Мариупольскіе заводы "Никополь" и "Русскій Провидансъ"

Board index Мариуполь Старый Мариуполь

Moderators: Байда, Katerinka, Роман

#171by Роман » 05.02.2018, 11:01

пров..JPG
пров1..JPG
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Reputation: 4 (+9/−5)
Loyalty: 152 (+165/−13)
Posts: 1661
Topics: 23
With us: 9 years

#172by Алекс » 20.09.2018, 18:51

Фото из Госкаталога http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13771785
ImageImage

Немного отредактировал.
Here, There And Everywhere
Алекс
Avatar
Location: Россия
Reputation: 122 (+128/−6)
Loyalty: 43 (+43/−0)
Posts: 2526
Topics: 13
With us: 4 yaers 1 month

#173by metafizich » 11.04.2019, 21:41

ImageImage

Шлаковая гора Мариупольского завода "Провиданс". 1918 год
τὰ μετὰ τὰ φυσικά
metafizich
Avatar
Reputation: 21 (+21/−0)
Loyalty: 0 (+1/−1)
Posts: 604
With us: 4 yaers 2 months

#174by Алекс » 12.04.2019, 05:38

metafizich wrote:Шлаковая гора Мариупольского завода "Провиданс". 1918 год
/viewtopic.php?p=153977#p153977
Here, There And Everywhere
Алекс
Avatar
Location: Россия
Reputation: 122 (+128/−6)
Loyalty: 43 (+43/−0)
Posts: 2526
Topics: 13
With us: 4 yaers 1 month

#175by ksenia » 25.09.2019, 14:21

Как броневые листы сдавали

ImageImage

Как известно, Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича ведет свою родословную от слитых воедино национализированных после Октябрьской революции заводов Никополь-Мариупольского общества (его краткости ради называли «Никополь») и «Русский Провиданс». Об этом прославленном предприятии написано много и в газетах, и в журналах, и в специально посвященных ему книгах. Но, кроме этого, существует о нем своеобразный фольклор: были и легенды, передающиеся из уст в уста не одним поколением ильичевцев. Фольклор этот расцвечивает сухую схему исторических исследований, очеловечивает их бытовыми подробностями. Одно из таких изустных преданий предлагается вниманию читателей…
В сентябре 1911 года на завод «Никополь» пришел заказ от Морского министерства на изготовление броневых листов для постройки боевых кораблей. Заказ был особенно желанным, так как несколько лет до этого многие цеха завода простаивали из-за отсутствия работы. Хозяева «Никополя» времени попусту не теряли: нашли нужные средства и быстренько приступили к строительству прокатного стана, нагревательных и термических печей и другого оборудования, необходимого для производства броневых листов.
Прошло не так уж много времени, цех был сооружен, отслужили молебен по случаю его открытия, немного воды утекло в Кальчике, и новая для завода продукция была освоена. Вот тогда-то в цехах завода периодически стали появляться офицеры, уполномоченные соответствующим ведомством принимать продукцию, предназначенную для флота. Были ли они специально назначены для этой процедуры или совмещали с основной службой в Мариупольском воинском присутствии (так в царское время называли знакомые нам военкоматы) сказать трудно.
Жили офицеры не в прилегающем к заводу поселке, а где-то в центре Мариуполя. Поэтому, когда по мере накопления готовой продукции приходилось предъявлять ее военному приемщику, за ним посылали лучший конный экипаж из имеющихся на заводе «Никополь». Приемку листов офицеры осуществляли всегда только по одному, а предъявлял их обер-мастер цеха. Разные офицеры вели себя по-разному. Одни строго придерживались буквы закона и не отступали ни на шаг от установленных инструкциями требований к качеству поверхности листов, к химическому составу. Других можно было «уговорить», если листы, мягко выражаясь, не совсем отвечали нужным кондициям. Как уговаривать, обер-мастер знал.
Происходило это примерно таким образом. Обер-мастер подводил офицера, как он знал, достаточно «сговорчивого» к листам, предварительно помещенным на специальные подложки. Строгий страж интересов державы в погонах, заложив руки за спину, медленным шагом обходил листы, брезгливо осматривая их поверхность. Если в поле его зрения попадалась хотя бы маленькая неровность, царапина или щербинка на поверхности стального листа, он останавливался и твердым голосом изрекал: «Не годится». Обер-мастер услужливо бочком подбегал к листу и ставил заранее приготовленным куском мела крестик. Такие отметки могли появиться на одном или нескольких листах.
Закончив осмотр, офицер делал вид, что уходит. Тогда-то и пускал в ход свое искусство поднаторевший в таких делах обер-мастер. «Ваше высокоблагородие, окажите любезность, задержитесь. Тут ваше высокоблагородие велели пометочку сделать, что тут на листе окалина вкатана, малюсенький закат получился. Так это ведь не страшно. Поставят его внутрь корабля. Зато другая сторона, клянусь Богом, просто великолепная. Извольте, ваше высокоблагородие, своим пальчиком потрогать. Там лист гладенький, извиняюсь, как щечка молоденькой девицы».
Высокий гость цеха не спеша снимал с правой руки перчатку. Шарил рукой снизу листа. Наконец под его пальцем оказывалось нечто. Через секунду это нечто оказывалось в кармане форменных брюк. Сдатчик и приемщик переходили к следующему листу, помеченному крестиком. Все описанное выше повторялось в той же последовательности.
Завершалась приемка тем, что появлялся рабочий c чистым полотенцем и с кувшином, наполненным теплой водой. Пока офицер мыл руки, обер-мастер успевал принести из конторки документы, чернильницу и ручку. Приемщик подписью с многочисленными росчерками и завитушками удостоверял годность листов для флота Его Императорского Величества… Тут появлялся небольшой поднос, прикрытый белоснежной накрахмаленной до хруста салфеткой. Салфетка поднималась, под ней оказывалась рюмка с прозрачной жидкостью, крохотный кусочек ржаного хлеба и малосольный огурчик. Офицер привычным движением опрокидывал себе в рот содержимое рюмки, нюхал хлеб и, вернув его на поднос не тронутым, закусывал хрустящим огурчиком. Изображая всем своим видом, что долг исполнен, он твердым шагом направлялся к выходу из цеха. Обер-мастер, семеня, сопровождал его до самого экипажа…
Как гласит легенда, секрет «сговорчивости» приемщика заключался в том, что обер-мастер заранее к внутренней стороне листа сомнительного качества подклеивал золотую монету царской чеканки достоинством десять рублей. Ее-то «не очень принципиальный» страж качества военной продукции нащупывал, а затем с ловкостью фокусника отправлял себе в карман.
Так ли все это было? Свидетели и участники пересказанного здесь давно ушли в мир иной. Переспросить не у кого.

