И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

Board index Мариуполь Старый Мариуполь

Moderators: Байда, Katerinka, Роман

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#81by Ayvengo » 29.04.2012, 09:32

evgeni wrote:« Азовсталец» совершал «рейс» до канала с заходом в азовстальскую гавань и назад.
Позже, когда построили бетонный причал на азовстальской водной его перевели туда.

Точно,evgeni!Именно этим"рейсом" мы и прогуливались,на канале ещё разминулись с рудовозом из Камыш-Буруна,они там ходили в те годы,как часы ,регулярно.
"Тотлебен(Дзержинский)" запомнился с детства по эпилогу беляевской "Старой крепости",оказывается - пароход реальный да ещё и с богатой биографией.Спасибо,evgeni!
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" © Post
Ayvengo
Avatar
Location: западные предгорья Среднего Урала
Reputation: 65 (+65/−0)
Loyalty: 5 (+5/−0)
Posts: 2618
Topics: 3
With us: 8 years 3 months

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#82by Katerinka » 29.04.2012, 16:37

Всем огромное спасибо!
очень интересно!!! :Bravo: :Bravo: :Bravo: :good:
Учите историю, господа!
Katerinka
Reputation: 110 (+114/−4)
Loyalty: 75 (+76/−1)
Posts: 30619
Topics: 319
With us: 9 years 8 months

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#83by evgeni » 29.04.2012, 20:22

Во второй половине XIX века, «Общество пароходства по Дону, Азовскому и Черному морям» своими пароходами «Донец», «Аксай», «Ейск» стали совершать рейсы на линии Ейск - Мариуполь с заходом в промежуточные порты.

Ейск.jpg


Колесный однопалубный товарный пароход получивший наименование при постройке «Людвиг Федорович Гадд». Спущен на воду в Англии 26.07.1898г. В 1901-1902 годах по заказу российского «Общества пароходства по Дону, Азовскому и Черному морю» на заводе Волго-Донского Общества в г. Ростове «Людвиг Федорович Гадд» был перестроен в товаро-пассажирский пароход, получивший наименование «Ейск».

п х Ейск.jpg



«В декабре 1941 года транспорт «Ейск» был включен в состав высадочных средств для проведения Керченско-Феодосийской операции.Пароход в составе четвертого десантного отряда участвовал в высадке войск 51-й армии на Крымский полуостров у мыса Хрони в Азовском море. В 07.30 утра 26.12.1941 года суда отряда вошли в бухту Булганак. Несмотря на сильный шторм «Ейск» подошел к берегу и, первым быстро высадив на Крымский полуостров всех десантников, отправился на косу Чушка за бойцами второго эшелона. Когда шторм стал стихать, «Ейск» с другими судами десанта вновь прибыл в бухту. Немцы к этому времени снова заняли береговую черту и обрушили на транспорты огонь полевой артиллерии и минометов. Сквозь огненный шквал «Ейск» полным ходом направился к берегу и, упершись носом в грунт начал высадку. От вражеских снарядов и мин загорелась носовая надстройка, через пробоины вода стала заливать котельное отделение. Пришлось спустить пар в котлах. Команда парохода присоединилась к высадившимся на берег десантникам. В бою семь членов экипажа погибло. Облегченное судно отнесло ветром на середину бухты. Прекратив его обстрел, немцы решили захватить горевший пароход. На трех шлюпках они направились к «Ейску». Однако оставшийся на борту военком и два бойца забросали фашистов гранатами. Немцы возобновили обстрел, теперь уже зажигательными снарядами. Огонь на пароходе разгорелся с новой силой. Вечером 30.12.1941г. разбитый и обгоревший пароход осел на отмели с большим креном. 1 января 1942 года пароход затонул..." из книги Трифонова Ю.Н. 2002г.
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 59 (+59/−0)
Loyalty: 0 (+0/−0)
Posts: 1785
Topics: 4
With us: 8 years 1 month

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#84by evgeni » 29.04.2012, 22:35

Мариупольский историк В.А. Павлий в своей книге «Азовское море» писал: " Пароходы «Сов. Россия» («София»), «Штурман» («Коцебу»), «Адлер» («Святой Петр») надежно прослужили по 75, 74 и 72 года соответственно..."

ШТУРМАН быв. ПАВЕЛ КОЦЕБУ.jpg



«Коцебу» Комитета Донских Гирл (196 брт / 1868 г.), затем – «Штурман»,
24.08.1942 г. взорван в Темрюке.


От Донского комитета красные берут в Ростове в начале 20 г. потом вводят в Азовскую флотилию. Осенью 20 он тонет на минах. В начале 21 поднят и служит плавбазой тральщиков - дальше немало перепитий и жизнь заканчивает как СКР - тральщик Азовской же флотилии в 42 году у Темрюка.

На лето 19 в белой Донской транспортной флотилии.
Приказ по Речным силам Дона № 71 от 13 мая 1919 г. В отряд судов Морских Сил Дона зачисляются нижеследующие суда: А. 1) "Павел Коцебу" 2) "Матрона" 3) "Елизавета" 4) "Таганрог" 5) "Екатерина Великая" 6) "Аполлон" Б. Баржи: 1) "Альфа" 2) "№ 1-й" 3) "№ 5-й" 4) "Анна" Все перечисленные 6 пароходов и 4 баржи исключаются из списков судов Донской Транспортной флотилии.

