Книга "Мариуполь и его окрестности!

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#31 Katerinka » 18.02.2011, 15:35

есть уже первые страницы текста. Каждый день будут добавляться новые. если заметите ошибки - обязательно сообщите!

ОТЧЕТ
об учебной экскурсии Мариупольской Александровской гимназии



В обязанности преподавателей, кроме классных занятий с учениками гимназии, входит устройство экскурсий для обозрения местных исторических достопримечательностей в географическом отношении местностей, для целей естественно-исторических, для обозрения произведений древнего и современного искусства. Важность таких экскурсий уже давно за границей, и едва ли теперь найдется в Германии и Англии какой-либо гимназист, который бы не имел точных сведений о природе вообще, климате, флоре и фауне, в частности той местности, где он живет, о тех исторических событиях, которые некогда совершались в этой местности. У нас, в России, такие экскурсии стали проводиться только с очень недавнего времени и число их, до сих пор, весьма невелико.

Сознавая, сколь громадное воспитательное и образовательное значение подобные экскурсии могут иметь для учащихся, Педагогический совет Мариупольской Александровской гимназии весьма сочувственно отнесся к мысли директора гимназии Г.И. Тимошевского ознакомить учеников гимназии с историей Мариуполя, находящимися в нем историческими достопримечательностями и его окрестностями. По предложению директора, Педагогический совет приступил к выработке программы и к распределению труда по составлению описания достопримечательностей г. Мариуполя и его окрестностей между членами Совета. Из вопросов, намеченных программой, нельзя не обратить особенного внимания на следующие:
1. История г. Мариуполя. Необходимость такой истории очевидна, а между тем, Мариуполь, несмотря на столетнее существование, не имеет хоть какого-либо исторического очерка, вследствие чего между аборигенами ходят весьма разноречивые толки об основании города; существует разногласие и по вопросу о названии, данному городу.
2. С вопросом об основании города в тесной связи находится вопрос о его населении, о так называемых, мариупольских греках. В самом деле, весьма интересно знать, почему сто лет тому назад русское правительство так сочувственно отнеслось к вопросу о переселении греков из Крыма в пределы России, какие цели при этом имело правительство, какое значение для России могло иметь поселение греков на берегах Азовского моря.
3. Известно, что мариупольским грекам было даровано императрицей Екатериной II много привилегий, но в тоже время никто не может с точностью сказать, как на основании этих привилегий устраивались правовые отношения населения г. Мариуполя, как до введения гласного судопроизводства чинились суд и расправа.
4. Вопрос первостепенной важности составляет заселение Азовского побережья в глубокой древности и та роль, какую в древности играли города, лежавшие по берегам Азовского моря, и те народы, которые заселяли страну, прилегавшую к этому морю; в связи с этим возникает вопрос об отношении Приазовского края к Древней Руси.

Кроме указанных вопросов, программой намечено еще несколько весьма интересных вопросов; не можем не указать еще на один вопрос, решение которого, по нашему мнению, может иметь весьма важное значение. Историки говорят, что здесь, где-то вблизи Мариуполя (очень может быть, что даже на том месте, где расположен сам город) происходил тот кровавый пир, на котором русские «сватов напоивши кровью, а сами полегши за землю русскую» (мы имеем ввиду битву на р. Калке). Таким образом, место, занимаемое г. Мариуполем и его история имеют интерес не только частный, но и всеобщий, как арена, на которой некогда совершались славные в истории дела.

Выработав программу, члены Совета приступили к собиранию необходимых сведений и по мере того, как материал накоплялся и приводился в систему, в заседаниях Совета прочитывались рефераты по тому или другому из намеченных программой вопросов. Когда же все вопросы были обработаны, Совет определил предпринять с учениками гимназии ряд экскурсий для ознакомления на месте с различными достопримечательностями г. Мариуполя и его окрестностей; но предварительно были сообщены ученикам гимназии те сведения, касающиеся истории г. Мариуполя, которые не требуют каких-либо экскурсий. Начало таких предварительных чтений было положено 1 марта 1892 года.
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 90 (+94/−4)
Лояльность: 71 (+72/−1)
Сообщения: 29666
Темы: 319
С нами: 8 лет 4 месяца

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#32 Katerinka » 18.02.2011, 16:22

