Мариупольскіе заводы "Никополь" и "Русскій Провидансъ"

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

#1 Naily58 » 25.03.2011, 20:47

Вот нашел интересный материал в Сети о юности наших двух металлургических "китов" - металлургических заводов: "Нікополь-Маріупольскій" и "Русскій Провидансъ".
Это фрагмент книги академика М.А.Павлова "Воспоминания металлурга". Издана в Кирове в 1992 году.
Полный текст здесь: http://scilib.narod.ru/Technics/Pavloff/index.html
Хотел бы ,чтобы уважаемый Байда разместил несколько фоток наших заводов.
У него точно есть в запасниках ,что-нибудь в тему. :lol:

IV

Продолжая объезд заводов, я приехал на ст. Сартана, у которой расположен завод «Русский Провиданс», а рядом с ним — Никополь-Мариупольский.

Я посетил Никополь-Мариупольский завод, который интересовал не только меня, но и всех инженеров юга, еще когда он строился. Это был первый завод в России, проектирование и постройку которого вели американцы. Для проектирования завода был приглашен знаменитый американский конструктор Джулиан Кеннеди. Строил его американец — директор Лауд.

Приехав на завод, я застал в приемной директора инженера Гана. Он принимал посетителей. Я хорошо его помнил, как студента, и он тоже узнал меня (он окончил Горный институт годом раньше меня).

Ган сказал мне:

— У нас директор американец, и вам было бы интересно с ним познакомиться, но, к сожалению, он уехал на несколько дней, и вы не сможете увидеть его. {289}

Между прочим, кабинет, в котором мы разговаривали, сильно отличался от кабинетов директоров, которые я видел на других заводах: стены были увешаны чертежами завода «Дюкен»; здесь чувствовался культ американской техники.

Повел меня Ган по заводу. Осмотр завода мы начали с доменной печи № 2, которая строилась (№ 1 уже работала). Подходя к печи, я увидел груды кирпича розоватого цвета.

— Откуда этот кирпич?

— Из Америки.

— Зачем же было везти этот кирпич из Америки? Судя по цвету, он хуже того, какой можно было приобрести в Германии.

Ган объяснил, что американцы не доверяют огнеупорным материалам, сделанным вне США. Они целиком привезли оборудование доменных печей из Америки, привезли оттуда и огнеупорный кирпич, хотя это дорого и невыгодно для завода.

Я увидел, что Никополь-Мариупольская печь является копией печей, построенных в последнее время в Соединенных Штатах. Ничего нового для меня в ней не было. Все это я уже видел в Америке и кое-что успел применить у себя в Сулине.

Ган носил громкий титул помощника директора. Прекрасно зная английский язык, он являлся, по существу, переводчиком директора — американца Лауда.

Ган оставил Никополь-Мариупольский завод вместе с американской администрацией. Когда я приехал туда во второй раз, уже со студентами, там была польская администрация, но, к счастью для меня, директором Никополь-Мариупольского завода сделался — и надолго остался — мой хороший знакомый и сослуживец по Сулину — Л. П. Василевский.

В Мариуполе был очень удобный пункт для ночевки со студентами. По приказанию Василевского нам отводили комнаты в так называемом «казино»; там располагались студенты, а я отправлялся к Василевскому.

Для учебных целей было очень удобно, что Никополь-Мариупольский завод и «Русский Провиданс» расположены рядом. Эти заводы совершенно различных типов. Один вывезен из Америки и представлял собой типично американский завод, другой выстроен бельгийцами, в основном по чертежам Люрмана. Меня соблазняла возможность сравнить оба этих завода и продемонстрировать разницу между европейской и американской техникой.

Придя со студентами к воротам «Русского Провиданса», я поручил одному из них получить разрешение на осмотр завода.

Студент отправился в контору, вернулся и сообщил: {290}

— Мне сказали, что нам вынесут пропуск. Нужно немного подождать.