Получается на Азовье было два "Коцебу"! В комитете Донских Гирл и в Донской транспортной флотилии. Фото второго я не нашел!?
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 59 (+59/−0)
Loyalty: 0 (+0/−0)
Posts: 1785
Topics: 4
With us: 8 years 1 month

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#85by evgeni » 02.05.2012, 07:46

"Азов"
Военизированное судно. Бывший грузовой пароход Азовского государственного морского пароходства "Эльпидифор №425". Вступил в строй в 1929 г. В составе ЧФ с 10.07.1941 г.
Водоизмещение: 967 брт. Скорость: 6 уз.
22 октября 1942 года транспорт "Азов" (капитан Н. В. Вешняков) следовал из Туапсе в Поти. В районе Лазаревской судно подверглось атаке восьми Ju-87, которые сбросили 32 бомбы. Две бомбы попали в судно, и оно начало тонуть. Сторожевые катера отбуксировали "Азов" на мелкое место, где он сел на грунт. Личный состав был снят. Погиб один человек. Фактические координаты 43°59.903'N 39°11.114'E.
Глубина около 8 метров.
Возвышение около 6 метров. В 2003 году судно обследовано тольяттинским клубом "Нептун-Про", во время экспедиции "Небуг-2003".
"Азов" лежит на ровном киле. Корпус практически полностью разрушен временем. Частично сохранилась носовая часть. Видны два паровых котла и машина. Рядом с корпусом лежит мачта. Были обнаружены несколько ящиков с 45-мм осколочными снарядами, а также 12,7 мм патроны от пулемета ДШК.


Иосиф Коссиор под погрузкой.jpg


АЗОВ 1938-1942 (ех ИОСИФ КОССИОР 1929-1938)
Сухогруз пх тип АЗОВ судостр.завод Andre Marti,Николаев,СССР

подняты с Азова.jpg



Совсем недалеко от села Вишнёвки, на глубине около 12 метров и нашёл свой покой транспорт "Азов". Его последний поход был из Туапсе в Поти. По дороге он подвергся атаке вражеской авиации. Получил около 800 пробоин. Две последние бомбы стали решающими. Корабль начал тонуть, его ещё удалось немного оттащить буксирами к берегу, где он и сел на грунт.

Чьим же будет Кавказ? В 1942 году этот вопрос ещё оставался открытым. Тогда на фронт посылали не только необученных солдат, но и неприспособленную технику. Грузовой пароход срочно переделали под военный транспорт. Лишь по счастливой случайности, большинству моряков "Азова" удалось выжить. Погиб только один член экипажа. О том, что за судно лежит на траверсе села Вишнёвки, точно удалось узнать лишь в прошлом году.

Георгий Арутюнов, историк, штурман дальнего плавания, рассказал: "Мы начали вести исследования, и только через клуб, который занимается созданием атласа подводных препятствий и затонувших кораблей, удалось узнать, что это "Азов"".

Ровно год назад здесь прошёл первый митинг в память о погибшем пароходе. Теперь его решено сделать ежегодным. Для жителей Азова это особо важно. Еще со времен Петра корабли носили имя этого города. Здесь уже установлена мемориальная доска, а вскоре должная появиться и стела. А сейчас задача для водолазов - доставить капсулу с азовской зёмлей на борт судна.

Время действует сильнее любой бомбёжки. Сейчас корабль практически уничтожен. Время и солёная вода вскоре полностью уничтожат транспорт "Азов". Останется память, что даже маленький пароход ушёл на дно, так и не спустив флага перед неприятелем.

Транспорт Азов.jpg
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 59 (+59/−0)
Loyalty: 0 (+0/−0)
Posts: 1785
Topics: 4
With us: 8 years 1 month

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#86by evgeni » 03.05.2012, 08:28

Бывшая паровая шхунаСофия, построена в 1880 в Англии. Первоначально именовалась Омск.

София.jpg



"Советская Россия"

