Планы Мариуполя

Board index Мариуполь Старый Мариуполь

Moderators: Байда, Katerinka, Роман

#271by L.V. » 10.06.2019, 17:06

Планы 1784 года с изображением общегородских укреплений.

Этот уже ранее выкладывался:
Image

А это два новых:

Image

Image

Здесь уже упоминается 742 двора и всего 4 квартала. Все церкви подписаны как каменные. Городские укрепления называются "вновь назначенным ретранжаментом". "Редута" - нет.
Запланированы еще два ярда кварталов - один южнее Итальянской, другой - северо-восточнее Марьинки.

Центральное устье Кальмиуса показано пересохшим (точнее пересыпанным), а сток реки идет через узость в восточном устье. Озеро Домаха показано не соединяющимся с рекой.

На одном из планов имеется подпись землемера подпоручика Терентия Мордвинкина (?). На нем же - на крайнем северо-западе плато Аджахов показана цепочка каких-то кустов. На тот момент, видимо, почтовая дорога на Таганрог через это место не проходила (она шла восточнее, под холмом). Еще на этом плане интересны очертания Феодоро-Стратилатовской церкви.Очень странная фигура получилась. Вероятно, искажения за счет каких-то пристроек. Явно на них Пожнадзора не было! Почему и доигрались...
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 178 (+178/−0)
Loyalty: 3 (+4/−1)
Posts: 3384
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

#272by L.V. » 10.06.2019, 17:37

Интересно, что на всех этих трех планах (плюс на выложенном вчера с непонятной датировкой) одинаково показаны по два въезда в городских укреплениях. И расположены они не по оси проспекта Ленина, а по Георгиевской и Митрополитской. Я поначалу думал, что это ошибка, глупость, вызванная планированием не на местности, а "на бумаге". Но теперь в этом не так уверен.

Тот, кто сам не раз поднимался от площади Освобождения в сторону улицы Артема, наверняка заметил, что подъем по проспекту Ленина - самый крутой и тяжелый, подъемы по параллельным улицам значительно положе. Это потому, что выбранный Чертковым маршрут главной улицы города вел к самой высшей точке местности. Это было красиво с точки зрения городского дизайна, но не слишком удобно для тяжелогруженных воловьих упряжек. Когда улиц и домов еще не было, погонщикам волов было проще подниматься несколько по диагонали, чтобы подъем был более пологим, а затем объехать самую вершину холма по дуге, перемещаясь по горизонтали. Тогда можно было грузить на волов больше. А когда городские улицы стеснили движение, то, видимо, наиболее удобный выезд к району перешейка между Клиновой и Мултыховой балок прошел по Георгиевской улице. Поэтому и въезд в укрепления показан напротив нее. Поэтому и 1-й Харлампиевский собор прилип именно к ней... Непривычная мысль, правда? :crazy:
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 178 (+178/−0)
Loyalty: 3 (+4/−1)
Posts: 3384
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

#273by L.V. » 11.06.2019, 17:40

Продолжим?

Данный план относится (если я не ошибся, нужно проверить) к 1790 году. И тогда это самый старый из известных на сегодня планов города Мариуполя, на котором показан наш "редут". Почему наши греки заметили его только через десять лет существования своего города? Вроде бы примесей эстонской крови у них быть не должно было. :acute:

Image

План подписан уездным землемером подпоручиком Григорием Приймой (?).

Изображенное здесь "старое укрепление" (так на плане) по характеру своего изображения занимает "промежуточное" положение между несколькими однотипными планами 1790-х годов (где оно рисуется небольшим прямоугольником и глазомерно расположено южнее Бондарного спуска, примерно в районе дома Регира) и планами 1810-х - 1820-х годов (где оно обычно изображается в виде большого квадрата с угловыми выступами и его центр расположен по оси проспекта Ленина). Такое ощущение, что это "ж-ж-ж" - неспроста и в какой-то момент развалины данного древнего укрепления (виденного еще Бергманом в 1702 году) были подновлены и усилены угловыми бастионами. Тут невольно вспоминаются русско-турецкие войны 1787-1791 и 1806-1812 годов, а также периоды локальных напряжений между двумя империями в промежутках этих войн. Но это еще надо проверять. Кстати, на данном плане южный фас старого укрепления примыкает к небольшой балочке, в которой при некотором желании можно предположить прообраз Бондарного спуска.