Первый день экскурсии – 1 марта

В 12 часов первого марта принимающие участие в экскурсии собрались в зале гимназии. Ученикам старших четырех классов предложено вести дневники, конспекты и заметки. Кроме учеников в экскурсии приняли участие все служащие в мужской и женской гимназии, многие родители и лица, живо заинтересованные историей родного города. В числе родителей были председатель земской управы А. И. Гозадинов – правнук основателя Мариуполя митрополита Игнатия. Начало было открыто речью законоучителя священника Щербины. В речи о. Павел в кратких, но сильных словах выяснил значение реформ Царя-Освободителя Александра Второго и затем пригласив к молитве всех присутствующих, отслужил по усопшему Императору панихиду. Пел гимназический хор. После панихиды о. Павел, благословив участников экскурсии, пожелал успеха в этом добром деле. После панихиды директор гимназии Г. И. Тимошевский, со своей стороны, разъяснил значение реформ в царствование Императора Александра Николаевича для гимназии вообще, и в частности, для местной гимназии: он указал на то, что только в силу 23 Устава гимназии многие уже получили воспитание, а некоторые из присутствующих учеников и теперь обучаются в гимназии, и тем самым им открыт доступ не только к просвещению, но и к высшему служению Престолу и Отечеству и к достижению высокого положения в обществе; указал далее на то, что наша гимназия открыта в прежнее царствование и имеет счастье носить наименование Александровской; в заключении указал на то, что в этом году день мученической кончины Царя мы почтим началом изучения нашей родины – истории г. Мариуполя, его учреждений и достопримечательностей как в городах, так и в окрестностях.

После этого г. директором было сделано следующее сообщение: «Переселение православных христиан из Крыма в Мариупольский уезд Азовской, ныне Екатеринославской губернии».

В конце 18 в. христиане вышли из Крыма и поселились в Новороссийском крае – православные в Мариупольском уезде; армяне-григориане – в Нахичеванском округе и армяне-католики в Екатеринославе (ныне Новомосковск). Предметом настоящего рассказа будет переселение только православных жителей Крыма, которое известно под общим, но несколько неточным именем переселения греков.

Православное население бывшего Крымского ханства на Таврическом полуострове образовалось из следующих основных народностей. Греки, начиная с VI в. до н.э., а может быть, и раньше, начали селиться по берегу Черного моря от Херсонеса до Феодосии (о Пантикапеи я не говорю, потому что жители Керчи, так как она по договору 1774 года вошла в состав русских владений, не принимали участия в переселении.) Христианство между ними распространилось с первых же веков, и они образовали две приморские епархии-архиепископства – Херсонесское и Сугдайское, границей которых можно считать линию между Алуштой и Демерджи. Во II или III ст. появились в Крыму готы – народ германского происхождения. Они заняли северную часть горного Крыма с городом Мангубом (Доры, Дорос) и составили Готскую епархию. На север от готов с незапамятных времен жили алане или асы, ясы. Их главным городом был Фуллы, с XIII в. известный под именем Кыркора, а теперь Чуфут-Кале. Они составили фулльскую епархию, которая в XIII в. соединилась с Сугдайской под именем Сугдайско-Фулльской. Готы и алане, благодаря своей сравнительной немногочисленности и низкой культуре, вскоре утратили национальную обособленность. Прежде всего они попали под влияние и зависимость греков сначала в религиозном, а потом и в политическом отношении, и благодаря этому, впоследствии сделались известными под именем греков, то же самое, видимо, и в настоящее время: православные, населяющие Россию известны под общим именем русских или по отчетам православных. Конечно, благодаря соседству с степною частью Крыма, народы которой, например, Хазары, нередко господствовали над горной частью, жители готской и фулльской епархии смешивались со степняками и не могли удержать народную чистоту. Тем не менее, христианство и элленизм постепенно распространялись и процветали на Таврическом полуострове до покорения в XIII в. степной части Крыма татарами и завоевания в XV в. Византии и горной части турками. С тех пор дела изменились. Магометантство –господствующая религия; турки и татары – господствующий народ: христианство и христиане были только терпимы. Богатые и населенные города – одни, как Херсонес и Мангуб, были разрушены и совершенно уничтожены; другие, как Кыркор, Судак и Кафа, были взяты и заняты победителями, христианам же позволили ютиться в городах по окраинам, наподобие нынешнего Стамбула. Погром завоевания кончился: даны были некоторые права христианам, но борьба шла ежедневная, мелкая, неуловимая, борьба между сильными и слабыми всегда кончалась не в пользу христиан. Все это привело к тому, что к концу XVIII в. остались только жалкие останки христианства. В 708 г. император Юстиниан для усмирения и взятия только одного Херсонеса нашел нужным послать 100000 человек войска, а через тысячу лет, в 1778 г., при выходе христиан из Крыма насчитывали их не более 20000. Из четырех Крымских епархий осталась только одна под названием Готско-Кефайская. От высокой греческой цивилизации не осталось ничего. Греки удержали еще греческий язык, а остальные приняли татарский; те и другие приняли обычаи татар. Те и другие принимали магометанство: «крымские греки христианского закона», так говорят о себе переселенцы. В библиотеке Одесского общества истории и древностей хранится дневник протоиерея митрополита Игнатия. Протоиерей Серафимов говорит по поводу того дневника следующее: «под гнетом многовекового варварства мусульман, паства Игнатия совершенно утратила употребление греческого языка, - и вот старец, занимавший почетную должность при своем митрополите, пишет заметки на турецком языке, только греческим алфавитом, перемешанном русскими буквами. Редко попадаются у него греческие слова и то с грубыми ошибками против правописания». О науке, архитектуре и, вообще, искусстве, не могло быть и речи. Землянки и пещеры заменили древние дворцы и храмы; одежда и домашняя обстановка – татарские. Нужно отдать полную справедливость деятельности греческих, духовных властей: они делали, что могли. Чтобы удержать свою паству от перехода в мусульманство, они издавали евангелие, богослужебные и вообще религиозного содержания книги на татарском языке или же, параллельно на татарском и греческом. Такие книги находятся и в настоящее время в церквях и частных домах: они служат также доказательством двойного национального состава бывшего христианского населения Крыма. В дальнейшем изложении мы будем обозначать их общим именем – греки.

