И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

#1561 evgeni » 28.11.2017, 21:09

"Путешествие на "Абрау-Дюрсо" Хона Лейбовичюс сентябрь 1979 года.
"...Часов через пять, а может и того меньше из темноты Меотийского болота «Абрашка» донёс нас к жарким песчаным берегам города Жданова. Что-то гремело, звенело, гудками перекликались морские суда, портовые буксиры и локомотивы. Жизнь в городе за полосой песчаного пляжа кипела. Всё пыхтело, дышало, стонало и вибрировало, плавило ковало и взрывало, производило и вместе с десятками децибел шума и сотнями тысяч тонн пыли выбрасывало в окружающее пространство булки, бутылки, уголь, сталь, станки, трубы и назойливую советскую пропаганду. Жданов, в котором мне не раз приходилось бывать, был крупным индустриальным центром - городом с полумиллионным населением, одним из важнейших центров металлургии и машиностроения, крупным морским портом, климатическим и грязевым курортом.

Пустынный берег, поросший серозелёными кустами и колючками, кое-где торчавшими из серожёлтого песка, встретил нас безлюдьем, бродячими собаками и комарами. Пищевые отходы, мятая рваная бумага упаковок, фольга и битое бутылочное стекло распростаняли неприятный запах. Я чувствовал себя неуютно, и от сознания, что находишься среди нечистоты возникла брезгливость и тело начало то там, то здесь почёсываться в упреждение, ещё ни к чему не прикоснувшись. Желание поваляться на песочке, позагорать быстро улетучилось. Мы ограничились тем, что окунулись в тёплую жирную воду мелководья, дали бризу испарить с нашиих тел морскую воду, оставив жирный налёт и поспешили в центр, хотя спешить было некуда.

Впереди весь день. Отход в 20:00. Первым делом позавтракали в небольшом опрятном кафе и отправились шататься по центру. Много людей, машин. А сколько красивых женщин!.. Разбегаются глаза. Груди, попы, ляжки, ножки!.. Глаза и лица!.. «Люблю украiнську природу, гарячий борщ, холодну воду i повну пазуху цицьок.» Рабочий город, рабочий день, южная жара. Куда бы укрыться? Мы прошли по улице Артёма мимо кинотеатра «Родина», в здании с толстыми, стенами старой постройки, и Юра справедливо заметил, что там за толстыми стенами не будет жарко, и людей на сеансе не будет много – разгар рабочего дня. Юра оказался прав. Мы чуть-чуть опоздали на сеанс, пропустив киножурнал перед демонстрацией художественного фильма – на сей раз это был «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну по мотивам повести А.П. Чехова «Драма на охоте» со Светланой Тома, Олегом Янковским и Леонидом Марковым. Я получил большое удовольствие от просмотра кино, и Юра тоже, и мы обмениваясь впечатлениями и неспешно прогуливаясь по центру, выбирали место поесть. В прохладе кинотеатра мы отдохнули и нагуляли аппетит. Пообедали тем, что называлось «борщ украинский» и пожарскими котлетами из хлеба с добавкой курятины. Съели. Запили компотом из того, что догадливый человек мог бы назвать фруктами. Но мы знали куда едем и где мы, и обиды не затаили. Наверно не повезло с выбором предприятия общепита.

Мы с Юрой уже на судне. Идём в Керчь. Помощник капитана – наш недавний знакомец сказал, что часов через десять будем там. Это значит утром, в 6:00. Мы прилегли на койки передохнуть перед горячим душем и партией «Белота», и я прокручиваю в голове проведённый на берегу день. Мы вовращались на корабль загодя. Располагая временем ещё раз перед отплытием побултыхались в водах Таганрогского залива. На сей раз пляж не был пустынным и безлюдным. После трудового дня люди пришли освежиться, расслабиться и внести свою посильную лепту в загрязнение окружающей среды. На наших глазах они успешно справлялись с пополнением залежей мусора на морском берегу родного города. Долго созерцать картину отдыха совтрудящихся нам не дали комары и другие кусючие козявки, признав в нас чужаков, тихо глумящихся над местным православным народом. Жданов произвёл впечатление немного лучшее, чем обычные провинциальные города. Видимо за счёт того, что в городе немало крупных богатых, по советским понятиям, предприятий была создана удобная людям транспортная система: троллейбус, трамвай, автобус, маршрутки и такси, и состояние этих средств было вполне удовлетворительным. Главным достоинством здесь было море, солнце, юг, южноукраинский аромат, сделавший многих здешних людей лёгкими, весёлыми, и ироничными в общем то грязном и убогом, как подавляющее большинство советских, большом провинциальном городе..."
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 214 (+214/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2782
Темы: 4
С нами: 13 лет

