Недавно на сайте была опубликована информация из объявления в «Ведомостях Ростовской городской управы от 18.04.1894г» об открытии агентства главной конторы И.С.Кошкина в г. Батуми.
Ведомости Ростовской Гор. Управы. 18.04.1893 16-с.4.JPG
Надо сказать, что к тому времени агентства и представительства ростовского купца первой гильдии И.С.Кошкина были во многих портовых городах Приазовья и Причерноморья.
Вот, что о нем писали ростовские СМИ:
«…После смерти почетного гражданина Новочеркасска – Семена Николаевича Кошкина, его сын Иван Семенович продолжал славную традицию меценатства практически до того момента, когда их предприятия обанкротились.
5 июня 1886 года Областное Правление войска Донского выделило кадетскому корпусу под военно-учебный лагерь 54 десятины земли при хуторе Персиановка. Здесь торговый казак Иван Семенович Кошкин на свои средства построил красивую лагерную деревянную церковь, посвященную св. Петру и Павлу.
Что касается Донского кадетского корпуса, то Иван Семенович, очень многое сделал, для кадет первого выпуска, это и стипендии малоимущим, и помощь в пошиве формы, и оплата экскурсий для кадетов, и многое другое. Последнее что он успел сделать, несмотря на собственные трудности, заказать за свой счет, серебряные жетоны для первого выпуска. (фото жетона к сожалению нет) Его помощь и участие сохранились в воспоминаниях кадет , изданных уже в эмиграции.
паровые шхуны у пристани Ростов.jpg
В июне 1888 года, купец первой гильдии Иван Семенович Кошкин заказал на ростовской судостроительной верфи Д.А. Пастухова(оказывается и такая была) стальную паровую шхуну «Антрацит», он положил начало постройки морских судов в Ростове-на-Дону. Такое название судна-первенца было выбрано неслучайно: Иван Семенович был не только владельцем «железных и скобяных магазинов» по всему Югу России. Ему принадлежали богатейшие антрацитные рудники в станице Грушевской. После того, как обе шахты – Евдокимовская и Макарьевская перешли к нему по наследству от отца, было приложено немало усилий для того, чтобы добыча угля увеличилась с одного до девяти миллионов пудов в год. Не раз фирма купца Кошкина – «Грушевский антрацит», удостаивалась высших премий «За обильную и многолетнюю работу» на выставках в Москве, Одессе, Харькове и даже на Всемирной выставке в Париже, в 1889 году. Так что приобретение судов для транспортировки грузов рассматривалось им как исключительно выгодное предприятие, позволяющее расширить рынок сбыта.
Работать на рудниках у Кошкина считалось большой удачей, что вполне объяснимо: горнорабочим бесплатно предоставлялось жилье, лечение в больнице и школа для детей. К этому, практически «полному соц. пакету», прилагалась забота о досуге: по воскресеньям, в чайной, как писали местные газеты, «производились народные чтенiя съ туманными картинками». Для своих рабочих,в 1896 году, близ рудника, Иван Семенович выстроил каменную церковь во имя преподобного Макария Египетского. Эта церковь была сделана из дикого камня и оштукатурена.
Пожертвовал немало средств на проведение первого ростовского водопровода.
С начала 90-х годов XIX века и практически до 1905 года, угледобыча стала делом ненадежным: цена на антрацит то поднималась, то резко падала, Кошкин терпел убытки. Ко всему прочему, перестали приносить доход пассажирские суда, которые были приобретены купцом наряду с грузовыми шхунами. Причиной этого стала гениальная уловка основного конкурента Кошкина – известного купца и судовладельца Е.Т. Парамонова, который распорядился всем своим пассажирам выдавать по бесплатному бутерброду с красной икрой на завтрак. Естественно, все пассажиры оценили этот, выражаясь современным языком, «бонус» от находчивого предпринимателя. Да, ничего не скажешь – отличный рекламный ход ! К сожалению, для Ивана Семеновича он стал роковым.
причалы перед мостом.jpg
В марте 1902 года была созвана комиссия, или, как ее тогда называли, «администрация» по коммерческим делам И.С. Кошкина. В комиссию входило шестеро купцов-«администраторов», которым надлежало расплатиться с кредиторами Ивана Семеновича, распорядившись по своему усмотрению его торговыми делами, всем движимым и недвижимым имуществом. Тем не менее, купец пока не был признан «несостоятельным должником», поскольку еще была надежда на то, что положение может измениться. Кошкину было назначено ежегодное содержание в тридцать тысяч рублей, а для каждого из «администраторов» – три тысячи рублей в год за управленческие труды. На самом деле, это была всего лишь продолжительная агония, завершившаяся в 1906 году. Кто знает, как отдавался каждый удар молотка на аукционе в сердце когда-то удачливого купца, о чем он думал в эти минуты? Может быть, и не было никаких мыслей, просто появлялись перед глазами эпизоды, которые сменяли друг друга с каждым возгласом «продано!». Вот, он любуется вместе с дочерью на свой первый пароход, облокотясь на чугунную решетку балкона..., получает Государственный герб на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде за успехи в горном промысле..., открывает новую скобяную лавку в Одессе...
Доходный дом Кошкина. (Тургеневская, 34 (50), Баумана, (Воронцовская, 15) )
Большой дом по пер. Соборному, построенный по проекту гражданского инженера А.В. Познякова. Занимал пространство от Тургеневской до Воронцовской. В нем располагался торговый дом "И.С. Кошкин и К" (крупнейший экспортер зерна)
Доходный дом Кошкина..jpg
Единственное, что осталось в собственности Ивана Семеновича и его родственников – это дом на Ульяновской, 11.(угол Соборной и ТургеневскоЙ) Сейчас этот дом – настоящее воплощение диссонанса старого и современного, и напоминает о былом величии своего первого владельца только внушительными размерами. При этом, невольно задумываешься о том, что здания, находящиеся рядом, независимо от удачливости их хозяев, постигла одинаковая участь: после революции все они были национализированы. Тогда многие смогли убедиться на собственном опыте в относительности успеха и переменчивости судьбы, которая была благосклонна к роду торговых казаков Кошкиных хотя бы в том, что их имена не были преданы забвению. А, как известно, человек продолжает жить до тех пор, пока о нем помнят…».
Иван Семенович Кошкин имел солидный флот, который перевозил различные грузы в порты Азовья и Черноморья.
погрузка у причала.jpg
Стальная двухвинтовая однопалубная двухмачтовая грузовая паровая шхуна «АНТРАЦИТ».
Построена в 1889 г. на з-де. Пастухова. Ростов-на-Дону. Хозяин И.С.Koшкин. Приписка Ростов-на-Дону.№ 1060. В основном возила уголь в Азовском море и на линии Ростов - Одесса - Батум.1905 г. купил Х.Феофани. Приписка и № те же. У него и к 1914 г.В годы 1 МВ в ВМФ не взята и также работала в Азовском море.По решению от 06.02.1918 г.вскоре национализирована стоя на зимовке.После взятия Ростова -на- Дону белыми 08.05.1918 г. к сер.05.1918 г. сдана хозяину под их контролем и из-за плохого тех.состояния больше в море не ходила.11.02.1920 г.взята частями РККА стоящей на зимовке у Ростова и в сер. 02.1920 г. после национализации сдана Главоду НКПС.27.04.1920 г.подчинена Донскому Руп.воду Доно-Кубанского Обл.Управления НКПС.В строй не введена и вероятно в нач. 20-х гг.,после сдачи на слом разобрана на металл. Данных уже нет.
647 брт. / 613,4 грт / 391,8 нрт. 60,35 - 9,42 - 1,15 / 2,58 м.(198,5 - 31 - 3,75 / 8,5 фут.).2 ВДР =80 нлс. / 320 л.с. 7 узл. 24 чел. 500 палубных пассажиров.
Железная двухвинтовая однопалубная двухмачтовая паровая грузовая шхуна «ЭНЕРГИЯ».