Нравственная приниженность греков вообще, и духовенства, в особенности, еще больше усилилась при гонениях и притеснениях, совершенно неизбежных в таком государстве, каким было Крымское ханство: магометанская нервотерпимость и бессилие ханской власти рядом с непокорными беями, своевольными мурзами и фантастическим духовенством, которые, зачастую, свергали самих ханов, делали мертвою буквою фирман, который был дан турецким султаном Мустафою митрополиту Гедеону на крымскую епархию в 1757 г. и которым определялись права митрополита и духовенства.

В то время, к которому относится ваш рассказ, татары враждебно смотрели на христиан не только как на иноверцев и иноплеменников, но и как на подданных, политически неблагонадежных. Русские испытав сами татарское иго, всегда сочувственно относились к пленению своих единоверцев – греков. Греки от Москвы издавна получали пособие и милостыню; они видели, что только русские, оставшись победителями, помогут им. От симпатий перешли к делу. «В отношении к делам императорских войск, - говорит протоиерей Трифиллий в своем дневнике, - и вообще к поручениям высочайшей власти я был не последним лицом. Когда до митрополита доходил какой слух, то для удостоверения они посылали меня, и затем мы извещали кого следовало. Однажды он посылал меня соглядатаем для выяснения: есть ли в лесах татарские войска». В докладной записке, поданной мариупольскими греками в двадцатых годах Таганрогскому градоначальнику, они ссылаются и на то, что когда в 1769 и 1770 гг. возгорелась война России с Турцией, и вторая русская армия, предводительствуемая князем Долгоруким, по взятии укреплений Перекопской линии, занимала близлежащие местности в города, они деятельно помогали русским, вступая в их ряды и передавая «по тогдашнему критическому времени самые верные сведения», так как они были вхожи «к первейшим крымским начальникам».