Еще из интересного - Феодоро-Стратилатовская церковь снова приняла нормальные крестообразные очертания в плане (ГрекПожНадзор вмешался?). Эта церковь, а также церкви на Карасевке и Марьинке подписаны как каменные. А вот 1-й Харлампиевский собор и Марии-Магдалининская церковь обозначены как деревянные. Причем ММ церковь ошибочно "уехала" с перекрестка Ленина с Греческой в район восточной околицы нынешнего Театрального сквера.

"Добавочные" кварталы к югу от Итальянской и к северо-востоку от Марьинки, оптимистично планировавшиеся на несколько более ранних планах города - на планах 1790-х годов вновь отмерли в виду своей явной ненужности.

Несколько юго-восточнее Харлампиевской церкви, перед укреплением показано небольшое здание - "присудственные деревянные места". На последующих планах оно опять исчезает.

Одна из неточностей плана (повторяющаяся в нескольких последующих планах 1790-х годов) состоит в показании огромного высокого "плато", восточная граница которого якобы проходила по траверсу проспекта Металлургов. Почему автор плана так ложанулся - История умалчивает.
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 178 (+178/−0)
Loyalty: 3 (+4/−1)
Posts: 3384
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

#274by Ayvengo » 11.06.2019, 20:52

L.V. wrote:Продолжим?
Данный план относится (если я не ошибся, нужно проверить) к 1790 году...
Очень интересный план, интересные комментарии,спасибо,уважаемый L.V.! Речка (!) Домаха, речка Калец...Из плана следует,что город был 100% деревянным.Возникает вопрос о конструктиве обывательских домов - откуда дерево как стройматериал в Приазовье? Реальнее предположить саман, чем строительный лес.
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" © Post
Ayvengo
Avatar
Location: западные предгорья Среднего Урала
Reputation: 69 (+69/−0)
Loyalty: 5 (+5/−0)
Posts: 2664
Topics: 3
With us: 8 years 5 months

#275by DSitni » 11.06.2019, 21:18

Ayvengo wrote:Возникает вопрос о конструктиве обывательских домов - откуда дерево как стройматериал в Приазовье? Реальнее предположить саман, чем строительный лес.

Поддерживаю вопрос ! 8)
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 41 (+94/−53)
Loyalty: 319 (+331/−12)
Posts: 6338
Topics: 1
With us: 4 yaers 9 months

#276by L.V. » 12.06.2019, 07:29

Из плана следует,что город был 100% деревянным.Возникает вопрос о конструктиве обывательских домов - откуда дерево как стройматериал в Приазовье? Реальнее предположить саман, чем строительный лес.

На плане 1782 года насчитывалось уже готовых домов: "из дикаго камня"- 26, "из земляного кирпича" (т.е. самана) - 22, деревянных - 43. И еще 136 дворов, где был "дикой камень приготовлен". То есть основным строительным материалом был таки "дикий камень". А в документе от 3 декабря того же года приводятся обновленные данные, по которым в городе уже было 259 каменных и саманных дома и 173 деревянных, плюс еще 99 деревянных домов достраивалось (незаконченных каменных и саманных показано 0) (П.Аваков, Крымские армяне в Азовской губернии // Исторический архив, №6, 2018 г., с.179). В "Военно-топографо-статистическом описании Екатеринославской губернии" (ок. 1821 г.), про Мариуполь, в частности, говорится: " <...> выстроен по плану и обывательския домы посредственны, из коих есть несколько каменных, церквей в оном три каменных и одна деревянная <...>". В австрийском описании города (1851), о временах его основания: "Немногочисленные хибарки, построенные из глины и земли и покрытые сеном и корой деревьев, служили жильём, а деревянные бараки [Baraken] - магазинами", а о середине XIX века: "В настоящее время в районе Мариуполя 24 поселения. Стиль домов и их обстановка точно такие же, как у татар. <...> Дома все очень маленькие, плохо построенные, бесформенные, т.к. сделаны из глины и покрыты сеном и корой".

