Планы Мариуполя

Board index Мариуполь Старый Мариуполь

Moderators: Байда, Katerinka, Роман

#131by DSitni » 21.03.2016, 16:57

Ayvengo wrote:За пять лет сменил шесть компьютеров...
Хорошо живёте .... :shock: ....
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 42 (+96/−54)
Loyalty: 337 (+349/−12)
Posts: 6451
Topics: 1
With us: 4 yaers 11 months

#132by Алекс » 21.03.2016, 17:19

Ayvengo wrote:Алекс,уважаемый!Картинка интересная,но это только копия уже известного оригинала...( См.начало темы)
Да, да... Подвела надпись крупным шрифтом. Перед тем, как залить карту, пробежался по страницам темы и, не найдя похожей, запостил.
Алекс
Avatar
Location: Россия
Reputation: 89 (+94/−5)
Loyalty: 39 (+39/−0)
Posts: 2209
Topics: 12
With us: 3 yaers 7 months

#133by L.V. » 21.03.2016, 17:25

Отправил.
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 180 (+180/−0)
Loyalty: 3 (+4/−1)
Posts: 3413
Topics: 4
With us: 8 years 9 months

#134by Алекс » 21.03.2016, 18:28

DSitni wrote:...Да уж... Это "начало темы" - меня интересует до сих пор ....
Точное расположение "старого базара" на современной карте (обозначено красной точкой) - это территория Авто-мото кооператива, ограниченная улицами Академика Амосова, пр. Ильича и Литейной.
ImageImage
Ильичевский рынок находится далеко в стороне (синяя точка). Желтыми точками для ориентира обозначена вертикаль, которая попадает в устье Кальмиуса. Зеленая линия - это ул. Макара Мазая.
ImageImage
Неплохое место для любителей металлопоиска :good:
Алекс
Avatar
Location: Россия
Reputation: 89 (+94/−5)
Loyalty: 39 (+39/−0)
Posts: 2209
Topics: 12
With us: 3 yaers 7 months

#135by DSitni » 21.03.2016, 20:36

Алекс wrote:Image[/url]Image
На месте Красного банка и ближайших к пр. Ильича гаражей - даже я помню дома частного сектора ....
В конце 70 - х их начали сносить.
Выглядели они достаточно древне\плохо...Но после снимков "домов" под шлаковой горой - думаю ещё ничего и были... :pardon:
В народе этот район называли -"Жилкопы".... кажется... :unknown:
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 42 (+96/−54)
Loyalty: 337 (+349/−12)
Posts: 6451
Topics: 1
With us: 4 yaers 11 months

#136by Паровоз » 21.03.2016, 21:00

ksenia wrote:Всё таки не даёт мне покоя эта станция Сартана.Даже если предположить что она была на месте Заводской площадки это не так уж и " около станции". Вот что я ещё нашла:" Раз уже зашел разговор о почте, то стоит, наверное, сказать, что адрес поселка был – станция Сартана Екатерининской железной дороги, колония завода «Никополь». Только 1 июля 1927 года посёлки городского типа заводов «А» и «Б» имени Ильича вошли в черту города Мариуполя"..Снова рискну предположить, что это была почтовая станция Сартана, и находилась она на месте где проходила дорога на пос.Сартана, в людном месте,на базаре около Николаевской церкви.Это всего лишь мои догадки и только.Переносилась станция в другое место? Переименовывалась?Была ли почтовая станция?Надо найти ответы на эти вопросы.Ваше мнение о моей бурной фантазии?