Мы ждем на улице, у дверей конторы, полчаса, пропуска нет. Я прошу студента узнать, в чем дело. В конторе ему ответили:

— Пропуск написан, но еще не подписан. Подождите. Ждем. Проходит час. Я начинаю терять терпение. Студенты тоже нервничают. Я говорю им, что охотно ушел бы, но на заводе есть устройство, с которым мне хотелось бы их познакомить, — устройство для выгрузки руды с кораблей и погрузки ее в вагоны,— кран Брауна, которого нигде в России нет. «Подождем — говорю я, — ради этого крана, стерпим невежливость бельгийцев». Посылаю студента третий раз. Наконец, после полуторачасового ожидания пропуск получен; мы идем на пристань, к крану. Придя туда, я говорю студентам:

— Вы видите, как автоматически раскрывается зев грейфера, как он берет руду, как снова замыкается, переносит руду к вагонам и высыпает ее туда. И всем этим управляет один человек, который сидит в будочке. Это — типичное американское устройство, хотя мы видим его на бельгийском заводе.

Затем я продолжаю:

— Пойдемте осматривать завод. Мы начнем с доменного цеха, причем, я покажу вам, как неудачно здесь сочетается бельгийское с американским. Вы видели великолепное устройство для выгрузки руды и нагрузки ее в вагоны; здесь вы видите дорогостоящие американские железные эстакады-воронки. Но посмотрите, как они расположены. В Америке они подходят к самой доменной печи, руда самотеком грузится в скип (самоопрокидывающуюся вагонетку), затем автоматически поступает наверх, где скип опрокидывается и руда сыплется в приемную воронку печи.

Все это в Америке совершается без прикосновения человеческих рук. А бельгийцы гонят руду в вагонах на эстакады, которые расположены на очень значительном расстоянии от доменных печей. Рабочие подкатывают к ним вагонетки, конечно, вручную. Однако руда не сыплется самотеком в вагонетки. Люки сделаны так плохо, что она не может сама сыпаться. Рабочие сбрасывают ее на землю, а затем берут ее лопатами, насыпают в вагонетки и везут издалека к подъему. Такова эта бельгийская, с позволения сказать, механизация. Теперь пойдемте к доменной печи.

Дойдя до площадки вокруг горна, мы увидели человека, который был занят каким-то делом. Я присмотрелся и увидел, что человек подымает вверх и опускает вниз склянку, производя анализ газа в аппарате Орса.

— Вот, — обращаю я внимание студентов, — посмотрите, как {291} делается анализ газа. Подождем, пока окончится анализ, и потом я повторю вам то, что говорил на лекции.

Человек, занятый анализом, оказался бельгийским химиком. Я обратился к нему по-французски и попросил сообщить нам анализ газа.

Он ответил:

— 9% углекислоты и 27% окиси углерода.

— Это неверно, мосье. У вас должно быть не 27% окиси углерода, а больше, если углекислоты 9%.

— Откуда вы можете это знать, не делая анализа?

— Сумма углекислоты и окиси углерода должна у вас составлять 39, а не 36.

Бельгиец ничего не ответил.
V

Из доменного цеха мы направились в бессемеровский. Поднялись на площадку и стали в таком месте, с которого ясно виден ход процесса продувки.

Но тотчас ко мне подошел молодой человек и сказал по-русски:

— Господин, уйдите отсюда.

— Зачем же мне уходить, когда мне дан пропуск для осмотра завода. Мы посмотрим и потом уйдем.

— Здесь опасно стоять. Здесь может произойти несчастный случай. Я прошу вас уйти отсюда.

— Я профессор металлургии и знаю, где надо стоять, чтобы ни я, ни мои студенты не пострадали.

— Я все-таки прошу вас уйти.

— Но я хочу смотреть на пламя.

— Вот это как раз у нас и запрещено. У нас нельзя смотреть на пламя.

