Мариупольские храмы

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

#401 DSitni » 03.01.2018, 21:37

ИзображениеИзображение
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Аватара
Откуда: Северный берег Азовского моря ...
Репутация: 33 (+81/−48)
Лояльность: 257 (+268/−11)
Сообщения: 5464
Темы: 1
С нами: 3 года 8 месяцев

#402 Алекс » 04.01.2018, 14:20

Давно хотел заняться одним занимательным вопросом, связанным с точным расположением церквей Карасевской (Рождества Богородицы) и Марьинской (Успенской), а также ориентация их относительно сторон света. Казалось бы, что тут занимательного - Карасевская стояла на месте школы №11, Марьинская - на месте автовокзала, а насчет ориентации - кому это интересно? Но такой уж я человек (дотошный, как говорят друзья), мне все интересно.
На самом деле упоминаемые СШ №11 и Автовокзал входят в противоречие с публикуемыми картами Мариуполя разных лет и веков.
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

На всех приведенных фрагментах карт обе церкви располагаются на оси дороги (по привычке назову Артема). Так где же истина? Давайте разберемся. Карты можно неправильно начертить, текстовые документы также не дают стопроцентное утверждение. Больше всего подойдут сохранившиеся фотографии этих церквей, особенно те из них, где есть привязка к дороге или к другим объектам. Удачной фотографией является открытка, публиковавшаяся уважаемой ksenia /viewtopic.php?p=134693#p134693 . На ней вполне сносно можно различить обе церкви, которые действительно находятся почти на оси дороги или даже левее ее (но никак не правее, где располагаются 11 школа и автовокзал).
ИзображениеИзображение

На фото ниже можно использовать взаимное расположение церквей для определения положения относительно сторон света.
ИзображениеИзображение
Как видно между церквями есть небольшой просвет и благодаря этому обстоятельству можно примерно определить место и направление съемки.

ИзображениеИзображение
На гугл-карте желтым обозначены церкви, белым - площадь вокруг церквей, синим - точка и направление съемки, оранжевым - расчеты по определению направления МЦ.
Карасевская церковь визуально почти совпадает с направлением Артема и смотрит колокольней в сторону ММЦ (почти, потому, что виден небольшой поворот по часовой стрелке, т.е. направление юго-запад - северо-восток).

Марьинская церковь на фото находится вдали, поэтому сложнее сориентировать ее по сторонам света. Но это возможно. Для этого я воспользовался положением малых куполов (4 шт.) храма.
ИзображениеИзображение
Т.к. ближняя пара полностью не перекрывает заднюю пару (т.е. ось церкви немного не перпендикулярна направлению съемки, чуть развернута против часовой стрелки), то по относительным размерам L1 и L2 можно определить угол. Из геометрии L2/L1=tgα, где α - угол между осью церкви и направлением съемки. По моим расчетам α= arctg(L2/L1)=6,27°. Примерное направление съемки 69° относительно горизонтали восток-запад, нормали 90°-69°=21°. Тогда ось церкви будет находиться под углом 21°-6.27°=14,73°≈15° относительно направления восток-запад.
Алекс
Аватара
Откуда: Россия
Репутация: 67 (+71/−4)
Лояльность: 34 (+34/−0)
Сообщения: 1643
Темы: 12
С нами: 2 года 4 месяца

#403 AR88 » 04.01.2018, 21:22

Насколько я помню по старым фото - церковь Марии-Магдалины была точно на пересечении Артема/Ленина. А церковь Рождества Богородицы-на линии пересечения Артема-Шевченко. А Успенская церковь - на месте СШ 36. Отклонения по двум последним могут быть небольшими - там почти везде была старая застройка, которая сохранялась да конца 70-х годов.
AR88
Репутация: 19 (+19/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 644
С нами: 5 лет 6 месяцев

