Список разделов › Мариуполь › Старый Мариуполь
Какими же были заводские церкви?
В самом конце XIX в. У Мариуполя появился «город-спутник». На возвышенной площадке в междуречье Кальмиуса и Кальчика раскинулись два металлургических завода – Никополь-Мариупольского общества и «Русский Провиданс». Рядом с промышленными корпусами выросли рабочие поселки, так называемые колонии. Здесь сложился своеобразный мир, подчиненный производственным ритмам.
В воздухе витали говоры выходцев из центральных губерний России, ломаный русский бельгийских или польских мастеров. Общий гул разрывали городские гудки, рев доменных печей, скрежет металла. И только колокольный звон лишь изредка доносился сюда с южным ветром – церкви на заводах еще не было.
Администрация не торопилась строить новый храм, хотя городские власти отвели для этого участок земли еще 9 ноября 1898 г. Через год на заседании городской думы отмечалось, что «за отсутствием на металлургических заводах церкви рабочие посещают городские церкви, которые иногда в виду большого наплыва не могут вместить всех приходящих». Тогда же было решено обратиться с ходатайством, а попросту говоря пожаловаться, к губернскому начальнику.
Наконец-то в 1900 г. была открыта Николаевская однопрестольная церковь. Она создавалась на средства рабочих завода «Русский Провиданс». Своего здания эта церковь не имела, располагалась в министерском училище (пр. Ильича, 56).
«Справочная книга Екатерининской епархии», изданная в 1908 г., содержит интересные сведения о деятельности этой церкви. Приход ее состоял и 188 дворов, в которых проживало 752 мужчины и 574 женщины. Священником был Василий Николаевич Татаринов, тридцати шести лет от роду. Он же состоял учителем закона Божьего заводского двухклассного министерского училища. Завод предоставлял служителям церкви квартиры, оплачивал их отопление и освящение. Кроме того, заводоуправление назначило штатное жалование, священнику – 2400 руб. в год, псаломщику – 600 руб. Для сравнения приводим некоторые данные о зароботной плате в 1908 году. Например, бухгалтер городской управы и архитектор получали по 1500 руб. в год, врач – 1200 руб., старший городовой – 275 руб…
Николаевская домовая церковь в течение нескольких лет не имела своего здания. Оно было построено накануне Октябрьской революции. Эта церковь находилась на границе между колониями, перед заводским базаром. Используя знакомые современному читателю городские названия, можно сказать, что она стояла на проезжей части проспекта им. Ильича, восточнее пересечения с улицей Левченко.
В 1901 г. в рабочем поселке завода Никополь-Мариупольского общества была возведена Петропавловская однопрестольная церковь. Каменное здание строилось на средства дирекции и рабочих на месте нынешнего детского комбината № 131 (перю Доменный, 1-а). обращаясь к «Справочной книге Екатерининской епархии», узнаем, что приход ее составлял 114 дворов (456 мужчин и 446 женщин). Священником состоял Иван Петрович Китаев. Службу в церкви он совмещал с преподаванием закона Божьего в двухклассном министерском училище при заводе, которое располагалось в соседнем здании (ныне ОШ № 21). Проживал священник со своей семьей в оплачиваемой заводом квартире. А вот жалованье получал от прихожан – всего 1200 руб. в год.
Таким образом, в начале века в районе металлургических заводов открыли две православные церкви. Но среди служащих этих предприятий было много иностранцев. Католики могли посещать городскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. А для лютеран открыли кирху. Проект ее постройки был утвержден Екатерининским губернским правлением в 1910 г. Она размещалась в колонии завода Никополь-Мариупольского общества, недалеко от Петропавловской церкви, на улице, которая сейчас называется Доменной.
Как сложилась судьба этих церквей после революции 1917 года? К сожалению, их постигла участь всех культовых заведений Мариуполя. В двадцатые годы они были закрыты. В одной из них работал заводской клуб. В 1926 г. для него приобрели киноаппаратуру и радиоустановку. Возможно, это была лютеранская церковь, ведь именно в ее здании в 30-е годы размещался кинотеатр «Металлург». Здания православных церквей были разрушены. Вокруг площадки Николаевской было устроено кольцо трамвайной линии. На месте Петропавловской в 1936 г. возвели не менее известный в городе объект – сорокапятиметровую парашютную вышку. Она, к слову, также не сохранилась.
Трагизм ситуации усугубляется еще и тем, что мы сегодня даже не знаем, как выглядели эти церкви. Сотрудникам Мариупольского краеведческого музея не известны ни фотографии, ни открытки, ни рисунки, запечатлевшие их внешний и внутренний вид. Однако это не значит, что их вовсе не существует.
Мы не теряем надежду, что мариупольцы, а особенно жители Ильичевского района, найдут в своих архивах фото этих ушедших в небытие зданий, и они займут подобающее им место в экспозиции городского музея. Ждем ваших откликов, уважаемые ильичевцы!
Раиса БОЖКО,
зав. отделом Мариупольского краеведческого музея
«ИЛЬИЧЕВЕЦ», 29 апреля 2000 года, № 49-50 (8672)
«Хлеб – всему голова», - говорит народ. От наличия и качества хлеба во многом зависит спокойствие в городе. Это важно было еще и потому, что в 1906 году революционное движение в Мариуполе все еще не утихало.
Тема выпечки и продажи хлеба, особенно на окраинах города несколько раз в 1906 году обсуждалась на заседаниях думы.
2 июня дума рассмотрела ходатайство Общества потребителей при заводе Никополь - Мариупольского общества о разрешении ему устройство на заводской территории хлебопекарни.
Вот как это событие отражено в материалах заседания думы.
«Жители колонии завода Никополь – мариупольского общества обратились в Правление общества при этом заводе с просьбой принять меры к устройству на заводе собственной хлебопекарни, так как теперешний способ снабжения населения колоний заводов привозным из города хлебом в потребительную лавку предоставляется большие неудобства, которые сводятся к следующему:
хлеб зачастую поступает в продажу слишком поздно, в особенности в грязную погоду;
в следствии привозки из города при постоянных ветрах и большой пыли или в дождливую погоду, хлеб получается весьма часто в загрязненном виде;
жители колонии вынуждены мириться с его недоброкачественностью, а также поздней доставкой его».
Дума единогласно постановила: разрешить обществу потребителей при заводе Никополь – Мариупольского общества устроить на заводском базаре хлебопекарню. Таким образом, хлебопечению в Ильичевском районе в 2006 году исполнилось сто лет
Мазур Павел
«Вечерний Мариуполь»
Коммунисты всегда отличались демагогией и цинизмом (как и их теперешние наследники - вчерашние "перекрашенные" коммунисты). Только они додумались построить мет. завод-гигант в устье реки на берегу самого рыбного моря. Так они "озеленили" прилегающие территории в самом центре города. Дышите, дорогие граждане, заводским "озоном". Я не знаю - какому "царскому режиму было наплевать" - только факты говорят - заводы были построены далеко от городской черты. А теперешний "озелененный" Мариуполь имеет самое большое кладбище в мире и почти мертвое море. Разве что холера там еще водится.Аллах Акбар писал(а):Интерес представляет грязь и отсутствие растительности на заводах.
Капитализм, однако. Столь воспеваемое кем-то, благодатное для кого-то, царское время.
Частники не очень то вкладывались в озеленение прилегающей к цехам территории.
Царскому режиму было на всё это наплевать.
Заводы стали "зелёными" в советское время.
Но социалистическое государство закончилось - значит скоро опять...
Если вообще сохранится мариупольская промышленность.
Аллах Акбар
Цитата
Сообщений: 7
Зарегистрирован: Сегодня, 08:51
Аллах Акбар писал(а):Про жетоны.
Их надо было сдавать мастеру на входе в цех.
После 14 часового рабочего дня забирать обратно.
Сейчас этот раздел просматривают: жданов-сити и 23 гостя