И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#101 evgeni » 24.05.2012, 21:36

В составе АМП числилась шаланда "Горпидия".

Паровая землевозная шаланда.
Водоизмещение: 489 т
Длина: 42,6 м
Ширина: 8,5 м
Осадка: 3,0 м
Мощность двигателя: 250 л.с.
Дальность плавания: 1000 миль.
В мае 1920 г. была затоплена белогвардейцами в Ейске при отступлении, но вскоре поднята и в качестве транспорта включена в состав Керченского транспортного отряда Азовской военной флотилии (красных). 18.01.1921 г. сдана Главоду. В годы В.О.В в составе Азово-Черноморского техфлота, обеспечивала воинские и народнохозяйственные перевозки, по Азовскому морю. 11.08.1942 г. на переходе в Анапу шаланда была атакована авиацией противника, и потоплена.
Найдена аквалангистами дайв-центра, который находится в поселке Сукко, в 10 километрах от Анапы. Видны механизмы для открывания днищевых люков. В носовой части ниже ватерлинии - большая пробоина. В кормовой части находится паровая машина. Рядом с корпусом на грунте лежит труба. По словам аквалангистов, в 1970-х годах были произведены водолазные работы по очистке отсеков этой шаланды от взрывоопасных предметов. Для облегчения задачи водолазами были срезаны надстройки, но боеприпасы встречаются в корпусе судна и до сих пор. Один из московских дайв-клубов поднял с шаланды рынду.
Координаты 44°46'N 37°22'E
Судно лежит на ровном киле на глубине 18 метров.
Высота борта от грунта 5 метров.

Гордипия на грунте.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2789
Темы: 4
С нами: 13 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#102 evgeni » 25.05.2012, 20:58

Вот еще одна Азовская "грязнуха" , которая очищала от мин подходные каналы Мариупольского порта -
Т-501 (до 29.06.1941 г. "Сиваш", с 21.06.1944 г. "ЭМТЩ-501")
Водоизмещение 500 т. Размерения 49.1 х 9.3 х 2.4 м. ПМ 350 л.с. Скорость 5/4.5 узла, дальность 600 миль. Вооружение: 2 х 76.2 мм, 2 х 7.62 мм пулемета (с 1943 г. 1 х 76.2 мм, 3 х 45 мм, 2 х 12.7 мм и 2 х 7.62 мм пулемета), трал Шульца. Экипаж 44 чел.
Бывшая паровая грунтовозная шаланда Азовтехфлота. Построен в 1932 г. Мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 1.07.1941 г. вошел в состав ЧФ. Носил бортовой №45. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик. После войны прошел кап. ремонт на Керченском СРХ и вошел в состав Азовморпути.

sivash.jpg


Паровая шаланда ''Сиваш'' (тральщик ''Т-501'') в ремонте
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2789
Темы: 4
С нами: 13 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#103 evgeni » 25.05.2012, 21:32

п/х Волго-Дон 1917/1929-1941

wolga_don.jpg


ВОЛГО-ДОН (до 1929 г. "Эльпидифор № 423")
Полная вместимость 956 брт. Размерения 70.21 х 10.37 х 3.26 м. ГЭУ котломашинная двухвальная, 500 л.с. Скорость 7 узлов.
Заложен и спущен в 1917 г. (з-д "Руссуд", Николаев). Достроен в 1929 г. (з-д им. А.Марти, Одесса). Вошел в состав судов Совторгфлота, затем - Азовского государственного морского пароходства. С 27.07.1941 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта. 8.10.1941 г. при оставлении советскими войсками Мариуполя взорван экипажем в порту из-за невозможности вывода и 15.10.1941 г. исключен из списков. 3.12.1941 г. захвачен германскими войсками в р-не Мариуполя, восстановлен и введен в строй под наименованием "Wolga-Don". Торпедирован 25.11.1943 г. ПЛ "Л-6" и потерял ход. Затонул на следующий день при попытке буксировки.

Остов сохранился до настоящего времени и является популярным объектом для дайвинга.