(до 20 июня 1920 - София, до декабря 1918 - Т.395, до 1 октября 1917 - Т.295, до 10 января 1917 - Т.249, до 24 июля 1916 - София, с 29 января 1940 - Т-486, с 10 ноября 1940 - Советская Россия, с 29 июня 1941 - Т-486, с 21 июня 1944 - ЭМТЩ-486, с 22 января 1945 - Советская Россия)
Длина - 58,4
Ширина - 8,56
Осадка - 2,53 м
Водоизмещение - 1005 т
Силовая установка - 2x180 л.с.
Скорость хода - максимальная - 8 узлов ; экономическая - 5 узлов
Дальность плавания - 420 миль
Вооружение - 1 - 120-мм и 1-47-мм ор. (с 1941: 2-45-мм ор., 2-7,62-мм пул., 1 МТШ и 1 МЗТ; с 1943: 3-45-мм и 1-20-мм ор., 2-12,7-мм пул., 1 МТШ и 1 МЗТ), 50 мин
Экипаж - 43 человека
Бывший грузовой пароход, построенный в 1880 на судоверфи «Mitchell C. & Co» в Ньюкасле (Англия). Первоначальное наименование Омск. До 1–й мировой войны принадлежал частной судовладельческой фирме и был приписан к Ростову-на-Дону. 9 апреля 1916 призван по военно-судовой повинности и 24 июля 1916 после переоборудования в ТЩ зачислен в состав ЧФ. Участвовал в 1-й мировой войне (боевое траление, артиллерийская поддержка сухопутных войск Румынского фронта в районе Констанцы, воинские перевозки и обеспечение боевых действий разнородных сил флота). 16 декабря 1917 вошел в состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 был захваченв Севастополе германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 - англо–французскими интервентами и 21 марта 1919 возвращен прежним владельцам. В январе 1920 захвачен у белогвардейцев частями РККА при освобождении побережья Азовского моря, 7 февраля 1920 национализирован и передан Главоду НКПС, а 20 июня 1920 мобилизован, поставлен на вооружение и зачислен в состав АБФ в качестве КЛ. 20 декабря 1920 КЛ выведена из боевого состава, разоружена, переоборудована и переформирована в ПМ Мариупольского военного порта, а в августе 1922 исключена из списков судов РККФ и возвращена ГОСЧАП Госторгфлота для использования в качестве грузового парохода. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКМФ. 29 октября 1939 призван от НКМФ для прохождения тральной подготовки и 29 января 1940 после оборудования тральным устройством зачислен в состав ЧФ в качестве ТЩ. 10 ноября 1940 разоружен и возвращен АГМП, но 22 июня 1941 вновь мобилизован и 27 июня 1941 по окончании переоборудования в ТЩ, подняв Военно-морской флаг, вторично вошел в состав ЧФ. Участвовал в Великой Отечественной войне (воинские перевозки в Скадовск, Одессу, Керчь и порты Кавказа, обеспечение боевой деятельности разнородных сил флота, Керченско-Феодосийская десантная операция 25 декабря 1941 – 2 января 1942, эвакуация войск Крымского фронта в мае 1942, боевое траление летом и осенью 1944); имел бортовой № 43 и с 10 апреля 1942 по 7 сентября 1942 входил в состав АВФ ЧФ. 15 октября 1943 при следовании из Поти в Туапсе торпедирован германской ПЛ «U 23» в районе м. Кодор, но остался на плаву и своим ходом прибыл в Сухуми для устранения повреждений. 21 июня 1944 переоборудован в ЭМТЩ, а 1 декабря 1944 разоружен, возвращен АГМП для использования в качестве грузового парохода и 22 января 1945 исключен из списков судов ВМФ. 13 марта 1946 поступил в подчинение ММФ, 15 марта 1953 - ММРФ и 25 августа 1954 - вновь ММФ. 5 марта 1955 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов ММФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 59 (+59/−0)
Loyalty: 0 (+0/−0)
Posts: 1785
Topics: 4
With us: 8 years 1 month

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#87by evgeni » 03.05.2012, 20:46

Паровая шхуна «Адлер» прослужила на флоте 72 года!
Длиной чуть более пятидесяти метров, со скоростью 6 узлов перевозила грузы в предвоенные и послевоенные годы, солдат и матросов во время двух мировых войн и дожила почти до шестидесятых.
Вот скупые страницы ее трудовой и боевой биографии:

