Паровая землевозная шаланда «Переволока». Работала на отвозке грунта при строительстве причалов в Нашей Гавани.
шаланда Переволока.jpg
Фото из собрания Уважаемого Лемачко Б.В.
В 1916 г. зарегистрирована в порту Ростов-на-Дону №1860
Судовладелец - товарищество «Комитет Донских гирл»
Построена в 1913 году на судоферфи Вольгейма в г. Штеттин (Германия)
Корпус стальной ординарный с цистернами
Размеры 188,40 х 34,00 х 11,00 английских футов
Осадка без груза 6,0 футов
В полном грузу 9,0 футов
Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта
Мощность 400 индикаторных сил
Вместимость полная 631,09 брт
Чистая 313,04 нрт
Грузоподъемность 18750 пудов
Скорость 7 узлов
17 августа 1915 призвана по военно-судовой повинности и в качестве портового судна зачислена в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовала в 1-й мировой войне (обеспечение боевых действий сил флота). 16 декабря 1917 вошла в состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 была захвачена в Севастополе германскими оккупантами и возвращена Комитету Донских Гирл.
7 февраля 1920 после установления Советской власти на побережье Азовского моря национализирована и передана Главоду, а 18 марта 1920 мобилизована и переоборудована в вооруженный пароход.
1 апреля 1920 пароход зачислен в состав Доно-Азовской флотилии, 8 мая 1920 переведен в состав АВФ и переклассифицирован в КЛ.
Канонерская лодка АВФ, «ПЕРЕВОЛОКА»
(с 6 апреля 1920 по февраль 1922 – «Будённый» (КЛ № 10)
Дальность плавания - 600 миль
Вооружение - 3-130-мм и 1-76-мм ор., 4-7,62-мм пул.
Экипаж - 62 человека
Участвовала в гражданской войне (бои с кораблями противника в Таганрогском зал. в июле 1920, высадки десантов у ст. Приморско-Ахтарская и у Белосарайской косы в августе 1920, бой у Обиточной косы 15 сентября 1920).
28 января 1921 КЛ вошла в состав МСЧМ, 13 ноября 1921 выведена из боевого состава, разоружена и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение.
31 января 1922 исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Азкавмортрану НКПС для использования в качестве грунтовозной шаланды. В некоторых документах за 1921 значится под наименованием Канонерская лодка № 10.
Впоследствии входила в состав Азовтехфлота Наркомстроя и к началу Великой Отечественной войны находилась в капитальном ремонте в Николаеве, где 14 августа 1941 ввиду невозможности эвакуации по приказу военного командования подорвана экипажем и затонула.
Впоследствии поднята противником.
Переволока у причала.jpg
Использовалась немцами – «PEREVOLOKA» (ex Т-51г.). Уведена немцами в Румынию.
29 августа 1944 захвачена частями Красной Армии и кораблями ДуВФ в Черн. водах и 3 ноября 1944 возвращена командованием ВМФ Наркомстрою.
В 1950-х гг. выведена из эксплуатации и сдана «Главвторчермету» для демонтажа и реализации.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.