Недавно знакомые ребята в порту агентировали балкер. Построен тоже в Николаеве в 1976 году.
Такой Эльпидифорчик, только современный. Название «ION». Для балкеров считается малышом.
Такой «малышок» дедвейтом 50000 тонн. Длина 201 метр. Ширина 31,8 м. Высота 16,8 м.
Лоцмана еле воткнули к причалу! Мощность двигателя - 13700 HP!
Cравните с «Волго – Доном». А прошло всего 46 лет!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2789
Темы: 4
С нами: 13 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#104 evgeni » 25.05.2012, 21:56

Керченско-Феодосийская операция.jpg



"Ворошилов"
Земснаряд. На рассвете 26 декабря 1941 г. земснаряд "Ворошилов", на борту которого находилась большая часть 185-го стрелкового полка 51-й армии, в сопровождении катера-тральщика "Ураган" подошел к месту высадки десанта в районе мыса Тархан. Так как единственными средствами высадки у земснаряда были только 2 шлюпки, к 12 ч. было высажено лишь 18 человек. В 12 ч. 45 м. "Ворошилов" был атакован авиацией противника. В рефулер попали две бомбы. Одна из бомб попала в ходовой мостик. При этом был выведен из строя весь командный состав. Возник пожар. Возник крен на правый борт. Вскоре "Ворошилов" перевернулся и затонул. Подошедшими канонерскими лодками "Днестр" и № 4, катером-тральщиком "Ураган" и буксиром "Дофиновка" было спасено около 200 человек. Погибло около 450 человек.
Сведений о подъеме земснаряда нет. Возможно, что в районе мыс Тархан - мыс Хрони лежат останки корпуса судна.
Согласно «Рассчету сил и средств для высадки морских десантов Азовской военной флотилией», для высадки в район Казантипского залива предназначалось 530 человек, для высадки на мысе Зюк в западной группе — 2216 человек, две 45-мм пушки, две 76-мм пушки, четыре 37-мм пушки, девять 120-мм минометов, три танка Т-26, а также 18 лошадей и одна радиостанция (танки были переправлены на барже «Хопер», которая буксировалась пароходом «Никополь». — Примеч. авт.), для высадки в восточной группе — 667 человек и две 76-мм пушки. В район мыса Хрони высаживалось 1209 человек, две 45-мм пушки, две 76-мм пушки, три танка Т-26 (доставлены буксирным пароходом «Дофиновка» и баржей «Таганрог». — Примеч. авт.) и одна автомашина в составе западной группы, 989 человек, две 76-мм пушки и две 45-мм пушки в составе восточной группы. В Еникале планировалось высадить 1000 человек. На суда Азовской военной флотилии были погружены части 244-й стрелковой дивизии и 83-й стрелковой бр.
Земснаряд "Ворошилов", буксир "Дофиновка" и баржа "Таганрог" тоже из состава АМП!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2789
Темы: 4
С нами: 13 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#105 Натали » 26.05.2012, 17:08

На форуме "Балансера" информация по поводу -"Ворошилова"- земснаряд, поднят 69 АСС ЧФ до 08.1951 г и стоял в п. Жданов. 1958 г. затонул при разделки от повреждений. ПБ п/х "Осипенко" у причала 2-го участка порта. Поднят АСПТР 05.11.60г-25.12.60 г на плав. Вытащен на берег на 7 частей с кормы. Разделан окончательно 27.04.61 г.
Натали
Репутация: 3 (+3/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 179
С нами: 13 лет 2 месяца

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#106 evgeni » 26.05.2012, 21:55

Уважаемая Натали! Спасибо! Я слышал, что "Ворошилов" поднимали, но думал морская байка.
А к "П.Осипенко" мы еще вернемся.
А вот еще четыре маленьких,но героических колесных парохода Азовья!

kuzneck.jpg


Тип "Кренкель" - 4 единицы

krenkel.jpg


Бывшие речные колесные пароходы Доно-Кубанского речного пароходства. Были близки по типу канонерским лодкам типа "Димитров" Пинской флотилии и типа "Кузнецк" Амурской флотилии, отличаясь, в основном, вооружением.

dimitrov.jpg


1. КРЕНКЕЛЬ (до 17.08.1937 г. "Фомин")
ГЭУ котломашинная, 350 л.с. Вооружение: 1 х 76 мм, 2 х 45 мм.
Построен в 1934 г. ("Ленинская кузница", Киев). Мобилизован 2.10.1941 г., переоборудован в канонерскую лодку и вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. Участвовал в обороне Ростова-на-Дону и Таганрога, боевых действиях на Азовском море. Погиб 19.10.1941 г. в бою с полевой артиллерией противника.

2. ОКТЯБРЬ
ГЭУ котломашинная, 375 л.с. Вооружение: 1 х 76 мм, 2 х 45 мм.
Построен в 1931 г. ("Красный Флот", Ростов-на-Дону). Мобилизован 2.10.1941 г., переоборудован в канонерскую лодку и вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. Участвовал в обороне Ростова-на-Дону и Таганрога, боевых действиях на Азовском море и Кубани. 22.08.1942 г. ввиду невозможности прорыва взорван экипажем в р-не ст. Варениковская и затонул. Поднят после войны и сдан на слом.

3. РОСТОВ-ДОН
ГЭУ котломашинная, 300 л.с. Вооружение: 1 х 76 мм, 2 х 45 мм.
Построен в 1936 г. ("Красный Флот", Ростов-на-Дону). Мобилизован 2.10.1941 г., переоборудован в канонерскую лодку и вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. Участвовал в обороне Ростова-на-Дону, Таганрога и Темрюка. 22.08.1942 г. ввиду невозможности прорыва взорван экипажем в Темрюкском порту и затонул. Поднят после войны и сдан на слом.

4. СЕРАФИМОВИЧ
ГЭУ котломашинная, 150 л.с. Вооружение: 1 х 76 мм, 2 х 45 мм.
Построен в 1935 г. ("Красный Флот", Ростов-на-Дону). Мобилизован 2.10.1941 г., переоборудован в канонерскую лодку и вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. Участвовал в обороне Ростова-на-Дону, Таганрога и Азова, боевых действиях на Азовском море. 28.07.1942 г. погиб от ударов бомбардировочной авиации противника. Поднят 21.04.1944 г. АСС ВМФ, восстановлен и 28.07.1945 г. передан Наркомату речного флота для использования в качестве буксира. Выведен из эксплуатации в конце 1950-х гг. и сдан на слом.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2789
Темы: 4
С нами: 13 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#107 evgeni » 26.05.2012, 22:06

буксир Перванш.jpg


"Перванш"
Бывший буксир Азовского государственного морского пароходства. Вступил в строй 1912 г. в качестве буксирного парохода ВМС Франции. В 1918 г. затонул в Севастополе. В 1925 г. поднят, с 22.07.1941 г. по 10.04.1942 г. использовался в качестве сторожевого корабля - тральщика Азовской военной флотилии.
19 мая 1943 года в 14ч.18м. буксир "Перванш" с баржей №75, в охранении сторожевого катера №018, вышел из Туапсе в Батуми. В 23ч.25м. в районе Сочи 018-й обнаружил торпедный катер и дал на него запрос. В ответ, охватив конвой с головы, торпедные катера S-49 и S-72 одновременно с обоих бортов атаковали буксир. В результате попадания двух торпед ,"Перванш" в течение минуты затонул .Согласно сведениям источников точка гибели 43°32'N 39°49'9"E.
Затем противник пытался так же потопить баржу, но выпущенная торпеда прошла мимо и попала в Северный мол порта Сочи. После этого катера были отогнаны огнем сторожевого катера №018.
Если взять во внимание тот факт ,что одна из выпущенных торпед попала в северный мол г. Сочи , то ближайший объект от точки предоставленной источниками , находится на расстоянии 1,8 км по пеленгу 173°. Глубина около 18 метров , возвышение над грунтом 4 метра. Координаты 43°33'N 39°44'E


"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2789
Темы: 4
С нами: 13 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#108 evgeni » 27.05.2012, 22:39

В Азовском пароходстве числился ИНТЕРНАЦИОНАЛ
Полная вместимость 379 брт. Размерения 62.94 х 9.6 х 2.9 м. ГЭУ котломашинная, 29 н.л.с.
Грузовой пароход (паровая шхуна). Прежнее название "Вальяно В." ("Vagliano V."). Построен в 1888 г. ("Thomas B.Seath", Глазго, Великобритания). С 1938 г. входил в состав Азовского государственного морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Черноморско-Азовского бассейна выполнял военные и народнохозяйственные перевозки. С 18.09.1943 г. числился в составе ЧФ. После окончания боевых действий на Черном море возвращен Азовскому государственному морскому пароходству.

Панагий Вальяно.jpg


На фото пароход Panaghi Vagliano 1899/813

16 октября 1914 года крейсеры «Бреслау» и «Берк-И Савет» оттоманского флота, руководимые германскими офицерами подошли к порту Новороссийск и обстреляли из орудий причалы и гавань. Были потоплены или получили серьезные повреждения пароходы «Федор Феофани», «Чатырдаг», «Николай» и «Панагий Вальяно», моторная шхуна «Русь», транспортное судно «Петр Петир», парусник «Дооб».

Пароходы "Вальяно В." ("Vagliano V.") и «Панагий Вальяно» принадлежали судовладельцам братьям Вальяно.

Пристань завода Провиданс на реке Калмиус. Пароход Панагий Валиано под разгрузкой,1911 г..jpg



Вот «Панагий Вальяно» разгружается у причала порта Провиданс на Кальмиусе с грузом концентрата для завода в 1911 году.

Отрывок из книги о «путешествии» русских офицеров из Поти в Ростов.

Иван Михайлович Калинин Русская Вандея
Комментарий историка

II
НА «ПАНАГИИ ВАЛЬЯНО»
«К сентябрю Черное море начали бороздить пароходы русские и немецкие. Правда, случайные. Регулярного движения не существовало. Хищные судовладельцы, пользуясь смутой, рвали с пассажиров, сколько хотели. Дороговизну объясняли риском, потому что море кишело минами.
Так или иначе, кто хотел, теперь мог покинуть некогда пламенную, а теперь холодную для нас Колхиду. Небольшой торговый пароход «Панагий Вальяно» готовится отплыть из Потийского порта с грузом соли и живого товара. Его перед войной сдали в архив в виду порчи машины, но теперь кое-как приспособили для плавания.
— В прежнее время, — объяснял капитан, бывший лейтенант военного флота, — ни один моряк не рискнул бы вывести этот опорок из бухты. А теперь ездим, каждую минуту ожидая гибели. Потому что есть хочется. Согласны хоть на бумажном кораблике плавать.
На пароходе нет кают, нет решительно никаких удобств, но он переполнен. На грязной палубе валяются сотни две русских вояк. Преобладают строевые офицеры, и преимущественно молодежь. «Прапорщики от сохи», — так именовала солдатня малокультурных офицеров военного времени…»
«В Бердянске новая немецкая штука. С каждого пассажира потребовали по 50 копеек за разрешение сойти на берег за покупкой провизии.
А в Мариуполе, когда пароход уже поднял сходни, какая-то баба истерично вопила по нашему адресу и грозила кулаками с пустынной пристани:
— Поганое офицерьё! Сичас ваша взяла, но думаете надолго? Скоро конец вашему царству, кровопийцы… В море вас всех перетопим, ироды иродовские, анафемы анафемские.
Под аккомпанемент этого сквернословия, извергаемого Фурией, мы направились к Таганрогу…»

«Члены семьи Vagliano (в русскоязычных документах - "Вальяно") из Керамис стали известны в 19 веке как богатейшие судовладельцы и фактические основатели греческого торгового флота (особенно отличились братья Панагис, Маринос и Андреас Вальяно). Панагис Вальяно до сих пор почитается в Греции как великий меценат (в частности, он с братьями спонсировал строительство Афинской Национальной библиотеки, носящей их имя). Семья Вальяно имела серьезные торговые интересы в России, а Маринос (под именем Марка Вальяно) стал героем известной истории о контрабанде, описанной у А.П. Чехова (имеется в виду рассказ "Тайна ста сорока четырех катастроф, или русский Рокамболь").
Потомки Вальяно из Керамис проживают ныне во многих странах мира (в том числе, в России), и некоторые из них сохранили свою фамилию, восходящую еще к 12 веку.»