«КОГДА ВРАГ В КОНЦЕ ИЮЛЯ ЗАНЯЛ РОСТОВ-НА-ДОНУ, НАД СУДАМИ, НАХОДИВШИМИСЯ В АЗОВСКОМ МОРЕ, НАВИСЛА НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ УГРОЗА. В НАЧАЛЕ АВГУСТА НАЧАЛАСЬ ЭВАКУАЦИЯ ПОРТОВ ЕЙСК, ПРИМОРСКО-АХТАРСК, ТЕМРЮК. ТОГДА ЖЕ ПОСТУПИЛ ПРИКАЗ ПЕРЕВЕСТИ АЗОВСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ПОРТОВЫЙ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФЛОТ В ЧЕРНОЕ МОРЕ. БОЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО ПРОРЫВА ВОЗЛАГАЛОСЬ НА СИЛЫ ТЕМРЮКСКОЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ БАЗЫ И ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАГРУППЫ АЗОВСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ. СУДА КОНВОИРОВАЛИСЬ СТОРОЖЕВЫМИ КАТЕРАМИ И КАТЕРАМИ-ТРАЛЬЩИКАМИ. В СВЕТЛОЕ ВРЕМЯ НАД НИМИ БАРРАЖИРОВАЛИ ИСТРЕБИТЕЛИ.
2 АВГУСТА ОСТАВИЛ ПОРТ ТЕМРЮК ПЕРВЫЙ КОНВОЙ, В КОТОРЫЙ ИЗ КРУПНЫХ СУДОВ ВОШЛИ ПАРОХОДЫ «ЧЕРВОНА УКРАИНА» И «ИНТЕРНАЦИОНАЛ». В ПУТИ ОН ПОТЕРЯЛ ОТ ВРАЖЕСКИХ АРТОБСТРЕЛОВ И БОМБАРДИРОВОК ПЯТЬ СЕЙНЕРОВ И ТРИ ШХУНЫ.
ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ 4 АВГУСТА ИЗ ТЕМРЮКА ЖЕ ВЫШЛИ СУДА ВТОРОГО КОНВОЯ. К ВЕЧЕРУ КОНВОЙ ДОСТИГ РАЙОНА МЫСА АХИЛЛЕОН, ГДЕ ДО НАСТУПЛЕНИЯ ПОЛНОЙ ТЕМНОТЫ ОТСТАИВАЛСЯ ПОД БЕРЕГОМ. КОГДА СЮДА ПОДОШЛИ 40 РЫБОЛОВНЫХ СЕЙНЕРОВ, НА СУДА И БОЕВЫЕ КОРАБЛИ ПОСТУПИЛО ПРИКАЗАНИЕ К 20 Ч БЫТЬ ГОТОВЫМИ К ФОРСИРОВАНИЮ ПРОЛИВА ПОД ПРИКРЫТИЕМ ЗАГРАДИТЕЛЬНОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОГНЯ С ВОСТОЧНОГО БЕРЕГА. [133]
С НАСТУПЛЕНИЕМ НОЧИ КОНВОЙ, СЛЕДУЯ ВДОЛЬ КОСЫ ЧУШКА, ВОШЕЛ В КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ. ВСКОРЕ ПАРОХОД «САККО И ВАНЦЕТТИ» ИЗ-ЗА ПЛОХОГО УГЛЯ ОТСТАЛ. ПАРОВЫЕ ШХУНЫ «АДЛЕР», «НОСАК» И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СУДОВ УШЛИ ВПЕРЕД. СЛЕДОВАВШИЕ ЗА ПАРОХОДОМ СЕЙНЕРЫ ОБНАРУЖИЛИ СЕБЯ ОГНЕВЫМИ ВЫХЛОПАМИ ИЗ МОТОРОВ. ОСВЕТИВ СУДА ПРОЖЕКТОРАМИ, ГИТЛЕРОВЦЫ ОТКРЫЛИ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ, МИНОМЕТНЫЙ И ПУЛЕМЕТНЫЙ ОГОНЬ, НО ПРИЧИНИТЬ КОНВОЮ БОЛЬШОГО ВРЕДА НЕ СМОГЛИ. А ШЕЛ ОН МЕДЛЕННО, ЛИШЬ К ПОЛУНОЧИ ДОСТИГ ТРАВЕРЗА ЗАТОНУВШЕГО СУДНА «ГОРНЯК». СТАЛО ЯСНО, ЧТО СВОЕВРЕМЕННО ПРОЙТИ ПРОМОИНУ, САМУЮ ОПАСНУЮ ЧАСТЬ ПРОЛИВА, КОТОРУЮ ПРОТИВНИК ОБСТРЕЛИВАЛ ТЯЖЕЛЫМИ СНАРЯДАМИ, НЕ УДАСТСЯ. И КОНВОЙ, ПОЛЬЗУЯСЬ ТЕМНОТОЙ, ВОШЕЛ В ТАМАНСКИЙ ЗАЛИВ, ЧТОБЫ УКРЫТЬСЯ У ПОРТПУНКТА СЕННАЯ.
СНИМАЛИСЬ ИЗ СЕННОЙ С РАСЧЕТОМ ПРОЙТИ ПРОМОИНУ В ПОЛНОЧЬ. КОГДА ПОДХОДИЛИ К НЕЙ, ПОСТОЯННО ПРОИЗВОДИЛИ ЗАМЕР ГЛУБИН. В ПРОМОИНЕ ГЛУБИНА ОКАЗАЛАСЬ НА ОДИН ФУТ МЕНЬШЕ УКАЗАННОЙ В ЗАДАНИИ ШТАБА АЗОВСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ. ПРИШЛОСЬ, ДАВАЯ ПЕРЕДНИЙ И ЗАДНИЙ ХОД, ПРОМЫВАТЬ СЕБЕ КАНАЛ В ПЕСЧАНОМ ГРУНТЕ.
ДНОМ 7 АВГУСТА ПРИБЫЛ В АНАПУ. КАК РАЗ В ЭТО ВРЕМЯ НАЧАЛСЯ МАССИРОВАННЫЙ НАЛЕТ ФАШИСТСКОЙ АВИАЦИИ НА ПОРТ. СУДНО НЕ ПОСТРАДАЛО. КОРАБЕЛЬНЫЕ И БЕРЕГОВЫЕ ЗЕНИТЧИКИ УСПЕШНО ОТРАЗИЛИ ВОЗДУШНЫЙ УДАР.
ТЯЖЕЛО ДАЛСЯ ПРОРЫВ ВСЕМУ КОНВОЮ. ЛИШЬ ЗА ОДНУ НОЧЬ ПОМИМО АВИАЦИОННЫХ БОМБ ВРАГ ОБРУШИВАЛ НА НЕГО ДО 2 ТЫС. АРТСНАРЯДОВ. НЕСМОТРЯ НА ЭТО, 16 СУДОВ БЫВШЕГО АЗОВСКОГО ПАРОХОДСТВА ПРОРВАЛИСЬ ЧЕРЕЗ КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ И 7 АВГУСТА ВОШЛИ В АНАПСКИЙ ПОРТ.
ВЫВОД КОНВОЕВ ИЗ АЗОВСКОГО МОРЯ ПРОДОЛЖАЛСЯ ДО 23 АВГУСТА. ВСЕГО ЗА ЭТОТ ПЕРИОД КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ ФОРСИРОВАЛИ 122 СУДНА. ОТ УДАРОВ АВИАЦИИ И АРТИЛЛЕРИИ ПРОТИВНИКА ПОГИБЛО 61 СУДНО; ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО МЕЛКИХ ПЛАВСРЕДСТВ ПРИШЛОСЬ САМИМ УНИЧТОЖИТЬ В АЗОВСКИХ ПОРТАХ ИЗ-ЗА НЕВОЗМОЖНОСТИ ВЫВЕСТИ ИХ В ЧЕРНОЕ МОРЕ.»
Описание одного из первых рейсов сов. транспортных судов в освобожденную Одессу: «… 1944 г. приняв на борт разный груз: - бревна, уголь, дрова, мебель, «АХИЛЛЕОН» в первых числах октября снялся из Батуми. Вместе с ним вышли «ИНТЕРНАЦИОНАЛ», «АДЛЕР» и буксир «ДОФИНОВКА». Для пополнения запасов воды, продовольствия и угля караван судов заходил почти во все лежащие на пути порты — Поти, Сухуми, Туапсе, Новороссийск, Ялту, Севастополь. Суда шли без конвоя. С приходом первого каравана началось регулярное движение судов между черноморскими портами».
«Осенью 1945 года к восстановленному Широкому молу Керчи подошло первое судно — паровая шхуна «Адлер» с грузами для порта и судоремонтного завода.»
«3-го июня 1946 г Бердянский порт принимает первое после войны судно - паровую шхуну "Адлер".»

adler.jpg


Адлер( ех Святой Петр) 1883-1955

Полная вместимость 394 брт. Размерения 53.2 х 8.24 х 2.28 м. ГЭУ котломашинная двухвальная, 304 л.с. Скорость 6 узлов.
Грузовой пароход (паровая шхуна). Построен в 1883 г. ("Stabilimento Tecnico Triestino", Сан-Рокко, Австро-Венгрия) для частного судовладельца. В начале 1915 г. призван по военно-судовой повинности и вошел в состав транспортной флотилии ЧФ. В ноябре 1917 г. возвращен владельцу. В 1920 г. ушел с белогвардейцами в Стамбул. В 1921 г. по возвращении национализирован и передан Мортрану. С 1938 г. входил в состав Азовского государственного морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Черноморско-Азовского бассейна выполнял военные и народнохозяйственные перевозки. 17.03.1943 г. поврежден германской авиацией у Геленджика. Со 2.04.1943 г. по 8.12.1943 г. находился в Поти на ремонте. После окончания боевых действий на Черном море возвращен Азовскому государственному морскому пароходству. Находился в эксплуатации до 1955 г. Сдан на слом в конце 1950-х гг.
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 59 (+59/−0)
Loyalty: 0 (+0/−0)
Posts: 1785
Topics: 4
With us: 8 years 1 month

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#88by evgeni » 07.05.2012, 21:31

ЗАЛЕССКИЙ Н.А.в книге "ОДЕССА" ВЫХОДИТ В МОРЕ, 1987 пишет: Пароход "Митридат", выходя из Керчи, через 28 ч (при противном ветре через 35 ч) приходил в Таганрог, а затем за 9 ч совершал плавание до Ростова. По возвращении в Таганрог он выходил в обратный рейс в Керчь. Туда он прибывал ко времени отхода парохода на Одессу, что давало возможность пассажирам в случае необходимости следовать далее в Ялту и Одессу. Впоследствии "Митридат" стал заходить в Бердянск и Мариуполь (В 1827 г. был основан город Новонагайск, переименованный в 1835 г. в Бердянск. Там же соорудили деревянную пристань на сваях, которую в 1841 - 1864 гг. удлинили на 194 м. Мариуполь основали переселенцы из Крыма в 1779 г.), необходимость же захода в Ростов отпала, так как по линии Таганрог - Ростов стал ходить вначале пароход "Донец", а затем и пароход "Ростов". Стоимость проезда на "Митридате" от Керчи до Таганрога (в руб.) (Так как на "Митридате" кают 2-го класса не было, то пассажиры должны были находиться на шканцах или в кают-компании): 1-й класс - 25, 2-й - 15 и 3-й (палубные места) - 5 руб.
Название "Митридат"
Владелец Новороссийская экспедиция
Дата закладки 6 февраля 1837
Дата спуска на воду 24 июля 1837
Дата готовности апрель 1839
Место постройки Одесса
Водоизмещение, т -
Главные размерения, м длина 41,1
ширина 6,6
осадка 1,37
Мощность машин, л. с. 70
Скорость, уз. -
Дополнительные сведения Построен корабельным инженером А. С. Акимовым для плавания по Азовскому морю, две машины завода Берда с парохода "Одесса", один железный паровой котел, построенный в Одессе. Плавал до 1845 г.
К сожалению, "Митридат" плавал недолго: около пяти лет и уже к 1 января 1845 г. стоял на приколе в Практической гавани Одессы, а по азовской линии ходил "Наследник".
«Пароход «Митридат», ходивший между Керчью и Таганрогом, по-прежнему прибывал в Керчь к приходу парохода из Одессы с целью передачи, в случае необходимости, пассажиров и грузов. С конца июля 1846 г. по этой линии стал ходить новый пароход "Бердянск", а затем вместо него однотипный ему пароход "Таганрог". Из Керчи пароход отходил каждые две недели в 6 ч утра и заходил в Бердянск и Мариуполь. Весь рейс из Керчи в Таганрог занимал двое с лишним суток. Стоимость проезда из Керчи в Таганрог теперь была уже другой (в руб.): 1-й класс - 14, 2-й - 9 и 3-й - 3,5.
В 1848 г. был основан портовый город Ейск, где в мелководном лимане построили на козлах деревянную пристань и выдвинули ее от берега Ейской косы на длину около 215 м, до глубины 1,2 м. После 1848 г. пароходы, следовавшие из Керчи в Таганрог, стали заходить не только в Бердянск и Мариуполь, но и в Ейск.»

