Флотилия РОПиТ на Азовье.
Стальной одновинтовой однопалубный двухмачтовый грузовой пароход «АЙ-ПЕТРИ».
( Паровая шхуна типа «Ай-Тодор»)
07.1898 г. заложен на з-де. «Stabilimento Tecnico Triestino». San Rokko.Австро-Венгрия.Стр. № 321. Спущен на воду 06.02.1899г. и 19.03.1899 г. сдан хозяину. Хозяин рус. РОПиТ. Первоначальная стоимость равнялась 169400 руб. 29 марта прибыл из Австро-Венгрии на Черное море в порт Одесса. Приписан по№ 805 к Одесскому коммерческому порту. В начале апреля 1899 года ушел первым рейсом из Одессы в порты Азовского моря с различными грузами.
В дальнейшем эксплуатировался преимущественно на крымско-кавказкой, крымско-азовской и азово-кавказкой грузовых линиях, а также между портами Азовского моря.
В 1904 году приписан под №192 к Одесскому торговому порту.
Во время РЯВ совершал рейсы по крымско-кавказкой и Азовской грузовой линии.
1907 г. прошел капитальный ремонт в Лазаревском Адмиралтействе РОПиТ в порту Севастополь.
В ходе 1 МВ,20.02.1915 г. взят по военно-судовой повинности.25.02. как тр. № 3 (АЙ-ПЕТРИ) включен в списки и 07.03. вошел в ЧФ. Циркуляром Штаба ком.ЧФ от 12.04.1915 г. включен в 1 отряд Транспортной флотилии ЧФ - база Одесса. С 27.08.1917 г. и позднее в 8 отряде.
С 16.12.1917 г. контроль Сов. власти. К нач.05.1918 г. пришел в Новороссийск из Крыма.27.06.взят тут герм. десантом с лин.кр.«GOEBEN» и с другими тр. уведен в Крым. Затем отстой в Севастополе. С 24.11.1918 г. контроль англо-франц. интервентов.
29.01.1919 г. сдан РОПиТ как «АЙ-ПЕТРИ» и ушел в Одессу.02.04. ушел из Одессы накануне взятия города частями РККА в Крым и затем в Новороссийск. В начале сентября 1919 г. пришел в Одессу и стал тут в ремонт на з-де. РОПиТ.
08.02.1920 г. взят красными на з-де. и после национализации подчинен Черно.мор.трану. НКПС также в ремонте. По приказу Ко.мор.си.Юго-Зап.фронта от 22.03.1920 г. в местном Об. Воде. начали готовить к мобилизации - не осуществлено. После ремонта, с нач.06.1921 г. у Черно.Аз.мор. трана НКПС.С 17.03.1922 г. в подчинении Черноморо-Азовского округа мор.сообщений НКПС.С 13.06.1922 г. в Черноморо-Азовском гос.мор. пароходстве Центрального правления Гос.торг.флота. В том году сделал 2 рейса на Кавказской линии перевезя 134116 пуд.груза и 257 пассажиров и 1 на Анатолийской с 63088 пуд. Стоимость на 1923 г.82853 руб.
С августа 1923 года по май 1924 года капитально отремонтирован в Одессе.
С 04.05.1924 г. в АО «Сов.торг.флот»-ЧАГК как «ЧЕРНОМОРЕЦ». Приписка Одесса. № 31.Оценка на 1927 г. 183300 руб. С 13.01.1927 г. у АО «Сов.торг.флот»-ЧГК.
Использовался преимущественно на комбинированной черноморско-азовской грузовой линии.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 26.01.1930 г.,в составе СТФ сдан Всесоюзному Обществу Мор.Трана НКПС по балансу на 01.01. (опубликовано 01.03.1930 г.) войдя в Черноморское управление Всесоюзного объединения мор.транспорта. С 30.01. 1931 г. подчинен Нар.ком.вод., войдя в состав Черноморского управления «Сов.торг.флот». По приказу Нар.ком.вод. от 31.12.1932 г.с нач.1933 г. вошел в Черноморское управление ВО «Мор.флот». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15.03.1934 г. подчинен Цу.мор. флот. Приказом НКВТ № 93 от 26.03.1934 г. вошел в Черноморское гос.мор.пароходство.
К 01.01.1939 г. у Черноморского гос. сухогрузного пароходства.09.04.1939 г. в его составе подчинен НКМФ.
В 1940 году прошел в Одессе средний ремонт.
Вскоре после нач.ВОВ, с 06.07.1941 г. вошел в Черноморско-Азовское бассейновое управление и затем на воен. и хоз.перевозках в регионе.27.07.как тр. мобилизован в ЧФ. К 20.12.стоял в ремонте. Выйдя из него, в конце 12.1941 г. возил бензин в бочках из Батуми в Поти. Нач. 01.1942 г. пришел в Новороссийск. С 07.01.возил из Туапсе в Керчь войска (мог брать 600 чел.и 100 лошадей) и грузы для 44 армии. Вечером 10.05.1942 г .(кап. С.А.Перлов) шел из Керчи в Тамань с ранеными (515 чел.) Крымского фронта. В 20.25. в точке 45°19'6" с.ш. / 36°30'3" в.д., идя из Керченской бух. утоплен герм.авиацией. Погибли почти все.1955 г. поднят 610 ОВ АСС ЧФ и уведен на слом.
К 1957 г. разделан на металл в р-не Керченского рыбного порта.
Верфь 2100 т./ 1047,61 брт./ 532,08 нрт.70,83 - 10,38 - 1,83 / 3,04 м. (233 - 34,3 - 6 / 10 фут.). 1 ВТР 120 нлс. / 750 л.с. 9 / 7 узл.1700 миль. 23 чел.8 пассажиров 2 класса.
В 1 МВ 1 37-мм.
1926 г.1539 двт. / 1300 грт. / 1047,61 брт./ 532,08 нрт.71,02 - 10,45 - 2,58 / 3,71 м. (233 - 34,3 - 8,5 / 12,2 фут.).1 ВТР 750 л.с. 6 узл. 105 т. угля.
1931 г. 1539 двт. / 1048 брт./ 532 нрт.71,01 - 10,47 - 2,21 / 3,81 м. 1 ВТР 714 л.с. 6,5 узл.