Татары, конечно, не смотрели на это равнодушно. Дневник Трифиллия дает достаточные данные, и на сколько обострились отношения, и в каком положении были христиане. «В этом году – говорит он – началась война. От татар великих страхов мы натерпелись; прятались, где могли – в домах и самих шкафах. Митрополита я скрывал в известных потаенных местах. А татары искали нас; если бы нашли, на куски изрезали бы. Девлет-Гирей-хан запер митрополита и меня во дворе капуджиев (полицейская команда хана).» - «В 1772 г. у визиря ханского я взял стражу, чтобы привезти митрополита Игнатия из Кафы в Бахчисарай. Когда мы переехали в Карасу-Базар, некто Ширин-Мурза, производивший в тех местах разбой, покусился умертвить нас; мы бежали и спаслись во дворце Самуиль-Мурзы». – «В 1774 г. произошли смуты. Стражу из донцов умертвили, сделали набег на мой дом; двери прорубили топором, напавших было 300 человек. В потаенном месте Господь меня спас и не предал меня в руки злодеев. Девлет-Гирей-хан меня вместе с митрополитом во дворе капуджиев заключили и держали нас два месяца, затем взял 500 червонцев и выпустил нас». Прибавим к этому, что не позволяли строить христианам не только больших храмов, но даже и над малыми ставит крестов; во время войн русских с татарами греки были как невольники; их заставляли копать рвы, возить каменья, чинить башни крепостные стены; многие из греков, чтобы сохранить себя и семейство, принимали магометанство; Каплан-Гирей-Хан, например, требовал непомерных податей, и кто не в состоянии был уплатить у того отнимали все, а самого посылали в ханскую работу; иногда ханы, после неудачного набега, возмещали якобы убытки на христианах. Все это не входило в счет обычных многочисленных видов податей: в пользу хана взыскивали восьмую долю всех хлебных посевов, древесных плодов, овощей, пчельников и льняных посевов; по две пары за каждую овцу и по шерсть пар от каждой рогатой скотины; по 340 акра (80 составляют турецкий пиастр) с каждого поля, которое можно было обработать за один день и пр. Эти обязательные подати отдавались на откуп, - а что такое татарские откупщики мы знаем из русской
истории – они довели жителей Владимира, Суздаля и Ростова в 1262 г. до восстания. Кроме того, были еще частные налоги, например, в пользу матери или жены хана. Тем не менее, материальное положение греков в Крыму было не совсем плохо. При выходе из Крыма Суворов взял с их полей 50000 четвертей хлеба; дворов, по исч. Митрополита Игнатия, было 3736; в прошении 1841 г. сами греки указывают, что у них были «дома, лавки, водяные мельницы, виноградные и фруктовые сады, пахотные и сенокосные поля – очень знатных сумм состояния»; в том же прошении они исчисляют, что у них через 40 лет по выходу из Крыма было до 1000000 штук скота, следовательно, при выходе из Крыма у них было до 1000000 штук; это на 17-20 т. народа состояние хорошее. Но вопрос заключался , главным образом, в бесправии, нравственной приниженности, чувствительной вообще у народов покоренных, а у греков, при их врожденной гордости, в особенности.

При совокупности всех нравственных и материальных обстоятельств отношения между магометанами и греками сделались невозможными. Греки обратились за помощью к России. Россия, кроме вековых симпатий и братского человеколюбия, была заинтересована и по политическим соображениям. Вражда России и Крыма была принципиальная, вечная; для России нужны были Черное и Азовское моря. Вопрос о покорении Крыма возник тотчас же за покорением царства Казанского и Астраханского и был решен положительно. Мешали только громадные пространства нынешней Новороссии: они были пустынны, никем не заселены, и поэтому русские войска, в случае, даже победы над Крымским ханом, всегда могли быть отрезаны от России и уничтожены. Поэтому Россия надвигалась медленно и терпеливо переносила набеги и даже в виду постоянных политических осложнений со стороны Польши, платила ханам поминки. Наступление к югу в XVIII в. сделалось энергичным; громадные пространства степей были присоединены к России. В видах и экономических и, главным образом, политических их нужно было заселить и образовать таким образом населенные переходы к Черному и Азовским морям, и, не жалея льгот, часто больших, начали заселять приобретенные степи и русскими и иностранными выходцами. Так, например, в 1751 году, сербы под предводительством Хорвата заняли земли в Елисаветградском уезде – Новая Сербия; в 1753 г. Шевач и Прерадович заселили Бахмутскую область – Славяносербия в 1760-1770 гг. теснимые и насилуемые турками, народ и духовенство славянского племени тысячами переходили в Новороссийский край из Молдавии и Валахии, из Сербии и Черногории. Яссы и Фокшаны опустели около 1765 г.; в это время Волошского Бузулукского монастыря игумен с наместником и всей братией поселились в Новороссийском крае; полковник Молдавского гусарского полка Зверев в 1771 году разновременно вывел молдаван, волохов и др. свыше 15 т. обоего пола и расселил их в 15 селах. Туземцы – русские и малороссы везде принимали переселенцев радушно, легко сходились с ними, а при невозможности совместной жизни, добровольно оставляли пришельцам за незначительные вознаграждения от казны свои дома, хозяйственные заведения в церкви и селились на свободных местах.

