Книга "Мариуполь и его окрестности!

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#81 Katerinka » 20.03.2011, 00:57

Второй день. Окончание!!!

Замощение площадей и улиц началось с 1871 года. Мостят осколками из местного гранита. Замощены Соборная площадь, вокруг Александровская площадь в 1890 г. и улицы Екатерининская, Торговая от Фонтанной до Итальянской и Итальянская до шоссе в 1871 г. на средства города, и Марии-Магдалиновская улица до вокзала шоссирована в 1882 году на средства железной дороги.

Освещаются улицы и площади керосинными фонарями с 15 июля 1875 года. Сначала было 100, а в настоящее время 300 фонарей.

Есть городской сад и сквер. Сад посажен в 1863 году, а сквер в 1889 году. Сад находится на горе в виду моря, сквер на Земской улице. Город, по настоянию губернатора Вл. Карл. Шлипце, с 1890 года обсаживается деревьями. Деревья, судя по тому, что здесь были сады, и по некоторым деревьям на улицах могут без большого ухода расти успешно.

Кладбища старые были на Магдалиновском спуске, на Александровской площади, где дом Хараджаева, и в других местах. При проложении Магдалиновского спуска разрыли некоторые могилы, по словам старожилов, не греческие, и нашли в одной бутылку с вином. По мнению стариков и по виду бутылки, находке далеко за сто лет. Бутылка хранится в городской управе с надписью, из которой видно, что она найдена 10 мая 1883 года и что красное вино по вкусу превратилось в бальзам.

В настоящее время хоронят на двух кладбищах. Одно открыто в 1832 году для христиан и находится за Кленовым оврагом, а другое в 1867 году для евреев за подгорным оврагом.

Водой город снабжается из старого фонтана. Он хорошо отделан; водоем разделяется на три резервуара для – прачек, для воды для употребления и для водопоя. Над средним находится маленькая часовня с иконой Божьей Матери. В сухое время в сутки фонтан дает 146000 ведер. Вода несколько солоноватого вкуса и довольно жестка.

Город в настоящее время имеет 12 т. десятин земли; из них десятин 600 под площадью города. С основания Мариуполя землей этой пользовались только греки на том основании, что жителей другой национальности не было. 30 марта 1859 г. последовало Высочайшее утверждение мнения Государственного Совета, в котором сказано: «в г. Мариуполе сверх существующего там греческого общества, пользующегося, на основании Высочайшей грамоты 1779 г. особыми привилегиями, учредить отдельное общество, дозволив причисляться к сему новому обществу как русским, так и иностранцам, без присвоений им привилегий, дарованных собственно грекам (т.е. право своего суда и полиции); но с тем, чтобы это вновь учрежденное общество об отбывании членами его всех повинностей и было подчинено местной городской думе на общих правилах».

С этих пор город начал заселяться быстро русскими и другими национальностями. В виду этого греки в 1873 г. возбудили вопрос о том, что эта земля должна находиться в исключительном владении греков, и, предоставив в общее пользование 2000 десятин, постановили остальную 10000 десятин разделить между наличными греками. Разумеется, в виду того, что грамотой 1779 г. не указано, что в Мариуполе этот вопрос разрешен в том смысле, что земля принадлежит городу, а не известной национальности.

Кроме этой земли г. Мариуполь имеет участие в 6000 десятинах береговой земли, предоставленной в общее пользование всех вышедших из Крыма греком для рыбного промысла.

Кроме земли город имеет лавки – три № каменных и три № деревянных на рыбном базаре и два № возле Екатерининской церкви, бойню, два дома по бахмутской дороге, помещения под училищами Приходским, Карасевским, Марьинским и Слободским, дом в городском саду и дома, занимаемые городской управой с 1880 г., управлением воинского начальника – с 1881 г. и для помещения роты – с 1884 г.

В своем доме помещается земская управа с 1875 г. Все же остальные учреждения – и казенные и городские, помещаются в наемных домах.

На этом мы закончим общее описание и развитие города. История его всесторонне обрисуется из рассказа о развитии учреждений и современного его состояния.