В 1891 г. на з-де.Stabilimento Tecnico Triestino.San Rokko. Австро-Венгрия. стр. № 269. Хозяин И.С.Koшкин. Придя на Черное и затем Азовское море приписка Ростов- на-Дону. № 1096. В основном ходила по Азовскому и Черному морям. В 1904 г., после банкротства Кошкина, в управление конкурсной администрации.1905 г. купил Ф.Феофани. К 1914 г. хозяин В.С.Феофани, приписка и № те же. В ходе 1 МВ,в конце 12.1914 г. взята по военно-судовой повинности в плав.средства ЧФ. С 25.02.1915 г. как тр. № 83 (ЭНЕРГИЯ). Циркуляром Штаба ком.ЧФ от 12.04.1915 г. включен в 5 отряд Транспортной флотилии ЧФ - база Одесса. 11.1915 г.как тщ. Т-29 после переоборудования вошел в Керченскую рейдовую партию траления.С 08.01.1916 г.как Т-28 во 2 отделении. 08.1916 г.вошел во 2 дивизион Бригады траления ЧФ.С 10.01.1917 г. как Т-228.15.09.1917 г. приказом ком.ЧФ № 222 стал Т-228. С 12.1917 г.как Т-328.16.12.1917 г. перешел на сторону Сов.власти.
01.05.1918 г.взят немцами в Севастополе. С 17.05.как тщ. F 24 в их ВМС на Черном море. 09.1918 г. после разоружения возврат хозяину как паровая шхуна «ЭНЕРГИЯ» и ушла в Ростов. Затем ходила под контролем белых.К нач.1920 г.уведена в Крым. К 09.1920 г. ушла в Стамбул. Затем под греч.флагом у того же хозяина как «ENERGIJA» ходила на Черном и Эгейском морях.11.1923 г.как рум.«GALEIK» продана D.Vretos.Brailа.1926 г.после кап. ремонта как «OTTOKA» продана L.Hayman.Brailа.1927 г.как египетск. «SYRIA» купила «The National Navigation Co. оf Egуpt» (C.Xydia & Son,mgrs.).Аlexandria и затем ходила на Средиземном море. 08.06.1928 г. разбилась и погибла в шторм у м.Dropano близ египетск. берега.
верфь 760 двт. / 664,34 грт. / 609 брт. / 390,78 нрт. 64,6 - 9,66 - 1,22 / 2,58 м. (212,4 - 31,8 - 4 / 8,5 фут.).2 ВДР= 90 нлс. / 340 л.с. 8 узл. 20 чел. Тщ. 1 120-мм. 2 47-мм.
1926 г. 757 брт. / 423 нрт. 64,72 - 9,65 - 3,3 / 3,86 м. 2 ВДР= 340 л.с. 8 узл.
Железная двухвинтовая однопалубная двухмачтовая грузовая паровая шхуна «ЕКАТЕРИНА».
В 1880 г. на з-де.Stabilimento Tecnico Triestino.San Rokko.Австро-Венгрия. Стр. № 152. Хозяева рус. Oнищенко и Ионсен. Придя на Черное и затем Азовское море приписка Ростов-на-Дону. № 956. В основном ходила по Азовскому и Черному морям.С 1885 г. владелец К.Ионсен.1891 г. как «ПЕРВЕНЕЦ» купил И.С.Кошкин.1902 г. прошла ремонт и подчинена Администрации по делам И.С.Кошкина.Ростов.1905 г. купили М. и И.В.Варваровы и Н.Кикора.Ейск.02.1913 г.купил Х.А.Феофани. Ростов-на-Дону. Приписка и № те же. В ходе 1 МВ, в нач.11.1916 г. взята по военно-судовой повинности в ЭОН для работы на Дунае. 03.1917 г. сдана как БО 25 в Баржевой отряд Транспортной флотилии ЧФ. База - Одесса.С сер.01.1918 г.контроль Сов. власти. 13.03. после ухода рус. войск взят в Одессе австро-германцами и вскоре сдан под укр.контроль.06.07.приказом № 350 нач. Бригады Траления Украины числят в 3 дивизионе как тщ.«ПЕРВЕНЕЦ».
