Планы Мариуполя

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

#131 DSitni » 21.03.2016, 16:57

Ayvengo писал(а):За пять лет сменил шесть компьютеров...
Хорошо живёте .... :shock: ....
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Аватара
Откуда: Северный берег Азовского моря ...
Репутация: 33 (+81/−48)
Лояльность: 245 (+256/−11)
Сообщения: 5327
Темы: 1
С нами: 3 года 5 месяцев

#132 Алекс » 21.03.2016, 17:19

Ayvengo писал(а):Алекс,уважаемый!Картинка интересная,но это только копия уже известного оригинала...( См.начало темы)
Да, да... Подвела надпись крупным шрифтом. Перед тем, как залить карту, пробежался по страницам темы и, не найдя похожей, запостил.
Алекс В сети
Аватара
Откуда: Россия
Репутация: 62 (+66/−4)
Лояльность: 32 (+32/−0)
Сообщения: 1453
Темы: 11
С нами: 2 года 1 месяц

#133 L.V. » 21.03.2016, 17:25

Отправил.
L.V.
Автор темы
Аватара
Репутация: 135 (+135/−0)
Лояльность: 0 (+1/−1)
Сообщения: 2507
Темы: 4
С нами: 7 лет 3 месяца

#134 Алекс » 21.03.2016, 18:28

DSitni писал(а):...Да уж... Это "начало темы" - меня интересует до сих пор ....
Точное расположение "старого базара" на современной карте (обозначено красной точкой) - это территория Авто-мото кооператива, ограниченная улицами Академика Амосова, пр. Ильича и Литейной.
ИзображениеИзображение
Ильичевский рынок находится далеко в стороне (синяя точка). Желтыми точками для ориентира обозначена вертикаль, которая попадает в устье Кальмиуса. Зеленая линия - это ул. Макара Мазая.
ИзображениеИзображение
Неплохое место для любителей металлопоиска :good:
Алекс В сети
Аватара
Откуда: Россия
Репутация: 62 (+66/−4)
Лояльность: 32 (+32/−0)
Сообщения: 1453
Темы: 11
С нами: 2 года 1 месяц

#135 DSitni » 21.03.2016, 20:36

Алекс писал(а):Изображение[/url]Изображение
На месте Красного банка и ближайших к пр. Ильича гаражей - даже я помню дома частного сектора ....
В конце 70 - х их начали сносить.
Выглядели они достаточно древне\плохо...Но после снимков "домов" под шлаковой горой - думаю ещё ничего и были... :pardon:
В народе этот район называли -"Жилкопы".... кажется... :unknown:
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Аватара
Откуда: Северный берег Азовского моря ...
Репутация: 33 (+81/−48)
Лояльность: 245 (+256/−11)
Сообщения: 5327
Темы: 1
С нами: 3 года 5 месяцев

#136 Паровоз » 21.03.2016, 21:00

ksenia писал(а):Всё таки не даёт мне покоя эта станция Сартана.Даже если предположить что она была на месте Заводской площадки это не так уж и " около станции". Вот что я ещё нашла:" Раз уже зашел разговор о почте, то стоит, наверное, сказать, что адрес поселка был – станция Сартана Екатерининской железной дороги, колония завода «Никополь». Только 1 июля 1927 года посёлки городского типа заводов «А» и «Б» имени Ильича вошли в черту города Мариуполя"..Снова рискну предположить, что это была почтовая станция Сартана, и находилась она на месте где проходила дорога на пос.Сартана, в людном месте,на базаре около Николаевской церкви.Это всего лишь мои догадки и только.Переносилась станция в другое место? Переименовывалась?Была ли почтовая станция?Надо найти ответы на эти вопросы.Ваше мнение о моей бурной фантазии?

Дополню немного Ваши размышления о станции Сартана и Заводской площадке.
Начну с одной важной детали, упущенной вами из виду. Все железные дороги можно разделить на две категории: общего пользования и подъездные пути предприятий. Так вот, в начале ХХ века, в районе Заводской площадки параллельно проходили как пути Екатерининской железной дороги, так и подъездной путь к заводу "Русский Провиданс". На путях ЕК ж. д. в этом месте была устроена остановка "Заводская платформа" для дачных поездов (аналог современных пригородных электричек), которые курсировали между Сартаной и Мариуполем. Никакого путевого развития этот остановочный пункт не имел, по этой причине считать его станцией нельзя.
А вот, на параллельно проходящем подъездном пути действительно была небольшая станция, с ней связано куда больше вопросов, возможно вместе мы найдем на них ответы! Начнем с самого начала.
Путь от ст. Сартана ЕК ж. д. к "Провидансу" проложили в начале весны 1898 (Мое предположение. Читал, что стройку начали в апреле 1898, значит и путь для подвоза стройматериалов и оборудования должны были проложить к этому времени). После пуска завода по этому пути подвозили сырье и вывозили готовую продукцию. Насколько я понял руда для "Провиданса" поступала морем из Керчи, в мариупольском порту ее перегружали в вагоны и везли на завод через Сартану. Видимо в это время и возникла станция, изначально как разъезд на довольно длинном подъездном пути, и служила она изначально для скрещения поездов встречных направлений. Остается открытым вопрос с названием станции, приходилось слышать вариант "Заводская", возможно это сокращенный вариант Заводской площадки?
В 1900 году на "Провидансе" решили проложить свой путь к старому порту на Кальмиусе, и перегружать руду там. В перспективе планировалось строить свой причал выше по течению. Такое решение исключало из цепочки доставки сырья одного посредника, а именно Екатерининскую ж. д., что видимо сулило значительную экономию средств. Строительство пути начали именно от интересующей нас станции и повели его дальше вдоль пути ЕК ж.д. в сторону Мариуполя. Трассу этого пути можно обнаружить и сейчас, от Ильичевского рынка он шел вдоль забора "площадки Б" и выходил к мосту через Кальчик. Мост был построен с металлическим пролетом длинной 52 метра, приходилось слышать версию, что этот пролет стоит и сейчас, но подтверждений этому у меня нет. Далее путь проходил под насыпью перегона Сартана - Мариуполь и под дорогой (теперь ул. Конноармейская), оба этих путепровода сохранились и сейчас. Ну и после всех этих хитросплетений находился еще один разъезд, именуемый "Блок-пост", а от него уже путь прямиком шел к порту, где была устроена станция Биржа (по названию местности).
Таким образом станция Заводская Площадка стала важным элементом доставки сырья на завод. Поезда из порта приходили на станцию, где изменялось направление движения состава. Эти операции подразумевают более-менее серьезное путевое развитие, к сожалению схематических планов станции не видел, все на уровне предположений. Так-же можно предположить, что готовую продукцию продолжали вывозить на Сартану.
Теперь вернемся к вопросу возникновения пассажирского здания на чисто грузовом подъездном пути. Тут снова больше вопросов, чем ответов. Непонятно в каком году построено здание (мое предположение 20-е или 30-е годы) и когда начали ходить рабоче поезда. Вот например, Сергей Буров в своей статье "Как проехать на завод?", упоминает, что рабочие поезда ходили еще до пуска трамваев (1933 год). Маршрут этих поездов пролегал от Гавани (ст. Биржа?), делал остановку на Жабовке, Блок-посте, и далее следовал на Заводскую Площадку.
Точно известно, что до 1917 между Мариуполем и Сартаной ходили дачные поезда. Тогда возникает вопрос, зачем дублировать маршрут по соседнему пути? Тем более, что в описании ст. Сартана 1914 года написано: "Для обслуживания нужд рабочих поселков и колоний местных заводов между Сартаной и Мариуполем обращаются специальные дачные поезда".
Исходя из этого я предполагаю, что вокзал и рабочие поезда появились не ранее середины 20-х годов ХХ века. Точно ходили до войны, и возможно некоторое время после войны, пока их не вытеснили пригородные поезда Донецкой ж. д.
Далее станция постепенно утратила свое значение. Видимо, при строительстве путепровода по пр.Ильича, станция была урезана до двух тупиков, для маневров, и подачи небольших составов по оставшемуся пути, конфигурация которого после Блок-поста много раз менялась, но это уже совсем другая история.....

Буду благодарен за отзывы о написанном, стоит ли продолжать?
P.S. Подскажите в каком году построен путепровод на пр. Ильича?
Паровоз M
Аватара
Откуда: Мариуполь
Репутация: 3 (+3/−0)
Лояльность: 10 (+12/−2)
Сообщения: 20
С нами: 1 год 11 месяцев

#137 DSitni » 21.03.2016, 21:29

Паровоз писал(а):Буду благодарен за отзывы о написанном, стоит ли продолжать?
Обязательно стоит !....
А поезда с "Заводской платформы" - она именно так называлась ! :secret: ... к стации "Биржа"ходили с 1900 г.Я встречал такие записи :secret: , но не сохранил. в силу неважности инфы ( не подумавши :( :cry: )...
...А вот эту вашу инфу я даже теперь, благодаря уважаемому L.V., - проиллюстрирую....
,
Трассу этого пути можно обнаружить и сейчас, от Ильичевского рынка он шел вдоль забора "площадки Б" и выходил к мосту через Кальчик. Мост был построен с металлическим пролетом длинной 52 метра, приходилось слышать версию, что этот пролет стоит и сейчас, но подтверждений этому у меня нет. Далее путь проходил под насыпью перегона Сартана - Мариуполь и под дорогой (теперь ул. Конноармейская), оба этих путепровода сохранились и сейчас. Ну и после всех этих хитросплетений находился еще один разъезд, именуемый "Блок-пост", а от него уже путь прямиком шел к порту, где была устроена станция Биржа (по названию местности).

ИзображениеИзображение
Похоже ? 1927 г.
=============================================
А вот этот мост ...
выходил к мосту через Кальчик. Мост был построен с металлическим пролетом длинной 52 метра, приходилось слышать версию, что этот пролет стоит и сейчас, но подтверждений этому у меня нет
...Он не только стоит, но и почти два года недавно активно работал ...Соседний -то - взорвали !. :shock: И фоток навалом в сети !
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Аватара
Откуда: Северный берег Азовского моря ...
Репутация: 33 (+81/−48)
Лояльность: 245 (+256/−11)
Сообщения: 5327
Темы: 1
С нами: 3 года 5 месяцев

#138 Байда » 21.03.2016, 21:50

:oops: Эти мосты?
ИзображениеИзображение
:Rose:
Байда
Аватара
Репутация: 54 (+55/−1)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 2875
Темы: 17
С нами: 7 лет 3 месяца

#139 ksenia » 21.03.2016, 22:03

Паровоз писал(а):..
Буду благодарен за отзывы о написанном, стоит ли продолжать?
P.S. Подскажите в каком году построен путепровод на пр. Ильича?

Мне очень интересно,жду продолжения.Год постройки путепровода точно не знаю,но родители сказали что не раньше 1965 года и не позже 1968 года.
ksenia
Репутация: 131 (+131/−0)
Лояльность: 1 (+1/−0)
Сообщения: 1169
Темы: 7
С нами: 2 года 6 месяцев

#140 Паровоз » 21.03.2016, 22:04

По мостам очень много интересного, но там еще копать и копать!

Байда, спасибо за фото! А оригинал старого фото можно увидеть?
Я еще вот такое нашел:
ИзображениеИзображение
Паровоз M
Аватара
Откуда: Мариуполь
Репутация: 3 (+3/−0)
Лояльность: 10 (+12/−2)
Сообщения: 20
С нами: 1 год 11 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей