда из нескольких сел. Выходцы, говорящиме только по-татарски, т.е. потомки готов, алан и др. составили села – Старый Крым, карань, Ласпи, Бешево, Улаклы (Дремрек), Богатырь, Камара, Старый Керменчик, Новый Керменчик и Мангуш. В остальных сохранили греческий язык, носящий название «яила», сами же греки называются «тать» (значит – безземельные – это название сохранилось еще в Крыму за южнобережскими татарами) – Сартана, Чермалык, Каракуба, стыля, Волноваха, Констанинополь (Демерджи), Большая Янисоль, новая Каракуба, Малая Янисоль, Чердаклы, Ялта и Урзуф.
Местный знаток А.И. Чабаненко уверяет, что в разных деревнях говорят различно, в одних как Сартана, Чермалык, Карань, Чердаклы, Малая Янисоль сохранились остатки древнего яз. Гомера. Фукидида и пр.; некоторые из них себя называют «ираклиотами»; в других , как Ялта, Урзуф, Каракуба Старая и Новая, - язык константинопольский и архипелажских островов. Такое смешение, по мнению г. Чабаненко, могло произойти во времена иконоборства. Вообще же почти каждая деревня говорит отдельным наречием и не всегда говорящие по-гречески понимают греков и по-татарски употребляющих татарское наречие; при этом греки в большинстве говорят по-татарски, а употребляющие татарское наречие по-гречески и не говорят и не понимают.
Игнатьевку населили грузины, а Ново-Игнатьевку, образовавшуюся потом, волохи – название дано по имени митрополита потому, что в Крыму грузины и волохи были только в качестве пленных и особых сел не имели.
В 1829 г. из разных выходцев образовалось 24-е село – Анадолия. В 1881 г. отделилась Новая Карань
Что же касается до того, из каких крымских сел образовались мариупольские, решить трудно, потому что некоторые села дорогой отстали, а другие разбились и возвратились потом в Крым.
Велики были милости, оказанные переселенцам, но велики были и жертвы. Повальная болезнь в Новороссийской и Азовской губерниях открылась и между переселенцами, отчего многие в дороге умерли. Самарский монастырь, и его богатая слобода Орловщина в 1778 г. и 1779 г. принимали большое участие в переселенцах, все больные из них, все хилые и престарелые имели приют, все здесь они пользовались и призревались. В 1780 г. был определен «к призрению вышедших из Крыма разных наций христиан», премьер-майор князь Шахматов. Он со всем штатом своим и канцелярией проживал тоже в Орловщине и, всех вышедших из Крыма христиан, но и благотворил местным бедным жителям. Вот в каких выражениях греческие уполномоченные описывают эти тяжелые годы в прошении, поданном в двадцатых годах министру внутренних дел Ланскому: «мы не в силах подробно описать всего того, что происходило при переселении нашем, и как действовали болезни, произошедшие от перемены климата, воды, от тесноты квартир и большей частью от неимения их… нелицемерно скажем и по самой истине, что целые семейства пострадали жизнью, а многие лишились и половины оных и ни одно семейство не осталось без потери отца, матери, брата, сестры и детей словом сказать из 9 тыс. душ мужского пола выходцев не осталось и третьей части, и в 15 лет едва могло набраться с новорожденными при сочинении 5-й ревизии до семи тысяч душ».
(Продолжение следует)
Учите историю, господа!