#1562 Ayvengo » 28.11.2017, 23:07

evgeni писал(а):"Путешествие на "Абрау-Дюрсо" Хона Лейбовичюс сентябрь 1979 года.
"...Часов через пять, а может и того меньше из темноты Меотийского болота «Абрашка» донёс нас к жарким песчаным берегам города Жданова. ."
Почитал, сделал вывод :автор "Путешествия..." - предвзятый борзописец, сноб и пижон!
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" Post ©
Ayvengo M
Аватара
Откуда: западные предгорья Среднего Урала
Репутация: 298 (+299/−1)
Лояльность: 526 (+528/−2)
Сообщения: 4420
Темы: 3
С нами: 13 лет 2 месяца

#1563 metafizich » 28.11.2017, 23:18

И где они видели комаров на пляже? Никогда не видел не единого комара.
τὰ μετὰ τὰ φυσικά
metafizich
Аватара
Репутация: 45 (+45/−0)
Лояльность: 0 (+1/−1)
Сообщения: 826
С нами: 8 лет 2 месяца

#1564 evgeni » 29.11.2017, 17:55

Уважаемый Ayvengo!
Приведенный отрывок интересен нам для установления хронологии событий, а не как опус «предвзятого борзописца, сноба и пижона!».
Я в 1977 году в Жданове не был. А в 1979 году «Абрау-Дюрсо» еще работал на Азово-Черноморской линии. А вот «Сарыч»? Я его в порту не помню.
В паре стоял на линии «Ай-Тодор», который в 1975 году передали с Азовья в ЧМП.

Айтодор.jpg


У «Абрау –Дюрсо» характерная надстройка на корме.

Абрау - Дюрсо 1972 г..jpg


Это он под названием «Юность» в п. Одесса перед порезкой. Надстройки уже нет.

Юность хлебная гавань декабрь 1998 г..jpg


Айчики – это целая эпоха в пассажирском сообщении в бассейне. О них можно писать книгу.
По поводу комаров. В этом году их на песчаном пляже в конце августа, начале сентября было море. Я рано утром совершаю велопробеги к морю; без шлема и очков ехать не возможно.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 214 (+214/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2782
Темы: 4
С нами: 13 лет

#1565 Ayvengo » 29.11.2017, 20:17

evgeni писал(а):Приведенный отрывок интересен нам для установления хронологии событий...
evgeni писал(а):Идём в Керчь. Помощник капитана... сказал, что часов через десять будем там.

Красивые кораблики были, спасибо за новые фото,уважаемый evgeni!
Хронометраж,действительно, интересный : теоретически возможно было для "айчика" дойти за ночь до Керчи (без захода в Бердянск) - 12 узлов/час. Но вот Таганрог-Жданов ползти,судя по расписанию, аж СЕМЬ часов- это уже за гранью моего разумения.
По тексту опуса:комары на пляже вполне себе возможны,а в один год,помню,нашествие "божьих коровок" на пляже было просто кошмаром! Но чистоплюйскую брезгливость,высокомерие и неуважительность автора к горожанам не принимаю, в душе при чтении растёт только один вопрос : "А ты,собственно,кто такой,Хона из Ростова?.." :twisted:
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" Post ©
Ayvengo M
Аватара
Откуда: западные предгорья Среднего Урала
Репутация: 298 (+299/−1)
Лояльность: 526 (+528/−2)
Сообщения: 4420
Темы: 3
С нами: 13 лет 2 месяца

