Автовокзалы В 1907 году в Мариуполе было покончено с монополией гужевого транспорта – на улицах появились первые автомобили.
В 20-е годы по городу уже ездили нескольких моделей «легковых» автомобилей, а в 25-м – появились и первые автобусы.
Первый автобусный маршрут предназначался для перевозки на работу и с работы рабочих металлургических заводов. Это был, фактически, загородный маршрут, так как заводы находились за городской чертой. Начинался он от Базара, от прежней почтовой станции. Автобусы должны были отправляться через каждый час, но этот график часто срывался. К тому же, стоила поездка не дешево. Все это вызывало нарекания со стороны пассажиров и руководства заводов.
Вторым (как бы) автовокзалом, в 30-е годы, откуда можно было уехать в ближайшие села, стало здание бывшей Городской Думы на улице Апатова (теперь снова - Итальянская). В нем были выделены комнаты, где устроили билетную кассу (если они вообще тогда продавались?) и «ожидалку». Рядом там был большой двор, где построили автомобильный гараж. После войны там обосновалось автохозяйство общества ДОСААФ.
Дальние междугородные пассажирские автоперевозки в довоенное время практически не выполнялись, очевидно, из-за отсутствия соответствующих транспортных средств, да и междугородные шоссейные дороги (почти все без твердого покрытия) не выдерживали никакой критики.
«Нормальное» автомобильное сообщение между городами установилось лишь в послевоенное время. Да и тогда еще дороги были в ужасном состоянии. Даже на главном нашем направлении – в Донецк, много участков дороги оставалось без твердого покрытия, а там, где оно было, то все в выбоинах и неровностях. Доехать автобусом по такой дороге до Донецка можно было часа за три с половиной.
Олег Карпенко, 2008 год