Уважаемый Роман!
Вы открыли очень трагичную страничку в истории Нашей Гавани.
Ледокол №3 («Джигит») проходил доковый ремонт в судоремонтных мастерских нашего порта до Гражданской войны. Мы уже разбирали его на нашем форуме.
Это он в доке СРЗ, а рядом фото его в 1899 году.
Ледокол №3 в доке.jpg
А вот паровая шхуна ОМСК ( София – Советская Россия), это легенда Азовского парового флота.
75 лет в строю! Ниже ее легендарная история:
Стальная двухвинтовая однопалубная двухмачтовая грузовая паровая шхуна «OMСK».
В 1879 году заложена на заводе Mitchell & Co.Low Walker. Newcastle. Великобритания.
Строительный № 402. Спущена на воду 25.03.1880 и в 04.1880 г. сдана хозяину. Хозяин рус. Б. Смит. Цена 86059 руб. Уйдя на Черное и затем Азовское море, была приписана к порту Таганрог. Регистрационный № 405. С 1882 г. у него как «СОФИЯ» ходила на Азовском море.
София.jpg
К 1886 г. хозяин Б.Михалициано.
В 1893 году ее купил А. Стороженко. В 1894 году прошла кап. ремонт на его заводе в порту Ростов. С 1896 года хозяева рус. Е. Аджемов. Ейск и франц. Торговый дом «Луи Дрейфус и К.». Париж. На 1903 г. владельцы Торговый дом «Луи Дрейфус и К.». Париж и рус.К. и Е. Аджемов. Приписка Ростов-нa-Дону. Рег. № 1198.
Советская Россия макет.jpg
С 1906 года хозяева М. и И. Варваровы. Ростов-на-Дону и Торговый дом «Луи Дрейфус и К.». Приписка и № те же.
В 1914 году при ремонте сменила ПК.
Советская россия на стенде.jpg
В начале 1 МВ работала в том же р-не. В ходе 1 МВ,09.04.1916 г. взята по военно-судовой повинности в ЧФ и после оборудования, с 24.07.вошел в Бригаду траления ЧФ как тщ. Т-249 с подчинением затем ее 4 дивизиону. С 10.01.1917 г. как Т-295 в 9 дивизионе. С 02.1917 г. на арт. поддержке войск ведших бои близ устья р. Дунай. С 15.09.приказом ком. ЧФ № 222 стал Т-395.
С 16.12.1917 года перешла под контроль Сов. власти.
01.05.1918 г. взят в Севастополе немцами, с 24.11. 1918 г. контроль англо-франц. интервентов. По «Боевому расписанию флота Черного моря» от 24.01. / 06.02.1919 г. в Отряде тр. тыла флота ЧМ как тр.«СОФИЯ».21.03.сдана хозяевам как паровая шхуна.09.04.взята красными в порту в неисправном виде.11 / 24.08. 1919 г. отбита тут белыми и затем на буксире уведена в Севастополь. После ремонта сдана хозяевам и ушла на Азовское море. Там ходила под контролем белых.
09.03.1920 г. взята в Ейске частями 15 Инзенской СД РККА на зимовке и после национализации с передачей Главоду НКПС в нач.04.1920 г. пришла в Мариуполь.
Около 06.00. 02. Мая при диверсионной вылазке белого посыльного судна «НИКОЛА ПАШИЧ» в порт Мариуполя повреждена его артиллерийским огнем.
20.06.сдана как «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ» Азовской ВФ и после ремонта готовили вооружение в канонерскую лодку. К сер.09.1920 г. шли работы в Таганроге со сроком окончания к 01.11. С нач.10.1920 г. вооружалась в м. з. В боях не участвовала и 20.12.1920 г. после разоружения, как плав. мастерская сдана Мариупольскому воен. порту. По «Списку судов флота на 1921 г.» в этой роли в 3 отряде прибрежной обороны (вост. сектор) Черно. Аз. флот.
08.1922 г. как паровая шхуна сдана в Черноморо-Азовское гос. мор. пароходстве Центрального правления Гос. торг. флота. Сразу стала в ремонт и в 1923 г. не работала. Стоимость на 1923 г. 29413 руб.
С 18.07.1924 г. в АО «Сов. торг.флот»-ЧАГК. Приписка Ростов-на-Дону. № 48.
Оценка на 1927 г. 77300 руб. С 13.01.1927 г. у АО «Сов. торг. флот»-АГК.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 26.01.1930 г., в составе СТФ сдана Всесоюзному Обществу Мор. Трана НКПС по балансу на 01.01.(опубликовано 01.03. 1930 г.) войдя в Черноморское управление Всесоюзного объединения мор. транспорта. С 30.01.1931 г. подчинена Нар. ком. вод., войдя в состав Азовской конторы Черноморского управления «Сов. торг. флот». По приказу Нар. ком. вод. от 31.12.1932 г. с нач.1933 г. с ней вошла в Черноморское управление ВО «Мор. флот». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15.03.1934 г. подчинена Цу. мор. флот. Приказом НКВТ № 93 от 26.03.1934 г. вошла в Черноморское управление сухогрузного и пассажирского флота.
1936 году сдана в Азовское гос. мор. пароходство.
09.04. 1939 г. в составе пароходства подчинена НКМФ.
29.10.1939 г. призвана для тральной подготовки и после оборудования 29.01.1940 г. вошла в ЧФ как тщ.Т-486.
10.11.1940 г. разоружена и сдана АГМП как «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ».
Советская Россия.jpg
В нач. ВОВ,22.06.1941 г. призван и после вооружения,27.06.вошел в ЧФ как тщ.Т-486 (борт.№ 43). Затем в дивизионе тщ. Новороссийской ВМБ. Возил войска и грузы в Скадовск, Одессу.25.12.1941 - 02.01.1942 гг. в Керченско - Феодосийском десанте. В сер.05.1942 г. эвакуировал из р-на. Керчи отходившие войска в Новороссийск и Анапу.10.04.-07.09.1942 г. входил в Аз. ВФ. ЧФ. Затем снова в ЧФ.К 08.1942 г. ушел в Туапсе.15.10.1943 г. в рейсе из Поти в Туапсе у м. Кодор в точке 42°47' с.ш. / 41°06' в.д. поврежден торпедой герм.п.л.U 23.Сам дошел до Сухуми и стал в ремонт.
К 21.06.1944 г. оборудован в ЭМТЩ-486.К 11.1944 г. пришел в Севастополь и участвовал в тралении.
01.12.1944 г. сдан после разоружения АГМП как грузовой п / х. «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ».
П шх Советская Россия.jpg
22.01.1945 г. из списков ВМФ исключен. После войны ходил по Азовскому морю.15.03.1953 г. подчинен с пароходством ММРФ.С 07.1953 г. в Азовском рай. управлении Черноморского ГМП. 25.08. 1954 г. в его составе подчинен ММФ. 05.03.1955 г. списан из-за плохого тех. состояния и сдан «Глав. втор. чер. мет» на слом. К 12.1955 г. разобран на металл.
Верфь - 320,65 брт. / 239,58 нрт. 56,24 - 8,54 - 1,94 м. (185 - 28,1 - 6,34 фут.).2 ВДР= 45 нлс. / 180 л.с. 13 чел.
К 1904 г. 455,91 брт. / 328,32 нрт. 56,24 - 8,78 - 0,91 / 1,83 м. (185 - 28,9 - 3 / 6 фут.). 2 ВДР= 180
С 1914 г. 360 л.с. 7 - с 1914 г. 8 узл.13 чел. 400 палубных пассажиров.
Тральщик - 1 120-мм.1 47-мм. 43 чел. К.л. (с сер.10.1920 г.) 1 102-мм. 2 76,2-мм. зен. 1926 г. 613 грт. / 585 двт. / 455,91 брт. / 328,52 нрт. 56,38 / 58,6 - 8,8 - 1,52 / 2,58 м. (185 - 28,9 - 5 / 8,5 фут.). 2 ВТР= 360 л.с. 8 узл. 39,3 т. угля.
В 1941 году 1005 т. 58,4 - 8,78 - 2,53 м. 2 ВТР=360 л.с. 8 узл. 420 миль. 2 45-мм. 2 7,62-мм.пул. 1943 г. 3 45-мм. 1 20-мм. 2 12,7-мм. пул. 50 мин. 40 чел.
А это она в судоремонте в послевоенном ЖСРЗ. Свайные столбики – остатки деревянных причалов в гавани судоремонтного завода. Уже вдали работают три старых крана - кировца на разделительном причале в порту. Примерно 1945 -1946 г.г.
Сов Россия в ЖСРЗ.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.