В 1775 году была уничтожена Запорожская Сечь. Она тоже занимала громадное пространство и разделялась в административном отношении на семь провинций или паланок. Паланки у запорожцев значили и округ, и местопребывание полковника со своей старшиной и, в переносном смысле, полковое управление. Три паланки по правую сторону Днепра (Ингульская, Кодацкая и Бугогардовская) были присоединены к Новороссийской губернии под именем уездов Ингульского, Никопольского и Ольвиопольского, а лежащая по левую сторону (Самарская, Протовчанская, Орельская и Кальмиусская) переданы в Азовскую губернию под именем Самарского, Новоселецкого, Лычковского, Барвиностанского, Консководского и Кальмиусского уездов. Запорожцы разошлись по разным сторонам, и земли их тоже нужно было заселять. В 1776 и 1777 гг. в виду дальнейшего заселения этого края всем служащим чиновникам гражданского ведомства «раздавали землю в ранговую дачу и по чину особо», с таким только условием, чтобы полученный участок земли немедленно был заселен народом семейным и оседлым, вольным и свободным, из мест дозволенных и незапрещенных; около 1778 г. все обширные земли западной части Запорожья заселялись и наполнялись народом семейным и оседлым, везде почти явились христианские православные общины с церквами и духовенством. Восточная и юго-восточная часть Запорожья была и прежде несколько заселена у Темерницкого порта (кр. Св. Анны в 12 верстах от нынешнего Ростова), у Таганкина рога, в Бахмутской провинции, на Кальмиус и на новой Днепровской линии, но особенно начали заселяться со времени назначения Азовским губернатором Черткова, - они заселили степи бритайские и самарские, волководские и консководские, орельские и терновские. В 1775 году греки-албанцы были поселены в Таганроге, Керчи и Эникале. К 1794 г. переселенцев насчитывалось 860000 душ.

Россия очень заинтересована была выходом христиан из Крыма также и в другом отношении. Выход их из Крыма в сильной степени ослаблял крымского хана. Христиане – они жили в городах и были ремесленниками, а другие, занимая в горах лучшую и самую доходную часть Крыма, были лучшими плательщиками податей и доставляли «знатную» долю доходных статей хана. С выходом же их хан по необходимости становился в материальную зависимость от русского правительства. В донесении своем императрице Екатерине II Румянцев говорит, что «вывод христиан может посчитаться завоеванием знатной провинции», т. е. он намекает, что с выходом христиан Крым можно считать покоренным.

В виду всех изложенных обстоятельств русское правительство сочувственно отнеслось к переселению крымских христиан в Россию.
(Продолжение следует)
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 90 (+94/−4)
Лояльность: 71 (+72/−1)
Сообщения: 29666
Темы: 319
С нами: 8 лет 4 месяца

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#33 Станислав » 19.02.2011, 11:31

Проверить текст на ошибки работёнка ещё та :)

День шестой 12апреля.
http://ifolder.ru/21985851
Станислав
Откуда: Мариуполь
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 726
Темы: 2
С нами: 6 лет 11 месяцев

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#34 Katerinka » 19.02.2011, 15:20

Станислав писал(а):Проверить текст на ошибки работёнка ещё та
неее... Специально не надо, потому как вроде вычитывала. Но вдруг пропустила. :pardon:
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 90 (+94/−4)
Лояльность: 71 (+72/−1)
Сообщения: 29666
Темы: 319
С нами: 8 лет 4 месяца

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#35 Katerinka » 19.02.2011, 16:33