#1566 evgeni » 29.11.2017, 20:46

В тот рейс вахтенный помощник в сумерках посадил теплоход на бровку и они ждали буксира несколько часов. Вообще у Таганрога при сгоне воды в заливе это нормальное явление. Поэтому и заложена резервное время на такие "ЧП". Интересно, что за пользование буксиром своим "родным" со "своего" Ай-Тодора" деньги пароходство не снимало. А за "чужого" ЧМПешного "Абрау-Дюрсо" выставляло счет. Таких заморочек было много. Бункеровка например, вода с "Водолея" и т.д. Рестораны вообще друг перед другом выстилались. Но буфет во время стоянки закрывали.
Наблюдалась такая картина. Идет пассажир тихим ходом по порту, а к нему присосались портофлотовские катера, ждут открытия, чтоб затарится
"Буваром" или "Пильзенским праздроем". И по ходу уже на канале потихоньку отваливают с ящиками пива на борту. В конце концов это надоело начальству из Одессы и в 1975 году пассажиров передали в ЧМП и другие ведомства.Об этом можно роман писать.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 214 (+214/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2782
Темы: 4
С нами: 13 лет

#1567 Ayvengo » 29.11.2017, 21:00

evgeni писал(а):В тот рейс вахтенный помощник в сумерках посадил теплоход на бровку и они ждали буксира несколько часов. Вообще у Таганрога при сгоне воды в заливе это нормальное явление. Поэтому и заложена резервное время на такие "ЧП".
Наблюдалась такая картина. Идет пассажир тихим ходом по порту, а к нему присосались портофлотовские катера, ждут открытия, чтоб затарится
"Будваром" или "Пильзенским праздроем". И по ходу уже на канале потихоньку отваливают с ящиками пива на борту...Об этом можно роман писать.
С Таганрогом теперь понятно,спасибо! А на борту, в буфете и баре, действительно можно было разгуляться.Сейчас смешно вспоминать,как мой друг ждал меня на причале ради пары бутылочек новороссийской "Пепси",в городе не было!
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" Post ©
Ayvengo M
Аватара
Откуда: западные предгорья Среднего Урала
Репутация: 298 (+299/−1)
Лояльность: 526 (+528/−2)
Сообщения: 4420
Темы: 3
С нами: 13 лет 2 месяца

#1568 evgeni » 01.12.2017, 19:09

В 2017 году в Одессе издана замечательная книга В.В.Ярового «Русское общество пароходства и торговли» - Исторический список судового состава 1856 – 1932 гг.
Прошло немного времени, но отзывы о книге морских историков и краеведов только положительные. Систематизированы данные по 200 пароходам и 12 катера общества РОПиТ.
Добрая половина из списка совершала рейсы на Азовье и заходила в Нашу Гавань.
Я постараюсь в хронологическом порядке опубликовать информацию о них на нашем форуме.

В начале прошлого века в водах Азово – Черноморского бассейна совершали рейсы два парохода с одинаковым названием «ДОН». Один был колесным и приписан к п. Ростов на Дону, а второй винтовой и приписан к п. Одесса. Первый мы уже подробно рассматривали на форуме.

1.JPG


2.JPG


В остальную навигацию 1874 года эксплуатировался на таганрогско-константинопольской грузовой линии. 28 ноября 1874 года прибыл в Севастополь, стал там на зимовку и больше не эксплуатировался. К 1 января 1877 года по ветхости списан с баланса общества как действующий пароход. Во время руско-турецкой войны в 1877-1878 годах переделан в Севастополе в буксирную баржу, которой вместо наименования был присвоен №48. В декабре 1878 года зафрахтована Военным ведомством и отбуксирована в Бургас. Там поступила в распоряжение начальника инженеров Киевского военного округа генерал-майора А.Д Подымова (1824-1909) и вошла в состав Коммерческой флотилии для военных целей на Дунае. В 1879 году возвращена РОПиТу. В 1884 году присвоен новый №28. Позднее использовалась для нужд Мариупольского агенства.
В период Первой мировой войны 25 июля 1915 года прибыла в Севастополь из Мариуполя и взята по военно-судовой повинности во временное пользование Морским ведомством для Черноморского флота. 31 июля того же года включена в состав плавсредств Севастопольского порта. 16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года захвачена в Севастополе германскими войсками. 28 августа возвращена в Севастополе РОПиТу.

3.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось evgeni 02.12.2017, 09:57, всего редактировалось 1 раз.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 214 (+214/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2782
Темы: 4
С нами: 13 лет

#1569 Ayvengo » 01.12.2017, 20:44

evgeni писал(а):В 2017 году в Одессе издана замечательная книга В.В.Ярового «Русское общество пароходства и торговли» - Исторический список судового состава 1856 – 1932 гг.
Прошло немного времени, но отзывы о книге морских историков и краеведов только положительные...
Книга В.В. Ярового - ценнейшая своей широтой охвата темы ,историческими и техническими подробностями, очень хотелось бы для себя приобрести экземпляр.Но,увы,цена тоже хороша-450 грн, плюс столько же за пересылку в Россию, плюс погранично-таможенные проблемы... Будем c благодарностью читать в Вашем изложении, уважаемый evgeni!
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" Post ©
Ayvengo M
Аватара
Откуда: западные предгорья Среднего Урала
Репутация: 298 (+299/−1)
Лояльность: 526 (+528/−2)
Сообщения: 4420
Темы: 3
С нами: 13 лет 2 месяца

#1570 evgeni » 02.12.2017, 18:53

Выдающаяся личность в области Азовского судоходства. Имел пристань и административные и хозяйственные здания в порту Мариуполь??? (Где они располагались?)
Иван Яковлевич Древицкий (2 января 1854, с. Григорьевка, Бахмутский уезд — 7 февраля 1912, Таганрог) — российский промышленник, основатель Азово-Черноморского пароходства, почётный гражданин Таганрога.
Родился в 1854 году в селе Григорьевка Бахмутского уезда, в крестьянской семье. Получив первоначальное образование в начальной школе, вступил в работу своего отца по созиданию крупного состояния.
В 1909 году выкупил пароходы Волго-Донского общества и занялся пароходством на Азовском море. В 1910 году его пароходы принимали участие в воинских перевозках Российской империи. И.Я. Древицкому принадлежали пристань и агентство в Таганрогском порту, пристань в Ростове-на-Дону на ул. Береговой по Таганрогскому спуску.
Имел 7 орденов, главным образом за постройку церквей. Отличался широкой благотворительностью. Был членом Таганрогской городской управы, Таганрогского биржевого купеческого общества, распорядительного комитета Таганрогского общества призрения неимущих и помощи нуждающимся, Общества для вспомоществования бедным воспитанникам и воспитанницам таганрогских гимназий.
Проживал в Таганроге в собственном доме по адресу Николаевская улица, 21 (ныне ул. Фрунзе, 23).
Похоронен Иван Яковлевич Древицкий в Таганроге, на старом городском кладбище.
Из публикации О.П.Гаврюшкина "Мари Вальяно и другие":
«Владелец пароходства Иван Яковлевич Древицкий, о жизни которого следует остановиться подробней, даже может быть повториться, коль он жил по этому адресу и в последний путь его провожали именно из этого дома. Родился он в 1854 году в простой крестьянской семье. Получив образование в сельской школе, приступил к тяжелой работе у своего отца по созданию будущего огромного состояния. Ему удалось приобрести земли с богатыми каменноугольными залежами, из которых часть он продал на сумму более миллиона рублей, другие эксплуатировал сам, затем прикупил соляные копи в Бахмутском уезде, за которые ему в дальнейшем предлагали более миллиона рублей. Последние три года, перед смертью, занялся пароходством на Азовском море, выкупив пароходы Донского общества. Имел семь орденов, главным образом за пожертвование средств на постройку церквей, являлся щедрым покровителем благотворительных обществ, был членом комитета Общества призрения неимущих и директором приюта.
Имена жителей города, вносивших свою лепту в пользу поддержки бедных и нуждающихся, постоянно публиковались на страницах местных газет. Ни одна из этих многочисленных публикаций не обходилась без упоминания имени потомственного почетного гражданина города Таганрога Ивана Яковлевича Древицкого. Судьба же отнеслась к нему самому неблагосклонно. Он скончался в 22 часа 40 минут в возрасте 57 лет от приступа грудной жабы. Провожать его в последний путь с выражением соболезнования Ксении Михайловне, вдове покойного, к дому на Николаевской улице пришло много людей. Место захоронения бывшего владельца пароходства на таганрогском кладбище известно. Оно находится недалеко от церкви на небольшом пятачке земли, опоясанным пешеходными тропами. На сброшенном вандалами наземь черном полированном мраморном надгробии текст «ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ ДРЕВИЦКИЙ. Род. 2 января 1854 года. Ск. 7 февраля 1912 г. »

памятник.png


После смерти Ивана Яковлевича наследники попытались управлять огромной флотилией пароходов, это им, однако, оказалось непосильной задачей, и после продолжительного раздумья было решено передать правление в другие руки.»
Ниже приведено расписание движения пароходов по порту Мариуполь компании наследников И.Я.Древицкого.

Расписание движения пароходов И.Я.Древицкого.jpg


Линия Азово – Крымская.
Порты: Ростов – на – Дону, Таганрог, Ейск, Мариуполь, Бердянск, Керчь, Феодосия, Ялта.
Приход в п. Мариуполь по вторникам, четвергам и субботам в 11 часов утра.
Отход из п. Мариуполь по вторникам, четвергам и субботам в 2 часа дня.
Обратно приход в п. Мариуполь по понедельникам, средам и субботам в 3 часа дня.
Отход из порта Мариуполь по понедельникам, средам и субботам в 5 часов вечера.
Линия: п. Ростов на Дону, п. Приморско-Ахтарск, п. Темрюк.
п. Ростов-на-Дону, п. Таганрог, п. п. Кривая коса, п. Ейск, п. Мариуполь, п. Ахтари, п. Керчь, п. Темрюк.
Приход в п. Мариуполь по понедельникам и пятницам в 5 часа дня.
Отход из п. Мариуполь в 10 часов вечера.
Обратно приход в п. Мариуполь по вторникам и пятницам в 5 часов утра.
Отход из п. Мариуполь по вторникам и пятницам в 9 часов утра.
Прямой срочный маршрут.
Линия: п. Ростов -на -Дону, п. Таганрог, п. Мариуполь, п. Бердянск, п. Керчь.
Приход в п. Мариуполь по средам в 6 часов утра.
Отход из п. Мариуполь по средам в 8 часов утра.
Обратно приход в п. Мариуполь по четвергам в 12 часов ночи.
Отход из п. Мариуполя по четвергам в 1 час ночи.
Линия: п. Ростов –на- Дону, п. Таганрог, п. Ейск, п. Мариуполь.
Приход в п. Мариуполь по воскресеньям в 12 часов дня.
Отход из п. Мариуполь по воскресеньям в 2 часа дня.

пароход Григорий Козлов.jpg


Несмотря на такой интенсивный и плотный график движения пароходов дела у наследников не задались!
«…В феврале 1913 года в конторе таганрогского нотариуса Л.М. Сукуренко совершилась торговая сделка. Все пароходство и конторы были проданы новороссийскому купцу Леопольду Лукичу Андрейсу за 435 тысяч рублей, хотя оно оценивалось значительно дороже, в 750 тысяч.
Продан флот был по демпинговой цене!
Пассажирский пароход «Киев» в порту.

Киев в п. Таганрог.jpg


Имущество состояло из одиннадцати пароходов «Возрождение», «Вперед», «Киев», «Петербург», «Ейск», «Аксай», «Донец», «Дагмара», «Петергоф», «Григорий Козлов», «Дон», одной железной и трех деревянных барж, а также пристаней, складов, зданий агентств в Ростове, Таганроге, Ейске, Мариуполе, Бердянске, на Кривой Косе в Ахтарах, Темрюке, Керчи, Феодосии и Ялте. По настоятельной просьбе наследников И.Я. Древицкого все без исключения служащие пароходства должны были находиться на службе у нового владельца компании полный 1913 год. Отныне пароходство стало носить название «Азово-Черноморское пароходство».
Пассажирский пароход «КИЕВ» у причала в порту Мариуполь.

Киев у пассажирского причала.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 214 (+214/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2782
Темы: 4
С нами: 13 лет

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 7 гостей