Крупным событием в «биографии» городского сада стало строительство Летнего (с большой буквы, как писали мариупольцы) театра. Примечательно, что его рождение связано с БДТ — ныне всемирно знаменитым Ленинградским Большим драматическим театром имени А. М. Горького.
Летом 1934 года этот прославленный коллектив должен был приехать на гастроли в Мариуполь на целый месяц. Но Зимний театр находился на капитальном ремонте, и получилось так, что принять ленинградских гостей негде. И тогда мариупольцы решили за 45 дней возвести в городском саду Летний театр.
Решение было в духе эпохи, когда в немыслимо сжатые сроки невероятными темпами строились гиганты индустрии. Стройка в городском саду была куда скромнее по своим масштабам, но пафос был тот же, что и при возведении Магнитки, Комсомольска-на-Амуре или «Азовстали». И репортаж о строительстве Летнего театра, напечатанный в «Приазовском пролетарии» (так назывался тогда «Приазовский рабочий»), по стилю явно подражает роману Валентина Катаева «Время, вперед!».
Уже отправлена телеграмма коллективу БДТ от имени строителей: «Мы ударно работали, чтобы подготовить к вашему приезду театр. Мы знали, что будем вознаграждены высокохудожественной постановкой спектаклей, большой культурной работой на предприятиях, в клубах, общежитиях. Мы ждем вас к себе, дорогих гостей».
Уже прибыла срочная телеграмма: «Мариуполь. Новый летний театр. Председателю горсовета тов. Зиненко.
Радуемся вашим успехам на культурном фронте. Уверены, что в новом театре будет процветать искусство, достойное великой эпохи социализма.
Ленинградский театр имени М. Горького: Беспрозванный, Монахов, Лаврентьев».
А театра еще не было, его еще не достроили. Вот что писал «Приазовский пролетарий» о положении за день до открытия гастролей, которые были назначены на 25 июня: «24 июня. Вместо сцены — зияющая дыра. Потолка нет, стены не обшиты, на площадке стройки — строительный мусор. И все же: 25 июня театр будет готов — так твердо заявили ударники стройки. Нужна только помощь общественности.
На призыв председателя горсовета тов. Зиненко в выходной день, 24 июня, сотни трудящихся с лопатами, граблями, носилками пришли на площадку строительства театра, чтобы подготовить достойную встречу одному из лучших художественных коллективов — Ленинградскому Большому драматическому театру имени М. Горького».
Мало сказать, что Летний театр в городском саду своим рождением обязан Ленинградскому БДТ. Актеры этого прославленного коллектива, мастера, чьи имена вошли в историю советского и мирового театрального искусства, собственноручно клали кирпичи в здание мариупольского очага культуры. Продолжим цитату из репортажа «Энтузиазм поломал графики»:
«Энтузиазм строителей захватил и артистов театра М. Горького. С поезда, уставшие, они не пошли отдыхать в эту штормовую ночь 24 июня, а дружно взялись за работу, ударно штурмовали недоделки на стройке».
В понедельник утром 25 июня на площадке строительства, где только что валялся мусор, красовались цветочные клумбы, было устроено зеленое воздушное фойе, ровно вытянулись вновь проложенные аллеи, аккуратно зацементирован пол в зрительном зале.
Мы снова обратимся к газетному репортажу горячего лета 1934 года, потому что иначе трудно передать краски эпохи, дух того незабываемого времени:
«До срока открытия — один час.
Осталось еще подвесить щит к монтажу потолка, расставить скамьи, и театральный зал готов принять тысячи зрителей.
Быстро спустили канаты.
— Давай на-гора! — призывали монтажники оказать помощь в подъеме щита. Сотни рук крепко уцепились за канаты, и щит поднялся к потолку.
Зажглись электрические фонари.
— Минутка молчания! — со сцены раздался радостный возглас управляющего строительством тов. Арихбаева. — Зрительный зал готов к приему!
Ударил звон медных труб. В передней части крыши высоко в воздух медленно поднималось красное знамя — знамя крупной победы мариупольских пролетариев».
Здесь, в городском саду, на сцене Летнего театра мариупольцы увидели искусство таких талантов, как В. Я. Софронов, К. В. Скоробогатов, А. И. Лариков, В. П. Полицеймако — впоследствии все они стали народными артистами СССР, О. Г. Казико, тогда заслуженной, а позднее — народной артистки РСФСР, и многих других известных мастеров, ставших гордостью БДТ и советского театрального искусства. Возглавляли коллектив Андрей Николаевич Лаврентьев, выдающийся актер, один из создателей БДТ и его главный режиссер, Константин Константинович Тверской, художественный руководитель театра.
Здание Летнего театра в городском саду благополучно перенесло опасности войны и гитлеровской оккупации и сохранилось до наших дней. Сегодня у него, к сожалению, не очень представительный вид, выдержать сравнение и соревнование со зданием драматического театра, ставшего архитектурным украшением города, да с великолепными дворцами культуры, построенными в последнее время, он. конечно, не может. Но тогда, в 1934 году, не только мариупольцы были в восторге от нового театра, возникшего в городском саду в сказочно короткий срок, как бы по мановению волшебной палочки, — им восхищались и ленинградские гости. Они гордились тем, что лично участвовали в его строительстве. «Наше участие в стройке Летнего театра в Мариуполе, — писали они, — тоже принесло немало пользы. Говоря об этом театре, нужно со всей ответственностью заявить, что новый мариупольский театр, построенный в невероятно короткий срок при сравнительно низкой стоимости, на сегодня является лучшим театром из всех, построенных за последние годы. Он сделан наиболее рационально, удобен, с хорошей акустикой, отличной сценой, изобилующей массой удобно расположенных закулисных помещений».
Взято с
http://old-mariupol.com.ua/gorodskoj-sad/