Газета "Водный транспорт" от 20 января 1979 года опубликовала вот такой интересный исторический материал моториста Азовского морского пароходства А. Шумского.
За Регистровым номером ОДИН.
"Моряки, совершающие регулярные рейсы из Азовского моря в Черное и обратно, хорошо знакомы с возвышающейся над мысом Фонарь башней Еникальского маяка. А на противоположном берегу Керченского пролива виден еще один маяк - Ахиллеон, расположенный на одноименном мысе. Однако, далеко не все, разве что только мореходы старшего поколения знают о том, что в составе флота Азовского морского пароходства было судно, носившее имя "Ахиллеон".
Весьма интересна биография этого парохода. Построенный в 1869 году на одной из зарубежных судоверфей, он тогда же был приобретен для российского флота.
Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Имея уже тогда достаточно солидный возраст, "Ахиллеон" неутомимо служил молодой Стране Советов. В дни первых пятилеток паровая шхуна несла свою мирную трудовую вахту, доставляя народнохозяйственные грузы в Таганрог , Бердянск, Керчь, Ейск. А когда в 1941 году над Родиной нависла смертельная опасность, экипаж переключился на доставку военного снаряжения. Суровое то было время. Трудно сказать, сколько раз бомбили это маленькое старое суденышко, сколько выпустили фашисты по нему снарядов и мин.
Залечив боевые раны, "Ахиллеон" опять вошел в строй действующих. Морской флот страны понес большие потери в годы войны, поэтому в ход шли даже такие суда - ветераны. Но, наступил момент, когда паровая шхуна, верой и правдой отслужившая 88 лет, вышла в свой последний рейс. Вот как рассказал об этом ветеран Азовского морского пароходства Владимир Васильевич Великанов, последний капитан "Ахиллеона": - Я был назначен на судно в январе 1957 года. Почти девять десятилетий работал пароход. В то время никто даже и не представлял, что это, видавшее виды суденышко является самым старым в составе флота СССР. Но именно так оно и было. Когда начали оформлять в инспекции Регистра документы на последний разовый переход от порта Жданов до Керчи, то выяснилось, что "Ахиллеон" имел регистровый номер один (!) А это значило, что паровая шхуна была первым судном, которое было взято на учет Регистром СССР. И именно с него начался отсчет всех последующих пароходов и теплоходов, который и ведется по сегодняшний день."
г.Жданов
Аххилеон пар-шх.jpg
АХИЛЛЕОН
Полная вместимость 347 брт. Размерения 63.4 х 8.1 х 2.9 м. ГЭУ котломашинная, 32 н.л.с.
Грузовой пароход. Построен в 1869 г., перестроен в 1910 г. (Линц, Австро-Венгрия). В 1930-х гг. ходил в состав Черноморской главной конторы Совторгфлота (приписка к порту Одесса), затем Черноморского государственного морского пароходства, а с 1940 г. - Азовского государственного морского пароходства (приписка к порту Ростов-на Дону). Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Черноморско-Азовского бассейна выполнял военные и народнохозяйственные перевозки. С 18.09.1943 г. и до конца военных действий на Черном море числился в составе ЧФ.
А вот еще интересный материал: "Осенью 1920 года эвакуация Добровольческой армии белых проходила и из Евпатории.
Предлагаю Вашему вниманию материал о том периоде.
"Секретным отношением начальника штаба Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России от 4 апреля 1920 года за №002430, на имя командующего флотом, Главнокомандующий приказал, соблюдая полную секретность, в кратчайший срок подготовить соответствующий тоннаж для перевозки, в случае необходимости, 60 тысяч человек в Константинополь. Для этого предлагалось распределить нужный тоннаж по предполагаемым портам посадки с таким расчетом, чтобы было можно начать посадку на суда через четыре-пять дней после начала нашего отхода с перешейков. При этом давались следующие данные по портам: из Керчи - 12 тысяч человек, из Феодосии - 15 тысяч, из Ялты и Севастополя - 20 тысяч, из Евпатории - 13 тысяч человек.
Выполняя эту директиву главного командования и исходя из цифры 98 тысяч, распределение тоннажа было составлено следующее, в которое еще должны были войти суда, истребованные дополнительно в Черное море. Число людей и суда:
Керчь: паровые шаланды «Ахимион» [вероятно имелся в виду «Ахиллеон»?], «Гординия», «Конка», «Корсунь», «Танаис», пароходы «Бабушка», «Вестник», «Королевич Александр», «Принцип», паровые шхуны «Астрея», «Павел», «Пандия», «Святой Николай», «Яков», «Любовь».
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.