Источник: http://mrpl.city
ksenia
Reputation: 190 (+190/−0)
Loyalty: 0 (+2/−2)
Posts: 1715
Topics: 11
With us: 4 yaers 6 months

#176by Ayvengo » 27.12.2019, 19:33

ksenia wrote:Как броневые листы сдавали
В сентябре 1911 года на завод «Никополь» пришел заказ от Морского министерства на изготовление броневых листов для постройки боевых кораблей. Заказ был особенно желанным, так как несколько лет до этого многие цеха завода простаивали из-за отсутствия работы. Хозяева «Никополя» времени попусту не теряли: нашли нужные средства и быстренько приступили к строительству прокатного стана, нагревательных и термических печей и другого оборудования, необходимого для производства броневых листов.
Прошло не так уж много времени, цех был сооружен, отслужили молебен по случаю его открытия...

ImageImage

К сожалению,не смог нигде найти более точную, чем " на -дняхъ" дату этого молебна. Возможно, это лето 1913 года,когда на завод пришёл огромный заказ на броневые листы для строящегося в Николаеве линкора "Екатерина II". Вычитал об этом в источнике "Мариупольская броня" :
https://zen.yandex.ru/media/id/5d7f4ff8e6e8ef00ad ... ronia-5db17dfcc49f2900b0a1328d
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" © Post
Ayvengo
Avatar
Location: западные предгорья Среднего Урала
Reputation: 88 (+88/−0)
Loyalty: 9 (+9/−0)
Posts: 2941
Topics: 3
With us: 9 years 1 month

#177by Алекс » 27.12.2019, 19:54

Ayvengo wrote:К сожалению,не смог нигде найти более точную, чем " на -дняхъ" дату этого молебна. Возможно, это лето 1913 года,когда на завод пришёл огромный заказ на броневые листы для строящегося в Николаеве линкора "Екатерина II". Вычитал об этом в источнике "Мариупольская броня" :
Совершенно верно, это 1913 год. Сама заметка и фотография были опубликованы в журнале «Огонёк» №29 за 1913 год. Собственно, это и есть скан с этого журнала.
Here, There And Everywhere
Алекс
Avatar
Location: Россия
Reputation: 122 (+128/−6)
Loyalty: 43 (+43/−0)
Posts: 2526
Topics: 13
With us: 4 yaers 1 month

#178by DSitni » 27.12.2019, 21:54

.
Почему так обидно и неправильно написано - "село Сартана" ?? :(
Ведь правильно - станция Сартана и ближайший населённый пункт к станции - хутор Гуглин !
Понимаю, что хутор - не авторитетно, на ведь село Сартана находилось от ст. Сартана, а значит и от завода - 8 км - по прямой линии !
.
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 58 (+113/−55)
Loyalty: 458 (+470/−12)
Posts: 7068
Topics: 1
With us: 5 years 5 months

#179by Алекс » 27.12.2019, 22:07

DSitni wrote:.
Почему так обидно и неправильно написано - "село Сартана" ?? :(
Видимо потому, что писал статью какой-нибудь московский заезжий журналист, мало разбирающийся в мариупольских топонимах.
Here, There And Everywhere
Алекс
Avatar
Location: Россия
Reputation: 122 (+128/−6)
Loyalty: 43 (+43/−0)
Posts: 2526
Topics: 13
With us: 4 yaers 1 month

#180by Байда » 28.12.2019, 07:01

ImageImage
:Rose:
Байда
Avatar
Reputation: 90 (+92/−2)
Loyalty: 4 (+4/−0)
Posts: 3308
Topics: 17
With us: 9 years 3 months

PreviousNext

Return to Старый Мариуполь

Who is online (over the past 5 minutes)

Users browsing this forum: 7 guests