Так что вряд ли стоит настолько буквально доверять всем сведениям со старых планов. Думается, что утверждение автора данного плана о том, что все дома здесь деревянные - это некоторое преувеличение. Тем более, что на других планах такой информации пока не попадалось. Точно не уверен (если кто в курсе - поправьте), но вроде как в Крыму у греков деревянное строительство распространено не было. Так что здесь, в северном Приазовье, чтобы быстро отстроится из леса, им надо было нанимать строительные артели из великоросов и малоросов, что было не самым дешевым удовольствием. Или договариваться с военным начальством, чтобы выделило "рукастых" солдат в помощь, тоже, понятно, не бесплатно.

По поводу строительного леса. Для ускорения колонизации этих земель имперские власти предпринимали целенаправленные усилия по снабжению (обычно нормированному, но бесплатному) строящихся крепостей и колонистов древесиной. Конкретно в наши края поступал в основном лес с верховьев Дона, который сплавлялся до крепости св. Димитрия Ростовского при устье Дона, а затем по морю или по прибрежной чумацкой дороге развозился вдоль побережья. Кроме того, в начале 1780-х годов администрация Азовской губернии выдала официальное разрешение на пользование для домостроительства Леонтьевскими и Глухими буераками в верховьях Миуса и Крынки (этот факт привожу по памяти, сам документ довольно известный, если кому надо - могу его найти). Но насколько активно этим разрешением пользовались наши греки - сказать не могу, все-таки порядка 150 верст по тогдашним дорогам на телегах проехать было не сахар.

Ну вот как-то так... Больше у меня сведений по этому вопросу нет. Все-таки это уже не "моя" тема... :pardon:


Кстати, определение Домахи буквой "р" - в то время было довольно обычным:
- "р.Адамаха" на карте Ригельмана 1768 г. - так подписано само озеро и прокоп к Кальмиусу, ручей от "Фонтанов" не изображен.
- "р.Домахия" - на плане Мариуполя 1787 (1783?) г. - здесь и далее так подписан ручей, текущий от наших "Фонтанов" к озеру.
- "р.Домаха" на двух планах 1784 г.
- "речка Домаха" на плане 1790 (?) г.
- "р.Домаха" на плане 1793 (?) г.
- "р.Домаха" на плане 1795 (?) г.
- "р.Домаха" на плане 1798 г.
- "Речка или лиман Домаха" на плане 1724 (?) г. Причем так подписано само озеро и прокоп к речке, хотя изображены и разнообразные ручьи с севера.
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 178 (+178/−0)
Loyalty: 3 (+4/−1)
Posts: 3384
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

#277by L.V. » 12.06.2019, 16:22

Еще два плана, из тех, которые я для себя обозвал "Чуйковской серией". Один 1793, другой 1795 года (датировки тоже надо бы проверить).

Image

Image

Планы очень похожи на выложенный вчера, но есть и отличия. Основные - "старое укрепление" сильно сократилось в размерах и "уехало" в район дома Регира, зато на свое место вернулась ММ церковь (теперь она подписана как "казенная деревянная церковь") . Окончательно исчезло присутственное место. А Харлампиевская церковь из группы "деревянных" перешла в группу "каменных". Невольно вспоминается одно место из МИЕО: "Сначала Хардампиевская церковь была деревянная, простая, невзрачная, окна маленькие, украшений никаких. Впоследствии перестроили ее с целью увеличения, сделали каменною, однако, оставили алтарную древнюю каменную часть нетронутою" (с.122). Интересно, не в эти ли годы эта перестройка произошла?

В целом - данные два плана почти идентичны (кроме второстепенных элементов оформления и почерка). Разве что в легенде одного из них под пунктом 4 стоят "обывательские домы", а у другого "обывательские дворы". И на плане 1795 (?) года впервые показано ЧТО-ТО в районе склона южнее старого укрепления. Я попробую описать своими словами, но проще нашим уважаемым форумчанам самим посмотреть это место, мне кажется это может быть что-то интересное. На данном плане на южном склоне городского холма, по обе стороны оврага или балочки показаны по два прямоугольничка разных размеров (домики?). К более западной паре прямоугольничков снизу прилегает выделенная пунктиром (забор?) территория вплоть до моря, а от ее северо-восточного угла еще одна пунктирная линия идет через балку в сторону двух восточных прямоугольничков. Похожая хрень имеется и еще на нескольких однотипных планах конца 1790-х годов, но там она изображается немного по-иному и о ней поговорим позже. Если это домики и подворья, то почему дома расположены ЗА оградой? И почему эта территория доходит до самого моря? Может это не дома, а что-то совсем иное? От каких-то хозяйственных построек до выходов из тоннелей? В общем, что-то непонятное, но явно интересное. :pardon:
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 178 (+178/−0)
Loyalty: 3 (+4/−1)
Posts: 3384
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

#278by DSitni » 12.06.2019, 17:52

L.V. wrote:Еще два плана

Вот интересно мне - зачем столько планов ? Почти каждый год их рисовали ?
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 41 (+94/−53)
Loyalty: 319 (+331/−12)
Posts: 6338
Topics: 1
With us: 4 yaers 9 months

#279by L.V. » 12.06.2019, 18:14

Ксерокса не было. А начальство часто сменялось и регулярно хотело самолично зреть изображения подведомственной территории, желательно с пометками, что успело измениться благодаря их мудрому руководству. ИМХО. :D

А это ведь мы нашли только небольшую часть планов города, в архивах их еще явно много пылится. И по Павловску ни одного еще не нашли... :oops:
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 178 (+178/−0)
Loyalty: 3 (+4/−1)
Posts: 3384
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

#280by L.V. » 13.06.2019, 15:39

Окончание.

Еще планы из "чуйковской" серии.

Этот план 1798 года уже выкладывался:
Image
На данном плане ММ церковь ошибочно показана на перекрестке Греческой и Георгиевской(!).

А этот план - выкладывается впервые. Тоже 1798 год. План почти полностью идентичен предыдущему, кроме нескольких мелких элементов оформления, а также того, что расположение ММ церкви показано правильно.
Image

А это план 1799 года, из той же серии:
Image

На всех трех планах имеются подписи губернского землемера Павла Чуйко и Новороссийского губернатора Ивана Селецкого.

На всех трех планах показана та самая ХРЕНЬ на склонах и пляже к югу от старого укрепления. На первых двух планах - указание на овражек в этом месте исчезли, как и пара самых маленьких прямоугольничков. А два оставшихся зачерненных "домика"(?) теперь прижимаются с внутренней стороны к северной части двух "подворий"(?), тянущихся до самого уреза воды. Северная часть этих "подворий" - строго прямоугольна. А вот на третьем плане - опять появляется овражек по центру ХРЕНИ, зато полностью пропадают "домики". Остались только два "подворья". Более восточное (и меньшее по размерам) - строго прямоугольное, а более крупное западное - имеет небольшой прямоугольный "выгрыз" со стороны примыкающего склона. Кроме того, снаружи обоих выступающих углов этого выгрыза - на склоне просматривается еще по одной точке, что, возможно, намекает на какое-то развитие данного объекта вверх по склону.
ЧТО ЭТО??? :shock:
Если у кого-то есть версии - просьба озвучить, у меня внятные идеи в мозг пока не приходят.

На этом выкладку новополученных планов Мариуполя заканчиваем. Они добавлены на соответствующую страничку к ранее известным планам города, так что коллекция получилась уже довольно представительная. Кому интересно - смотрите здесь: http://papacoma.narod.ru/articles/mariupol_planes.htm

Всем спасибо! :beer:
L.V.
Topic author
Avatar
Reputation: 178 (+178/−0)
Loyalty: 3 (+4/−1)
Posts: 3384
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

PreviousNext

Return to Старый Мариуполь

Who is online (over the past 5 minutes)

Users browsing this forum: 7 guests