Пароход, который многократно заходил в Нашу Гавань до и после войны и нашел покой на дне Азовского моря. А его винт в качестве памятника стоит на набережной в порту Бердянск.
Диана.jpg
«Диана» – грузовой пароход из серии судов большого тоннажа, названных именем богов и богинь греческой мифологии («Церера», «Юнона», «Диана» и прочих), принадлежащих Российскому обществу пароходства и торговли (РОПиТ).
Построена «Диана» в 1899 году в Германии в городе Киль на Говальдс Верке. Это было большое современное грузовое судно, которое имело следующие размерения: длина 105,15 м, ширина 14,02 м, высота борта 8,17 м, осадка в грузу 6,55 м. Вместимость регистровая полная – 3502,25 рег. т., чистая – 2144,14 рег т. Судно имело одну паровую машину тройного расширения мощностью 1800 инд. л.с. Скорость судна в грузу составляла 10,5 узла. Топливом для котлов служил каменный уголь.
Диана экипаж.jpg
Значительная часть жизни парохода «Диана» в дореволюционный период связана с судьбой Петра Петровича Шмидта – руководителя Севастопольского восстания, детские и юношеские годы которого прошли в Бердянске. После ухода в 1896 году из военно-морского флота и плавания на судах Добровольного флота на Дальнем Востоке («Орел», «Тамбов», «Кострома») П.П.Шмидт переходит на работу в РОПиТ – служит старшим помощником, капитаном на его судах «Игорь», «Полезный», «Святой Николай» и в течение трех лет командует «Дианой». Этим периодом своей службы в торговом флоте он всегда особенно гордился, хотя отдельные эпизоды его трехлетнего капитанства на «Диане» могли стать роковыми в его жизни.
В ноябре 1903 года «Диана» совершила переход из Риги в Одессу в условиях штормовой погоды. Двое суток П.П.Шмидт бессменно находился на капитанском мостике и ушел отдыхать только тогда, когда море немного успокоилось. Ночью вблизи Дании, неподалеку от острова Мэн, в связи с грубой ошибкой вахтенного офицера «Диана» наскочила на каменную гряду. Двое суток продолжалась борьба за спасение судна, но она оказалась безрезультатной. Оставив на судне только четверых членов экипажа, а остальных отправив на берег, П.П. Шмидт провел на «Диане» шестнадцать суток, пока ее не сняли с камней. В рапорте руководству РОПиТа о случившемся он всю вину за аварию взял на себя: «Я капитан, значит, я виноват». Однако специально созданная комиссия пришла к выводу о его невиновности.
В 1917 году моряки парохода «Диана» стали участниками Октябрьской революции в Петрограде. Капитан «Дианы» не мог знать, что пароходу, которым он командовал, спасенному от угона за границу белогвардейцами и интервентами, доведется носить имя «Карл Маркс» и плавать в составе торгового флота Балтийского и Дальневосточного морских пароходств. После Отечественной войны он вернется на Черное море и долго будет находиться в составе Черноморского морского пароходства и Азовского морского параходства.
Карл Маркс (Диана).jpg
В 1956 году «Карл Маркс» списали из состава ЧМП и передали для использования в качестве мишени. Судно было приведено на полигон в западной части Азовского моря у Арабатской стрелки и посажено на отмель.
Стальной одновинтовой трехпалубный двухмачтовый грузовой рефрижератор «ДИАНА».
В 1899 г. заложен на з-де Howaldtswerke. Kiel. Германия. Стр. № 359. Спущен 21.09. и в 11.1899 г. сдан хозяину. Хозяин РОПиТ. Цена 507810 руб. Придя на Черное море приписка Oдесса. № 26. Затем на круговых рейсах из Одессы в порты Балтики (1902-1904 гг. кап. П.П.Шмидт). В конце 11.1903 г., идя из Риги в Одессу, в шторм сел на камни у англ. о. Мэн. Через 16 суток снят с камней и после ремонта в Киле вошел в строй. После РЯВ на линии Одесса -Владивосток.06.06.1908 г. в Керчь-Еникальском канале столкнулся с п / х. «СОГЛАСИЕ» и тот поврежден – сам проблем не имел. К нач.1 МВ был в Риге и в 08.1914 г. взят по военно-судовой повинности в БФ как тр. 05.1915 г. ушел из Риги в Петроград с грузом леса и целлюлозы. С 01.08.1916 г. вооружен и как тр.№ 71 (ДИАНА) стоял в Ревеле плав. казармой экипажей строившихся эсм. К 1917 г. как тр. «ДИАНА». 25.10.1917 г. был в Петрограде и перешел на сторону Сов. власти. Затем ушел в Гельсингфорс. К 19.03.1918 г. разоружен и сдан Госпитальной флотилии как госп. судно РОКК. Планировали вывоз раненых и больных пленных из Германии в Россию, что утверждено 07.04.приказом № 259. В море не ушел и 13.04.с флотилией ннтернирован немцами в Гельсингфорсе. 06.1918 г. возврат РСФР и ушел в Кронштадт.17.07.принят Главодом НКПС от Мор. Веда. и сдан Обл. управлению мор. транспортом Балтийского моря Главного управления водного транспорта ВСНХ РСФСР (Транс. балт) (Акт Штаба БФ № 26 /18; отношение МПЛКБМ № 416 от 27.07. Приказы: по Петроградскому воен. порту № 449 от 31.07.,по БФ № 466 от 07.08.и Нач. Отряда тр. БМ № 19 от 11.08.) и затем в отстое. С 15.10.1918 г. назван «КАРЛ МАРКС».
С 24.02.1919 г. в подчинении Балтийско-Мариинского обл. управления водн. Транспорта. С 06.06.1919 г. Протоколом № 44 Верховной Коллегии Главода названо Балтийско-Мариинское Управление Водн. Транспорта. Приписка Петроград. С 13.01.1920 г. у Управления Морским Транспортом Балтийского Моря (Балт. мор. тран) Центрального управления мор. транспорта НКПС. В годы гражданской войны не работал. С 13.06.1922 г. передан и 04.09.1922 г. принят в Балтийское гос.мор.пароходство Центрального правления гос. торг. флота от Ликвидационной комиссии Балт. мор. тран. Вскоре рейс в Лондон.1923 г. ходил в Гамбург. С 18.07.1924 г.у АО «Сов.торг.флот»-БГК. Приписка Ленинград. № 95. 12.03.1925 г. зайдя в Гамбург затем ушел на Черное море.
Карл Маркс Одесса.jpg
С 13.01.1927 г. у «Сов. торг. флот» - БГК. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 26.01.1930 г., в составе СТФ сдан Всесоюзному Обществу Мор. Трана НКПС по балансу на 01.01. (опубликовано 01.03.1930 г.) войдя в Балтийское управление Всесоюзного объединения морского транспорта. С 30.01.1931 г. подчинен Нар. ком. вод., войдя в состав Балтийского управления «Сов. торг. флот». По приказу Нар. ком. вод. от 31.12.1932 г. с нач.1933 г. вошел в Балтийское управление ВО «Сов. торг. флот». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15.03.1934 г. сдан в Цу. мор. флот. Приказом НКВТ № 93 от 26.03. вошел в Балтийское управление морского флота НКВТ. Уйдя в том году на Черное море, с 09.12.1934 г. Постановлением СНК СССР в Черноморском гос. мор. пароходстве. Приписка Одесса. Входил в состав Азовского государственного морского пароходства. В 1937 г. ушел на ДВ и там вошел в Дальневосточное ГМП. Приписка Владивосток. 09.04.1939 г. с пароходством подчинен НКМФ. С 27.07.1941 г. по 11.08.1942 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта.
т. К.Маркс.jpg
В годы ВОВ возил грузы ленд -лиза через Тихий океан. В 11.1941 и 08.1942 г. привез призывников из Петропавловска - на -Камчатке во Владивосток. В конце 1945 г. ушел на Черное море и тут вошел в ЧГМП.23.03.1946 г. с пароходством подчинен ММФ.
К. Маркс у пристани.jpg
С 15.03.1953 г. ММРФ.25.08.1954 г. снова ММФ.1956 г. списан и как мишень сдан ЧФ. Затем притоплен на Арабатской стрелке близ Геническа в Азовском море, служа для учений авиации. В конце 80-х г. корпус еще возвышался над водой. Сейчас там остатки ПМ и ПК на глубине ок.5 м. 08.2008 г. дайверы из Бердянска подняли винт и поставили там как памятник.
Подъем винта.jpg
верфь 8200 т. / 4668 – к 1918 г. 4500 грт. / 3502,85 брт./ 2144,14 нрт. 103,7 / 104,88 - 13,98 - 3,19 / 6,53 м. (345 - 46 - 11,5 / 21,5 фут.).1 ВТР 450 нлс. / 1800 л.с. 10,5 узл. 38 чел. 3 пассажира 2 класса. 290 палубных. в 1 МВ 2 75-мм. 1926 г. 5157 двт./ 4500 грт./ 3502,85 брт./ 2144,14 нрт. 110,64 - 14,02 - 3,01 / 6,38 м. (363 - 46 - 10 / 21 фут.).1 ВТР 1800 л.с. 9,5 / 8 узл. 700 т. угля. 1931 г. 3508 брт. / 2986 грт. / 2184 нрт. 105,15 - 14,02 - 3,51 / 6,55 м. 1 ВТР 1800 л.с. 9 узл.
1938 г. 6167 т. / 5000 т. / 3503 брт. / 2986 грт. / 2144 нрт. 105,6 / 108 - 14,2 - 2,28 / 6,58 м. 1 ВТР 1800 л.с. 9,5 узл. 624 т. угля.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.