Дополню немного Ваши размышления о станции Сартана и Заводской площадке.
Начну с одной важной детали, упущенной вами из виду. Все железные дороги можно разделить на две категории: общего пользования и подъездные пути предприятий. Так вот, в начале ХХ века, в районе Заводской площадки параллельно проходили как пути Екатерининской железной дороги, так и подъездной путь к заводу "Русский Провиданс". На путях ЕК ж. д. в этом месте была устроена остановка "Заводская платформа" для дачных поездов (аналог современных пригородных электричек), которые курсировали между Сартаной и Мариуполем. Никакого путевого развития этот остановочный пункт не имел, по этой причине считать его станцией нельзя.
А вот, на параллельно проходящем подъездном пути действительно была небольшая станция, с ней связано куда больше вопросов, возможно вместе мы найдем на них ответы! Начнем с самого начала.
Путь от ст. Сартана ЕК ж. д. к "Провидансу" проложили в начале весны 1898 (Мое предположение. Читал, что стройку начали в апреле 1898, значит и путь для подвоза стройматериалов и оборудования должны были проложить к этому времени). После пуска завода по этому пути подвозили сырье и вывозили готовую продукцию. Насколько я понял руда для "Провиданса" поступала морем из Керчи, в мариупольском порту ее перегружали в вагоны и везли на завод через Сартану. Видимо в это время и возникла станция, изначально как разъезд на довольно длинном подъездном пути, и служила она изначально для скрещения поездов встречных направлений. Остается открытым вопрос с названием станции, приходилось слышать вариант "Заводская", возможно это сокращенный вариант Заводской площадки?
В 1900 году на "Провидансе" решили проложить свой путь к старому порту на Кальмиусе, и перегружать руду там. В перспективе планировалось строить свой причал выше по течению. Такое решение исключало из цепочки доставки сырья одного посредника, а именно Екатерининскую ж. д., что видимо сулило значительную экономию средств. Строительство пути начали именно от интересующей нас станции и повели его дальше вдоль пути ЕК ж.д. в сторону Мариуполя. Трассу этого пути можно обнаружить и сейчас, от Ильичевского рынка он шел вдоль забора "площадки Б" и выходил к мосту через Кальчик. Мост был построен с металлическим пролетом длинной 52 метра, приходилось слышать версию, что этот пролет стоит и сейчас, но подтверждений этому у меня нет. Далее путь проходил под насыпью перегона Сартана - Мариуполь и под дорогой (теперь ул. Конноармейская), оба этих путепровода сохранились и сейчас. Ну и после всех этих хитросплетений находился еще один разъезд, именуемый "Блок-пост", а от него уже путь прямиком шел к порту, где была устроена станция Биржа (по названию местности).
Таким образом станция Заводская Площадка стала важным элементом доставки сырья на завод. Поезда из порта приходили на станцию, где изменялось направление движения состава. Эти операции подразумевают более-менее серьезное путевое развитие, к сожалению схематических планов станции не видел, все на уровне предположений. Так-же можно предположить, что готовую продукцию продолжали вывозить на Сартану.
Теперь вернемся к вопросу возникновения пассажирского здания на чисто грузовом подъездном пути. Тут снова больше вопросов, чем ответов. Непонятно в каком году построено здание (мое предположение 20-е или 30-е годы) и когда начали ходить рабоче поезда. Вот например, Сергей Буров в своей статье "Как проехать на завод?", упоминает, что рабочие поезда ходили еще до пуска трамваев (1933 год). Маршрут этих поездов пролегал от Гавани (ст. Биржа?), делал остановку на Жабовке, Блок-посте, и далее следовал на Заводскую Площадку.
Точно известно, что до 1917 между Мариуполем и Сартаной ходили дачные поезда. Тогда возникает вопрос, зачем дублировать маршрут по соседнему пути? Тем более, что в описании ст. Сартана 1914 года написано: "Для обслуживания нужд рабочих поселков и колоний местных заводов между Сартаной и Мариуполем обращаются специальные дачные поезда".
Исходя из этого я предполагаю, что вокзал и рабочие поезда появились не ранее середины 20-х годов ХХ века. Точно ходили до войны, и возможно некоторое время после войны, пока их не вытеснили пригородные поезда Донецкой ж. д.
Далее станция постепенно утратила свое значение. Видимо, при строительстве путепровода по пр.Ильича, станция была урезана до двух тупиков, для маневров, и подачи небольших составов по оставшемуся пути, конфигурация которого после Блок-поста много раз менялась, но это уже совсем другая история.....

Буду благодарен за отзывы о написанном, стоит ли продолжать?
P.S. Подскажите в каком году построен путепровод на пр. Ильича?
Паровоз M
Avatar
Location: Мариуполь
Reputation: 3 (+3/−0)
Loyalty: 11 (+13/−2)
Posts: 20
With us: 3 yaers 5 months

#137by DSitni » 21.03.2016, 21:29

Паровоз wrote:Буду благодарен за отзывы о написанном, стоит ли продолжать?
Обязательно стоит !....
А поезда с "Заводской платформы" - она именно так называлась ! :secret: ... к стации "Биржа"ходили с 1900 г.Я встречал такие записи :secret: , но не сохранил. в силу неважности инфы ( не подумавши :( :cry: )...
...А вот эту вашу инфу я даже теперь, благодаря уважаемому L.V., - проиллюстрирую....
,
Трассу этого пути можно обнаружить и сейчас, от Ильичевского рынка он шел вдоль забора "площадки Б" и выходил к мосту через Кальчик. Мост был построен с металлическим пролетом длинной 52 метра, приходилось слышать версию, что этот пролет стоит и сейчас, но подтверждений этому у меня нет. Далее путь проходил под насыпью перегона Сартана - Мариуполь и под дорогой (теперь ул. Конноармейская), оба этих путепровода сохранились и сейчас. Ну и после всех этих хитросплетений находился еще один разъезд, именуемый "Блок-пост", а от него уже путь прямиком шел к порту, где была устроена станция Биржа (по названию местности).

ImageImage
Похоже ? 1927 г.
=============================================
А вот этот мост ...
выходил к мосту через Кальчик. Мост был построен с металлическим пролетом длинной 52 метра, приходилось слышать версию, что этот пролет стоит и сейчас, но подтверждений этому у меня нет
...Он не только стоит, но и почти два года недавно активно работал ...Соседний -то - взорвали !. :shock: И фоток навалом в сети !
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 42 (+96/−54)
Loyalty: 337 (+349/−12)
Posts: 6451
Topics: 1
With us: 4 yaers 11 months

#138by Байда » 21.03.2016, 21:50

:oops: Эти мосты?
ImageImage
:Rose:
Байда
Avatar
Reputation: 78 (+80/−2)
Loyalty: 0 (+0/−0)
Posts: 3212
Topics: 17
With us: 8 years 9 months

#139by ksenia » 21.03.2016, 22:03

Паровоз wrote:..
Буду благодарен за отзывы о написанном, стоит ли продолжать?
P.S. Подскажите в каком году построен путепровод на пр. Ильича?

Мне очень интересно,жду продолжения.Год постройки путепровода точно не знаю,но родители сказали что не раньше 1965 года и не позже 1968 года.
ksenia
Reputation: 157 (+157/−0)
Loyalty: -1 (+1/−2)
Posts: 1509
Topics: 8
With us: 4 yaers

#140by Паровоз » 21.03.2016, 22:04

По мостам очень много интересного, но там еще копать и копать!

Байда, спасибо за фото! А оригинал старого фото можно увидеть?
Я еще вот такое нашел:
ImageImage
Паровоз M
Avatar
Location: Мариуполь
Reputation: 3 (+3/−0)
Loyalty: 11 (+13/−2)
Posts: 20
With us: 3 yaers 5 months

PreviousNext

Return to Старый Мариуполь

Who is online (over the past 5 minutes)

Users browsing this forum: 10 guests