В Азовском пароходстве числился ИНТЕРНАЦИОНАЛ
Полная вместимость 379 брт. Размерения 62.94 х 9.6 х 2.9 м. ГЭУ котломашинная, 29 н.л.с.
Грузовой пароход (паровая шхуна). Прежнее название "Вальяно В." ("Vagliano V."). Построен в 1888 г. ("Thomas B.Seath", Глазго, Великобритания). С 1938 г. входил в состав Азовского государственного морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Черноморско-Азовского бассейна выполнял военные и народнохозяйственные перевозки. С 18.09.1943 г. числился в составе ЧФ. После окончания боевых действий на Черном море возвращен Азовскому государственному морскому пароходству.
Панагий Вальяно.jpg
На фото пароход Panaghi Vagliano 1899/813
16 октября 1914 года крейсеры «Бреслау» и «Берк-И Савет» оттоманского флота, руководимые германскими офицерами подошли к порту Новороссийск и обстреляли из орудий причалы и гавань. Были потоплены или получили серьезные повреждения пароходы «Федор Феофани», «Чатырдаг», «Николай» и «Панагий Вальяно», моторная шхуна «Русь», транспортное судно «Петр Петир», парусник «Дооб».
Пароходы "Вальяно В." ("Vagliano V.") и «Панагий Вальяно» принадлежали судовладельцам братьям Вальяно.
Пристань завода Провиданс на реке Калмиус. Пароход Панагий Валиано под разгрузкой,1911 г..jpg
Вот «Панагий Вальяно» разгружается у причала порта Провиданс на Кальмиусе с грузом концентрата для завода в 1911 году.
Отрывок из книги о «путешествии» русских офицеров из Поти в Ростов.
Иван Михайлович Калинин Русская Вандея
Комментарий историка
II
НА «ПАНАГИИ ВАЛЬЯНО»
«К сентябрю Черное море начали бороздить пароходы русские и немецкие. Правда, случайные. Регулярного движения не существовало. Хищные судовладельцы, пользуясь смутой, рвали с пассажиров, сколько хотели. Дороговизну объясняли риском, потому что море кишело минами.
Так или иначе, кто хотел, теперь мог покинуть некогда пламенную, а теперь холодную для нас Колхиду. Небольшой торговый пароход «Панагий Вальяно» готовится отплыть из Потийского порта с грузом соли и живого товара. Его перед войной сдали в архив в виду порчи машины, но теперь кое-как приспособили для плавания.
— В прежнее время, — объяснял капитан, бывший лейтенант военного флота, — ни один моряк не рискнул бы вывести этот опорок из бухты. А теперь ездим, каждую минуту ожидая гибели. Потому что есть хочется. Согласны хоть на бумажном кораблике плавать.
На пароходе нет кают, нет решительно никаких удобств, но он переполнен. На грязной палубе валяются сотни две русских вояк. Преобладают строевые офицеры, и преимущественно молодежь. «Прапорщики от сохи», — так именовала солдатня малокультурных офицеров военного времени…»
«В Бердянске новая немецкая штука. С каждого пассажира потребовали по 50 копеек за разрешение сойти на берег за покупкой провизии.
А в Мариуполе, когда пароход уже поднял сходни, какая-то баба истерично вопила по нашему адресу и грозила кулаками с пустынной пристани:
— Поганое офицерьё! Сичас ваша взяла, но думаете надолго? Скоро конец вашему царству, кровопийцы… В море вас всех перетопим, ироды иродовские, анафемы анафемские.
Под аккомпанемент этого сквернословия, извергаемого Фурией, мы направились к Таганрогу…»
«Члены семьи Vagliano (в русскоязычных документах - "Вальяно") из Керамис стали известны в 19 веке как богатейшие судовладельцы и фактические основатели греческого торгового флота (особенно отличились братья Панагис, Маринос и Андреас Вальяно). Панагис Вальяно до сих пор почитается в Греции как великий меценат (в частности, он с братьями спонсировал строительство Афинской Национальной библиотеки, носящей их имя). Семья Вальяно имела серьезные торговые интересы в России, а Маринос (под именем Марка Вальяно) стал героем известной истории о контрабанде, описанной у А.П. Чехова (имеется в виду рассказ "Тайна ста сорока четырех катастроф, или русский Рокамболь").
Потомки Вальяно из Керамис проживают ныне во многих странах мира (в том числе, в России), и некоторые из них сохранили свою фамилию, восходящую еще к 12 веку.»
Жизнь столкнула меня с наследниками этого рода знаменитых судовладельцев.
Я учился со студенткой И.Вольяновой. Она познакомила меня со своей бабушкой.
Такая бабулька с благородными манерами в старинном дорогом платье с рюшиками.
Она жила в старом доме в центре города. Угощала чаем из старинных китайских фарфоровых чашек.
За чаем, она рассказала свою историю. Вдова одного из братьев – судовладельцев Вольяно. В гражданскую поменяла фамилию, что помогло ей выжить в Сталинской мясорубке. Дома, пароходы большевики забрали, но квартира в центре со стариной дорогой мебелью чудом сохранилась. Так она и доживала свой долгий век в этой квартире со своими воспоминаниями наедине, редко делясь ими со случайными людьми.
К сожалению дальнейшей судьбы этой ветви рода Вольяно я не знаю!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.