Жизнь столкнула меня с наследниками этого рода знаменитых судовладельцев.
Я учился со студенткой И.Вольяновой. Она познакомила меня со своей бабушкой.
Такая бабулька с благородными манерами в старинном дорогом платье с рюшиками.
Она жила в старом доме в центре города. Угощала чаем из старинных китайских фарфоровых чашек.
За чаем, она рассказала свою историю. Вдова одного из братьев – судовладельцев Вольяно. В гражданскую поменяла фамилию, что помогло ей выжить в Сталинской мясорубке. Дома, пароходы большевики забрали, но квартира в центре со стариной дорогой мебелью чудом сохранилась. Так она и доживала свой долгий век в этой квартире со своими воспоминаниями наедине, редко делясь ими со случайными людьми.
К сожалению дальнейшей судьбы этой ветви рода Вольяно я не знаю!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2789
Темы: 4
С нами: 13 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#109 evgeni » 31.05.2012, 21:20

В составе АГМП был еще один ветеран "Батайск" 1882-1942.
«БАТАЙСК», груз, п/х, 3195 брт, АГМП. Капитан — С. А. Бублик. Дата и место гибели — 14.01.42, порт Керчь, у Широкого мола. Потоплен авиацией противника после разгрузки. Погибло 3 чел.

Батайск.jpg


Полная вместимость 319 брт. Размерения 53.64 х 8.15 х 2.26 м. ГЭУ котломашинная, 34 н.л.с.
Грузовой пароход. Построен в 1882 г. ("Stabilimento Tecnico Triestino"), предыдущие названия "Carl", затем "Святой Николай". В 1940 г. входил в состав Азово-Черноморского государственного морского пароходства с припиской к порту Одесса. С 27.07.1941 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта. Потоплен 14.01.1942 г. авиацией противника в Керчи у Широкого мола после разгрузки. Поднят 30.04.1945 г. АСС ЧФ. В 1952 г. разделан на металл.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2789
Темы: 4
С нами: 13 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#110 evgeni » 31.05.2012, 21:37

А вот еще один из Азовских эльпидифоров. Прослужил на Азове почти 65 лет.
п/х Майкоп 1922-1958 (ех Елена Куппа 1893-1920,ех Новый Мир 1921-1922)

Maйкоп.jpg


Т-516 (до 15.10.1916 г. "Елена Куппа", до 15.09.1918 г. "Т-265", до января 1920 г. "Т-365", до мая 1920 г. "Елена Куппа", до 20.06.1920 г. "Зеленый партизан", до июля 1921 г. "Червоный казак", до 17.03.1922 г. "Новый мир", до 29.06.1941 г. "Майкоп", с 21.06.1944 г. "ЭМТЩ-516")
Водоизмещение 842 т. Размерения 57.8 х 8.2 х 2.2 м. 2 ПМ, 360 л.с. Скорость 8/5 узлов, дальность 490 миль. Вооружение: 4 х 45 мм, 1 х 20 мм, 2 х 12.7 мм пулемета, тралы Шульца и электромагнитный. Экипаж 40 чел.
Бывшая паровая шхуна. Построен в 1893 г. Мобилизован осенью 1914 г., переоборудован в тральщик и включен в состав ЧФ. 1.05.1918 г. захвачен австро-германскими оккупантами, в декабре 1918 г. - англо-французскими интервентами, а в апреле 1919 г. вошел в состав белогвардейского флота. В январе 1920 г. захвачен частями Красной Армии и весной 1920 г. включен в состав Азовской флотилии в качестве транспорта. 20.06.1920 г. вооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. 20.08.1920 г. затоплен экипажем в связи с невозможностью вывода при отходе частей Красной Армии из Темрюка. Поднят в июне 1921 г. и 11.07.1921 г. передан Госсудоподъему. Прошел кап. ремонт в 1938 - 1939 гг. Мобилизован повторно 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 1.07.1941 г. включен в состав ЧФ.
19.11.1941 Потоплен авиацией противника ТЩ Т-516 (бывший п./х. «Майкоп» (398 брт)) у Таманского полуострова в точке 45º06'с.ш./36º50'в.д. Погибло 12 человек. (поднят и введен в строй)
Носил бортовой №68. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик ЭМТЩ-516
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2789
Темы: 4
С нами: 13 лет

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 32 гостя