корабли в порту Таганрог 1900-е.jpg


Колесный товаро-пассажирский пароход «Таганрог»
Колесный товаро-пассажирский пароход «Таганрог» По заказу Новороссийской пароходной экспедиции на судоверфи в Англии был построен и в июне 1846 года передан заказчику плоскодонный колесный пароход «Таганрог» предназначавшийся для плавания в Азовском море.С августа 1846 года пароход начал эксплуатироваться на грузопассажирской линии между Керчью и Таганрогом с заходом в Бердянск и Мариуполь. С мая 1847 года по 1849 год «Таганрог» ходил между Одессой и Херсоном с заходом в Очаков. В начале навигации 1854 года, после зимовки в Севастополе, «Таганрог» прибыл в Керчь. В конце апреля он вышел первым рейсом на Таганрог, однако 30 апреля у судна произошла поломка машины. На буксире однотипного парохода «Бердянск», «Таганрог» вернулся в Керчь для ремонта. Во время Крымской войны пароход был затоплен, а по ее окончании поднят и в мае 1857 года, после расформирования Новороссийской экспедиции, приобретен РОПиТ. Портом его приписки осталась Одесса. Под прежним наименованием судно стало эксплуатироваться на Черном и Азовском морях. В 1875 году судно списали и в 1876 году переоборудовали в водоналивной бот.

berdansk.jpg



Название "Таганрог" (железный)
Владелец Новороссийская экспедиция
Дата закладки 1845
Дата спуска на воду -
Дата готовности июнь 1846
Место постройки Англия
Водоизмещение, т 263
Главные размерения, м длина 45,7
ширина 5,8
осадка -
Мощность машин, л. с. 90
Скорость, уз. -
Дополнительные сведения Прибыл из Англии в Одессу 23 июня 1846 г. Построен для плавания в Азовском море. Механизмы те же, что и на "Бердянске". Продан РОПиТу в 1857 г. В 1876 г. переделан в водоналивной бот
Название "Бердянск" (железный)
Владелец Новороссийская экспедиция
Дата закладки 1845
Дата спуска на воду -
Дата готовности май 1846
Место постройки Англия
Водоизмещение, т 263
Главные размерения, м длина 45,7
ширина 5,8
осадка -
Мощность машин, л. с. 90
Скорость, уз. -
Дополнительные сведения Прибыл из Англии в Одессу 10 июня 1846 г. Построен для плавания в Азовском море. Две машины с качающимися цилиндрами "Seaward and Capel", один железный трубчатый паровой котел. Сожжен в Керчи 12 мая 1855 г


