Да, интересно поговорили. Единственно не совсем понятно - основная территория Азовского казачьего войска протянулась вдоль Берды, только самый крайний угол их земель - в районе станицы Никольской (Володарского) - выходил к верховьям Кальчика (не самая судоходная река). Им не удобнее было свои лодки в низовьях Берды ставить? И как наши мариупольские греки к такому соседству относились?
И образовано Азовское казачье войско только в 1828 году, и было поселено в Северном Приазовье еще несколько позже. А рассматриваемые планы относятся к концу XVIII века... Или речь идет о "чистых" запорожцах? Но тогда при чем здесь переселение на Кубань, куда они "не ушли"? Или здесь речь шла о постзапорожском населении? Но к 1775 году здесь местных казаков и посполитых было совсем немного, и они в 1780 году были почти все выселены в более северные земли. Потом сюда масса народу наездами на рыбные заработки приезжала, но бывших местных казаков среди этих толп было не слишком много. О них речь? Или о
Екатеринославском казачьем войске, переселенном на Кубань в 1802 году? Но о каких-либо связях этого объединения с нашими краями я не слышал. Так о чем именно идет речь? Ой, что-то у меня ощущение, что в данном случае мы на очередные фантазии Н.Г.Руденко попадаем... Если я не прав - просьба поправить. Может тогда и форум быстрее дозреет.
В общем, интересная тема для дальнейшего отслеживания. Если что-то такое было - рано или поздно в документах найдем.
И если, к примеру, устраивались таможенные и карантинные дворы - это всегда четко в официальных документах отражается. И в тех же ежегодных "Месяцесловах" с перечнями должностных лиц по губерниям, там и начальники таможен в отдельных городах тоже перечисляются. Бесследно существование таких служб не проходило. Так что предполагать мы можем много чего, но без подтверждения документами - это все так и останется на уровне остроумных гипотез. ИМХО.
Если такой "летний порт" действительно существовал, то, судя по обсуждаемым планам, он должен был размещаться
западнее озера Домаха. Но там ширина низменности между склонами городского холма и пляжем - порядка 600 метров, для портового подворья того времени это слишком много. Различные сараи и склады такого порта целесообразнее было бы размещать не на склонах холма (в 600 метрах от воды!), а в непосредственной близости от пляжа. В этом случае более вероятной представляется версия, что эти постройки на данных планах нарисованы на склонах только потому, что на этих планах береговая низменность показана искаженно, слишком узко, на них просто не оставалось места, чтобы их адекватно и правильно нарисовать.
А вот мысль насчет тоннеля для спуска - мне покоя по-прежнему не дает. Как и то, что за верх гигантской арки я тогда видел на Слободке? Может кто-нибудь из наших уважаемых краеведов сможет к той подпорной стенке пробраться? Примерные ориентиры, где она располагается я могу описать.
А степная трава пахнет горечью...