Об этом теплоходе написаны десятки статей и книг.
Даю еще раз краткие вехи его легендарной истории из разных источников:
В августе 1933 года в Валенсии (Испания) на верфи «Union Naval de Levante SA» произошло торжественное событие – спуск на воду судна «Ciudad de Tarragona», построенного по заказу местной средиземноморской компании.
Включившись в работу по перевозке пассажиров и грузов, пароход в течение нескольких лет осуществлял рейсы между Испанией и Канарскими островами.
«Ciudad De Tarragona» (водоизмещение — 2500 тонн, длина корпуса — 75 м, ширина — 11,14 м, осадка — 4,7 м, дедвейт — 536 тонн). Два шестицилиндровых дизеля суммарной мощностью 1500 л.с. позволяли развивать скорость до 13 узлов. Пассажировместимость судна была до 300 человек. Кроме того, оно могло брать 264 тонны груза.
В июле 1938 года в Одесский порт прибыл из Картахены белоснежный испанский пароход «Ciudad de Tarragona», который привез очередную группу детей. Это был его последний международный рейс. По прибытии в советский порт пароход стал на длительный ремонт. А уже весной 1939 года, когда испанская республика потерпела поражение, «Tarragona» стала советским судном и изменила прежнее свое название на «Транспорт № 3». Первоначально планировали перевести пароход на Дальний Восток, однако в связи с обострившейся международной обстановкой рейс конфискованного судна не состоялся. Поэтому осенью 1939-го «Транспорт № 3» был переименован во «Львов» и включен в состав Черноморского морского пароходства.
Мобилизован 8.07.1941 г., вооружен, переоборудован в самоходную плавбазу и включен в состав Черноморского флота. Обеспечивал базирование подводных лодок типа "М" (плавбаза 7-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок ЧФ) первоначально в Балаклаве, а с ноября 1941 г. - в Очамчире.
17.12.1941 г. был переформирован в санитарный транспорт. Медицинский персонал: 5 врачей, 12 медсестер, 15 санитаров. Главные врачи - военврач 2 ранга Лещинский С.И . майор медицинской службы Полиновский Я.С.
За годы войны теплоход доставил 24 тысячи раненых в тыловые госпитали, экипаж сбил два вражеских самолета. Судно получило более 300 пробоин в корпусе и надстройке, два прямых попадания, от которых судно должно было затонуть... Вблизи его бортов разорвалось свыше 700 авиабомб, по судну было выпущено 26 торпед. «Львов» отправлялся в рейсы в любое время суток и в любой обстановке: в штормовую погоду, среди минных полей, в условиях густых туманов и снегопадов.
«Львов» выполнил 35 эвакорейсов, 125 рейсов в прифронтовые базы, участвовал в доставке подкреплений и эвакуации раненых из Севастополя, с Керченского полуострова, Малой Земли. За дни войны 900 самолетов охотились за теплоходом, трижды атаковали подводные лодки, два раза — торпедные катера, а у берегов его пыталась накрыть огнем вражеская артиллерия. На теплоходе 325 раз звучали сигналы боевой тревоги.
В 1952 году после ремонта теплоход перевели на линию Одесса — Жданов — Сочи. Несколько лет судном командовал известный капитан Николай Федорович Ляпичев, неоднократно удостаивавшийся звания «Лучший капитан ММФ». Он также внес большой вклад в то, чтобы судно находилось в хорошем техническом состоянии, выполняло планы пассажироперевозок, создавало максимум удобств для пассажиров, осуществляло безаварийное плавание. В октябре 1955 года Н.Ф. Ляпичев скоропостижно скончался на ходовом мостике при исполнении служебных обязанностей.
В Нашей Гавани у старого пассажирского причала.
Возглавлял экипаж «Львова» и известный капитан Николай Адамович Пахолок. В 1964 году было принято решение о выводе судна из эксплуатации. В свой последний рейс «Львов» ушел из Одессы, дав прощальний гудок, 11 октября 1964 года под командованием капитана Виктора Карловича Рихтераю. Судно прошло по всем портам Причерноморья, где в годы войны пролегали его маршруты. Проводить судно в последний рейс пришли на причал сотни людей.
С конца 1964 г. теплоход "Львов" в яхтклубе Отрада — используется как плавгостиница для "бичей", а с 1965 до 1968 года является базой Флотилии юных моряков Одессы (ФЮМ).
Позже «Львов» на долгие годы стал рестораном и гостиницей в Херсоне, а затем был передан херсонским школьникам для изучения морского дела.
В 80-х годах ржавый корпус судна, брошенный у причала ОСВОДа в районе гидропарка города Херсона, затонул и после подъема службой АСПТР ЧМП ему укрепили борта, заделали дыры и отбуксировали в Николаев на слом.
Так бы и закончил «Львов», преданный забвению свое существование, если бы руководители Черноморского морского пароходства совместно с ВМФ СССР не решили, что прошлое судна достойно памяти потомков. Во время работ по разделке корпуса фрагмент обшивки судна с деталями такелажа был вырезан, перевезен в Одессу и установлен во дворе Музея морского флота. Мемориальная доска, появившаяся рядом с новым экспонатом, рассказывала о героической судьбе парохода «Львов».