«Наступивший 1854 год принес ухудшение военной обстановки: англо-французский флот не только вошел в Черное море, но союзниками было объявлено, что отныне русским военным судам запрещалось выходить из своих портов, в противном случае англо-французы будут принуждать их возвращаться в эти порты, вплоть до применения ими силы. Естественно, что теперь не могло быть и речи о регулярных пароходных сообщениях по Черному морю. В этом году пароходы ходили лишь по двум местным линиям: Таганрог - Ростов и Овидиополь - Аккерман. Правда, с началом навигации 1854 г. была сделана попытка открыть сообщение между Керчью и Таганрогом, для чего из Севастополя после зимовки в марте пришли в Керчь пароходы "Таганрог" и "Бердянск".»
Пароходы были довооружны и дооборудованы.
«Бердянск». 2 пушки.
Вооружение: два 3-фн фальконета.
«Таганрог». 2 пушки.
Вооружение: два 3-фн фальконета.
«Первым рейсом в конце апреля вышел из Керчи пароход "Таганрог", однако 30 апреля утром у него произошла поломка машины: сломался подшипник штока левого цилиндра, шток упал на дно цилиндра и повредил его и стенку цилиндра, сам же поршень дал трещины (напомним, что на этих пароходах стояли паровые машины с качающимися цилиндрами). Пароход дошел до Таганрога под парусами, а затем на буксире парохода "Бердянск" был доставлен в Керчь, где его машина поступила в ремонт. Комиссия, расследовавшая причины поломки машины, нашла, что "металл в изломах подшипника оказался неплотным, ноздреватым". Второй пароход "Бердянск" благополучно совершил два рейса в Таганрог, но во время пробы машины перед началом нового рейса на нем также произошла поломка машины: сломался подшипник вала левого цилиндра, поршень упал и повредил дно цилиндра.
1855 год принес России дальнейшее ухудшение обстановки на Черном море. Во-первых, 7 января союзники объявили о "строгой блокаде" всех русских портов Черного и Азовского морей с 20 января, а во-вторых, 12 мая значительный англо-французский флот вторгся в Азовское море. Неприятель овладел Керчью, бомбардировал Таганрог, большая часть русских пароходов погибла (была уничтожена самими экипажами). В этих условиях о пароходных сообщениях на Азовском море не могло быть и речи.
12 мая 1855 г. восемьдесят англо-французских судов подошли к Азовскому морю. Высадив десант в Камыш-Буруне, они заняли Керчь. Перед занятием города неприятелем стоявшие в порту пароходы "Могучий" (находился в ремонте) и "Донец" были уничтожены своими экипажами. Пароход "Бердянск" с архивами и денежными средствами города успел выйти из Керчи, но, преследуемый судами противника, также был уничтожен своим экипажем.»
Баржа «Таганрог» в составе Азовского флота до 1941 года.
Баржа "Таганрог"
Принадлежность СССР. По разным сведениям баржа №59, по другим "Болиндер №59". Свидетели утверждаю, что название у нее было "Таганрог". Согласно данным архива 27.12.1941. г. На переходе из Темрюка- к месту высадки десанта бухта Булганак, баржа №59 затонула от попадания авиабомбы. Погибло около 400 человек. По рассказам очевидца баржа стояла около берега и принимала на борт раненых для переправы в Темрюк. Днем она была атакована 3-я штурмовиками "Ю-87". В результате попадания баржа затонула. Через несколько дней местными жителями, с баржи крюками были подняты тела многих бойцов (благо встал лед) и захоронены в нескольких местах на берегу, рядом с местом катастрофы.
Координаты :
Глубина около 3-х метров.
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 59 (+59/−0)
Loyalty: 0 (+0/−0)
Posts: 1785
Topics: 4
With us: 8 years 1 month

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#89by evgeni » 09.05.2012, 07:49

В. Пикуль
Марш мертвых команд

- Кто посмел толковать о суше?
Забудьте думать и не горюйте.
Номер приказа... Секретно... Слушай...
Всем, всем, всем, кто похоронен на грунте:

"Товарищи матросы, старшины, офицеры.
В годовщину славной ПОБЕДЫ нашей
Флагман разрешает раздраить двери
И распахнуть горловины настежь.
Рыб и чудовищ морской пучины
Через пробоины гнать косяком,
Бушлаты заштопать нитями тины,
Бляхи надраить золотым песком.
Ровно в полночь с ударом четвертым
Склянок флотских, мои друзья,
Всплывать на поверхность, равняясь побортно.
Парадом командовать буду я".

И, как приказано,- в полночь,
Мы поручни трапов на ощупь хватали,
Тонули мы молча, падали молча
И молча всплывали, всплывали, всплывали...

В хлябях соленых, запрокинув головы,
Распластав руки и открыв рты,
Мы всплывали со стометровой,
А может, и более- темноты.

Горнисты вскинули к звездам горны
И затрубили не видя звезд:
Началась ПЕРЕКЛИЧКА- сквозь штормы-
С норда на зюйд и с веста на ост:
- Тральщик "Запал"?- разорвало миной...
- Гвардейцы с канлодки "14-БиМС"?..
- А вы с миноносца "Орлиный"?
Сгорели...- танкер "Антифашист"?
- Подлодка "Э-С"?- не вернулась на базу...
- Лидер "Заря"?- попаданье в машину...
А нас лишь двое... и без приказа
Мы смерти своей не откроем причину.

От страха просело небо,
И в ужасе ветер пал,
Когда на высокий гребень
Поднялся наш адмирал:
В парадном во всем, спокойный
Явился из пенной воды,
Вцепились в его погоны
По три колючих звезды.
Пояс, когда-то лаковой,-
В корралах морских лугов,
На кортике- в дар от раковин
По несколько жемчугов.
За ним адъютанты тяжко
Идут по водным ухабам-
Шевелятся на фуражках
Живые эмблемы крабов...

Проходим мы морем Баренца,
И Черным, и Белым, и Балтикой.
Нам никогда не состариться,
Никогда нам не замерзнуть в Арктике.

Поднявшись над палубной кровлей,
Мы, год уж который подряд,
На волнах, пропитанных кровью,
Проводим привычный парад.

Отбой... Вновь уходим в глубины:
Отсеки телами запрудив,
Ложимся опять под турбины
И падаем возле орудий.