— Хорошо. Я уйду, но знайте, я вернусь сюда в сопровождении инспектора по приемке рельсов, и при нем вы не посмеете подойти ко мне.

Это подействовало, и молодой человек исчез.

Надо сказать, что на заводах, которые производят рельсы — а «Русский Провиданс» был именно таковым, — инженер по приемке рельсов — очень важная персона. Все его распоряжения, даже незаконные, беспрекословно исполняются, потому что рельсы надо сдать, и от инспектора зависит, будут они приняты или нет, получит завод деньги или нет.

Когда меня посылали экспертом на Таганрогский завод, я всегда заходил к инспектору по приемке рельсов, моему хорошему знакомому, горному инженеру Лебединскому. Инспектор {292} имел право требовать чертежи и всякие иные данные, которые имеют отношение к производству рельсов, но по моей просьбе он требовал и такие данные, которые не относились к производству рельсов, и снабжал меня этими ценными материалами — чертежами печей и машин, цифровыми данными и пр.

С инспектором завода «Русский Провиданс» я не был знаком и даже не знал его фамилии, но все же пугнул словечком «инспектор», чтобы отвязаться от того, кто мешал мне осмотреть завод.

Почему же бельгийцам не хотелось, чтоб я смотрел на пламя? Об этом я мог только догадываться.

Томасовский процесс протекал на заводе «Провиданс» ненормально. Завод получил на Керченском полуострове отвод для добычи руды. Но добываемая там руда оказалась с большим, чем нужно, содержанием фосфора и марганца. Вообще говоря, марганец считается очень полезной примесью в чугуне, но лишь в известных пределах. На заводе же «Русский Провиданс» содержание марганца в отдельных пробах чугуна доходило до 4% (тогда как нужно иметь его не более 2%), а содержание, фосфора доходило до 2,2% (нормальное 1,8%). Вследствие этого томасовский процесс тянулся очень долго, сопровождался большим угаром, давал плохую сталь: в готовой стали оставалось больше фосфора, чем допустимо. В результате получались хрупкие рельсы. Рассказывали, что когда провидансовские рельсы грузили в вагоны и какой-нибудь рельс случайно падал, то он ломался, как стекло.

Можно было предположить, что бельгийцы боялись, чтобы какой-нибудь знающий наблюдатель по цвету и характеру пламени не узнал о неправильном ходе процесса продувки.
VI

Я приехал на завод «Русский Провиданс» со студентами и на следующий год.

На этот раз я обратился с просьбой к Василевскому:

— Сделайте одолжение, поговорите по телефону с дирекцией «Русского Провиданса» и скажите, что приехал профессор Павлов со студентами, и, пожалуйста, спросите: можно ли нам осмотреть завод? А если можно, то пусть заготовят пропуск, чтобы не терять много времени на ожидание, как это было в последний раз.

Василевский позвонил по телефону и все это передал. Ему ответили:

— Пусть приходят. Все будет готово.

— Прошлый раз, — говорю я Василевскому, — мы очень долго ожидали подписи директора, прежде чем попасть на завод. {293}

— Директор этим не занимается, — сказал Василевский, — этим делом заведует, вероятно, какой-нибудь маленький служащий.

— А вы не можете узнать, кто это такой?

— Хорошо, я узнаю.

Из Никополь-Мариупольского завода мы, как и в прошлом году, отправляемся на «Русский Провиданс». Опять останавливаемся у ворот, и один студент идет в контору. Ему опять говорят:

— Подождите немного. Пропуск скоро будет готов.

Ждем полчаса, ждем час, ждем полтора часа. И опять я объясняю новой группе студентов, почему мне так хочется показать им этот завод, хотя с удовольствием не показывался бы на нем.

В конце концов, после некоторых напоминаний, мы получили пропуск и осмотрели завод. После пожаловался Василевскому.

— Опять ждали полтора часа. Кто там директор? Ведь неприлично же так обращаться и с профессором и со студентами.

— Пропуска выдает не директор, а некто Аптекман, один из служащих бухгалтерии. И я не понимаю, чем вы этому Аптекману не понравились.

— Как же я могу ему понравиться или не понравиться, если мы с ним никогда не виделись.

— Вы его не видели, но он-то вас отлично видел, пока вы на солнцепеке ожидали пропуск.

— А, может быть, он так действует, по велению бельгийского начальства?

— Может быть.

Еще через год я опять приехал со студентами в Мариуполь и опять попросил Василевского:

— Будьте добры, скажите, чтобы нас пропустили на «Русский Провиданс» без длительного ожидания.

На этот раз Василевский сказал:

— Хорошо, я попрошу Туманова.

— Какого Туманова?

— Вице-директором завода теперь служит Туманов.

В своем месте я рассказывал про студента Туманова. Широкая натура, кутила, лентяй, добряк — он состоял в приятельских отношениях со всеми однокурсниками. Неудивительно, что я обрадовался и воскликнул:

— Какой Туманов? Спиридон?

— Да, Спиридон Александрович.

— Да ведь, это мой товарищ по институту. Я сам буду с ним говорить.

Беру телефонную трубку:

— Это ты, Туманов? {294}

— Я. Кто со мной говорит?

— Павлов.

— Павлов? Здравствуй, старина.

— Здравствуй. Я к тебе с просьбой. Каждый раз, когда я со студентами приезжаю на ваш завод, над нами сначала издеваются, а потом выдают пропуск. Ты скажи в конторе...

— Брось к черту контору. Приходи ко мне на квартиру; через мою квартиру есть проход прямо на завод.

Таким образом, на некоторое время, пока Туманов служил вице-директором, «Провиданс» был побежден.
Последний раз редактировалось Naily58 25.03.2011, 22:46, всего редактировалось 2 раз(а).
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться. Станислав Ежи Лец
Naily58
Автор темы
Аватара
Репутация: 23 (+23/−0)
Лояльность: -1 (+0/−1)
Сообщения: 402
Темы: 9
С нами: 6 лет 6 месяцев

Re: Мариупольскіе заводы "Нікополь" и "Русскій Провідансъ"

#2 Байда » 25.03.2011, 21:51

Naily58
Хотел бы ,чтобы уважаемый Байда разместил несколько фоток наших заводов.
У него точно есть в запасниках ,что-нибудь в тему.

Изображение
:Rose: :friends:

Изображение
:Rose: :friends:

Изображение
:Rose: :friends:

Изображение
:Rose: :friends:

Изображение
:Rose: :beer:
Байда
Аватара
Репутация: 51 (+52/−1)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 2784
Темы: 17
С нами: 6 лет 11 месяцев

Re: Мариупольскіе заводы "Нікополь" и "Русскій Провідансъ"

#3 Katerinka » 25.03.2011, 21:51

И не только у уважаемого Байды есть! :spruce:

Провиданс

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 90 (+94/−4)
Лояльность: 70 (+71/−1)
Сообщения: 29560
Темы: 319
С нами: 8 лет 2 месяца

Re: Мариупольскіе заводы "Нікополь" и "Русскій Провидансъ"

#4 Naily58 » 25.03.2011, 22:35

Огромное спасибо, за художественное оформление темы! :Yahoo!: Думаю, в ней мы еще разместим кое-что интересное... :wink:

Например: Знаете ли Вы, что... первый русский инженер на "Никополе" появился "по блату" :ROFL:

Вот, все в той же книге академика Павлова читаем:

...на Никополь-Мариупольском заводе не было ни одного русского инженера, но это объяснялось влиянием члена правления Никополь-Мариупольского общества поляка Кольберга.

Свое намерение иметь на заводе русских инженеров Василевский(поляк, директор завода - прим.Naily58) осуществил гораздо позже. И вот по какому случаю. Его сын, окончив высшее учебное заведение, стал электротехником.