22.07.-09.08.с другими тщ.Бригады траление у Днестровского лимана - мин не нашли.В нач.09.1918 г.,после демобилизации, вернули Х.А.Феофани и ушел как груз.п / х. в Ростов.Тут под контролем белых у хозяина. К нач.01.1920 г. ушел в Крым.К сер.10.1920 г. уведен в Стамбул.С нач.1921 г.под греч.флагом у того же хозяина как «PERVENEC» ходил по Черному и Средиземному морям.1924 г.как турецк.«FIRAT» продан M.M.Arif Bey.Istambul. 26.10.1926 г. разбился и погиб в рейсе Samsun - Istambul с грузом дерева у Kefken Ada.
Верфь 260,22 брт. / 171 нрт. 55,14 - 7,63 - 1,67 м. (181,4 - 25,2 - 6,5 фут.).2 =ВДР 40 нлс. / 120 л.с. 7 узл. 14 чел. 300 палубных пассажиров.
1903 г. 464 брт. / 324,51 грт. / 215,26 нрт. 53,47 - 8,27 - 1,37 / 2,13 м. (176 - 27,2 - 4,5 / 7 фут.). 2 ВДР= 120 л.с. 7 узл.
Железная двухвинтовая однопалубная двухмачтовая грузовая паровая шхуна«ТРУД».
В 1891 г.на з-де.Stabilimento Tecnico Triestino.San Rokko.Австро-Венгрия. стр. № 270. Хозяин рус.И.С.Кошкин. Придя на Черное и затем Азовское море приписка Ростов-на-Дону. № 1099.В основном ходила по Азовскому и Черному морям.1904 г., после банкротства Кошкина, в управление конкурсной администрации.1911 г.прошла кап.ремонт.1913 г. купил А.А.Феофани. На 07.1914 г.хозяин,приписка и № те же.В ходе 1 МВ,в конце 12.1914 г.взята по военно-судовой повинности в ЧФ.После оборудования с 15.01.1915 г.как тщ.Т-15 вошел в 1 отделение Севастопольской рейдовой партии траления.С 08.01.1916 г.как Т-26 во 2 отделении.21.04.назван Т-226.С 08.1916 г.во 2 дивизионе Бригады траления ЧФ. С 16.01.1917 г.стал Т-249 и обеспечивал арт.поддержку рус.войск в низовьях Дуная.15.09. приказом ком.ЧФ №222 стал Т-364.С 16.12.1917 г.контроль Сов.власти.11.04.1918 г.в 23 милях зап.Крыма на траверзе Евпатории получив 1 попадание в арт.перестрелке,взят герм. п.л.UC 23 и отконвоирован к Большому Фонтану,где принят призовой командой для захода в Одессу.С 19.04.как трофей у герм. ВМС на Черном море.Затем стоял в Одессе под герм.флагом.После разоружения,04.11.возврат хозяину как груз. п / х.«ТРУД».В сер. 12.1918 г.с п / х.«МИХАИЛ АРХАНГЕЛ» увезли из Николаева в Одессу укр.руководство города и воен.части.С конца 12.1918 г.контроль англо-франц. интервентов. По «Боевому расписанию флота Черного моря» от 24.01. / 06.02.1919 г.в 1 дивизионе Бригады траления Действующего флота ЧМ.К нач.03.1919 г. возврат хозяину и ушел на Дон.К нач.1920 г.был в Керчи.К 09.1920 г.хозяин увел в Стамбул.С 12.1920 г. тут у него же под франц.флагом как «SOPHIЕ».Приписка Marseille.Затем ходил в Черном море.Так 27.06.1921 г. прибыл из рум.Constanta в Stamboul и сдав груз в сер.07.1921 г. стоял в бух.Золотой Рог. В очередном рейсе,16.09.1921 г подорвался на мине и погиб в 14 милях южн.рум.Constanta в рейсе Zonguldak - Braila с грузом угля. верфь 760 двт. / 613,67 брт. / 326,39 нрт.К 1913 г.588,33 брт. / 455,54 нрт.63,2 - 9,42 - 1,22 / 2,57 м. (207,9 - 31 - 4 / 8,5 фут.).2 ВДР=120 нлс. / 340 л.с.8 узл.20 чел.Тщ.1 120-мм.2 47-мм.
причалы Ростова.jpg
Приазовский купец первой гильдии И.С.Кошкин имел представительство и в Нашей Гавани.
Но пока найти точного адреса не удалось? Думаю совместными усилиями найдем!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.