Но, если внукам придется с врагом
Сойтись в решающей мести,
Ждите нас- мы снова всплывем,
Но уже с кораблями вместе.

Мы были когда-то, нас нет.
Мы будем, мы будем, МЫ ЕСТЬ.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 59 (+59/−0)
Loyalty: 0 (+0/−0)
Posts: 1785
Topics: 4
With us: 8 years 1 month

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#90by evgeni » 12.05.2012, 20:54

t-26-221kefaloniya_t-35-235prorok_iona.jpg



На фото три тральщика Т-230-Элпидифор, Т-26-221 «Кефалония», Т-35-235 «Пророк Иона».
Бывшие паровые шхуны – грузовые лихтера очень подходили и как тральщики и как малые десантные корабли и использовались и на Азове и Причерноморье во всех войнах.
Справа дымит «Пророк Иона».
Тральщик Т-511 (Червоный казак)
Длина - 56 м
Ширина - 9 м
Осадка - 2,5 м
Водоизмещение - 1050 т
Силовая установка - 2 двигателя по 150 л.с.
Скорость хода, максимальная - 8 узлов
Дальность плавания - 1700 миль
Вооружение - 4 орудия калибр 45-мм, 3 пулимёта калибр 7,62-мм, минные тралы
Экипаж - 27 человек
Краткая история:
Грузовой пароход (паровая шхуна) построен в 1896 г. на судоверфи «Stabilimento Tecnico Triestino» в Триесте (Австро-Венгрия).
до 6 января 1916 - "Пророк Иона"
до 11 апреля 1916 - Т.71
до 24 июля 1916 - Т.35
до 1 октября 1917 - Т.235
до 30 сентября 1918 - Т.335
с 19 августа 1920 - "Червоный казак"
с 29 июня 1941 - Т-511
До начала 1-й мировой войны принадлежал частному судовладельцу и был приписан к Ростову-на-Дону. В декабре 1915 призван, переоборудован в тральщик и зачислен в состав ЧФ. Принимал участие в боевых тралениях, несении дозорной и конвойной службы, воинских перевозках и обеспечение боевых действий разнородных сил флота. 16 декабря 1917 вошел в состав Красного ЧФ. 1 мая 1918 был захвачен в Севастополе германскими интервентами, а 30 сентября 1918 возвращен прежнему владельцу. В январе 1920 национализирован, мобилизован и зачислен в состав Азовской военной флотилии в качестве тральщика. 7 сентября 1920 переоснащен в канонерскую лодку. Участвовал в боевых действиях в гражданской войне - бои с кораблями противника и минно-заградительные действия в Азовском море в июне-сентябре 1920. С 25 мая 1921 разоружен и исключен из списков судов РККФ для использования в качестве грузового парохода. 22 июня 1941 пароход вновь мобилизован и после переоборудования в тральщик, вошел в состав ЧФ, писвоен тактический номер 63. Участвовал в воинских перевозках в Одессу, Севастополь, на малоземельский плацдарм, в порты Керченского полуострова и Кавказа. По данным ЦВМА, 5 марта 1943 года тральщик Т-511 был отправлен на малоземельский плацдарм с грузом продовольствия и боеприпасов - всего 59 тонн. На борту Т-511 было 353 человека бойцов и командиров. К Мысхако Т-511 прибыл благополучно. Возвращаясь обратно принял на борт 120 человек раненых, 200 человек эвакуированного населения и 250 человек командируемых, всего около 600 человек. 26 марта 1943 года в 4.50 на переходе Мысхако-Геленджик тральщик подорвался на мине и через 10 минут затонул. Корабли охранения - катера СКА 064 и СКА 014 приняли все меры к спасению людей. Особо хорошо сработал СКА 064 взявший на борт 103 человека. Всего было спасено 125 человек из них 37 раненых, 25 человек команды а остальные из числа командированных и эвкауированных. Из начсостава тральщика спасены командир корабля ст. лейтенант Кожухов и военфельдшер Пеньковский все спасенные доставлены в Геленджик.

czervonyj-kazak на грунте.jpg



Находится на траверзе поселка Мысхако на глубине 48м, возвышение над грунтом 7-8 метров. Есть доступ в рубку и трюма, заилен по ватерлинию. Имеются орудия: одно на баке, и два в кормовой части. Лежит практически на ровном киле. По правому борту, в районе второго трюма пробоина шириной 1.5 м от контактной мины.

п/х Червоный Казак(ех Пророк Иона) 1898-1943

Тральщик Т-230
Прародитель эльпидифоров-паровая шхуна ростовского купца Елпидифора Парамонова в качестве тральщика времен пмв. В русском языке это древнегреческое имя трансформировалось в более звучное Эльпидифор

Тральщик Т-230 Елпидифор.jpg


Т-230 –Элпидифор высаживает десант на Азовье.
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 59 (+59/−0)
Loyalty: 0 (+0/−0)
Posts: 1785
Topics: 4
With us: 8 years 1 month

PreviousNext

Return to Старый Мариуполь

Who is online (over the past 5 minutes)

Users browsing this forum: 9 guests