— Создалось, знаете ли, — рассказывал Василевский мне(академику Павлову - прим.Naily58),— несколько затруднительное положение. Сыну служить у отца неудобно. Куда его устроить наилучшим образом? В то же время на дочери Сундгрена женился русский инженер Жданов. Для Сундгрена, в то время директора Юрьевского завода, было не совсем удобно иметь у себя на заводе зятя. И вот мы договорились: Сундгрен передает мне мужа своей дочери, а я ему своего сына.

Так появился первый русский инженер на Никополь-Мариупольском заводе; за ним последовали другие.
Последний раз редактировалось Naily58 26.03.2011, 00:27, всего редактировалось 1 раз.
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться. Станислав Ежи Лец
Naily58
Автор темы
Аватара
Репутация: 23 (+23/−0)
Лояльность: -1 (+0/−1)
Сообщения: 402
Темы: 9
С нами: 6 лет 6 месяцев

Re: Мариупольскіе заводы "Никополь" и "Русскій Провидансъ"

#5 evgeni » 25.03.2011, 23:42

Изображение 1142.jpg


Изображение 1052.jpg


Изображение 1042.jpg
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 38 (+38/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1362
Темы: 4
С нами: 6 лет 7 месяцев

Re: Мариупольскіе заводы "Никополь" и "Русскій Провидансъ"

#6 Katerinka » 25.03.2011, 23:49

Naily58
:good:
читайте дальше! :)
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 90 (+94/−4)
Лояльность: 70 (+71/−1)
Сообщения: 29560
Темы: 319
С нами: 8 лет 2 месяца

Re: Мариупольскіе заводы "Никополь" и "Русскій Провидансъ"

#7 Станислав » 26.03.2011, 08:52

evgeni писал(а):
Изображение 1042.jpg

Байда. Обратите внимание на эту фотографию. Помните ранее был вопрос по фотографии времён войны, где немцы стрельбы проводят на территории завода. Не могу найти ту фотографию сейчас, но по памяти мне кажется что это там такие же здания.
Станислав
Откуда: Мариуполь
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 726
Темы: 2
С нами: 6 лет 9 месяцев

Re: Мариупольскіе заводы "Никополь" и "Русскій Провидансъ"

#8 Байда » 26.03.2011, 09:50

Станислав писал(а):
evgeni писал(а):
Изображение 1042.jpg

Байда. Обратите внимание на эту фотографию. Помните ранее был вопрос по фотографии времён войны, где немцы стрельбы проводят на территории завода. Не могу найти ту фотографию сейчас, но по памяти мне кажется что это там такие же здания.

Спасибо Станислав! :good: Это броневой цех завода, ....... :cry: нет, не подходит. (уже обсуждали и меряли. :unknown: )
Изображение

Изображение
Байда
Аватара
Репутация: 51 (+52/−1)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 2784
Темы: 17
С нами: 6 лет 11 месяцев

Re: Мариупольскіе заводы "Никополь" и "Русскій Провидансъ"

#9 evgeni » 26.03.2011, 09:51

Изображение 0822.jpg


Изображение 0812.jpg


Изображение 1172.jpg
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 38 (+38/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1362
Темы: 4
С нами: 6 лет 7 месяцев

Re: Мариупольскіе заводы "Никополь" и "Русскій Провидансъ"

#10 Naily58 » 26.03.2011, 18:30

Вообще-то, данную тему (о первых мариупольских металлургических заводах), конечно же, нужно было начать несколько иначе.:oops: Хотя многим жителям города, эта информация давно и хорошо известна, но..."Повторение - мать учения", не без основания, говорили древние. Поэтому, позвольте, попросить прощения и немного исправиться. :pardon:
Итак, переходим к истокам. :Search:

МАРИУПОЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД ИМ. ИЛЬИЧА ( Южный завод, Южный завод им. Ильича)

Это альтернативный и не претендующий на истину очерк истории становления известных предприятий СССР, прямо или косвенно участвующих в броневом и танковом деле.
По материалам известных источников с незначительными комментариями и дополнениями.