Во время чтения были показаны и объяснены Высочайше утвержденный в 1881 г. план города, а также планы 1831 г., 1851 г., 1883 г. В этот же день было сделано господином директором и следующее сообщение:

Особо замечательные события в Мариуполе.

а) Пожертвования на государственные нужды. Участие Мариупольского общества в общегосударственной жизни выразилось между прочим в разновременных пожертвованиях, исчисленных в прошении 1841 года: в 1806 г. – 80 лошадей, в 1807 г. – 1000 четвертей хлеба, в 1812 г. – деньгами более 50000 рублей и в 1828 г. – 4600 четвертей сухарей.
В Крымскую войну город и греческие села пожертвовали 26 т. четвертей сухарей. До их приема они хранились в упраздненной и потом возобновленной церкви св. Харлампия. Кроме того город пожертвовал для армии 300 быков и для запруды Керченского пролива 10000 рублей.

б) Бомбардирование Мариуполя в крымскую войну. По сообщению А.И. Чабаненко, англичане, прорвавшись через запруду в Керченском проливе и уничтожив много купеческих судов. 25 мая, в Троицын день, бомбардировали Мариуполь и, сделавши высадку, сожгли на бирже деревянные амбары с солью, хлебные склады двух братьев Мембелиев и Деспота и в городе дома Хараджаева (теперь полиция). Качеванского (теперь Хараджаева), дом Палеолога на Екатерининской ул. И др. Жег французский офицер по приказанию английского командира. На соборной паперти резали гусей. В том же году неприятельский флот подходил вторично осенью, бомбардировали только биржу и прекратили сейчас, как только выброшен был австрийский флаг.

Памятниками вражеского нашествия просвещенной армии на мирный город остались бомбы в крыльце собора и обожженная дверь в амбар. А.И. Чабаненко, который также подожгли, но он не успел разгореться и был потушен по уходу неприятелей рабочими. Училище и учреждения были переведены в Сартану и Карань; жители все бежали; полковник Кострюков с тремя сотнями казаков стоял за Кальчиком.

в) Посещение Мариуполя высочайшими Особами. Мариуполь, хотя и находится в стороне от большого пути, был несколько раз осчастливлен посвящением Высочайших Особ.

В 1787 году вскоре после основания Мариуполя и присоединения Крыма в путь «Высочайшего шествия Екатерины Великой был включен и Мариуполь. Здесь был приготовлен «путевой дворец», переданный из митрополичьего домика. Но ожидания Мариупольцев не сбылись: Екатерина ШШ возвратилась иным путем.

Император Александр Благословенный посетил Мариуполь проездом из Крыма в Таганрог два раза – в начале июня 1818 и 21 октября 1825 гг. В первый раз останавливался в доме теперешнего городского училища. Тогда граждане, встретив Его с хлебом и солью, поднесли блюдо и солонку в 2229 р. и 76 коп., которые были заказаны в Москве.

Во второй раз Его Величество остановился в доме Чабаненко, теперь Михаила Николаевича и, уезжая, наградил богатым колье. Анну Константиновну Чабаненко и Екатерину Кузьминишну Чабаненко.

17 октября 1837 г. осчастливил наш город своим посещением Император Александр Второй, бывший тогда наследником престола. О Его проезде греческий суд доносит рапортом Таганрогскому градоначальнику следующее: «В 12 часов по полуночи (дня) изволил осчастливить своим прибытием город Мариуполь, отправился прямо в соборную Харлампиевскую церковь и отслушав эктению прибыл в назначенную Его Высочеству в доме председателя сего суда 3-й гильдии купца Чентукова квартиру, где встречен хозяином дома и гражданами города с хлебом-солью, изволил оставить 200 рублей, да особо приказал раздать отставным солдатам и прочим бедным до 150 рублей ассигнациями, а в начале первого часа из Мариуполя выехал».