Россия была не чужда в этом отношении для греков. Находили приют выходцы и из Византийской империи и из Крыма; приходили единицами и массами. Как на примере византийских переселенцев укажем на общество нежинских греков и известную фамилию Каинистов, а также и на дядю митрополита Игнатия, капитана Ивана Гозадинова, поступившего в русскую службу до переселения греков. Из Крыма выселение христиан в Россию и другие страны началось очень рано. К крымским выходцам XIV в. принадлежат Баранчеевы, Головины, Кафтыревы, Княтовы, Манеуровы, Мерлины, Нарышкины, Сафоновы, Сытины, Третьяковы, Ховрины, Грязные. Армяне начали переселяться после 1475 г. в Каменец, Львов, Галицию, Молдавию и Трансильванию. По мере усиления России и приближения границ переселение усиливалось: сначала шли единицами в небольшими партиями, а потом целыми массами. В «Сборник событий в Новороссийском крае» под 1700 и 1701 гг. находим указания, что греки, как например, Яни Христофоров и др., поселились в Азов. Из того же источника узнаем, что в 1769 г. христианских выходцев из Крыма было так много, что «для усмирения их на р. Волчей, Дубровне и Нижней Терсе были посылаемы гусары». Эти реки находятся в Самарской паланке, т.е. там, где греки имели зимовки в 1778 г. и 1779 гг., Волчья – приток Самары, Дубровка и Терсе впадают в Волчью. По завоевании Азовского побережья в 1769 г., греки и армяне уже в 1770 г. начали селиться в Таганроге, Ейске и др. местах. В числе таганрогских купцов 1780 г. встречаем, например, Георгия Трандафилова, очевидно, родственника известного сподвижника митрополита Игнатия, протоиерея Трифиллия Трандафилова Карацоглу. Накануне общего выхода греков в 1778 г., в предшествовавшем 1777 г. вышла их такая большая партия, что она дала повод думать, что именно в этом 1777 г. было окончательное выселение. Об этом мы узнаем из прошения священника Бориса Кириакова-Парскева на имя благочинного г. Мариуполя; в нем сказано: «В прошлом 1777 г. при выходе из Крымского полуострова всего греческого народа на всемилостивейше пожалованную от Ее Императорского Величества грекам землю, в числе прочих и я в то самое время вышел со всем своим семейством и находился жительством в городе Черкасском». Очевидно, о. Параскева приурочивает себя к общему выходу, но тому противоречит то, то, во-первых, что он поселился в Черкассах, где земли под поселение греков не могли быть отведены – там были донские казаки, а во-вторых – благочинный Трифиллий Карацоглу, представляя прошение 30 сент. 1786 г. пресвященному Никифору, словами «вышедший в прошлом 1777 г. совместно с греческим обществом» ограничивает количество выходцев. С ним-то, вероятно, впервые вышел и митрополит Игнатий, которого по преданию, чтобы скрыть от татар, вывезли в бочке. Этому подтверждению служат некоторые бумаги и надпись на надгробной плите митрополита Игнатия, покоящегося в бывшем соборе – на ней, очевидно по преданию, помечено, что Игнатий вывел греков в 1777 году. В этом переселении приняли участие более недовольные и, может быть, более богатые, каким, по преданию, был, например, Юрий Сахау, у которого одни только пастухи считались сотнями.

Для полноты прибавим к этому, что как сказано уже и прежде, выселялись из Крыма и другие народности. Есть предание, подтверждаемое археологическими остатками, что Армянский Базар был основан вышедшими из Крыма армянами и караимами; основание Ногайску положили караимы.

Из этих данных видим, что выселение из Крыма православных армян и караимов под верную защиту оружия и законов России началось рано и в описываемую эпоху было в полном ходу, но оно было случайно, не оформлено и не обусловлено. Положение было таково, что народности православного исповедания, с одной стороны принимая мусульманство, с другой, расселяясь в пределах России по разным местам, могли совершенно растеряться и уничтожиться. В это-то движущееся время назначается на Готско-Кефайскую митрополию Игнатий. Это был человек энергичный, самостоятельный, властный; политик, хорошо понимавший дела Крыма и России; патриот в самом строгом смысле; он решил, пользуясь общим положением дел, спасти свою паству не только как христиан, но и как греков, в возрождение и будущность которых он, очевидно, верил, - это была основная идея его жизни; он знал, что он делал; что его жизнь в опасности, и заранее назначил на случай смерти управляющим паствою протоиерея Трифиллия. Эта могучая, хотя и в малом деле, личность дает совершенно иное направление делу; из этого крохотного переселения – всего 2.3% всех переселенцев того времени – он создает вопрос и дает ему такое направление, что иные, например, преосвященный Гавриил, сравнивают его с выходом евреев из Египта. С этого времени весь вопрос сосредотачивается на личности митрополита Игнатия: все светлые и темные стороны и переселение и последующей истории греков вытекают из основной идеи его деятельности – спасти и восстановить греков.

(Продолжение следует)
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 90 (+94/−4)
Лояльность: 71 (+72/−1)
Сообщения: 29666
Темы: 319
С нами: 8 лет 4 месяца

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#36 Katerinka » 20.02.2011, 17:29

Выселение 1777 г. дало толчок. Начались переговоры. Кто первый начал, сведений у меня нет. По характеру и ходу дел можно думать, что митрополит первый, в секретный выезд в 1777 г., начал переговоры с Потемкиным, с ним вел переговоры преосвященный и потом с ним же хотя и неофициально, сносился по тому вопросу и Суворов помимо прямого своего начальника Румянцева, который выражал свое неудовольствие Суворову по вопросу о способах переселения христиан. Обстоятельства для приведения в исполнение мысли Потемкина и Игнатия были вполне благоприятные. По договору в Кучук-Кайнарджи в 1774 г. Крым был объявлен независимым от Турции и под покровительством России. Войска для охраны хана от мятежников, а крымского ханства от занятия турками расположены были по всем городам. Главнокомандующим был Румянцов, а начальником крымского отряда Суворов: главное руководство переселением поручено было Румянцову, Суворов же по его указаниям привел в исполнение. Главным его помощником был полковник Бобарыкин. При этом главное лицо хан-Шагин-Гирей был бесхарактерный и безличный. Поводом к переговорам послужили слухи о том, что хан и мурзы приняли христианство. Слухи были пущены агентами из Стамбула между простыми татарами с целью возбуждениях против русской или Шагин-Гирея партии, эти слухи при постоянных возмущениях против хана могли повести к избиению христиан, усилили переселение и ускорили переговоры.

Суворов вошел в сношение с греческим митрополитом Игнатием; тот признал переселение возможным на известных условиях; требовалось переселенцам пособие в переезде и перевозке имущества и на новых местах разные льготы. Суворов представил Румянцову свои соображения по всей операции; между прочим, нужно было 6000 воловьих подвод, покупка у переселенцев неудобоперевозимой части их имущества, постройка для них домов на новых местах, защита христиан от ханского гнева, продовольствие их в пути на счет казны и многое другое.

Окончательного решения и разъяснения всех вопросов не дожидались. 23 апреля 1778 г. в день святой пасхи, после литургии в пещерной Успенской церкви нынешнего Бахчисарайского скита, митрополит Игнатий объявил своей пастве о соглашении с русским правительством. Эта весть разнеслась по Крыму: она была неожиданна и вызвала сопротивление со стороны хана, мурз, татарского и даже христианского населения.
Хан Шагин-Гирей пришел в состояние, близкое к бешенству, прервал сношение с Суворовым и резидентом, грубо отказывал последнему в аудиенции, выехал из Бахчисарая в лагерь и решил со своими соратниками ходатайствовать в Петербург об отмене переселения; в своем протесте хан между прочим, указывает, что христиане лишаются «древнего их отечества». В ожидании ответа из Петербурга, хан просит Суворова об отсрочке исполнения на 25 дней. Суворов отказал. Хану было обещано равносильное потерям вознаграждение. Хан долго не унимался, распускал слухи, будто русские хотят истребить магометан и пр. Екатерина Великая приказала подарить ему сервиз, разные другие вещи и деньгами 50000 рублей, Шагин-Гирей помирился. Татары, из которых многие были в родстве с христианами и почитали наравне с ними святыню – икону Божье матери и многие места, например, источники Космы и Дамиана, Анастасии и др., пытались сделать возмущение, отговаривали христиан от переселения, прибегали к побоям. Некоторых влиятельных татар одарили, «Кизы-Гирей, - пишет Суворов секретарю Потемкина Турчанинову, ласкается; детина добрый, весельчак, никогда денег ни полушки не просил в долг 500 рублей, я обчелся, послал 600, был очень рад… деньги, деньги, деньги!». Братьям хана, мурзам и вообще влиятельным лицам роздано также 50000 рублей: злоба утихла. Против населения татарского также были приняты меры: Суворов держал войска на готове и не допускал татар до скопищ.

Греки также не все охотно приняли мысль о переселении: одни не хотели оставить насиженных мест, а другие породнились с татарскими и не чувствовали их гнета. Близкие к хану подали даже ему подобострастное заявление о нежелании переселяться. Много пришлось потрудиться митрополиту Игнатию: лично увещательными грамотами и нарочно разосланными священниками склоняли народ к переселению. Суворов, который личным своим обращением оставил самые приятные воспоминания до настоящего времени и в Крыму и среди переселенцев, употребил все свое влияние, чтобы оказать помощь митрополиту. Через греков, служивших в войске, он вошел в личное сношение с представителями или архонтами в городах Евпатории, Феодосии, Карасубазаре, Ак-Мечети и Бахчисарае. В аттестат, который был дан Суворовым10 апреля 1778 г. племяннику митрополита Ивану Гозадинову, сказано, что при выходе христиан из Крыма он находился постоянно при Суворове и «употреблялся в разные нужные посылки», которые с успехом выполнял. Резидентом в Крыму был в то время, Константинов, - грек, он, собственным примером показал, какое положение могут занимать в России греки. Митрополит и полководец достигли того, что сначала в городах, а потом и в деревнях христиане решили оставить Крым и навсегда переселиться в Россию. 16 июля 1778 г. митрополит и выборные из жителей разных мест отправили из Бахчисарая просьбу на ВЫСОЧАЙШЕЕ имя, в которой изъявили готовность свою вступить на вечные времена в подданство России, просили об отводе им мест и достаточных угодий под поселение.

Между прочим, пока шли увещевания и переговоры, все изготовлялось к переселению. Май, июнь и июль пошли на приготовления. В июне и июле Суворов пишет самому Потемкину об операции переселения, советует ему поторопиться и непременно кого следует вознаградить «по справедливости». У выходящих христиан он приказал снимать хлеб под квитанции; так было закуплено 50000 четвертей, которые, поступая на месте в магазины, обошлись очень дешево. Заготовив путевое довольствие, под переселенцев употребил в начале наличные обозы и офицерские повозки, в ожидании 6000 подвод от Азовского губернатора Черткова. Распоряжения Суворова, говорит его историк Петрашевский, отличались замечательным благоразумием и расчетливостью; он, так сказать, вложил свою душу в это дело.

Переселение началось тотчас же после прошения в июле месяце. В Успенском скиту происходила картина последней разлуки с Крымом. Здесь митрополит Игнатий перед выходом служил благодарственный и напутственный молебен многовековой Покровительнице христианства в Крыму. Татары по преданию просили оставить икону Божьей Матери. Опасаясь не только волнения, но и нападения со стороны татар, икону вывезли в бочке. По ведомости Суворова греки, грузины и волохи вышли из 68 мест; по ведомости же митрополита Игнатия греки вышли из 7 городов, 55 сел и монастыря Св. Георгия, и кроме того, армяне, еще из других 4 сел. В ведомостях небольшая разница: предпочтение, конечно, следует отдать митрополиту Игнатию. Согласие на переселение изъявили все греки. Сам Суворов не скрывает того, что некоторые отстали. В письмах к Потемкину он жалуется, что в начале операции, по подговору татар, с полдюжины христиан протестовали против переселения, и теперь, в конце дела, повторилось то же самое со стороны полдюжины других семей. Но на самом деле их было больше. По «Ведомости» Суворова, хранящейся в ученом архиве главного штаба, из Крыма вышло грузин - 219, волохов – 161 и греков – 18391, (9235 м. и 9156 ж.); по другим же источникам всех вышедших было 17000 обоего пола; из них – митрополит, 83 священника и 3 монаха.

(Продолжение следует)
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 90 (+94/−4)
Лояльность: 71 (+72/−1)
Сообщения: 29666
Темы: 319
С нами: 8 лет 4 месяца

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#37 Байда » 20.02.2011, 19:26

Изображение
:Rose: ОРИГИНАЛ! Фото из Нашего Музея! :friends:
Байда
Аватара
Репутация: 54 (+55/−1)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 2811
Темы: 17
С нами: 7 лет 1 месяц

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#38 Katerinka » 20.02.2011, 21:03

Байда
Спасибо!!! :Rose:
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 90 (+94/−4)
Лояльность: 71 (+72/−1)
Сообщения: 29666
Темы: 319
С нами: 8 лет 4 месяца

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#39 Станислав » 20.02.2011, 21:34

Да с оригинала лучше бы копии получились.

Байда а вы ходили в библиотеку? Туда доступ всем свободный?
Станислав
Откуда: Мариуполь
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 726
Темы: 2
С нами: 6 лет 11 месяцев

Re: Книга "Мариуполь и его окрестности!

#40 Katerinka » 20.02.2011, 21:43

Думаю, что оригинал нам бы не дали.... :unknown:
Учите историю, господа!
Katerinka
Автор темы
Репутация: 90 (+94/−4)
Лояльность: 71 (+72/−1)
Сообщения: 29666
Темы: 319
С нами: 8 лет 4 месяца

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя