Планы Мариуполя

Board index Мариуполь Старый Мариуполь

Moderators: Байда, Katerinka, Роман

#391by L.V. » 23.11.2023, 18:25

DSitni wrote:Наверное, это было плохой традицией среди тех...картографов - неточность и выдумки...
Этот - вообще объединил в одном - две балки !!! ...(рАковатая !)

А что Вы хотите? Материалы для карт Шуберта снимал (вероятно) великороссийский картограф, со слов местных греков. Ни те, ни те не относились к знатокам малороссийского наречия... В любом случае, первоначальный вариант названия балки Грековатой уже прочно забыт и вряд ли будет когда-то обнаружен...
А степная трава пахнет горечью...
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 393 (+396/−3)
Loyalty: 159 (+160/−1)
Posts: 4738
Topics: 4
With us: 13 years 3 months

#392by L.V. » 03.12.2023, 17:08

Image

На страничку с планами Мариуполя выложил еще один план (кликабельно).

В украинскую часть нашего разделенного краеведения он попал чуть раньше. Мне его независимо переслал один наш хороший человек.

В. Коробка датировал его 1808-1809 годом. Вероятно, с этим нужно согласиться (хотя некоторые сомнения в пользу несколько более поздней его датировки у меня все-таки имеются). Самый непонятный момент - что на данном плане показано то же самое место для запланированного 2-го Харлампиевского собора, которое будет согласовано только в 1827 году (и где его в итоге и построят, на месте нынешнего ДОСААФа). А до того, с 1811 года, для него было высочайше конфирмовано место внутри старого укрепления. Если предложенная Коробкой датировка данного плана правильна, тогда, получается, что первоначально, еще до 1811 года для ХС предлагалось место к востоку от укрепления, о чем мы не знаем. Тогда нужно корректировать наши знания. А вот если это более поздний план (между 1827 и 1845), тогда корректировать наши знания в данном моменте не нужно. Но там некоторые другие непонятные моменты выплывают. :pardon:

План очень подробный и информативный. Показаны существующие, планируемые и назначаемые к сносу городские объекты. Приводятся подробные расшифровки цифровых легенд. Собирался, было, его подробно расписывать, но потом решил, что не стоит. Пусть каждый интересующийся в нем что-то свое интересное найдет. :)
А степная трава пахнет горечью...
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 393 (+396/−3)
Loyalty: 159 (+160/−1)
Posts: 4738
Topics: 4
With us: 13 years 3 months

#393by DSitni » 03.12.2023, 20:05

.
Значит изначально балка - Калиновая !!!
Потом - Клиновая, в итоге - Кленовая сейчас ...
.
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 228 (+290/−62)
Loyalty: 845 (+859/−14)
Posts: 9010
Topics: 2
With us: 9 years 5 months

#394by Ayvengo » 04.12.2023, 13:17

L.V. wrote:
В. Коробка датировал его 1808-1809 годом. Вероятно, с этим нужно согласиться (хотя некоторые сомнения в пользу несколько более поздней его датировки у меня все-таки имеются)...

Карта прелюбопытнейшая! :good: Расшифровать бы фамилию в автографе губернатора, можно было бы и дату плана как-то уточнить.

Очень похоже, что Гладкий ...
Image

Imageфото хранилище
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" Post ©
Ayvengo M
Avatar
Location: западные предгорья Среднего Урала
Reputation: 285 (+286/−1)
Loyalty: 498 (+500/−2)
Posts: 4380
Topics: 3
With us: 13 years 2 months

#395by L.V. » 04.12.2023, 15:27

Ayvengo wrote:
L.V. wrote:Карта прелюбопытнейшая! :good: Расшифровать бы фамилию в автографе губернатора, можно было бы и дату плана как-то уточнить.

Очень похоже, что Гладкий ...
Image

Imageфото хранилище

По информации А. Макидонова - это действительно подпись Гладкого.
А степная трава пахнет горечью...
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 393 (+396/−3)
Loyalty: 159 (+160/−1)
Posts: 4738
Topics: 4
With us: 13 years 3 months

#396by L.V. » 04.12.2023, 15:47

DSitni wrote:.
Значит изначально балка - Калиновая !!!
Потом - Клиновая, в итоге - Кленовая сейчас ...
.

Сомневаюсь. Это пока единственный (!) источник с такой формой названия этой балки. Поэтому, скорей всего, это ошибка картографа.
А степная трава пахнет горечью...
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 393 (+396/−3)
Loyalty: 159 (+160/−1)
Posts: 4738
Topics: 4
With us: 13 years 3 months

#397by Роман » 04.12.2023, 16:20

L.V. wrote:
На страничку с планами Мариуполя выложил еще один план (кликабельно).

Меня одного смутило наличие трёх кладбищ, предназначенных к уничтожению? При этом на карте не отображено кладбище в районе будущего горсада . Для тридцатилетнего (условно) города как по мне многовато.
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Avatar
Reputation: 67 (+75/−8)
Loyalty: 241 (+254/−13)
Posts: 1982
Topics: 26
With us: 13 years

#398by L.V. » 04.12.2023, 19:14

Роман wrote:
L.V. wrote:
На страничку с планами Мариуполя выложил еще один план (кликабельно).

Меня одного смутило наличие трёх кладбищ, предназначенных к уничтожению? При этом на карте не отображено кладбище в районе будущего горсада . Для тридцатилетнего (условно) города как по мне многовато.

Фиг его знает. Первые греческие поселенцы Мариуполя хоронили там, где им удобно. Может и в трех местах...

Кстати, еще одно кладбище не показано. Из отчетов Пиневича за 1928 год:
Раскопки старого кладбища в г. Мариуполе .
3 –го июня, ранним утром, гражданин, проживающий по Мало-садовой улице в г. Мариупо-ле, дал мне знать, что при прокладке водопроводных труб к вновь выстроенным домам на той же улице обнаружены гробы на незначительной глубине и что переднюю узкую сторону рабочие сби-ли, извлекли оттуда верхнюю часть черепа, которую он и принёс мне, приглашая одновременно произвести раскопку. Прибыв на место, я обнаружил прорезанную поперёк всей улицы неширокую водопроводную траншею, не глубже 1 м, причём по восточному разрезу её явственно выступали углы двух боковых досок гроба, части шейных позвонков и лопатка от костяка, на дне траншеи и рядом по ходу её с ю. на с. явственно выступали пятна рядом идущих погребений, зарытых чрез-вычайно мелко – от 70 см до 1 м. Организованные раскопки дали: первая могила: крышка гроба на концах истлела и упала на ноги костяка; по отзывам столяра, дерево липовое, тёсаное, бока заде-ланы шипами и взяты коваными гвоздями. По удалении крышки обнаружен костяк со следами тле-ния в области груди и на самих костях. Костяк женский, с длиной каштанового цвета косою, длина костяка без черепа 1,47 м, руки вытянуты по швам, ноги расставлены широко у бортов гроба. Ни-каких предметов при костяке не обнаружено. 2 могила расположена на 76 см к югу. Глубина по-гребения 1,2 м. От гроба сохранились лишь одни остатки древесины и часть нижней доски; есть же … кованые гвозди с круглыми широкими шляпками. Костяк обнаружен полностью; остов лежит на спине с чуть отогнутыми к с. черепом, руки по швам, ноги тесно сдвинуты, на груди большое зе-лёное пятно от медного окисления, но никаких признаков иконки и других предметов найдено не было; на левой руке отпечаток окиси и распадающиеся от прикосновения частицы овального предмета, по-видимому, кольца; длина костяка 1,81 см. По-видимому, судя по месту, занимаемому погребением, домовина покойника была очень тесной – всего ½ аршина.
(с. VII а) Третья могила далее к югу на 42 см. Глубина погребения 93 см, ширина могилы 62 см. Налицо только совершенно незначительная часть, почти совершенно разрушившейся дре-весины; найдено 2 кованых гвоздя. Костяк расположен на спине с руками подвёрнутыми под остов и сложенными у таза, крестообразно у кистей. Подобное положение костяка наводит на мысль, что покойник во время погребения был связан с руками сзади. У коленного сустава правой ноги про-долговатое пятно от железной ржавчины и части железного предмета, по-видимому, ножа, совер-шенно распавшийся; - больше никаких предметов не обнаружено. Длина скелета 1,66 м.
4-ая могила на юг в расстоянии одного метра. Глубина 99 см. Гроб сохранился наподобие 1-го погребения. Костяк расположен на спине, с руками по швам, длина остова 1,87 см; костяк по-видимому, принадлежит молодой женщине, с (?) остатками следа русых волос у черепа; в области груди обнаружены узкие клочки от парчи, по-видимому относящейся к какому-то украшению на одежде и под талией – куски шёлковой истлевшей материи. Ни шейных, ни ручных украшений не обнаружено.
На раскопке 4-й могилы пришлось остановить работы, т.к. по-видимому и 3 ис[следованных ?] пятна, спустившихся по раскопу, дали бы тот же неудовлетворительный ре-зультат. К истории вопроса: в юго-восточном углу тупика Мало-Садовой ул. в нач. ХIХ в. суще-ствовало кладбище, ведущее своё происхождение от казацких времён существования Запорожской Кальмиусской паланки. Занявшие паланку греки унаследовали от запорожцев место вечного успо-коения, которое оказалось [бывшего] сравнительно далеко от городской черты, т.к. границы горо-да были далее к востоку по взгорью. При постройке домов часто обнаруживают остатки костей и погребальных плит, которые идут на фундамент и устройство крылец при домах; из двух обнару-женных (с. VII б) в этом году плит ни одна никакой надписи не имела, старожилы говорят, что на других плитах старых раньше были надписи и даже изображения фигур людей; одна из таких плит вставлена в фундамент в одном из домов по Мало-Садовой ул., но извлечь её не возможно, не раз-рушив дома. По-видимому, греки застали в этом месте старое запорожское кладбище и их клад-бище, использовали для себя и это и другое и по мере развития города должны были бросить по-следнее. Глубокие старожилы, как гр. Келеш, ещё помнят остатки заброшенного кладбища с па-мятниками в тупике М. Садовой ул., но по рассказам на самом кладбище и в обрыве его находили оружие и другие предметы. К сожалению, время и люди испортили и разрушили исторический па-мятник.
А степная трава пахнет горечью...
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 393 (+396/−3)
Loyalty: 159 (+160/−1)
Posts: 4738
Topics: 4
With us: 13 years 3 months

#399by L.V. » 04.12.2023, 19:23

А как вам размещение существующего "Городового сада" к югу от Бондарного спуска?

А на месте смотровой площадки нынешнего Горсада планировалась бойня. А рядом - сальные, кирпичные, черепичные и водочные заводы. В общем, планировалось самое вонючее место. Хорошо, не получилось.))
А степная трава пахнет горечью...
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 393 (+396/−3)
Loyalty: 159 (+160/−1)
Posts: 4738
Topics: 4
With us: 13 years 3 months

#400by DSitni » 04.12.2023, 21:22

L.V. wrote:Сомневаюсь. Это пока единственный (!) источник с такой формой названия этой балки. Поэтому, скорей всего, это ошибка картографа.
.
Соглашусь - калина, в диком виде у нас, вроде не растёт...
А не в диком, тогда - и не могла....Поэтому - название достаточно неожиданное для этих мест..
Наверняка существовало какое-то татарское название ...( может созвучное - как Карасу-базар и Карасевка ?).
.
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 228 (+290/−62)
Loyalty: 845 (+859/−14)
Posts: 9010
Topics: 2
With us: 9 years 5 months

PreviousNext

Return to Старый Мариуполь

Who is online (over the past 5 minutes)

Users browsing this forum: 9 guests

cron