19 апреля 1896 г, А. В. Ротштейн из Пруссии и Э.Д Смит из США обратились к правительству Российской Империи за разрешением учредить <Никополь-Мариупольское горное и металлургическое общество>. Не ожидая решения властей, они закупили в США металлургический завод с трубосварочным цехом. 6 июля 1896 года в Петербурге первое общее собрание акционеров избрало правление общества.
В пяти километрах от Мариуполя начали работать геодезисты.
Монтаж начался в декабре, а уже 1 (13) февраля 1897 года был пущен трубосварочный стан.

Столь быстрое строительство было результатом американских строительных технологий из готовых элементов. Американская новомодная технология для быстрого возведения промышленных зданий в то время, состояла из монтажа промышленных зданий из волнистого (гофрированного листового железа).
Бельгийское общество <Провиданс>, (кстати существующее и поныне), получило у Мариупольской городской управы два участка земли. И на одном из них в 1898 году началось строительство завода. Затем - с целью привлечения бельгийского и русского капиталов - они создали дочернюю компанию <Русский Провиданс>.

В 1898 году завод уже работал: функционировали 2 доменные печи, 2 мартеновские печи, 3 томасовских конвертора, 126 коксовых батарей, крупносортный и рельсобалочный цеха.
Железную руду везли из Керчи на пристань, расположенную на берегу Кальмиуса (современная Гавань). В конце XIX века в Мариуполе работали, таким образом, бок о бок 2 металлургических завода.

Первые домны <Никополя> привезли из-за океана в разобранном виде. С ними прибыли в Мариуполь их создатели американцы братья Джулиан и Вальтер Кеннеди. Домны <Никополя> были последним словом техники. Интересно, что во время Второй мировой войны технология сборки домен из отдельных подготовленных заранее частей, применялась для быстрого возведения новых домен но была по непонятным причинам объявлена <передовой советской технологией>.

Первая домна <Никополя> дала чугун в ночь с 14 на 15 июня 1902 года. Первым директором <Никополя> был Г.Лауде. В 1909 году <Никополь> произвел 1,3 млн пудов стали, в 1913 году - 4,8 млн пудов. <Русский провиданс> в 1912 году выпустил 11 млн пудов чугуна, а уже в 1913 году - 13 млн пудов чугуна. В 1909 году Мариупольским портом переработано 96 млн пудов грузов, а в 1911 году уже 122,4 млн пудов.

Таким образом в начале 20-го века завод <Никополь> имел две большие по тем временам доменные печи с наклонными подъемами американской конструкции <Корнеги Стил Ко> (Кеннеди) , суточная производительность каждой равнялась 280 тонн передельного чугуна. Высота американской печи превышала 27 метров, а ее нижняя часть на треть высоты находилась внутри каменного литейного двора, крытого волнистым железом. Отмечалось, что американская конструкция печи лучше, чем даже <на заводе Юза* и некоторых других>, где <доменные печи совершенно открыты и рабочие терпят от солнца и холода>. Печи имели клепаные железные кожухи. Отвод газов - боковой, с помощью простой воронки, и впервые в России применено улавливание газов с <двойным затвором> типа Парри.

При каждой домне имелись литейные дворы площадью более 200 квадратных метров и по четыре каупера (воздухона+гревателя системы Кеннеди) на каждую печь. А рядом - трубы высотой 55 м и диаметром 4,25 м. Трубы, кстати говоря, на <Никополе> были не каменные а также новой конструкции железные.
Воздуходувных машин для домен было две, обе изготовлены в США.

Мартеновская фабрика (так тогда именовался цех) размещалась в металлическом здании американского типа (из волнистого железа) площадью более 3200 квадратных метров, рассчитанном на пять мартеновских 30-тонных печей. Под печи был изготовлен из магнезита, процесс был <основной>. Загрузку печи производили загрузочной машиной системы <Вельман> (электрической) и четырьмя мостовыми кранами с пролетом в 13 метров. Отливка стали в изложницы, производилась сверху из 50-тонного ковша, подвешенного на цепях к крану.

Листопрокатное же отделение завода, по свидетельству современников, естественно было <американского типа и отличалось грандиозностью и оригинальностью>.

Здание, прокатного стана было тоже металлическое - из железных колонн и крыши, обшитое волнистым железом. Его площадь - 5200 квадратных метров. В нем размещался большой немецкий листовой прокатный стан, на котором изготавливались крупные сорта котельного и корабельного листового металла до полуброневых плит включительно. Двигателем стана служила одноцилиндровая американская паровая машина (в начале 60-х гг. такая машина работала еще в сортопрокатном цехе <Азовмаша> ).

Месячная производительность большого листового стана - 3400 тонн, малого стана - 200 тонн. При каждом из станов имелись четыре газовых нагревательных печи. Все по американскому проекту.

<Специальная трубопрокатная фабрика> для прокатки бесшовных железных труб немецким методом была третьей на юге после Екатеринослава и Таганрога. Еще в 1896 г. завод принял заказ на 150 верст таких труб диаметром 8 дюймов для Закавказского керосинопровода и с момента пуска - 13 февраля 1897г. - начал его выполнять. И здесь здание было железным, а в нем один прокатный стан и один стан для загибки листов.
Завод имел также чугунолитейную, модельную, столярную, котельную и механическую мастерские, а также кузницу. В 1903 - 1904 годах чугунного литья изготовили около 28 тысяч пудов, изложниц 32,3 тысячи пудов, стального литья 6,3 тысячи пудов, а также литье медное и баббитовое. Производил завод и свой огнеупорный кирпич.

На заводской электростанции была установлена динамомашина <Сименс-Шукерт>, которую приводила в действие паровая машина. А на правом берегу Кальмиуса соорудили здание с двумя немецкими центробежными насосами, подававшими воду по водопроводу длиной около двух верст.

Жилая колония для рабочих устроенная по американскому образцу состояла из 47 каменных бараков, четырех двухэтажных домов по 16 квартир в каждом и шести каменных казарм для холостяков. Современник пишет: <Возле каждого домика разбит садик, и устроен общий большой бульвар> (утверждают, что ныне это улица Левченко). При заводе возведена большая каменная больница на 30 коек с аптекой, имеется отдельный корпус для заразных больных. Работали там доктор, два фельдшера, медсестра и провизор.

Первым директором будущего ММЗ был американский инженер Г.Лауде, его помощниками - горный инженер Н.Ган и инженер-технолог Н. Мацион.

На заводе работали американские, бельгийские, немецкие инженеры и четыре молодых русских горных инженера на обучении.
Затем Лауде уехал в Англию, на завод <Вестингауз Воркс> в Манчестер, директором стал выпускник Екатеринославского горного института А.П.Василевский. Снабжение завода <сырыми материалами> осуществлял из Петербурга Г. Кольберг.

* В конце 1868 г. английский заводчик Джон Юз договорился с царским правительством о постройке в Донецком кряже завода чугуноплавильного, железообрабатывающего и рельсового производства.
Построенный Юзом завод Новороссийского товарищества с середины 70-х гг. превратился в одно из наиболее крупных металлургических предприятий страны, рядом с которым выросла Юзовка.

Взято с сайта: http://club.rc-mir.com/topic2831303_0.html
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться. Станислав Ежи Лец
Naily58
Автор темы
Аватара
Репутация: 23 (+23/−0)
Лояльность: -1 (+0/−1)
Сообщения: 402
Темы: 9
С нами: 6 лет 6 месяцев

След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя