Разглядывая фотографии из альбома Константина Лёгкого, наткнулся на несколько интересных фотографий. Строительство нового цеха(сейчас ЦРМО1) предположительно в 1932году на заводе Ильича.
Лично меня заинтересовало вот что - деревянные башни высотой 51 метр – а это, на минуточку, высота почти двух девятиэтажек!! Сначала мне показалось, что это подъёмные краны, с помощью которых устанавливают металлические фермы перекрытий нового цеха. Но при ближайшем рассмотрении снимков оказалось, что перекрытия железобетонные. То есть рабочие сначала строят опалубку, после армируют металлическими прутами. А вот потом вступают в работу вот эти самые башни – с их помощью в готовую опалубку подаётся бетон.
И оказалось, что это довольно таки редкие снимки бетолитной башни. При чём снимки практически пошаговой сборки.
В качестве комментариев к фото выложу выдержки из книги Э. А. Бари «МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ» Издание второе, Москва - Ленинград, 1934 г.ОНТИ ГОССТРОЙИЗДАТ
Бетонолитная башня - надшахтный мачтовый, оборудованный подвижными желобами подъемник, предназначенный для подъема бетона и последующего опуска его самотеком по желобам к местам укладки в сооружение.
При постройке гражданских сооружений как за границей, так и у нас в первой половине 20го века получили широкое распространение шахтные подъемники, в силу простоты конструкции, дешевизны, а также и значительной производительности. В особенности широко распространены шахтные подъемники при производстве бетонных работ в высоких зданиях и сооружениях.
Шахты подъемников делаются деревянные или металлические. Высота меняется в зависимости от необходимой высоты подъема материалов. Монтаж башен производится путем постепенного наращивания. На практике высота деревянных рам шахтных подъемников доходила до 40 м ( а в нашем случае 51метр), металлических до 90 и даже 120 м.
Для достижения необходимой устойчивости шахта укрепляется тросами или проволочными вантами, заанкерованными в земле. Число вант (тросов) в каждом ряду их равно четырем (от каждого угла). Число рядов меняется в зависимости от высоты шахты. В среднем принимается, что при высоте шахты до 1,0 - 17,0 м можно ограничиться одним рядом вант, при высоте до 28,0 м - двумя, при высоте от 38 до 40 м - тремя.
Внутри рамы ходит вверх и вниз прикрепленная к тросу бадья, люлька или просто захватное приспособление в зависимости от характера поднимаемого груза. Трос, проходящий через блок, расположенный в верхней части рамы, переходит через нижний блок к барабану лебедки. Иногда внутри одной шахты двигаются две бадьи, причем когда одна поднимается с грузом, другая опускается порожней. В этом случае облегчается работа двигателя, так как собственный вес поднимаемой бадьи уравновешивается собственным весом опускаемой. При подаче готовой бетонной массы внутри рамы двигается ковш, обладающий способностью опрокидываться в определенных заранее намеченных местах. Для этого в требуемом месте упорные рейки, по которым катятся ролики ковша, прерываются, и ковш, лишившись опор для роликов, опрокидывается и вываливает бетонную массу в установленный на этом месте с наружной стороны шахты бункер. Бункер, при помощи специального троса, может быть установлен на различной высоте, требуемой по ходу работ. При ходе ковша вниз его ролики вновь входят на упорные рейки, и ковш принимает нормальное положение.
В шахтных подъемниках самый подъем груза занимает очень мало времени, так как обычная скорость подъема 0,30-0,70 м/сек, поэтому на производительности его особенно сильно отражается степень организованности работ по загрузке и разгрузке (ковша) и по обеспеченности погрузчиков подвезенным материалом.
При разработке проекта бетонолитной установки с применением желобов имелось в виду следующее: для движения бетонной массы должен быть соблюден определенный наклон желобов. Поэтому, чем длиннее расстояние, на которое масса передается по желобам, тем выше должна быть башня. Отсюда первое условие, которое необходимо соблюдать при составлении схемы, это - передачу по желобам производить в пределах очертания сооружения и отнюдь не применять желоба в качестве транспортного приспособления для передачи бетонной массы к сооружению.
В общем, наслаждайтесь...