С 1920 года по заказу судоходной компании «Reposaaren Höyrysaha O/Y, (K.E.Kontro), Suomen Valtamerentakainen Kauppa O/Y», Helsingfors на верфи «Sandvikens Skeppsdocka & Mekaniske Verkstad», Helsingfors строился стальной одновинтовой двухмачтовый сухогрузный пароход ледового класса, получивший название «SUOMEN POIKA» (строительный № 231).
SUOMEN POIKA.jpg
Судно имело валовую вместимость 1174,54 брт, дедвейт 1580 т, длину 70,16/66,34 м, ширину 10,24 м и осадку 4,6/2,2 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 750 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 8,5 узлов. Топливо уголь. В октябре 1921 года судно передали заказчику. Порт приписки Helsingfors (№ 576). Позывные SRMG.
С 1923 года «SUOMEN POIKA» числился в компании «Reposaaren Hoyrysaha O/Y», Helsingfors. В 1928 году его без смены названия купила другая финская судоходная компания «Finska Ångfartygs Ab», Helsingfors. Судно эксплуатировалось на Балтике.
В ходе второй мировой войны 16 сентября 1939 года во время рейса из Хельсинки в Hull (Англия) в точке 16°58'2'' N- 4°8' E пароход был остановлен германской подводной лодкой «U 41» и отведен в Гамбург. После проверки груза 25 сентября 1939 года его отпустили и разрешили следовать по назначению.
В тяжелые годы военного лихолетья зимней войны с Советским Союзом, за время второй мировой войны судно не пострадало. В конце войны после капитуляции фашистской Германии и выхода из войны Финляндии пароход «SUOMEN POIKA» в счет военных репараций был в мае 1945 года передан Советскому Союзу. Включенный в состав судов Балтийского государственного морского пароходства (БГМП) он начал служить там под названием «ПИОНЕР». Порт приписки Ленинград. В мае 1946 года он заходил в Копенгаген. В этом же 1946 году судно было передано Азовскому государственному морскому пароходству (АГМП). В 1947 году судно прошло ремонт в Финляндии и, зайдя в Висмар, уже под новым названием «ГОРНЯК» вышло в море. В июне 1947 года он посетил Гамбург. Направляясь на Черное море в Одессу, он 9 августа 1947 года прошел Куксхафен и сделал заходы в Гибралтар 17-20 августа и Стамбул 31-31 августа. Из Одессы судно ушло на Азовское море. В 1949 году пароход планировалось перевести в состав Каспийского пароходства. Но это решение отменили, и в 1962 году он уже числился в составе Черноморского государственного морского пароходства (ЧГМП) как лесовоз. Позывные УПБЫ. В конце 1963 года его исключили из списков судов ММФ и передали на слом.
© Ю.Н. Трифонов 2002 г
Горняк.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.