#404 Алекс » 05.01.2018, 00:07

AR88 писал(а):Насколько я помню по старым фото - церковь Марии-Магдалины была точно на пересечении Артема/Ленина. А церковь Рождества Богородицы-на линии пересечения Артема-Шевченко. А Успенская церковь - на месте СШ 36. Отклонения по двум последним могут быть небольшими - там почти везде была старая застройка, которая сохранялась да конца 70-х годов.
По ММЦ пока не уточнял, целью исследования были Карасевская и Марьинская церкви. Я думаю, что Карасевская церковь находилась посреди Артема, но не на перекрестке с Шевченко, а чуть подальше от нее, где-то между Шевченко и Карасевской ул. Насчет Успенсой церкви - допускаю, что она могла стоять на месте 36 школы, только не вся церковь, а лишь колокольня. Основной же храм стоял на оси дороги (Артема) или плюс-минус.
Алекс
Аватара
Откуда: Россия
Репутация: 67 (+71/−4)
Лояльность: 34 (+34/−0)
Сообщения: 1643
Темы: 12
С нами: 2 года 4 месяца

#405 AR88 » 05.01.2018, 00:25

Алекс писал(а):Я думаю, что Карасевская церковь находилась посреди Артема, но не на перекрестке с Шевченко, а чуть подальше от нее, где-то между Шевченко и Карасевской ул. Насчет Успенсой церкви - допускаю, что она могла стоять на месте 36 школы, только не вся церковь, а лишь колокольня. Основной же храм стоял на оси дороги (Артема) или плюс-минус.
Согласен, особенно по Карасевской. Там еще в конце 60-х напротив сквера у 11 школы был сквер-пустырь на противоположной стороне улицы. И тогда получается, что церковь стояла в центре довольно просторной площади.
AR88
Репутация: 19 (+19/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 644
С нами: 5 лет 6 месяцев

#406 Байда » 05.01.2018, 01:42

Алекс писал(а):
AR88 писал(а):Насколько я помню по старым фото - церковь Марии-Магдалины была точно на пересечении Артема/Ленина. А церковь Рождества Богородицы-на линии пересечения Артема-Шевченко. А Успенская церковь - на месте СШ 36. Отклонения по двум последним могут быть небольшими - там почти везде была старая застройка, которая сохранялась да конца 70-х годов.
По ММЦ пока не уточнял, целью исследования были Карасевская и Марьинская церкви. Я думаю, что Карасевская церковь находилась посреди Артема, но не на перекрестке с Шевченко, а чуть подальше от нее, где-то между Шевченко и Карасевской ул. Насчет Успенсой церкви - допускаю, что она могла стоять на месте 36 школы, только не вся церковь, а лишь колокольня. Основной же храм стоял на оси дороги (Артема) или плюс-минус.
:good: Верно! :beer:
Байда
Автор темы
Аватара
Репутация: 59 (+60/−1)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 2956
Темы: 17
С нами: 7 лет 6 месяцев

#407 Naily58 » 14.01.2018, 19:28

Во время поиска натолкнулся на такой вот материал. Несмотря на некоторые неточности в тексте (думаю форумчане сами разберутся где именно), решил скопировать к нам на форум, чтобы сохранить.

Спасение мощей Святителя Игнатия во время войны (рассказы очевидца, публикуется впервые)

Дневниковая запись 1992 г. «Вот я и добралась до села Усатово, где служит о. Василий. У входа колоколенка с мозаичными фресками, во дворе церковь Рождества Богородицы. Внутри нее все очень своеобразно. Сразу видно, это сельский храм и именно храм южного села. Вышитых рушничков, как повсюду на Украине, почти нет, зато очень много цветов — высоких, в человеческий рост и даже выше: фикусы, пальмы, розы, аспарагусы. Все зеленое, вьющееся, ветвящееся, благоухающее. Цветочные горшки и кадки везде: на полу, в проходах, близ окон, так что усатовская церковь напоминает больше оранжерею. Народу мало, на клиросе поют бабушки. У Царских врат на аналое две иконы: Мариупольская Одигитрия — покровительница родного города о. Василия и Касперовская — хранительница Одессы, где он прожил всю сознательную жизнь. На стене икона исповедника Василия.

Отец Василий служит без диакона. Я знала, что он немолод (ему восьмой десяток лет), но что это настолько физически слабый и немощный человек, не ожидала. У него болят ноги, он еле ходит, на молебне и панихиде ему ставят табуреточку.

Отец Василий перенес много горя. Его дочь Наташа с мужем утонула в 1986 году на теплоходе «Новороссийск». Недавно отошла ко Господу матушка Елена.

Батюшка очень маленького роста. Лицо выразительное, смуглое, типично греческое. Темные миндалевидные глаза, цвет кожи оливковый. На грудь ниспадает большая белая борода. Голос сильный, густой. Служит он без всякой артистичности и театральности. Его литургия — великая подлинность, словно отец Василий проживает все, что происходит на Евхаристии, как самую настоящую реальность: выход Христа на проповедь, Его смерть, снятие с креста, Воскресение. Из алтаря доносятся возгласы, как вздохи — иногда, как стоны.

После службы о. Василий пригласил меня в церковный домик. Матушки ставят на стол красное виноградное вино. Питие в Одессе не носит печати алкоголизма, здесь это некий ритуал, корни которого древни и оправданны.

Делю с батюшкой трапезу, во время которой н рассказывает мне о Мариуполе. Отец Василий с детства помнит, что там сохранялись традиции греческого народа: игры, сказки, народные гуляния на Успение, кулачная борьба, где победителю вручался почетный дар — овечья голова. Этот человек был в почете целый год, до следующего Успенского праздника. Люди жертвовали украшения на икону Мариупольской Богоматери, устраивали панаиры (пиры). Успенским постом богатые греки и армяне ползли в храм на коленях, для чего от ограды до ступеней были постелены ковровые дорожки, а сзади шел слуга и нес на подносе дары.

На ул. Артема (ныне Таганрогская) была греческая школа, о. Василий проучился в ней два года. Потом, как это водилось в СССР, выяснилось, что все учителя-греки — «враги народа».

«8 сентября 1941 года в наш город вошли немцы, — вспоминает о. Василий, — Верующие добились разрешения открыть в первом этаже дома, где сейчас «Детский мир», Преображенский храм. Отец благочинный поручил обследовать мощи митрополита Игнатия архимандриту Димитрию и иеромонаху Анании. Эти батюшки отбывали в Мариуполе ссылку. Они нашли святыню, брошенную в музейном подвале, всю в мусоре, паутине. Сотрудники эвакуировались, в музее царила разруха.

Архимандрит Димитрий сшил архиерейское облачение, на голову надели святительскую митру, облачили. В феврале 1942 года мощи торжественно перенесли из музея в Преображенский собор. Собралось много народу, пришли люди из окрестных греческих сел. Мощи митрополита Игнатия несли на носилках с хоругвями, с пением ирмосов «Помощник и покровитель». По дороге остановились в сквере, отслужили панихиду. Потом поместили мощи в храме, и целую неделю народ шел на поклонение.

Затем выстроили специальный склеп в виде часовенки, переместили туда останки святителя и замуровали, оставив небольшое окошечко. Еще Живы люди, видевшие сквозь это стекло митрополита Игнатия. Сверху положили мраморную Плиту с надписью: «Здесь покоятся останки митрополита Игнатия Готфийского и Кафского». На Дверях часовенки повесили икону Игнатия Богоносца, Небесного Покровителя многбстрадального митрополита, обретшего смерть на чужбине.

Каждый понедельник, в день смерти святителя, по нему служили панихиды».

Сам Вася в то время пономарил на Новоселовке, ходил по селам собирать на храм. Нужно было все: иконы, утварь, полотенца. Его сопровождала некая Паша, которая бросила все мирское и странствовала во славу Божию.

Прошло два года, немцы стали отступать. Покидая город, захватчики подожгли многие здания, в том числе и Преображенский собор. Юноша несколько раз подходил к пламенеющему зданию, переживал, как там мощи митрополита Игнатия?

10 сентября 1943 года город был освобожден Красной Армией. К тому времени огонь уже утих, не полыхал, лишь потрескивал. Появилась возможность проникнуть в здание без риска для жизни, и Василий решился. Дома он предусмотрительно захватил, как он сам говорит, торбинку «Куда ты?» — заволновалась мать. «Вернусь, расскажу».

Зная расположение храма, он без труда нашел место, где среди теплящихся угольков лежали рассыпанные из склепа косточки. Часть их обгореть не успела, и Вася стал собирать их в торбинку. Вдруг заходят военные, — паренек в углях роется. Один выхватил наган, чуть не застрелил. Василий незаметно бросил торбинку в мусор, они ничего не поняли и, допросив, отпустили с миром.

Позднее Вася незаметно вернулся, отыскал заветную сумочку и передал инокине Елизавете и ее послушнице Надежде. Те отдали святыню бывшему старосте Преображенского собора Андрею Ивановичу, который был мастером по дереву. Он соорудил ковчежец, заключил в него спасенную драгоценность и надписал: «Здесь покоятся останки митрополита Игнатия, которые были сожжены немецкими оккупантами при отступлении». И когда на улице Маркса (ныне Митропольичья) была вновь открыта церковь с таким же названием — Преображенская, этот ковчежец вновь поставили на панихидный стол.

В 1944 году архиепископ Никон вызвал Василия к себе в Одессу. Юноша стал его келейником. Он хорошо помнит сестру владыки Марфу Порфирьевну. Через нее профессор Филатов, прежде чем лечить больных, посылал их на могилку протоиерея Ионы Атаманского, причисленного ныне к лику святых. По окончании войны Василия Мултых арестовали. Ссылку он сбывал в Казахстане, в Талды-Кургане.

По отбытии срока был рукоположен в Котовске. Когда вскоре после этого посетил родной Мариуполь (тогда Жданов), увидел заключенные в знакомом ковчежце мощи в Приморской церкви Святителя Николая. Стоит себе на панихидном столике заветный ящичек, весь в пыли, и никто на него внимания не обращает.

На вопрос о. Василия о святыне местный батюшка среагировал с испугом. «Сколько времени вы здесь служите?» — «Семь месяцев» — «А что у вас здесь лежит?» «Не знаю». — «Как не знаете, а вдруг там бомба? Так вот, я вам официально заявляю: в этом ящичке покоятся останки основателя города Мариуполя греческого митрополита Игнатия. Эту землю освятил Афонский монах!» Батюшка побледнел, попятился и скрылся в алтаре. Времена были такие, что за одно слово «иностранец» можно было срок получить.

После этого мощи много лет хранились в портовом храме. Их держали тайно в алтаре, прятали, никому не давали прикладываться. «Общество приазовских греков» во главе с председателем Игорем Андреевичем Началджи каждый год 16 февраля/1 марта в день памяти митрополита Игнатия, служило здесь панихиды, но даже им не всегда выносили заветный ковчежец для поклонения.

Через три года после нашей встречи с отцом Василием, 5 марта 1995 года, мощи митрополита Игнатия были торжественно изнесены на Новоселовку, во вновь отстроенный Успенский кафедральный храм. Ныне митрополит Игнатий канонизирован. В Мариуполе ему поставлен памятник.

Чудо со священномучеником Харлампием, явившимся Палово-Посадскому старцу, митрополитом Игнатием, столь благовевшим перед этим святым, двумя Василиями, возможно, имеющими общего Небесного Покровителя, свидетельствует о том, что у Господа вещи и явления связаны не жесткими законами человеческой логики — на небесах все тоньше, промыслительней. В очах Господних жизнь предстает совсем Другой, нежели видим ее мы, и суд Творца над миром, без сомнения, будет отличным от нашего. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Своего ли имени мы пророчествовали? и не твоим ли именем бесов изгоняли! И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 21-23).

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что святые проявляют попечение о своем потомстве. Однажды он сказал послушнику Николаю Беляеву, будущему Оптинскому старцу Никону: «Вы поступили в Скит чрез посредство епископа Трифона. Это — великое дело! Возможно, что в его лице его действовал своими молитвами мученик Трифон, которому дана благодать охранять от злых духов. Почему ходатайствовал за вас мученик Трифон, нам не дано знать. Быть может, вы его отдаленный потомок, а святые зорко следят за своим потомством... молитесь ему всегда».

Забота святого о человеке может быть объяснена не только кровным родством. Это могут быть христиане, имеющие общего Небесного Покровителя, а значит, духовно породнившиеся в нем; люди, отошедшие ко Господу в один день, а также почитающие одного святого. Есть еще много причин, о которых мы по тварной ограниченности своего ума просто не в силах догадаться. В жизни будущего века, когда «книги жизни всех раскроются», нам предстоит открыть для себя много поразительных вещей...

Работая над этой главой, я прониклась неизъяснимо теплым, благодарным чувством к священномученику Харлампию, который только теперь, по прошествии десятилетия, открыл мне, зачем я тогда в Мариуполе записала рассказ про его храмы, про мощи митрополита Игнатия, про встречу с исповедником Василием Мултых. Оказывается, все это было нужно, чтобы сегодня ярким светом высветить образ новопрославленного Павлово- Посадского старца Василия.

Хочу завершить этот рассказ молитвой к дивному угоднику Божию, чтобы все, почитающие праведного Василия Грязнова, смогли помолиться священномученику Харлампию, который так возлюбил его, что явился ему сам.

«О священнейшая главо, пастырю добрый словесных овец Христовых, священномучениче Христов Харлампие, великий о нас заступниче в скорбех и бедах и во всех нуждах! ...испроси, угодниче Божий, да пребудет благословение Царя Небесного над благословенною им Россиею. Ты бо приял еси еще в житии своем от Господа силу всем притекающим к тебе с мольбою подавати потребное, темже и старцы, и возрастнии, и дети приимаху исцеления ради ходатайства твоего, угодниче, пред Престолом Господа. Егда же на мечное тя усечение осудивша, слышал еси превожделенный и сладчайший глас Господа, глаголющ к тебе сицевая: прииде Харлампие, друже Мой, многая ради Имене Моего претерпевый, проси у Мене, чесо хощеши, и дам ти. Ты же, великий светильниче, рекл еси Ему усты своими: Господи, аще угодно Тебе есть, молю Тя, даждь славу имени Твоему, идеже положены будут моя мощи и память моя имать почитатися, да не будет на месте том глад и мор или тлетворный воздух, погубляющ плоды, но да будет паче на местех тех мир, телесем здравие и душам спасение, изобилие же пшеницы и вина и скотов умножение на потребу человеком. И тако по прошению твоему приял еси от Господа велию благодать. На твоя моления, на тя, священномучениче Христов Харлампие, уповаем, получили велию милость от Господа в бесконечные веки. Аминь».

Взято здесь http://www.vidania.ru/monastery/book_vasilyevskii_13_spasenie_moshei.html
(С использованием материалов из книги «Купующий царство небесное», Анна Ильинская, издательство «Бост-К», 2003 г.)
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться. Станислав Ежи Лец
Naily58
Аватара
Репутация: 33 (+33/−0)
Лояльность: -1 (+0/−1)
Сообщения: 423
Темы: 9
С нами: 7 лет 2 месяца

#408 evgeni » 14.01.2018, 19:47

Уважаемый Naily58! Большое спасибо за публикацию!
Озаренный Верой был Человек! Многие Мариупольцы приезжали к нему в село Усатово на поклон!
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 47 (+47/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1544
Темы: 4
С нами: 7 лет 2 месяца

#409 L.V. » 15.01.2018, 15:12

Naily58 писал(а):Его дочь Наташа с мужем утонула в 1986 году на теплоходе «Новороссийск»

Интересно, это не их ли могила находится на Успеновском кладбище? Приметная парная могила на центральном проходе, с левой стороны. Тоже с "Новороссийска".
L.V.
Аватара
Репутация: 147 (+147/−0)
Лояльность: 1 (+2/−1)
Сообщения: 2775
Темы: 4
С нами: 7 лет 6 месяцев

#410 alexeyttt » 15.01.2018, 23:50

Дополню по Марьинской (Успенской) церкви. Вот более чёткий вид:

ИзображениеИзображение

Хорошо видна линия домов на отрезке от Шевченко до автовокзала и теперь можно понять расположение относительно перекрестка. Также просматривается арка входа через ограду. Церковь похоже немного развернута ближе к оси запад-восток.
А на этой открытке видно что улица идет под углом к ограде.

ИзображениеИзображение

Вот фото, сделанное с восточной стороны, и здесь заметно смещение относительно фотографируемых (хотя можно допустить и такой ракурс):

ИзображениеИзображение

Интересно, что просматривается сохранившейся доныне здание по адресу Успенская 21, ограда церкви подходит к нему. Возможно оно имело отношение к церкви. Взял с Яндекса:

ИзображениеИзображение
Последний раз редактировалось alexeyttt 16.01.2018, 18:26, всего редактировалось 1 раз.
alexeyttt
Репутация: 1 (+1/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 61
С нами: 7 лет 3 месяца

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя

cron