Великий князь Константин Николаевич посетил Мариуполь два раза. Первый раз в 1845 году, останавливался в доме Чентукова. К приезду его, при приведении города в надлежащий вид по распоряжению председателя суда. И.А. Чабаненко, были уничтожены последние остатки Кальмиусской крепости вокруг теперешнего базара. Его Высочество подарил хозяину Чентукову золотую табакерку. Второй раз посетил Мариуполь Великий Князь Константин Николаевич в 1872 году. В мае Его высочество, прибыв в город, осмотрел собор окрестности и посадил в тогда обновленном городском саду два деревца – эвкалиптус. В особенности Великому Князю понравились виды по Кальчику, по обе стороны которого раскинуты прекрасные фруктовые сады. Пребывание его отмечено тем, что поставлена в соборе икона, названа его именем улица Константиновская и учреждена стипендия в 300 р., которую избранный городом ученик пользуется в гимназии и Харьковском университете до окончания курса.

По окончании этого рассказа ученики прошли народный гимн, и так закончился второй день экскурсии.
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#82 Katerinka » 20.03.2011, 00:58

Katerinka писал(а):Кладбища старые были на Магдалиновском спуске, на Александровской площади, где дом Хараджаева, и в других местах. При проложении Магдалиновского спуска разрыли некоторые могилы, по словам старожилов, не греческие, и нашли в одной бутылку с вином. По мнению стариков и по виду бутылки, находке далеко за сто лет. Бутылка хранится в городской управе с надписью, из которой видно, что она найдена 10 мая 1883 года и что красное вино по вкусу превратилось в бальзам.

А где этот спуск?
Случайно это не начало ли улицы Семенишина? :unknown:
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#83 Naily58 » 22.03.2011, 21:40

Katerinka писал(а):
Katerinka писал(а):Кладбища старые были на Магдалиновском спуске, на Александровской площади, где дом Хараджаева, и в других местах. При проложении Магдалиновского спуска разрыли некоторые могилы, по словам старожилов, не греческие, и нашли в одной бутылку с вином. По мнению стариков и по виду бутылки, находке далеко за сто лет. Бутылка хранится в городской управе с надписью, из которой видно, что она найдена 10 мая 1883 года и что красное вино по вкусу превратилось в бальзам.

А где этот спуск?
Случайно это не начало ли улицы Семенишина? :unknown:

Думаю, что это на Вокзальном спуске. Греческая на перекрестке с Екатерининской (где стояла сначала старая деревянная Магдалиновская церковь для руских, а позже капличка) превращалась в Магдалиновскую, которая на пересечении с Малой Садовой плавно переходила в Магдалиновский спуск.

Понятное дело, что при возвращении исторических названий улицам города Марию Магдалину принципиально проигнорировали и продлили Греческую, а вот "промашку" с Константиновской (Энгельса) объясняли технической ошибкой машинистки, пропустившей название этой улицы, при подготовке решения исполкома о переименовании.
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться. Станислав Ежи Лец
Naily58
Аватара
Репутация: 47 (+47/−0)
Лояльность: 6 (+7/−1)
Сообщения: 483
Темы: 9
С нами: 13 лет

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#84 Katerinka » 22.03.2011, 21:45

Но существуют слухи, что кладбище было там, где сейчас дом № 2 по Семенишина. За этим домом достаточно крутой обрыв :unknown:
Не конкретно на месте этого дома, а в том районе.
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#85 Naily58 » 22.03.2011, 22:16

Katerinka писал(а):Но существуют слухи, что кладбище было там, где сейчас дом № 2 по Семенишина. За этим домом достаточно крутой обрыв :unknown:
Не конкретно на месте этого дома, а в том районе.

В книге пишется
При проложении Магдалиновского спуска разрыли некоторые могилы,
, т.е. когда срывали холм по направлению: вниз к вокзалу, то наткнулись на старые захоронения. Думаю, что кладбище было слева под холмом.
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться. Станислав Ежи Лец
Naily58
Аватара
Репутация: 47 (+47/−0)
Лояльность: 6 (+7/−1)
Сообщения: 483
Темы: 9
С нами: 13 лет

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#86 L.V. » 22.03.2011, 23:25

Скорее всего, это было в том же месте, где в 20-х Пиневич вскрыл несколько старых погребений. Кажется, у меня где-то завалялся этот фрагмент его отчета. Завтра по свободе попытаюсь его найти.
А степная трава пахнет горечью...
L.V.
Аватара
Репутация: 397 (+400/−3)
Лояльность: 170 (+171/−1)
Сообщения: 4763
Темы: 4
С нами: 13 лет 4 месяца

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#87 Katerinka » 22.03.2011, 23:40

То есть, там, где был подземный ход? И кладбище? :unknown:
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#88 L.V. » 23.03.2011, 22:25

L.V. писал(а):Скорее всего, это было в том же месте, где в 20-х Пиневич вскрыл несколько старых погребений. Кажется, у меня где-то завалялся этот фрагмент его отчета. Завтра по свободе попытаюсь его найти.

К сожалению, с налета не нашел. :oops: Если когда-нибудь попадется - выложу.
А степная трава пахнет горечью...
L.V.
Аватара
Репутация: 397 (+400/−3)
Лояльность: 170 (+171/−1)
Сообщения: 4763
Темы: 4
С нами: 13 лет 4 месяца

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#89 Katerinka » 01.04.2011, 17:48

ТРЕТИЙ ДЕНЬ ЭКСКУРСИИ – 15 МАРТА


15 марта в 12 часов все собрались в зале гимназии. После молитвы «Отче наш», пропетой гимназическим хором, директор гимназии выяснил значение в истории города Мариуполя тех сообщений, которые будут предложены в этот раз. Г. Тимошевский указал, что все города в общем имеют одну и ту же историю и те же учреждения, различаются только местом, временем и обстоятельствами, при которых они возникли; Мариуполь же имел свои собственные, отличные от других, учреждения, основанные на исключительных привилегиях; кроме этого Мариуполь замечателен тем, что он имеет такие святыни, которыми обладают не многие города не только в России, но и в Европе – это чудотворные иконы Божьей Матери Одигитрии и Св. Георгия: тысячелетие явления одной из них недавно праздновали. Есть другая особенность, которая также выделяет г. Мариуполь, - это его недавно утроенный порт, который даст городу особое торговое положение. Сегодня, заключил Григорий Иванович, побеседуем об истории привилегий и об истории православных церквей с их достопримечательностями.

После этого Г. Тимошевский прочел следующее сообщение.

Духовное и гражданское самоуправление.

В настоящем изложении рассмотрим историю тех учреждений, которые вытекают из 3, 4 и 5 п.п. Высочайшей грамоты 21 мая 1779 г.
I

Переселение и первоначальная история греков всецело связана с личностью митрополита Игнатия. К сожалению об этом замечательном иерархе мы знаем очень мало. Родился он на одном из греческих островов Фермия или Кифермия в г. Гзиа, недалеко от Аттики, происходил из «древле благороднаго» рода Хазадинова или Газадинова. Время рождения, его молодость, образование и его служение до приезда в Крым нам неизвестен. Вероятно, по обычаю того времени, обучался в венецианской греческой коллегии, а служение проходило при константинопольском патриархе. Из Константинополя, получив назначение митрополита в Крым и наместника там патриарха, он приехал в Георгиевский монастырь 23 апреля 1771 года, а оттуда 27 апреля в г. Бахчисарай, где в Мариамполе была его кафедра.

О наружности его сохранилось известие. Что он был среднего роста и довольно дороден.

В рассказе о переселении греков мы имели случай говорить о том, в каком положении преосвященный принял свою паству, о направлении его деятельности, посвященной исключительно не только сохранению, но и восстановлению крымских греков в политическом, религиозном и нравственном отношении; там же мы имели случай говорить о гонениях на митрополита татар, об участии его в переселении греков и о том, какие права и богатства он представил грекам.

При расселении в выборе мест для города и селений митрополит принимал непосредственное участие, указывал места, строил церкви, был посредником между казной и своей паствой в покупке леса на постройки домов и хозяйских построек, так в 1780 году и в 1781 году он взял на свое имя леса на 1831 рублей 74 копейки с выплатой в 10 лет, одним словом, вся жизнь мариупольских греков со всех сторон связана с именем митрополита.

Права митрополита Игнатия и его положение установлены еще в пути в Мариуполь Высочайшим указом Святейшему синоду 14 марта 1779 г.: «Игнатию митрополиту Готфейскому и Кефайскому, подвигом усердия вышедшему из Крыма в вечное подданство России и находящемуся с знатным числом обоего пола паствы своей в Азовской губернии на назначенных для поселения местах: 1). Быть архиереем тех поселенцев и состоят по смерть непосредственно под Синодом; священникам же, вышедшим с ним, оставаясь каждому при своем приходе, зависит от него, коих он и впредь по рассмотрению своему и по мере надобности в пастве своей рукополагать имеет; 2). Именоваться ему по смерть митрополитом Готфейским и Кефайским, и иметь место под архиепископом херсонским и славянским; 3). На содержание его со всем домом коллегия экономии производит ему по 3000 рублей». В грамоте 21 мая 1779 года п. 4 повторено только сокращение, то же самое и несколько изменено название титула «митрополит Готфейский и Кефайский».

По водворении греков в Мариупольском уезде епархию Игнатия составляли все христиане, как переселившийся из Крыма в Россию, так и оставшиеся в Крыму – сначала в Енисоль и Керчи, а после 1783 г. и во всем Крыму. Ему также подчинялись и те греки, которые поселились вне мариупольского уезда, например, в Таганроге, Екатеринославе и пр.

Местопребывание митрополита Игнатия было в Мариуполе. «Преосвященный Игнатий, говорит архиепископ Гавриил, заботясь об устроении для словесного стада своего пристанища, сам почти не имел его. Он жил наравне с беднейшими из своих единоплеменников, в убогой, мрачной, сырой землянке. Сверх того его посетило тут несчастие: возникший пожар превратил в пепел все его имущество». Пожар, о котором здесь говорится, был в 1780 г., самая ценная потеря – сгорел архив митрополита. «После этого, продолжает Высокопреосвященный, хотя и построен был для него удобный день, но святитель не находил уже в нем совершенного спокойствия, будучи тревожим частыми огорчениями от своих соотечественников. Он избрал для духовного отдохновения особое место, в шести верстах от города вверх по реке Кальмиус, где развел хороший фруктовый сад и выстроил в нем каменную келью для молитвослова. По близости оттуда сооружен был также каменный, черепицей крытый домик с пятью окнами. Здесь предположил преосвященный устроить монастырь во имя великомученика и победоносца Георгия, особенно греками почитаемого; но со смертью его пересеклись и все благородные его предприятия… Загородный приют преосвященного обветшал, сад зарос крапивой, а келья и молитвенный дом разрушаются». Это было в 40-х годах, а в настоящее время все уничтожено, но осталась одна только небольшая часовня.
Подворье митрополита находилось на углу Митрополитской и Торговой улиц во второй части г. Мариуполя. По словам семидесятилетней еврейки Огуз и восьмидесятилетнего грека Мины Быка, подворье составляли нынешние планы Ликаки, Огуз, Попова, Калери, Тригубова и двор почтово-телеграфной конторы. Предание говорит, что митрополит жил там, где теперь живет еврейка Огуз; Бык утверждает, что большую часть времени преосвященный жил на даче.

В Мариупольской городской управе хранятся дела 1786 г. № 16 «об оставшемся после смерти покойного митрополита Готфейского и Кефайского Игнатия имении» и 1791 года № 40 «О переходе из Таганрога в Мариуполь присутственных здешнего уезда мест». По данным, заключающимся в этих делах, можно составить себе как представление о жизни и имуществе митрополита Игнатия, так и приблизительное понятие об обстановке бывших крымских иерархов, несомненно, что значительная часть имущества привезена преосвященным из Крыма. В подворье, окруженном каменной оградой, было пять домов, сад, сараи и амбары. Все строения соединялись в три связи. Самый большой из флигелей в четыре комнаты был высота 1 саж. 5 четв., длины 8 саж. 8 четв. и ширины 6 саж. 3 четв. и самый малый в две комнаты – высоты 1 саж., длины 4 саж. 4 четв. и
ширины 2 саж. и 4 четв. В 1791 году при освидетельствовании они были очень ветхи и требовали капитального ремонта. Один из них, вероятно, больший, называвшийся «путевым дворцом», был отделан для «Высочайшего шествия» Екатерины великой. В нем жил митрополит. Опись имущества на подворье на четырех полных листах. Хозяйство полное и всестороннее. Нет роскоши, но всего изобилие. Невольно переносишься в то время, когда не знали базаров – все было свое. Опись как бы дополняет отношение митрополита к своей пастве: одним помогает советом, другим материально; одним дает пособия без возврата, с других взял более 50 расписок на турецком, греческом и русском языках на 614 рублей 79 копеек. Под городом была дача в 1500 десятин. Там по описи часть имущества принадлежала митрополиту, часть разным церквам. В числе вещей архиерийских поименованы только хозяйственные: два дома, конюшня, две землянки, людская, амбар, 4 загона, 1512 ягнят, 80 козлят и пр. Среди всей той обстановки митрополит напоминает собой древних пастырей и начальников каким представляется, например, время князя Михаила и явления иконы Божьей Матери под Бахчисараем.

(Продолжение следует)
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#90 Katerinka » 02.04.2011, 17:05

Во время переселения из Крыма утварь отчасти была перевезена самими прихожанами, а отчасти митрополитом; она хранилась на даче и выдавалась по мере постройки церквей. В день смерти митрополита остались вещи – монастырей афонского св. Георгия и церквей Кефайской (Карасевской), Соборной мариупольской и Харлампиевской. Георгиевскому монастырю принадлежали 99 штук лошадей и рогатого скота. Здесь достойно примечания: а) Соборная и Харлампиевская церкви показаны отдельно; б) в числе вещей Георгиевского монастыря нет икон вообще и в частности иконы св. Георгия; в) иконы показаны архиерейская, афонского монастыря и кефайской церкви.

В этом же деле находится указание, что по указу Святейшего Синода 2 октября 1779 года новгородский владыка снабдил митрополита Игнатия «шапкою и другими разными к служению архиерейскому принадлежащими вещами» из новгородской епархии. Облачение это по смерти владыки велено взять обратно.

По отзыву преосвященного Гавриила и единогласному преданию, между митрополитом Игнатией и его паствой было разногласие. Племянник митрополита поручик Иван Газадинов, жалуясь на то, что греческий суд через полтора часа после смерти владыки «без ведома городничего и без его, Газадинова, бытности» запечатал комнаты своей печатью и поставил свои караулы, говорит, что судьи «во время жизни его преосвященства недоброжелательствуя наносили ему разные неудовольствия и всегда его огорчениям употребляли способы». Причин разногласия нам не указывают ни современные письменные источники, ни предания. Неудовольствие, очевидно, началось в Крыму, усиливалось дорогою и разрослось в Мариуполе. Не все были довольны выселением из Крыма, не всем также было по душе менять Самарскую паланку на Кальмиусскую, и многие остались в Крыму и в Екатеринославе. Всеми делами по переселению ведал митрополит, выборные же или были только его помощниками, или только официально представительствовали. Все не могли быть довольны; не все получили то, что желали. Достаточно указать в этом случае на миссию Сафкова, а также и на те волнения, о которых было сказано раньше. Легковерием толпы пользовались недоброжелатели владыки и, к крайнему огорчению для потомков, коснулись даже чести того, кто за спасение своей паствы готов принять мученичество. Не успел митрополит закрыть глаз, как поступили жалобы на то, что он от Суворова получил «на удовлетворение греков за оставшиеся в Таврической области их дома, сады и фабрики (!) 78000 рублей» и отдал из них обществу только 1220 рублей. Произвели следствие, допросили Суворова, и все оказалось ложью. Указы 14 марта и 21 мая поставили митрополита совершенно в иное положение к своей пастве, какое было в Крыму. В Крыму митрополит был не только представителем христианского населения и ведал церковными делами, но и был судьей своего народа; церковные же сообщества имели полуофициальное значение и подчинялись всецело митрополиту. В России в ведении митрополита остались только церковные дела, митрополит приравнен был по власти к русским архиереям; напротив же гражданское самоуправление не только было узаконено, но расширено и сравнено с русским, т.е. поставлено вне всякого отношения к духовной власти по гражданским делам. Митрополит во время не отказался практически от своей власти, а греческий суд не принимал во внимание утвердившейся привычки к власти полагавшего душ свою за паству владыки и отнесся к нему так, как отнеслись их древние предки к своим полководцам-законодателям и философам, преосвященный вкусил первый плоды возрождения своего народа. Последнюю степень вражды предание передает так. Митрополит насадил на своей даче сад. Председатель суда Х.Я., усмотрев, вероятно, незаконность в действиях митрополита, собрал толпу, снес ограду и уничтожил сад. Митрополит, отслужив обедню, вышел на Покровскую могилу, что на Георгиевской улице, предложил своим сторонникам отделиться от противников и в лице Х.Я. проклял их. Все бедствия – ежегодные засухи, бывшие повальные болезни, как, например, холера в 1830 году, когда вымирали целые улицы – Георгиевская и пр., народ приписывает проклятию своего преосвятителя.

Недолго митрополит пожил на новом месте. 16 февраля 1786 года после 14-дневной болезни скончался на своей даче. Он оставил завещание на греческом и турецком языке. Завещано эконому Трифилию 100 рублей, трем Мариупольским церквям отказано по 75 рублей, священникам и приходским бедным церквям мариупольских селений по 20 рублей. Из завещания видно, что дом митрополита владел рыбным заводом, постоялыми дворами и лавками, но этого в описи имущества, о котором было сказано выше, нет. На похоронах преосвященного не присутствовал ни один из архиереев – «погребен бывшими в его пастве священниками», как донес протоиерей Трифиллий. Похоронили его по греческому обычаю, в сидячем положении, на правой стороне, в Харлампиевском храме. Гробницу осеняли кувуклия или балдахин, который был снят по приказанию преосвященного Дорофея, - «кувуклия, занимая много места, стесняет молящихся». Тогда закрыли место досками, и над покойным, вместо всякого монумента, поставили икону Святого великомученика Георгия под серебряным окладом в небогатом киоте. Когда икону перенесли в новый Харлампиевский собор, в 1848 году купили мраморную доску и только в 1868 году положили ее на могиле со следующей надписью:

«Здесь покоится приснопамятный Святитель Игнатий 24-й митрополит Готфейский и Кефайский Местолюбитель Константинопольского патриарха в Крыму
Оттуда увел греков в 1777 году
И водворив в Мариупольском округе
И спросив для них Высочайше
Привилегированную грамоту
Скончался 16 февраля 1786 года
И уцелевший доныне».

Склеп несколько раз вскрывали; очевидцы говорят, что части тела покойного уцелели; облачение же почти все превратилось в прах.

Внуки и правнуки вкусили плоды деятельности митрополита и воздали должную дань основателю Мариуполя: столетний день смерти митрополита они отпраздновали торжественно. Дума 15 января 1886 года постановила: «1). 16 февраля сего года, в день кончины митрополита Игнатия, отслужить панихиду на гробнице его в церкви св. Екатерины, пригласить для того все духовенство города Мариуполя и 24 греческих селений, а также известить все греческие сельские общества и пригласить желающих в Мариуполь на 16 февраля для присутствии на панихиде; 2). Учредить в память митрополита Игнатия стипендию его имени в духовном училище для воспитания круглого сироты, или одного из беднейших греков, выходцев из Крымского полуострова; 3). Поставить в зале думы портрет митрополита Игнатия; 4). Выдать из городских сумм 140 рублей в распоряжение правления Мариупольского духовного училища, предоставив выдачу этого пособия правлению училища; 5). Поручить городской управе исходатайствовать разрешение на открытие подписки для образования основного капитала на учреждение стипендии».
На празднование был приглашен Екатеринославский владыка Серапион. Празднование было совершено по выработанной программе с подобающей торжественностью. С тех пор в день смерти митрополита совершается на его гробе торжественная панихида собором всего мариупольского духовенства.

По смерти митрополита Игнатия его паства вошла в состав Екатеринославской епархии в виде викариатства. 7 марта 1787 года Синоду дан был следующий высочайший указ: «По обширности епархии Екатеринославской и по населению в г. Мариуполе и области Таврической греков, всемилостивейше повелеваем быть в той епархии викарию с наименованием епископа Феодосийского и Мариупольского. В сей сан пожаловали мы нежинского Благовещенского монастыря архимандрита Дорофея, указав посвятить его здесь. Помянутому епископу повелеваем препоручить в паству всех греков, в городе Мариуполе и в области Таврической поселившихся».

Викарии жили то в Феодосии, то в Старом Крыму (в Таврической области). Всех викариев было пять: Дорофей (1787-1990 гг.), Мейсей (1790-1792 гг.), Иов (1793-1796 гг.), Гервасий (1797-1798 гг.) и Христофор Сулима (1798-1999 гг.). Первый и последний были греки.

В силу Высочайшего указа, данного в июне 1799 г., коим повелено, чтобы епархии соответствовали пределам губерний и самые названия епархий переменить по званию губерний, 16 октября 1799 г. упразднено Феодосийско-Мариупольское викариатство.

Таким образом, Готфейско-Кефайская епархия, просуществовав еще в виде викариатства 12 лет 7 месяцев, вошла в состав Екатеринославской епархии на общем основании. Викариатство, несмотря на свою кратковременность и частую смену лиц, продолжало дело митрополита Игнатия; оно заботилось об устройстве и украшении церквей и о смягчении тех привычек, какие приобретены были в Крыму. Преосвященный Дорофей в письме к протоиерею Трифиллию пишет: «удивляюсь тебе, что ты прожил столько лет с архиереем и не знаешь своей должности… В церкви нет еще трона архиепийского… Нет горного места… Подарок твой, присланный с Агафангелом, возвращаю» - «Из консисторских дел Феодосийской епархии, говорит протоиерей Лебединцев, нельзя не видеть, что управление ею для преосвященных было делом весьма нелегким. Греческие священники тогдашние были выходцы из заграницы – люди без образования и о порядках нашего церковного управления не имевшие понятия. От них, например, требуются метрические книги, а они отвечают, что, не имея ни от кого повеления, родившихся, браком сочетавшихся и умерших не записывали. Им посылаются формы ревизских сказок, с самым подробным разъяснением, что и как писать в них, а они вписывают туда ктиторов и прислугу церковную с их семействами, не умея отличить их от клира церковного». Преосвященный Дорофей свидетельствует, что мариупольские граждане относятся небрежно к храмам Божьим и пришедших в ветхость не исправляют. Но за то по другому вопросу викарные преосвященные совершенно разошлись с митрополитом Игнатием. Вся деятельность митрополита была направлена к тому, чтобы сохранить и обособить греков, но он выпустил из виду, что стена, ограждавшая христиан в Крыму, в России была недействительна – религия всегда и везде не разделяет, а соединяет все народы без различия племени. Викарные епископы, в особенности, первый из них Дорофей – сам природный грек, обучал Потемкина греческому языку, принял монашество на Афоне, был настоятелем русской церкви в Константинополе, учителем греческого языка и префектом в венецианской греческой коллегии и в конце настоятелем греческого Нежинского монастыря погребен в Таганроге, положили начало сближения греческого общества с русским, оказав энергическую поддержку оставшимся в Мариуполе русскими: при их посредстве была передана русским построенная и устроенная на русские деньги Марии-Магдалиновская церковь – это было первое нарушение обособления греков. Первое – юридически, а фактически нарушила его сама природа: в греческом обществе рождается мужчин больше, чем женщин, в общем, процентов на десять.

Со времени закрытия викариатства в Мариуполе и Мариупольском уезде церковное управление было введено на общем основании. Мариупольское духовное правление сначала было вместе с другими присутственными местами в Таганроге, Токмаке и Орехове, а потом 20 июня 1808 года Высочайше повелено: «В городе Мариуполе для греческих церквей учредить духовное правление под именем мариупольского». Первым первоприсутствующим был протоиерей Павел Дмитревский. Сближение, положенное викариатством, продолжалось, священники попеременно назначались русские и греки во все церкви, например из русских Демьяновский в Харлампиевскую, Дмитриевский и Антоновский в Марьинскую, и наконец, в 1873 г., по распоряжению преосвященного Феодосия, во всех церквях в Мариуполе и в греческих селах, введено богослужение на славянском яз., и с этого времени греки и русские начали славить Бога не только единым сердцем, но и едиными усты, только в Екатерининской церкви придерживаются еще старины и совершают богослужение по гречески.

(Это даже не половина Третьего дня... :crazy: )
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 28 гостей